Арам Ильич Хачатурян (24 мая (6 июня) 1903, Тбилиси - 1 мая 1978, Москва) -советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963).

Биография
Был четвёртым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет. В 1921 вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, затем стал студентом факультета физики и математики. Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, затем перешел в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора. «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929 Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940). Во время Второй мировой войны работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом «родилась» «Гаяне». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря 1942). В 1943 за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени - одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954, а в декабре 1956 состоялась премьера. С того времени этот балет стал «частым гостем» на лучших сценах мира.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» - далеко не полный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.

Учебные цели:

  1. Развитие интереса в познании классической музыки.
  2. Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.
  3. Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.
  4. Знакомство с симфоническими, балетными произведениями А.И.Хачатуряна и с массовыми музыкальными жанрами – музыкой для театра и кино

Воспитательные цели:

  1. Развитие интереса к музыкальной культуре XX века.
  2. Формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.И.Хачатуряна.

Наглядные пособия и ТСО:

    -проигрыватель. -плеер.
  1. Телевизор.

Музыкальный материал:

  1. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 1 (Приложение № 6 ).
  2. “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад” (Приложение № 7 ).
  3. Концерт для скрипки с оркестром, I часть (Приложение № 8 ).
  4. “Танец с саблями” из балета “Гаянэ” (Приложение № 9 ).
  5. Адажио Фригии и Спартака из балета “Спартак” (Приложение № 10 ).
  6. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 2 (Приложение № 11 ).

Раздаточный материал:

  1. Хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 1 ).
  2. Карточки-конспекты (Приложение № 2 ).
  3. Таблица основных произведений А.И.Хачатуряна (Приложение № 3 ).
  4. Устный экспресс-опрос по теме: “Творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 4 ).
  5. Летопись жизни А.И.Хачатуряна (Приложение № 5 ).

Ход урока

Организационный момент:

  • Приветствие, перекличка.
  • Эмоциональная настройка.
  • Обеспечение учащихся наглядными пособиями.
  • Обеспечение раздаточным материалом.
  • Информация о целях и задачах урока.
  • Изучение нового материала.

    Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством композитора Арама Ильича Хачатуряна. По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Его “Танец с саблями” – чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

    Феноменальная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как специалистам музыкального искусства, так и широчайшим кругам любителей музыки. Объясняется громадной силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством художественной формы.

    Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори, предместье Тифлиса, в армянской семье переплетчика. Отец, Илья Восканович происходил из крестьян, живших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, а мать – Кумаш Сергеевна была родом из Нижней Азы.

    Семья Хачатурянов жила на Арагвинской улице в доме, построенном на склоне горы. Здесь они снимали три небольшие комнаты, где размещались родители и четыре сына. Там же была крохотная кухонька и чулан, через который можно было подняться на чердак и уединиться для музыкальных занятий.

    Арам рос, подобно всем своим сверстникам-мальчишкам на дворе, на улице. Здесь они носились неутомимыми “табунами” в веселых прятках, бегали наперегонки, играли в “чилька чжохи” – игру, напоминающую нашего “чижика”.

    Будущий композитор учился сначала в пансионе, а затем в коммерческом училище. Проявляя интерес к живописи, поэзии, литературе, театру, он все же отдавал предпочтение музыке: пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре. Отец, заметив увлечения сына, приобрел старенький прямострунный рояль. С величайшим увлечением Арам подбирал на нем понравившиеся мелодии, импровизировал, вслушивался в своеобразные гармонические созвучия. Вскоре среди товарищей, друзей и родных он прослыл пианистом. Однако о профессиональной карьере музыканта пока еще не помышлял.

    Многонациональная культура Тбилиси оказали огромное влияние на Хачатуряна. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 1, Приложение № 6). Этот живописнейший и очень своеобразный город отличался большой пестротой населения. Здесь наряду с коренными грузинами проживали представители около 80 национальностей. Эта многонациональная, многоязычная атмосфера накладывала свой отпечаток на быт, нравы и культуру Тбилиси, в том числе и музыку. Позднее, Арам Хачатурян вспоминал: “Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских, русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры певцами-сказителями, ашугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, кеманче…”

    Музыкальная культура Тифлиса была довольно высокой. Здесь было отделение Русского музыкального общества, работало музыкальное училище, которое одно время возглавлял М.М.Ипполитов-Иванов. Постоянно функционировала итальянская оперная труппа. Сюда приезжали с концертами Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов, К.Н. Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторских школ: М.А. Баланчивадзе, З.П. Палиашвили, и другие.

