Путеводитель по архитектурным стилям

В 1845 году дом Талызина купило Министерство финансов, и в здании разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. А в конце XIX века надстроили третьим этажом боковые части главного дома.

В 1920 году в особняк на Воздвиженке въехал Секретариат ЦК РКП(б). Здесь устроили кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева. Потом в здании были Госплан СССР и Министерство юстиции. А в 1930 году в бывшей усадьбе Талызина устроили общежитие.

В доме Талызина сейчас размещается музей архитектуры имени А.В. Щусева (назван в честь его первого директора). Он открылся в 1934 году и стал первым подобным музеем в Европе.

Сначала архитектурный музей располагался в Донском монастыре. Туда свозили фрагменты разрушенных зданий, а основная экспозиция разместилась прямо в Большом Соборе. Коллекция музея иллюстрировала историю архитектуры с древнейших времен до современности. Были и настоящие шедевры, например, новозеландские хижины и модель Василия Баженова.

В 1946 году музей под руководством Щусева переехал в здание на Воздвиженке, а сама усадьба стала экспонатом. Тогда же музейный фонд пополнился произведениями советской архитектуры и предметами из личных коллекций Щусева.

Но сейчас из 1 млн экспонатов для посетителей доступна лишь малая часть: в 1991 году Донской монастырь вернули Церкви, и коллекции музея архитектуры пришлось спешно вывозить. Экспозиционные площади новые власти не предоставили, а здание музея сильно деформировалось из-за строительства под усадьбой Филевской линии метро.

Сейчас ансамбль усадьбы Талызина реставрируется. Уже восстановлен пострадавший от пожара 1990-х годов флигель «Руина». Сначала в нем были каретный сарай и конюшня, затем - казенная палата. Флигель чудом не снесли при строительстве метро, так как фактически поезда идут под его полом. А сейчас в «Руине» новое выставочное пространство музея архитектуры.

Говорят, что... ...в день дворцового переворота Екатерина II предстала перед гвардейцами в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье было нельзя, а своего мундира у императрицы не было. Вот и пришлось одолжить его у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Потом этот мундир, украшенный Андреевской звездой, вернулся хозяину.
...именно в здании усадьбы Талызина Лев Толстой поселил Пьера Безухова из романа «Война и мир» .

В этом рассказе речь пойдет о бывшей усадьбе Александра Федоровича Талызина, в которой на настоящий момент находится Музей Архитектуры им. Щусева. Недавно мне удалось побывать на интересной экскурсии по этому зданию, увидеть сохранившуюся роспись потолков и погулять по главной анфиладе, о чем в заметке ниже.

Усадьба Талызина. Вид с внутреннего двора

Ранее я была в Музее Архитектуры имени Щусева только на лекциях, которые проводятся во флигеле Руина. Именно тогда я и узнала, что по музею проводятся экскурсии.
На прогулку под интригующим названием «Экскурсия по усадьбе Талызина» я записалась через официальный сайт Музея Архитектуры. Надо отдать должное — ответили по электронной почте очень быстро, вежливо, подтвердили наличие мест. В основном эта экскурсия проводится по субботам днем или вечером в четверг, когда музей работает допоздна, а именно до 21 часа (касса до 19-30). Порадовала стоимость полуторачасовой экскурсии — всего 150 рублей, что по сегодняшним ценам совсем недорого.

Итак, прибежав по адресу немного раньше назначенного времени, я оплатила стоимость экскурсии и принялась рассматривать холл музея, где были расположены часть интересных артефактов, вывезенных из разных усадеб. Надо признаться, что здесь сосредоточено, пожалуй, наибольшее количество скульптур, чем во всем музее.


В холле музея Архитектуры

В назначенное время подошла молодая и обаятельная экскурсовод и повела группу во внутренний дворик. Так как в ноябре рано темнеет, то нашему взору предстал плохо освещенный дворик, где вовсю велись работы по благоустройству. Экскурсовод пригласила всех посетить дворик летом, который кстати можно посетить бесплатно, заглянув сюда со Староваганьковского переулка.

Ночью же дворик выглядел зловеще.


Во дворе музея Архитектуры

На территории современного музея Архитектуры находятся несколько зданий разных веков: так, здание трапезной аптекарского приказа относится к 17 веку, полукруглый домик садовника — к 18, современный флигель Руина (бывшее здание конюшен) — к 18, ну и сам главный дом Усадьбы Талызина с флигелями — к 19 веку.

