В начале XVIII века в районе устья реки Охты по указу Петра I было устроено поселение приезжих вольных плотников, которые были привлечены со всей страны для работы на городских верфях.

Для их нужд в 1725 году на берегу одного из притоков Охты, реки Чернавки, по проекту архитектора Потёмкина была построена небольшая церковь, освященная во имя Иосифа Древодела, покровителя плотников.

Через два года на противоположном берегу Чернавки было обустроено кладбище. Через некоторое время деревянный храм обветшал, и вместо него был построен новый, каменный, но уже в центре кладбища. Поскольку новый храм был холодным, и службы зимой вести было невозможно, рядом с ним в 1746-1748 гг. по проекту архитектора М. Г. Земцова построили Покровскую церковь.

К концу века, в связи с прошедшими эпидемиями оспы и тифа кладбище оказалось переполнено. 16 мая 1773 года рядом с Охтинским, на берегу Чернавки, было открыто новое кладбище - Большеохтинское. Старое кладбище официально закрыли, хотя и после этого там изредка продолжали хоронить людей. В 1836 году Покровская церковь была разобрана.

В 1773 году на территории нового кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским.

В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, в 1814 году освященная во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов.

В мае 1810 году купец Г. Г. Никонов выразил желание возвести на кладбище за свой счёт ещё одну каменную церковь «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с местом захоронения своих близких.

Постройка обошлась купцу в 10 тыс. руб., ибо он дал деньги также на иконостас, утварь и ризницу.


Здесь в 1857 похоронили начальника Охтинской верфи генерал-лейтенанта П. Г. Орловского. Неподалеку погребали и других корабелов, в течение многих лет трудившихся на верфи.

После капитального ремонта и росписи интерьера, средства на которые дали богатые купцы, храм был освящен 22 октября 1870 малым освящением. Из святынь отметим древнюю икону Христа Вседержителя и Божией Матери "Скоропослушницы".

Сейчас в храме также хранятся чтимые иконы из закрытых и снесенных храмов Охты и Пороховых, в том числе: прав. Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и вмц. Параскевы Пятницы. Ранее все стены были сплошь увешаны заупокойными иконами.

После революции судьба кладбища была весьма печальна - были снесены почти все храмы, уничтожено значительное количество склепов и памятников. Единственным уцелевшим храмом оказалась Никольская церковь. В 1926 г. церковь Казанской иконы Божьей Матери была закрыта, а в 1929 г. снесена. В начале 1930-х гг. были снесены еще три церкви, располагавшиеся на единоверческом участке кладбища, в 1935 г. была снесена церковь святого Георгия Победоносца.


После революции церковь даже на краткое время не закрывалась. В 1951 при ней выстроили отдельную звонницу, в 1976 расширили левым приделом.

На старинном кладбище были похоронены духовный композитор П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, декабрист А. М. Булатов, первый директор лицея В. Ф. Малиновский и преподаватель лицея А. П. Куницын, малолетний сын Достоевского – Алеша; художники – П. А. Суходольский и А. В. Щекатихина-Потоцкая; врачи – нейрохирург А. Л. Поленов и ортопед Г. И. Турнер, а также другие исторические деятели.

Здесь находились захоронения представителей известных дворянских фамилий: Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Оболенских, Шаховских. После войны за церковью похоронили нескольких известных профессоров С.-Петербургской Духовной академии: А. Сагарду, В. М. Верюжского, М. К. Сперанского.

В настоящее время на Большеохтинском кладбище хоронят мало, но оно выглядит не столь запущенным, как другие старые городские кладбища, хотя многие исторические могилы и здесь утрачены.

И. В. Попов

Церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище

На правом берегу Невы, против Смольного монастыря и Александро-Невской Лавры, раскинулся один из старейших районов Петербурга - Охта. Северная его часть, лежащая на правом берегу реки Охты, именуется Большой Охтой, а располагающаяся на левом берегу, южная - Малой.

Река Охта, от которой поселение получило свое имя, упоминается в новгородской летописи еще под 1300 годом. В устье ее в древности стояло новгородское селение Невское Устье. В начале XVII века, в период шведского владычества, на его месте была построена крепость Ниеншанц (Канцы), после взятия которой русскими войсками 3 мая 1703 года, Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. По приказу Петра Великого крепость была срыта, а на ее месте основана Охтинская верфь (ныне Петрозавод), где строились русские военные и торговые корабли.