    В семье Хачатурянов постоянно звучала музыка. Мать композитора Кумаш Сергеевна знала множество армянских, азербайджанских народных песен и превосходно их исполняла. Некоторые из этих мелодий позже “проросли” в творчестве Арама Ильича.

    По воспоминаниям композитора, отец тоже знал много армянских народных песен и пел их, аккомпанируя себе на таре. Художественно одаренными людьми были и братья Арама. Левон обладал красивым голосов и стал довольно известным певцом. Сурен, окончив студию Станиславского при МХАТе в Москве, работал актером и режиссером. Вагинак часто выступал в любительских спектаклях. Араму Хачатуряну было шестнадцать лет, когда он впервые попал в оперный театр. Опера классика грузинской музыки З.П. Палиашвили “Абесалом и Этери” произвела на него сильное и яркое впечатление.

    Осенью 1921 года Сурен Хачатуров (в Москве он был известен под этой фамилией) совершил поездку в Армению и Грузию для набора учащихся в Армянскую студию в Москве.

    Сурен взял на себя заботу о младшем брате. Он хорошо понимал, что для развития таланта юноши в Москве могут быть созданы наиболее благоприятные условия.

    Москва поразила А. Хачатуряна напряженным темпом жизни, широким размахом культурной деятельности. В доме брата он знакомится со многими выдающимися деятелями театра, актерами, художниками музыкантами. Незабываемое впечатление оставляет игра пианиста Николая Орлова.

    Еще более сильное впечатление произвел симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории. Исполнялась Девятая симфония Бетховена и Второй концерт Рахманинова. Солистом был Константин Николаевич Игумнов.

    19-летний А. Хачатурян становится учеником Музыкального техникума имени Гнесина по классу виолончели и фортепиано, а в 1925 году поступает в только что открытый класс композиции к М. Ф. Гнесину. Начинающий композитор знакомится с множеством музыкальных произведений. Изучает музыкально-теоретические дисциплины, осваивает технику композиции, пишет свои первые сочинения. Параллельно Хачатурян учится на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета и получает образование биолога.

    С 1929 г. по 1934 г. Арам Хачатурян учится в консерватории и заканчивает ее с золотой медалью. Его имя заносится на мраморную доску Почета. Его дипломной работой становится Первая симфония, посвященная Армении, ее древней культуре, истории и людям.

    Первое исполнение Симфонии состоялось в большом зале Московской консерватории 23 апреля 1934 года, дирижировал немецкий дирижер Эуген Сенкар, работавший в те годы в Советском Союзе. В последующие годы (1934-1936) Арам продолжает совершенствовать свое композиторское мастерство у Мясковского в аспирантуре при Московской консерватории.

    Среди ранних произведений Хачатуряна следует отметить “Аллегретто” для скрипки и фортепиано, “Детский альбом” для фортепиано, Сюиту для альта и фортепиано. Постепенно Хачатурян переходит от мелких форм к более развернутым, от обработки народно-песенного и танцевального материала к его разработке, применяя различные средства интонационно – тематического развития. В этой связи следует назвать струнный квартет с двойной фугой, сонату для скрипки и фортепиано, сюиту для фортепиано. Первая часть “Токката” – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Характерные для данного жанра ритмическая острота, моторность, сливаются здесь со своеобразными ритмами плясок народов Закавказья и общей динамикой звучания восточных ударных инструментов. Проявляя большую изобретательность, композитор варьирует, развивает музыкальный материал, создает непрерывное нарастание звучания. Безудержной стихией ритма, энергии, воли, напора, противопоставлен в сочетании проникновенно – лирический эпизод. Нельзя не удивляться мастерству, с которым молодой композитор достигает средствами пианистической техники эффекта, имитирующего звучание восточных народных инструментов – канона и дойры.

    После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет “Счастье”, фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям (“Валенсианская вдова”, “Маскарад”) и кинофильмам (“Пэпо”, “Зангезур”). Активно включается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов.

    Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозно-блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.

    В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Как выдающееся произведение он удостоен Государственной премии СССР. (Звучит I часть концерта для скрипки и фортепиано, Приложение № 7).

    Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом “Счастье”.

    Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля “Маскарад” (по драме Лермонтова) в театре имени Евгения Вахтангова. Несколько позже отдельные музыкальные номера были изданы в виде симфонической сюиты. Особенно полюбился слушателям “Вальс”. Взволнованная, полная тревоги музыка “Вальса” связана с трагической судьбой героини “Маскарада”. (Звучит “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”, Приложение № 8).