История этого места прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева стремительно менялись: в 1659 казна приобрела участок для размещения здесь аптекарского огорода. В начале XVIII века, владение перешло к В. Долгорукому. Следующим владельцем был грузинский князь Вахтанг. Александр Талызин приобрел усадьбу у наследников Вахтанга. И в 1787 году на улице Воздвиженка было возведено по трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, некоторые — ученикам его школы. В 1805 году Талызин продает усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивается.
В 1845 году владение опять продается, на сей раз Министерству финансов, для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства. Все изменилось во времена октябрьской революции. В 1920 году здесь размещается Секретариат ЦК РКП (б).
В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе размещается общежитие, коммунальное жилье. Из-за ужасного отношения интерьеры анфиллады серьезно пострадали. После 1945 года здание передают Музею Архитектуры. С тех пор в здании ведется реставрация.

Из-за работ по благоустройству, пришлось нам немного погулять по дворику. В здании трапезной палаты аптекарского огорода 17 века находится административный корпус музея. Изначально здание было одноэтажным, затем был надстроен второй этаж.


Здание XVII века. Аптекарский приказ

Так как в ноябре на улице было довольно прохладно, мы поспешили греться во флигель Руина, ранее там находились конюшни, а сегодня проводятся выставки.


Вход в флигель Руина

Одним из экспонатов в флигеле Руина являются массивные двери одного из соборов, привезенные сюда. Интересной деталью является ящик для подаяний, который размещался на внешней стороне дверей (кто-то из экскурсантов предположил, что это почтовый ящик))).


Ящик для сбора подаяний

В вечернее время флигель Руина выглядит зловеще. Среди старинных сводов по периметру были расставлены разные артефакты: части витражей, кованные решетки, массивные стальные ворота.


Экспонаты в флигеле Руина

Своды конюшен выглядят как настоящее подземелье.


Флигель руина


Экспонаты в Флигеле Руина

Ступеньки во флигеле Руина можно также записать в экспонаты.


Кованные ступени

На фоне такой лестницы можно проводить фэшн-фотосесии:-).


Флигель руина. Лестница на второй этаж

Мы поднялись на второй этаж флигеля, где проводилась какая-то выставка современного искусства. Времени рассматривать ее у нас не было, так как программа была достаточно большая.


Флигель руина. Второй этаж


Флигель руина. Выставочные залы

На втором этаже мы заглянули в кабинет Давида - одного из директоров Музея Архитектуры имени Щусева.


Флигель руина. Кабинет Давида

Так как я немного опоздала к рассказу экскурсовода, то подумала, что за стеклом - сувенирная лавка. Оказалось, что так кабинет директора и выглядел. Жаль, что это все "богатство" было за стеклом.


В кабинете Давида

Выйдя из флигеля руина, мы опять вернулись в холл музея, где экскурсовод подробно рассказала про сокровища, выставленные здесь.

Молодые и красивые юноши - "Антиной в образе Осириса", мраморные скульптуры 19 века. Были найдены в Екатерининском пруду. В музей Архитектуры поступили из театра Российской армии в 1955 году.

Особо нужно обратить внимание на пол, ведь там остались настоящие плиты с давних времен.


Музей Архитектуры. Скульптуры

В вестибюле также можно увидеть парные парадные канделябры 19-го века.


Канделябр

Фрагменты канделябра выполнены в виде драконов.


Канделябр

Обращают на себя внимание мраморные парные скульптуры сфинков первой половины XIX века, родом из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (был разрушен в 1941 году).


После осмотра вестибюля мы отправились по парадной лестнице на второй этаж, где располагалась парадная анфилада.

Стены лестницы оформлены искусственным мрамором. Украшают ее гипсовые копии барельефов Парфенона, подаренные музею в 2002 году.

Сегодня парадная лестница довольно скромна, но те фотографии которые показывала нам экскурсовод, поражали красотой росписи стен.


Лестница на второй этаж

На потолке сохранился лепной карниз.


Усадьба Талызина. Лестница на второй этаж

В центральных залах анфиллады располагалась фотовыставка, посвященная архитектуре Испании. Если честно, я ожидала увидеть в музее постоянную экспозицию, рассказывающую о великих московских архитекторах, но она в музее отстутствует.