Согласно царскому указу, из разных губерний России сюда были переведены корабельные плотники, ставшие первыми поселенцами охтинских слобод. Работавшие из поколения в поколение на судостроительных верфях охтяне прославились как искусные плотники и мастера деревянной резьбы. Их стараниями были сооружены замечательные резные деревянные иконостасы петербургских и охтинских храмов; произведения их рук украсили многие дворцы Петербурга и его пригородов.

8 августа 1722 года охтинские поселяне обратились в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. Ответом был указ об отводе до времени в домах светлицы для служения вечерни, утрени и часов. Светлицу эту срубили из казенного леса и стали именовать часовней, а в 1725 году обратили ее во храм, освятив по мысли Императора Петра I во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотницкого и корабельного ремесел. При церкви была устроена деревянная колокольня, замечательная тем, что на ней висел отлитый в 1725 году колокол в 1000 пудов весом, да такой звонкий, что ему завидовали обыватели столицы. В 1731 году церковь была разобрана и на ее месте выстроена небольшая деревянная часовня, называвшаяся Иосифовской. Без храма охтяне жить не могли - вскоре вместо упраздненной церкви возводится новая в честь Святой Троицы; позже она была заменена каменным храмом во имя Сошествия Святого Духа, долгое время бывшего главным храмом Охты. Причт Свято-Духовной церкви окормлял весь Большеохтинский приход, простиравшийся на 15 верст вдоль правого берега реки Невы - от Полюстрова до реки Охты и от Невы до Охтинских пороховых заводов.

Охта была своеобразным «петербургским Замоскворечьем»,- тихой и уютной частью города, удаленной от петербургской суеты. Она имела свой размеренный и неспешный ритм, старый купеческий уклад жизни, была крепка своими традициями и обычаями.

В начале XX века она оставалась удивительным местом, мало похожим на парадный Петербург: здесь высились старинные храмы, ровесники Петербургу, приходские, кладбищенские, а позже монастырские подворья, напоминавшие своей архитектурой Москву. Многочисленные часовни и богоугодные заведения, дома призрения и приюты были устроены здесь на средства благочестивых и богобоязненных охтинских и петербургских купцов и мещан. Кладбища - Большеохтинское (Георгиевское) православное и единоверческое, Малоохтинские - православное и старообрядческое с XVIII века служили местом упокоения петербуржцев.

Даже после постройки в 1908-1911 гг. постоянного Большеохтинского моста имени Императора Петра Великого через Неву, связавшего Охту с центром Петербурга, когда район стал стремительно превращаться в фабрично-заводскую окраину, Охта оставалась еще глубоко своеобразной и вплоть до 1920-30-х годов сохраняла свой облик и колорит. Испытав в эти годы уничтожение многих замечательных своих храмов, искаженная однообразной жилой застройкой 50-80-х годов нашего века, Охта еще хранит отдельные старинные нетронутые уголки. Одним из них является Большеохтинское кладбище с расположенной на нем церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Она является одним из немногих храмов, не закрывшихся в городе в долгие годы гонений...

Большеохтинское кладбище было основано в 1773 году на берегах небольшой речки Чернавки и первоначально служило для захоронения умерших жителей Охты. В 1774-78 гг. на средства, отпущенные приходским Свято-Духовским храмом, здесь была выстроена первая церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, по которому кладбище именовалось также Георгиевским. Хотя постоянного моста через Неву не было, здесь часто хоронили городских обывателей, и потому кладбище быстро росло и несколько раз расширялось. Среди похороненных здесь были и представители известной купеческой семьи Никоновых.

В начале XIX века однопрестольный Георгиевский храм стал тесен для отпеваний. В 1812 году настоятель Большеохтинской церкви прот. Андрей Журавлев, при участии начальника Охтинской верфи капитана Орловского, убедил купца Григория Григорьевича Никонова построить на кладбище еще одну каменную церковь. По желанию Г. Г. Никонова, новая церковь была выстроена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». 24 августа (6 сентября - н. ст.) 1812 года после доработки проекта, составленного неизвестным архитектором, была свершена закладка храма. Строительство велось только на средства жертвователя купца Никонова и обошлось ему в 10 тысяч рублей. Им же были даны деньги на иконостас, утварь и ризницу. Кто резал иконостас и писал образа - неизвестно. Все работы по строительству, внутреннему и внешнему оформлению церкви были закончены за два года, и 27 сентября (10 октября - н. ст.) состоялось освящение этого небольшого ампирного храма. Посвящен он был святому Николаю Чудотворцу.

Сам храм, хотя и был передан епархиальной власти, долгое время поддерживался и ремонтировался за счет. наследников строителя. В 1869 году Никольская церковь была возобновлена на средства братьев Елисеевых, почетного гражданина А. Алферовского и купца Синебрюхова. По возобновлении своем она была освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 года. В первозданном виде храм простоял до революции.