    В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создает хоровое произведение “Слава нашей Отчизне”, песню “О капитане Гастелло”, марш для духового оркестра “Героям Отечественной войны”, “Песню гнева”.

    Из крупных жанров появляется балет “Гаяне” на либретто К. Державина. В этом балете композитор талантливо синтезирует традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства.

    Особенно яркой страницей балета стал огненно-темпераментный “Танец с саблями”. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. (Звучит “Танец с саблями”, Приложение № 9).

    Премьера “Гаяне” состоялась в 1942 году в городе Перми в исполнении Ленинградского театра оперы и балета. В 1943 году Хачатуряну за балет “Гаяне” присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных сил Советского союза.

    В 1943 году была написана вторая симфония, получившая название “Симфонии с колоколом”. Она передает переживание людей в годы войны. Их страдание, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

    В 1944 году Хачатуряном был создан гимн Армении.

    Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом исполнил в Москве С. Кнушевицкий. В то же время был создан вокальный цикл на стихи армянских поэтов. В 1954 году родилось наиболее значительное произведение А. Хачатуряна – героико-эпический балет “Спартак”. Композитора привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории древнего мира восстание рабов. Балет был поставлен на сцене ленинградского театра им. С.М. Кирова и в Большом театре в Москве. Из отдельных номеров балета композитор создал четыре сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты. В 1959 году за балет “Спартак” Хачатуряну была присуждена Ленинская премия. (Звучит Адажио из Фригии и Спартаки из балета “Спартак”, Приложение № 10).

    60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным “всплеском” – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения... В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

    Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.

    Арам Ильич любил своих студентов, даже, несмотря на различие в их способностях. Хачатурян имел необычайное педагогическое чутье, что позволяло ему правильно развивать индивидуальность и своеобразие каждого ученика. Не случайно, что среди воспитанников Хачатуряна не было ни одного, кто изменил бы своей профессии и не стал бы композитором. Среди учеников Хачатуряна – известные композиторы разных стилей и направлений.

    Его учениками были:

    Андрей Эшпай – советский композитор и пианист. В период с 1953 по 1956 гг. был аспирантом А.Хачатуряна. Народный артист СССР, член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Автор ряда известных произведений: симфоний, концертов, балетов, а также музыки к спектаклям драматических театров и кино.

    Микаэл Таривердиев – советский композитор. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Хачатуряна в 1957 году. Основная сфера творческой деятельности – камерная музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам. Широкое признание получили его песни и романсы.

    Алексей Рыбников – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию у А.Хачатуряна в 1967 году. Автор ряда опер, мюзиклов, концертов. Имя А.Рыбникова неразрывно связано с советским кинематографом. Его музыка способствовала популярности множества художественных фильмов.

    Арам Ильич Хачатурян был великолепным дирижером.

    Уже в первых рецензиях на дирижерские выступления Хачатуряна подчеркивалась выразительная пластика рук Арама Ильича, умение лепить форму целого, замечательное внутреннее ощущение ритма.

    В работе с оркестром проявились врожденный артистизм Арама Хачатуряна, его талант, яркая исполнительская одаренность, большая творческая воля, поразительная работоспособность и – прочный профессионализм. “Под его палочку было удобно играть. Он умел зажигать артистов оркестра и солистов, он всегда точно знал, чего хотел. Его дирижерская воля безотказно впечатляла слушателей”, – вспоминает о дирижерском умении Хачатуряна знаменитый скрипач Виктор Пикайзен.

    С симфоническим оркестром Хачатурян посетил многие столицы мира. Ему рукоплескали Прага, Варшава, Берлин, София, Будапешт, Бухарест, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон, Зальцбург, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Буэнос-Айрес, Гавана, Мехико, и др. Вот далеко не полный список городов, где выступал Хачатурян. Его концерты проходили с неизменным успехом, способствуя укреплению международных культурных связей.

    Лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном... Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего - королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн XXIII , католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства - скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты - Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович... Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями.

    О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии “Санта Чечилия” (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

    Именем Хачатуряна в Ереване назван Большой концертный зал в филармонии, струнный квартет и ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

    К своему 75-летию А.И. Хачатурян шел обогащенный огромным жизненным опытом, достигшим вершины мастерства, полным новых значительных замыслов.

    Но первого мая 1978 года, за месяц до намеченного юбилея перестало биться горячее, жизнелюбивое, трепетное сердце Арама Ильича.