Музей Архитектуры. Выставка

В одном из залов сохранилась красивая роспись потолочного плафона, которая находится в плачевном состоянии. Порой в заброшенных усадьбах роспись находится в лучшем состоянии.

Когда-то в этом зале находились изразцовые печи, но их решено было не восстанавливать, а закрыть пластиковыми панелями.


Один из залов


Усадьба Талызина. Потолочная роспись

Фрагмент потолочного плафона.


Фрагмент росписи плафона

В следующем зале мы увидели симметричные восстановленные печи. Правда в прошлом, они были украшены красивыми изразцами.


Восстановленные печи в одном из залов

Роспись плафона потолка в этом зале.


Потолочная роспись

Последний зал анфилады, который был открыт, был по всей видимости музыкальным или танцевальным. Здесь сохранились красивые барельефы, люстра.


Усадьба Талызина. Танцевальный зал

Плафон "Любовь земная". По львиной шкуре на плечах героя, можно узнать в нем древнегреческого полубога полу человека - Геракла.


Плафон. Любовь земная

Симметричен ему плафон, посвященный мифу об Амуре и Психеи ("Любовь небесная").


Любовь небесная

Над дверными проемами располагаются горельефы, посвященные Афине и Аполлону.


Барельеф


Танцевальный зал. Анфиллада

Экскурсовод показала нам старые фотографии, на которых изображена та же люстра, что и сейчас находится в этом зале.


Люстра в танцевальном зале

Далее, мы направились в залы, где расположены части огромного макета Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова (1770-1775 гг). По замыслу Баженова, этот дворец должен был бы находиться на территории Кремля (Кремль правда, пришлось бы снести). Слава богу, что это не произошло, Юнеско бы не одобрило.:-)

В этих залах нельзя фотографировать, поэтому к сожалению, фото самого красивого плафона усадьбы, который по стечению обстоятельств находится там же, где и макет, в этой статье не будет.

В самом последнем зале также можно увидеть фрагмент макета Кремлевского дворца. Украшением зала являются колонны из розового искусственного мрамора. Который на вид, очень тяжело отличить от настоящего.


Часть макета Большого кремлевского дворца

На этом наша экскурсия по Усадьбе Талызина закончилась. Впечатления от экскурсии были двоякими: с одной стороны рассказ понравился, сохранившиеся (и восстановленные) части интерьеров порадовали. Но с другой стороны, удивил Музея Архитектуры, в котором как оказалось нет постоянной экспозиции.

Музей архитектуры имени А.В. Щусева:

Адрес: м. "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад", "Арбатская" и "Боровицкая", Ул. Воздвиженка, д.5/25.
Часы работы: Пн.-выходной, вт.-ср., пт.-вс. с 11.00 до 20.00, чт. 13.00-21.00.
Сайт музея muar.ru

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Варианты сокращённого наименования - ГНИМА, МУАР, МА .

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры , организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития.

Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения.

Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

В разное время директорами музея были такие известные деятели, как А. В. Щусев , В. И. Балдин , В. И. Резвин , Д. А. Саркисян , И. М. Коробьина . В марте 2017 года по результатам конкурса концепций развития Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Министерство культуры Российской Федерации назначило на должность директора старшего научного сотрудника музея Елизавету Лихачеву .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Государственный музей архитектуры имени Алексея Щусева

    ✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 2 (Познавательное ТВ)

    ✪ Высотки Москвы

    ✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 4 (Познавательное ТВ)

    Субтитры

История музея

  • 1934 год

Идея создания музея архитектуры родилась в России ещё в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа - в музее архитектуры. Музей был учрежден 1 января 1934 г. , одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нём работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря . Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции. Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. включительно. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому , ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа были сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

  • 1946 год .

Лекторий

Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем Академии архитектуры СССР в 1934 году . В первые годы своего существования лекторий был выездным: ведущие специалисты в области архитектуры вели просветительскую деятельность, выступая на заводах и фабриках. Во время Великой Отечественной войны лекторий не прекращал свою работу. 1 января 1964 г . был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, объединивший Музей Академии архитектуры СССР, располагавшийся на территории Донского монастыря, и Республиканский музей русской архитектуры, находившейся в усадьбе Талызиных на ул. Воздвиженка . В это время лекторий обретает свой постоянный зал в стенах главного здания усадьбы. Основной направленностью работы лектория становится освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В это время лекции читают такие именитые архитекторы как Михаил Васильевич Посохин , Константин Степанович Мельников и другие.