В 1936-38 гг. древний Георгиевский храм был снесен. После войны, когда наметилось некоторое потепление в отношении Церкви со стороны государства, Никольским Большеохтинским храмом была выкуплена земля, примыкающая к зданию церкви с севера и запада, а также три склепа на кладбище. В это время старостой храма был Михаил Васильевич Смирнов, ставший в 50-х годах священником, а позже принявший монашеский постриг. Скончался о. Михаил в 70-х годах и похоронен в г. Окуловке Новгородской епархии.

Отец Михаил любил строить и в историю храма вошел как строитель. С севера к церкви им был пристроен деревянный придел для отпеваний, возле ограды сооружены деревянные здания крещальни и колокольни,- до этого при храме была только звонница. Колокола для церкви были привезены тогда же о. Михаилом со своей родины, из Новгородской области. Рядом с храмом была выстроена деревянная часовня для отпевания умерших. Ныне она заменяется каменной, строительство которой планируется завершить в 1992 году.

В левом приделе храма, используемом для отпеваний, богослужения свершались в 1970-х годах, во время ремонта главного храма. В середине 80-х гг. он был выстроен заново в камне. В нынешнем 1991 году купол храма был заново покрыт медью, а сам храм - поновлен снаружи.

Среди святых икон храма в начале XX века были: в алтаре с правой стороны в особом киоте - глава Спасителя; за правым клиросом находилась древняя икона Господа Вседержителя, в серебряной позолоченной ризе,- дар купца Ивана Аверина. За левым клиросом помещался образ Божией Матери Тихвинской. На южной стене над могилой Никоновых был устроен киот из серого мрамора с двумя родовыми их иконами - Спасителя и Божией Матери. Некогда в храме было очень много заупокойных икон, оставляемых после отпевания; они почти сплошь покрывали стены.

В настоящее время в Никольской Большеохтинской церкви хранятся несколько чтимых образов, переданных сюда из закрытых или снесенных охтинских храмов. Среди них - древний образ праведного Иосифа Древодела и Смоленской Божией Матери из Свято-Духовской Охтинской церкви.

Первый помещался некогда еще в светлице-часовне, первом храме при Охтинской корабельной верфи. Позже он был перенесен в Свято-Духовский храм, где в честь прав. Иосифа был освящен придел. На месте самого древнего охтинского храма на Конторской улице была сооружена каменная часовня (см. фото). После закрытия Свято-Духовской церкви в 1936 году иконы из нее свезли в охтинские бани, дабы топить ими печи. Один из прихожан храма, коренной охтянин Л. Л. Лукичёв, спас от сожжения в числе других и образ прав. Иосифа Древодела, принеся его позже в Никольский Большеохтинский храм. Ныне эта старейшая охтинская икона помещается в алтаре храма с левой стороны.

Самой почитаемой иконой храма является Божия Матерь Скоропослушница.

В 1881 году на Большеохтинском кладбище на средства купцов Елисеевых был выстроен замечательный по архитектуре храм в русско-византийском стиле в честь Казанской Божией Матери (взорван в 1929 году). Рядом в 1900-1903 гг. по проекту В. А. Демяновского на средства П. и Л. Елисеевых была выстроена богадельня на 120 стариков и 30 детей с амбулаторией и школой. По закрытии храма Елисеевской богадельни из нее в Никольскую церковь была перенесена чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы, ныне пред которою с умилением молятся прихожане храма.

В церковь был также перенесен чтимый образ св. Параскевы Пятницы из одноименного храма на Пороховых (снесен).

С благоговением прихожане молятся также пред иконами свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и вмч. Георгия Победоносца, попавшей в храм, видимо, из снесенной Георгиевской кладбищенской церкви.

Кроме упомянутых на Большеохтинском кладбище находились еще две церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. вмч. Димитрия Солунского, близ которой располагалось единоверческое отделение кладбища. При кладбище действовала также основанная в начале XIX века богадельня для лиц духовного звания.

В наши дни Никольский храм на Большеохтинском кладбище остается единственным действующим на Охте, он всегда чист и ухожен. В храме во всякое время людно: петербуржцы приходят сюда на родные могилы и в храм, помянуть своих близких. Уже долгие годы настоятелем храма служит прот. Александр Кудряшов.

