Руководитель: Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Представленная сказка написана ученицей 4 класса. Это произведение может быть использовано как учителями начальных классов при изучении литературных сказок, при организации творческой деятельности учащихся, так и воспитателями детских садов при проведении занятий с детьми. Сказка будет интересна и родителям малышей, которые прививают детям любовь к чтению, устному народному творчеству, литературной сказке.
Цель:
Воспитание интереса к литературной сказке.
Задачи:
- Формировать особое восприятие мира, отношений между людьми.
- Развивать устную речь детей, фантазию, творческие способности.
- Прививать любовь к книге, желание читать и самостоятельно сочинять сказки.
- Воспитывать чувство толерантности, доброе и сердечное отношение к людям, чувство сострадания, стремление всегда прийти на помощь, быть верным другом, чутким товарищем.
Я поведаю вам сказку, а может – просто сказочную историю, которая произошла с одним очень капризным мальчиком…
Дело было не в сказочном царстве, не в заморском государстве, а в обычном маленьком городке, которого и на карте не сыщешь.
Жила – была семья: мама и ее сынишка. Мама очень любила своего сына, на ночь читала ему добрые сказки, часто играла с ним, гуляла по городу.
Но мальчик рос избалованным, капризным. Он постоянно плакал, кричал, раздувал щеки и губы, когда что-то ему не нравилось.
Мальчик любил, чтобы все его капризы выполнялись. Маме очень трудно приходилось с ним. Она много работала, чтобы воспитывать своего сына. О маме мальчика все соседи говорили, что она очень хорошая, трудолюбивая, вежливая женщина, а ещё говорили, что она дружит с Добрым словом. Доброе слово никогда не оставляло женщину одну.
Оно всегда было рядом, давало советы, поддерживало. И когда мама пыталась успокоить раскапризничавшегося сына, Доброе слово подбадривало маму, помогало ей. А сынишка очень не любил, когда кто-то ему мешает.
Он ревновал маму к Доброму слову, не хотел, чтобы оно заходило к нему в комнату. Мальчик ждал, что мама будет только его слушать, всегда восхищаться им и все его желания выполнять.
Однажды, поздним вечером, когда обычные дети уже видели волшебные сны, наш мальчик опять раскапризничался. На этот раз ему очень захотелось, чтобы в его комнате, на макушке елочки горела бы настоящая звездочка, которая сейчас смотрела в окошко его комнаты осуждающим взглядом.
Мальчик плакал, бросал по комнате игрушки, кричал, а потом сел на пол и долго двигал по ковру ногами. Мама терпеливо смотрела на очередной каприз сына и сказала: « Наверное, это очень красиво, когда на елочке горит настоящая рождественская звезда. Но не ко всем она может спуститься, сыночек. Звездочки с неба опускаются на счастье. А счастье наше в том, чтобы делать другим добро.» Доброе слово стояло рядом с мамой и согласно кивало головой. А малыш продолжал кричать, не слыша слов мамы.
Мама пожелала сыну спокойной ночи, поцеловала его в заплаканные глазки и ушла в свою комнату. Как только мама и Доброе слово вышли с комнаты, мальчик перестал реветь. А зачем плакать, если тебя никто не слышит? Он подставил стул к окошку и посмотрел в небо, на яркую звездочку. Она как будто подмигивала ему. Мальчик помахал ей ручкой и пошел спать. Утром он проснулся, но никто не пришел его поцеловать и поздороваться с ним. Он немного полежал и встал с постели. Хотелось кушать и мальчик прошел на кухню. Но на кухне не было мамы.
На плите не было ничего. Мальчик не мог понять – почему мама не приготовила любимый завтрак для него. Но вокруг стояла очень пугающая тишина - мамы нигде не было.
Тогда он сам решил подняться в мамину комнату. Когда сын открыл дверь в комнату, он увидел, как в постели лежала его мама. У неё был жар. Она постанывала. А рядом с ней сидело Доброе слово и подбадривало маму, говорило ей, что надо держаться, что она сильная и обязательно победит болезнь, потому что она очень нужна своему сыну.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
А мальчик стоял и не знал, что ему делать. Он очень не любил Доброе слово, которое постоянно сопровождало его маму. Мальчику хотелось, чтобы мама была только его. Он подошёл поближе и наклонился над мамой.
-Пить, - тихо прошептала мама.
-Пожалуйста, принеси маме водички и микстуру, она в холодильнике, - сказало Доброе слово.
-Само и принеси, - грубо ответил мальчик.
-К сожалению, я могу только говорить, давать советы, поддерживать, а принести ничего не могу, - с грустью в голосе ответило Доброе слово.
Мальчик капризно раздул губы и молча стоял возле постели больной мамы. Она опять тихонько простонала, у неё была высокая температура. Тогда мальчик нехотя побрел вниз, налил в стакан воды и взял в холодильнике лекарство. Он поднялся к маме в комнату и помог ей выпить микстуру.
-Спасибо, сыночек, - еле слышно прошептала мама. Мальчику впервые сказали «спасибо». Он никогда таких слов не слышал. Сердечко его застучало, а глаза засветились. Он взял маму за руку и поцеловал ее.