    Прах Хачатуряна был перевезен из Москвы самолетом в Ереван и похоронен на знаменитом кладбище. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 2, Приложение № 11).

    Тенистый парк, большая гранитная плита, на которой высечена: А. Хачатурян (1903-1978). Кругом деревья, цветы, а рядом могилы великих деятелей армянской культуры: Аветика Исаакяна, Мартироса Сарьяна, Комитаса…

    Музыка Хачатуряна всегда утверждала, и будет утверждать высокие гуманистические идеалы, веру в прогресс, в светлое будущее, в красоту. Его творчество – источник высоких эстетических наслаждений.

    ...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен.
    Д. Шостакович

    Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

    Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

    Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей - ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

    В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена - видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

    Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

    По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее - в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

    При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты - почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

    Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

    В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 - начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад ». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

    С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

    За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ » (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» - 1942, «Глубокая разведка» - 1943, «Последний день» - 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» - балета «Спартак ».

    К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора - «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом - гимн народу-победителю - в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

    В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», - писал Хачатурян о своей работе над балетом.

    Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, - «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

    Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

    Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

    Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том - 1947).

    Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

    Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов - представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

    А. Хачатурян

    В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который, как он сам вспоминал впоследствии, имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

    Экзаменаторам было ясно, что перед ними человек одаренный, но как сделать их него музыканта-профессионала и по какой, собственно, специальности? Начинать занятия на фортепиано поздно, ему уже девятнадцать лет. Все-таки решили его принять.

    Этот юноша, принятый тогда в техникум имени Гнесиных неизвестно по какой специальности, был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор.

    Незадолго до этого необыкновенного экзамена он поступит на биологический факультет Московского университета, но, так как музыка привлекала его не меньше, чем биология, он решил попытать счастье и в этой области.
    Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель, благо в этом классе был недобор.

    Тяготение юного Хачатуряна к музыке было, видимо, скорее инстинктивным, чем вполне осознанным. Обстановка его детства и юности ни в семье, ни в ближайшем окружении никак не готовила его к профессии музыканта.
    Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис

    Отец Арама был переплетчиком, самостоятельно овладел армянской и русской грамотой, мать была занята заботами о большой семье. Но музыка постоянно звучала в доме: мать, братья, а иногда приходившие гости с удовольствием пели народные песни.
    Музыка звучала вокруг, о чем лучше всего рассказал сам композитор, вспоминая юные годы, проведенные в старом Тифлисе (ныне Тбилиси):

    «Старый Тифлис – звучащий город, музыкальный город. Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь подальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной, многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских и русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры, певцами-сказителями, аугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, таре, кеманче»

    Эти пестрые впечатления вошли в музыкальное сознание будущего композитора. Богатым запасом оригинальных мелодий, ритмов, тембровых сочетаний он пользовался всю жизнь. Когда в доме появился старый рояль, купленный за гроши, то открылась возможность подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, варьировать их и даже присочинять что-то свое. И это стало источником первых творческих радостей. Жаль только, что на рояле некоторые клавиши безмолвствовали…

    Призванный музыкой

    Студент Коммерческого училища

    В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта, и поступил в Московский университет.

    В Москве он оказался совсем в ином окружении, чем в Тбилиси. Живя в семье старшего брата Сурена, режиссера по профессии, одного из руководителей драматической студии в Москве, будущий композитор ежедневно встречался с актерами, музыкантами, писателями, художниками. И, слушая его импровизации на фортепиано (а это был хороший, звучный инструмент, не чета тбилисскому ветерану), новые друзья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!».

    Виолончелист или композитор?

    В музыкальном техникуме Гнесиных

    И он начал учиться. При всей природной одаренности было нелегко нехватку (а точнее отсутствие) знаний по музыкально-теоретическим предметам, да и овладение техникой игры на виолончели тоже пришлось начинать с нуля. Но Хачатурян все это преодолевал с азартом, с упоением, несмотря на то, что приходилось для заработка работать грузчиком.

    Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин. Под его руководством, а позже – уже в период обучения в Московской консерватории – под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером. Ему посчастливилось стазу же найти свою собственную дорогу в искусстве, соединив интонационное своеобразие народной музыки Закавказья с формами, выработанными классиками мирового искусства. И это оказалось необычайно новым и свежим словом музыкального творчества.