Старинное Большеохтинское кладбище, где погребены многие известные петербуржцы: митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин, ум. 1979 г.), архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев, † 1986 г.), профессора Духовной Академии- А. Сагарда († 1950 г.), В. Верюжский († 1955 г.), М. Сперанский (†1984 г.), а также композитор духовной музыки П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, кормилица Императора Александра I E. П. Петрова, купцы Елисеевы, ныне нуждается в уходе и благоустройстве.

Престольными праздниками в Никольской Большеохтинской церкви являются дни:

9 (22) мая - перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

Прихожанами чтятся также: Духов День - в память престольного праздника главного охтенского храма во имя Сошествия Святого Духа.

Память Праведного Иосифа Древодела, Обручника Пресвятой Девы Марии, свершается в неделю праотец и в неделю по Рождестве Христовом.

По воскресеньям в храме соборно поется акафист Божией Матери пред чтимой ее иконой «Скоропослушница». По четвергам - акафист святителю Николаю Чудотворцу; по вторникам - попеременно прп. Серафиму Саровскому и св. Параскеве Пятнице.

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище Санкт-Петербурга, где покоятся родители Его Святейшества — протоиерей Михаил и Раиса Владимировна Гундяевы.

В Николо-Большеохтинском храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Большеохтинского храма протоиерей Геннадий Гордеев, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Гундяев, духовенство Санкт-Петербурга.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по митрополиту Никодиму (Ротову), протоиерею Михаилу и Раисе Владимировне Гундяевым.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся в храме с .

«Всякий раз, когда я посещаю этот Божий храм, я мысленно переношусь к тому времени, когда настоятельствовал здесь мой родитель, — сказал, в частности, Святейший Патриарх. — Стены эти несут в себе дорогую для меня память, так же, как и некоторые лица, которые я вспоминаю, когда встречаюсь взглядом с тем или иным человеком, с той или иной прихожанкой, которая на протяжении долгих лет посещает этот святой храм.

Память о родителях — это особое состояние человеческой души. Каждый из нас это переживает, и поэтому здесь нет надобности много об этом говорить. Я хотел бы только от всего сердца поблагодарить вас за вашу молитву, соучастие вместе со мной в этом воспоминании о приснопамятных рабах Божиих митрополите Никодиме, протоиерее Михаиле и Раисе».

Святейший Владыка рассказал, что он не раз служил в этом храме будучи и священником, и архиереем. Сегодня состоялось первое в истории этого храма Патриаршее богослужение.

«Этот храм был одним из немногих, который был открыт в тогдашнем Ленинграде, — продолжил Предстоятель. — Вспоминаю, какое огромное количество людей сюда приходило, потому что поблизости не было ни одного храма. Сегодня у нас много храмов, но те, которые были в то самое трудное время, они пользуются особым почитанием у петербуржцев, потому что они действительно были некими светочами, маяками в той жизни, из которой изгонялось имя Божие».

В память о первом Патриаршем богослужении Предстоятель передал в дар храму образ святителя и чудотворца Николая с памятной надписью.

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле своих родителей, расположенной у алтарной стены храма во имя святителя и чудотворца Николая.

Протоиерей Михаил Гундяев служил настоятелем Свято-Никольского храма на Большой Охте с 1972 года до кончины 13 октября 1974 года.

В 1773 году на территории Большеохтинского кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским. В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, освященная в 1814 году во имя святого Николая Чудотворца.

В советское время храм не закрывался. В него были переданы иконы из уничтоженной Георгиевской церкви. В Никольской церкви находится немало святынь, перенесенных сюда из снесенных и закрывавшихся храмов.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Церковь на Большеохтинском кладбище

Располагается в Красногвардейском районе на востоке Санкт-Петербурга, между улицами Дегтярёва и Партизанская. За годы существования погост неоднократно расширялся. На сегодняшний день это самое большое кладбище в городе, общая его площадь превышает 70 га . Западная граница некрополя — проспект Металлистов, здесь находятся главные ворота, Никольская церковь и административные здания.

История Большеохтинского кладбища СПб

Большеохтинское кладбище ведет свою историю с 1775 года , оно было открыто с целью заменить старый, переполненный Охтинский погост. В то время оно называлось Георгиевским, от имени церкви Георгия Победоносца, возведенной в том же году (до наших дней храм не сохранился, он был снесен в 1935 году). События Октябрьской революции отразились на внешнем облике кладбища: практически все церковные постройки, а также большое количество памятников было ликвидировано, уцелела только Никольская церковь .