-Доброе дело, которое ты совершил, поможет твоей маме обязательно, -сказало Доброе слово.
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Теперь каждый новый день мальчик начинал с доброго дела: он грел чайник, нес маме горячий чай. Несколько дней малыш и Доброе слово лечили больную женщину. А волшебная звездочка каждую ночь очень ярким синим цветом освещала комнату мамы.
Вскоре мама поправилась. Сын продолжал помогать ей, мыл посуду, сам складывал свои игрушки по местам и не капризничал. Доброе дело теперь не оставляло его. Они так сдружились, что мальчик уже и не мог дня прожить, чтобы не сделать Доброго дела.
А в рождественскую ночь, когда мама зашла в комнату сына, они вместе увидели необыкновенное зрелище-на макушке елочки ярким синим цветом горела звездочка. Казалось, что она улыбается маме и сыну.
- Вот видишь, сыночек, звёздочка сама нашла тебя. И ночь сегодня необычная, сказочная. Эта звезда всегда исполнит все твои желания, если ты будешь сам стараться исполнять желания других, помогать людям, дружить с Добрым делом.
-Мама, мне так понравилось дарить тебе радость, помогать тебе, что я теперь всегда буду слушать советы Доброго слова, дружить с Добрым делом и стараться жить так, чтобы звездочка в рождественскую ночь всегда спускалась ко мне на елочку.
С тех пор малыш и Доброе дело стали неразлучными друзьями. Уже все в городке стали называть мальчика Доброе дело. Так и живут в этом маленьком городишке мама, Доброе слово и Доброе дело.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа
Проектно-исследовательская работа на тему:
« Чему учат нас сказки »
ученица 2 «В» класса
Руководитель : Учитель начальных классов
Баумова Лидия Дмитриевна
пгт. Хотынец, 2016 год.
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель проекта:
3. Задачи:
- узнать, что такое сказка, как она зарождалась;
Исследовать волшебные сказки;
Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
5. Научный руководитель проекта:
6. Консультанты:
Баумова Лидия Дмитриевна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Батова Светлана Владимировна – мама.
Вёрстка и дизайн:
Мама - Батова Светлана Владимировна
7. Тип проекта: информационно – поисковый.
8. По предметно – содержательной области: культурологический.
9. По количеству участников: личностный.
10. По характеру контактов: в рамках класса, в рамках школы.
11. Форма представления проекта: реферат (сообщение) и презентация.
12. Продукт проекта : книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного сочинения «Старик, петух и коза».
13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.
2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов сбора информации, сравнительный анализ, выводы.
4. Подготовка к презентации:
Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).
5. Презентация:
Уметь донести до слушателей сведения о моей проектно – исследовательской работе «Чему учат сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.
Тема: «Чему учат сказки»
Актуальность темы:
Сказки живут очень долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.
Постановка проблемы.
Почему в сказках всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?
Цель проекта:
Изучить понятие сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.
Задачи:
Узнать, что такое сказка, как она зарождалась;
Исследовать сказки;
Выявить основные мысли волшебных сказок;
Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
Гипотеза:
Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна девица, умница, рукодельница… А для мальчиков – добрый молодец – смелый, честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.
План проекта.
Понятие сказки, виды сказок.
Персонажи сказок.
Чему учит нас сказка
Анкетирование
Выводы
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают,
Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Превращенья, чудеса
Очень часто происходят.
А добро там побеждает,
Всё плохое прочь уходит.
Понятие сказки, виды сказок
Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :
1. Сказки о животных.
2. Волшебные.
3. Социально-бытовые.
Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.
Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.
Более подробно рассмотрим волшебные сказки.
Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Персонажи сказок.
Персонажи волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок – Иван царевич. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой, стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и побеждает противника.
Значительное место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный идеал красоты, ума, доброты и смелости.
Василиса Прекрасная или Премудрая (они нередко сливаются в один образ). Это «писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и воительниц, как Марья Моревна , мудрых дев, как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и честных, как Золушка и Алёнушка .
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Главная героиня - Баба-яга . О глубокой древности Бабы Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.
В сказках нередко действует Змей Горыныч - многоголовое чудовище, с которым борется и которого побеждает герой. Он обладает способностью к полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается ветер, земля «стонет».
Кощей Бессмертный - воплощение скупости, лицемерия и сластолюбия. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.
Главные особенности волшебных сказок
В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.
Главные особенности волшебных сказок - это мотивы превращения. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка превратился в козлёнка, а в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную, добрую царевну.
Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир - за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.
Чему учит нас сказка?
Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас сказка?»
Сказка « Гуси- лебеди »
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка « Царевна-лягушка »
Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.
Сказка « Маша и медведь »
Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок»
На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка»
Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.
Анкетирование.
Вопросы:
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Любимый положительный персонаж сказок?
4. Любимый отрицательный персонаж сказок?
5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?
6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?
7. Почему в сказках всегда побеждает добро?
8. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.
Вывод: у большинства детей любимый положительный персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка - дурачок.
У 12 детей любимый отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.
9 человек любят Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?