    Сокровищница Восточной музыки

    Конечно, у Хачатуряна были предшественники. Сокровища музыкального Востока привлекали и русских композиторов – начиная с , – и классиков армянской и грузинской музыки: А. Спендиарова, З. Палиашвили. Но сферой приложения их сил была либо опера, либо программные жанры, где обращение к восточным музыкальным темам диктовалось тем или иным сюжетом и подчинялось ему. А Хачатурян первым осуществил синтез Востока и Запада в своих концертах и симфониях, обновив эти классические, устойчивые жанры мелодиями и ритмами музыки Закавказья.

    Творчество гения армянской культуры

    Арам Ильич Хачатурян – дирижер

    Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

    В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, – словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

    Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

    Звезды балетов Хачатуряна

    Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

    «Честное слово, – говорил потом Хачатурян, – если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

    Другой балет Хачатуряна – «Спартак» – был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок. Балет “Спартак” Балет “Спартак”

    Имя: Арам Хачатурян (Aram Khachaturian)

    Возраст: 74 года

    Деятельность: композитор, дирижёр, педагог

    Семейное положение: вдовец

    Арам Хачатурян: биография

    Арам Хачатурян – советский композитор армянского происхождения, автор балетов «Спартак», «Гаянэ», музыкальной сюиты «Маскарад».

    Арам родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии. Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец Егия (Илья) Хачатурян был ремесленником, владельцем переплетной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был обручен с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с Ираном, в центральную Грузию.


    Мать Кумаш Саркисовна была на 10 лет младше мужа и занималась домашним хозяйством. В семье родилось пятеро детей – дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен, Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.

    Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на всем, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Рвение к музыке не приветствовалось в семье, отец всем сыновьям стремился дать хорошее образование, поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик легко овладел, помимо родного, еще грузинским и русским языками.


    Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального общества принимало , Константина Игумнова. В Тифлисе действовал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрел старый рояль, Арам научился подбирать песни.


    В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского театра: , Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал на родину искать талантливых соотечественников для учебы в Москве. Вместе с театралами в столицу России отправились и братья Сурена Левон и Арам.


    В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу, балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое впечатление на Арама произвел поэт . Через год Хачатурян поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла свое: молодой человек начал посещать еще и музыкальное училище Гнесиных, в котором только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию молодого человека.

    Музыка

    Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.


    В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил , который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».


    Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.

    В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме «Маскарад» и комедии «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.


    Во время войны Арам Хачатурян эвакуируется в Пермь, где сочиняет балет «Гаянэ», самыми яркими номерами которого стали «Колыбельная» и «Танец с саблями». Музыкант сочиняет «Симфонию с колоколами», патриотические произведения «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Музыка композитора транслируется по Всесоюзному радио. Творчество Хачатуряна по праву оценило и советское правительство, присвоив композитору Сталинскую премию I степени. В конце войны из-под пера мастера появляется партитура «Гимна Армении». В 1946 году Арам Хачатурян завершает Первый виолончельный концерт, через год – Третью симфонию.

    В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.


    С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов , Ростислава Бойко, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались , Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.


    Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.

    Личная жизнь

    Арам Ильич Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ, которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи разведенным, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.


    Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящен телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались свидетельства родных и фото из семейного архива.

    Смерть

    Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много времени проводил в больнице.


    В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось. Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.

    Несколько интересных фактов из жизни композитора:

    • Последний номер балета «Гаянэ» Арам Ильич написал меньше, чем за половину суток. В результате «Танец с саблями» стал самым любимым произведением .
    • «Гимн Армении» Арам Хачатурян сочинял летним вечером, сидя в рабочем кабинете ереванской квартиры. Начав напевать мелодию, композитор обнаружил, что в окнах соседних домов загорается свет и появляются люди, которые подхватывают пение.
    • Арам Хачатурян любил собак и в честь подаренного щенка Лядо (по названию двух нот), когда тот захворал, написал пьесу «Лядо серьезно заболел».
    • Существует история о том, как однажды, будучи в Испании, Хачатурян посетил . По легенде встреча закончилась курьезным выходом обнаженного художника под звучание «Танца с саблями» перед композитором. Авторство анекдота приписывают Михаилу Веллеру.

    Произведения

    • Танец для скрипки и фортепиано – 1926
    • Токката для фортепиано – 1932
    • Танцевальная сюита – 1933
    • Симфония № 1 – 1934
    • Первый концерт для фортепиано с оркестром – 1936
    • Первый концерт для скрипки с оркестром – 1940
    • Балет «Гаянэ» – 1942
    • Симфония № 2 «Симфония с колоколом» – 1943
    • Сюита из музыки к пьесе «Маскарад» – 1944
    • Первый концерт для виолончели с оркестром. – 1946
    • Балет «Спартак» – 1954
    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png