В период советско-финской войны на южной части кладбища, там, где ранее находился единоверческий участок, хоронили советских солдат, а восточный участок позднее отвели для похорон павших защитников Ленинграда. Эти и последующие интенсивные захоронения привели к тому, что значительная часть старинных могил пропала. Самые старые надгробия сохранились около Никольской церкви.

Захоронения времен советско-финской войны

Исторические захоронения на Большеохтинском кладбище

На территории мемориального комплекса находятся 28 памятников федерального значения . Здесь покоятся останки представителей дворянского рода Шуваловых и Мусиных-Пушкиных, купцов Строгановых. Там похоронены директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский, декабрист А. М. Булатов, композитор П. И. Турчанинов.

Администрация большое внимание уделяет благоустройству территории: сделаны новые водозаборники, установлены мусорные контейнеры, отремонтированы дороги, открыт новый участок для захоронения урн с прахом в землю, обустроено несколько современных колумбарных стен .

Большеохтинское кладбище продолжает действовать как общегородское, но имеет статус полузакрытого . Любые виды захоронений осуществляются только в родственные могилы .

Крупнейшее кладбище Санкт-Петербурга, находящееся в черте города. Занимает площадь около 70 гектар и является одним из самых старых кладбищ Петербурга, действующим и по наши дни.

Сейчас главная кладбищенская речка Чернавка превратилась в невзрачную канаву. Через нее перекинут всего один деревянный мост, в самой невзрачной и наиболее плохо освещенной части некрополя. Однако триста лет назад река была вполне мощным притоком Охты. На берегах Охты и ее притоков селились плотники и корабельщики; именно они и построили в 1725г. на Чернавке храм, который был освящен во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников. Затем появилась колокольня, оснащенная стопудовым колоколом, одним из лучших в городе.

Затем кладбище ширилось, росло, переименовалось в Георгиевское и снова вернуло историческое название. Вот список церквей, постороенных на кладбище за двести лет(XVIII-XIX века):

  • Иосифа Древодела (самая первая церковь)
  • Во имя Святой Троицы (построена на месте церкви Иосифа, каменная. Закрыта после первой же зимы. Причина – «слишком холодно вести службы, иных замерзших тут же хоронили»)
  • Покровская (построена по указанию властей рядом с церковью Во имя Троицы; закрыта в конце XVIII века после прокатившейся по городу эпидемии тифа и оспы, разобрана через 30 лет после закрытия)
  • во имя Георгия Победоносца (после этой постройки кладбище переименовалось в Георгиевское)

    Николая Чудотворца(Никольская), покровителя моряков и корабелов (рядом с церковью Георгия Победоносца)

    Духовская церковь (на месте церкви Во имя Святой Троицы)

    Димитрия Солунского (единоверческая церковь в южной части кладбища)

  • Церковь Казанской Иконы Божией Матери (родовая усыпальница купцов Елисеевых)

Едиственное уцелевшее после революции строение – Никольская церковь. Она функционирует и по сей день и ни на день не прекращала работать, работает и кладбище, однако могил знаменитых предков вы не найдете.

А вот самые известные люди, погребенные под толщей охтинской земли:

первый директор Царскосельского лицея В.Ф. Малиновский, профессор А.П. Куницын, композитор П.И. Турчанинов, декабрист А.М. Булатов, фрейлина Е.И. Нелидова, цензор А.И. Красовский, архитектор В.П. Апышков, основатель театра марионеток Е.С. Деммени, танцовщик Р.И. Гербек, скульптор В.А. Синайский, хирург Г.И. Турнер. На Большеохтинском кладбище когда-то покоились представители известнейших дворянских фамилий – Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Белосельских-Белозерских, Оболонских, Шаховских, но в советское время практически все эти захоронения были уничтожены.

в 70-е годы прошлого столетия через кладбище провели проспект Энергетиков (да-да, прямо по могилам!!!) и резко сократили площадь кладбища. На данный момент существует уголок, посвященный блокадным жертвам, убиенным в советско-финской войне и просто захоронения.

А теперь из личного. Пост опубликован потому, что я живу по соседству с этим кладбищем. Многие дома построены на месте бывших церквей и могил, даже местный гипермаркет и колбасный завод стоят на костях. Будучи молодыми и неопытными, мы с друзьями гуляли по кладбищенским дорожкам. Так вот. На кладбище есть крематорий. Дым от сжигаемых там людей странным образом ложится вниз, стелится по земле, словно не хочет развевать прах усопших по окрестностям за кладбищем. Зрелище устрашающее; особенно зимой – снег на могилах чернеет.

Много раз были замечены молчаливые могильщики и подозрительный красный цвет воды из колодца.

Но это городские страшилки))

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png