Так говорят, потому что герой проходит сложные испытания. Так ответили
7 детей (28%). 18 детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать аккуратнее, медленнее.
Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.
Сказки учат нас быть добрыми. Так считают все дети класса.
Выводы
Цель моего проекта достигнута. Вывод:
Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, их и любит удача, а у злых плохой «конец».
Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.
Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Список литературы, источники
1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.
2. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.
3. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.
4. Материалы из интернета.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Информационный проект на тему:
«Чему учат сказки»
Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.
Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.
Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.
г. Лахденпохья
2017/2018уч. год
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель проекта:
3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки
Учить извлекать из сказок уроки добра.
4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей
6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.
8. Тип проекта: информационно-поисковый.
9. По предметно - содержательной области: культурологический.
10. По количеству участников: личностный.
11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.
12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.
13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов сбора информации.
4. Подготовка к презентации:
Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:
Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».
Актуальность темы:
В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.
Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.
Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.
Задачи:
Исследовать воспитательные моменты сказки;
Научиться извлекать из сказок уроки добра.
Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей.
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:
Научиться анализировать сказки.
Находить полезную информацию.
Учиться делать выводы.
Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Сказка - это жанр литературного творчества.
Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.
Сказка "сказывается" - то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :
1. Сказки о животных.
2. Бытовые.
3. Волшебные.
Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми . Например:
«Лисичка-сестричка и волк»
«Заяц- хваста»
«Зимовье зверей»
«Кот, петух и лиса»
«Колобок»
«Теремок»
Бытовые сказки - это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости
Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:
«Каша из топора»
«Барин и мужик»
«Дочь-семилетка»
«Два Ивана - солдатских сына»
Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.
Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:
«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой - отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.
Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».
Вопросы:
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Почему в сказках всегда побеждает добро?
4. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса
1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.
3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.
4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.
Так чему же учат нас сказки.
Сказка «Гуси- лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход - и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.
Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка « Маша и медведь »
Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок»
На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка»
Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.
Сказка «Репка»
Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка «Колобок».
Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям
Сказка «Кот, петух и лиса».
Кот в этой сказке образец для подражания - трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать - громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка - это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»
Делаем вывод, что:
Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;
Сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову;
Сказка учит не бояться трудностей;
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!» .
Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
2. Назовите - героиню русской народной сказки , которая была овощем. (Репка.)
3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )
4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
Приложение 2.
Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/
Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm
Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih
Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/
Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.
Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.
Традиционно сказки делят на:
- Волшебные.
- Сказки о животных.
- Бытовые.
Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.
Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»
Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.
История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.
Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.
Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.
Другие сказки
Сказка | Чему она учит |
Маленький принц | Маленький принц - милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком. История учит тому, что счастье - состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах - выращивании цветов или в восходе солнца. Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами. |
Аленький цветочек | История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее. Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила. Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа. |
Премудрый пескарь | Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира. Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной. История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким. |
12 месяцев | 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев. |
Кладовая солнца | «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди. История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение. Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее. |
Снежная королева | «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце. Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви. |
Кот в сапогах | «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях. В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот. Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро. |
Гадкий утенок | В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них. Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных. Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек. История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь. |
Бременские музыканты | История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации. В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах. В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника. Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой. |
Царевна лягушка | «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким. Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею. История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть. Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации. |
Красная шапочка | «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду. |
Дюймовочка | Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он. Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой. |
Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.
При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.
- Похожие записи
Сегодня мы поможем Вам составить сообщение «Чему учат русские народные сказки». Ведь каждому из нас мама читала на ночь эти чудные произведенья. Они позволяли окунуться в прекрасный мир фантазии, добра и детства.
«Чему учат сказки» небольшое сообщение
Все любят сказки: и дети, и даже взрослые. Не зря они распространены во всем мире и передаются из поколения в поколения. Данные произведения помогают малышам общаться с окружающим миром. Через них формируется отношение к людям, животным и растениям. Волшебные сказки занимают фантазию маленького человека. Но помимо развлекательно-занимательной роли, они выполняют также воспитательную функцию.
Слушая мамину сказку, можно извлечь из нее следующие важные уроки:
- Сказка учит не робеть перед трудностями. Ведь главный герой не боится работы, и он всегда побеждает, веря в свои силы, помощь друзей и смелость.
- Благодаря сказке малыш узнает, что в мире есть хорошие и плохие люди, звери и прочие существа. Но добра всегда больше, оно сильнее и всегда одерживает победу.
- Сказки формируют образ Героя — умного, доброго и сильного.
- Она учит, что в жизни важно иметь друзей и не отворачиваться от них в любой ситуации. Каждый сказочный герой всегда окружен друзьями – людьми, птицами, рыбами, зверьми. Они являются его бесценными помощниками в любых делах.
- Произведенье учит нас, что судить о людях не стоит только по внешнему виду.
- Сказка гласит: нельзя расстраиваться, если что-то не получилось у Вас с первой попытки. Всему свое время и своя награда.
- Сказки учат патриотизму и любви к своей Родине.
К тому же, они всегда содержат ненавязчивую, скрытую мораль и нравоучение.