В середине 1990-х, в связи с передачей Донского монастыря РПЦ , фонды музея в срочном порядке перевозятся в главное здание усадьбы Талызиных. Лекционный зал также был отдан под размещение фондов. В связи с отсутствием помещения, лекции проводятся раз в неделю, среди экспозиции в Анфиладе главного здания.

Архитектурные экскурсии

Музей проводит регулярные экскурсии как по экспозициям и музейному комплексу, так и по улицам Москвы. В числе экскурсий, пользующихся неизменным успехом: «Архитектурный авангард в арбатских переулках»; «Архитектурные стили Москвы»; «Улица Тверская и сталинский генплан»; «Новая архитектура Москвы. Остоженка»; «Московский архитектор Федор Шехтель»; «Первая очередь метрополитена. От Сокольников до Парка…» и др. Тематика экскурсионной программы постоянно расширяется. Ознакомиться с программой и расписанием экскурсий можно на сайте музея.

Критика

Исследователь архитектуры Д. С. Хмельницкий

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.

Идея создания Музея архитектуры возникла еще в XIX веке. Первый музей был основан в 1934 году, как подразделение вновь созданной Академии архитектуры СССР. Он открылся в Москве на территории Донского монастыря.

После Второй мировой войны пришло осознание важности архитектурного наследия для национального самоуважения. Наконец, был услышан призыв выдающегося советского архитектора Алексея Щусева, долгие годы добивавшегося открытия Музея архитектуры не только для ученых, но и для всех желающих. Указом В. М. Молотова в 1945 году «Республиканский музей русской архитектуры» был учрежден в усадьбе Талызиных на ул. Коминтерна в Москве (ныне – ул. Воздвиженка). Авторство этого памятника архитектуры XVIII века приписывают великому русскому зодчему Матвею Казакову. Ориентированный, прежде всего, на русское национальное наследие, новый Музей архитектуры, в отличие от академического, предназначался не специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически, он призван выполнить те же функции в отношении архитектуры, что и Государственная Третьяковская галерея в области искусства.

Алексей Щусев стал его первым директором. Его авторитет, энергия и выдающиеся дипломатические качества позволили добиться невероятного – музей заявляет себя как значимый центр архитектурной жизни страны. Он фокусируется и на крупнейших архитектурных и градостроительных проектах, и на сохранение исторического наследия. Щусев инициирует научные экспедиции музея, многие из которых стали спасением целого ряда памятников. Жизнь Щусева оборвалась в 1949 году. Он не успел увидеть первую постоянную экспозицию своего музея. Она открылась в 1957 году.

В дальнейшем, уже в 1964 году, произошло объединение двух музеев – Государственного музея русской архитектуры и Музея Академии архитектуры СССР – в одно авторитетное научно-музейное учреждение в области архитектуры, впоследствии получившее название – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. В усадьбе Талызиных экспонировалась советская архитектура и устраивались выставки эпохальных конкурсов. Донской монастырь стал филиалом, представляющим древнерусское зодчество. Коллекция объединенного музея поистине уникальна, среди экспонатов – архитектурная графика, макеты, фотографии, фрагменты разрушенных зданий, образцы строительных материалов, cкульптура, ткани, мебель и многое другое. Все это позволяет всесторонне реконструировать взаимосвязь развития истории российской архитектуры и государственности.

В начале 1990-х годов Донской монастырь был возвращен Русской православной церкви, а музейные экспонаты эвакуированы на Воздвиженку, в тесные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте.

Экспозиция музея архитектуры имени А.В. Щусева

Сегодня, в XXI веке, Государственный музей архитектуры с собранием более 1 000 000 единиц хранения ожидает реновации и развития, которое позволит раскрыть потенциал, заложенный в нем и его коллекциях.

Фонды музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и являются национальным достоянием. Музей хранит подлинную графику выдающихся российских и зарубежных архитекторов, архитектурные модели, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, фрагменты разрушенных памятников. Среди шедевров - модель Большого Кремлевского Дворца, арх. В. Баженов; коллекция проектов советских архитекторов авангардистов.

В музее действует постоянная экспозиция, представленная моделью Большого Кремлевского Двора архитектора В. Баженова, а также экспозиции под открытым небом: экспозиционный стеллаж со скульптурными фрагментами Триумфальной арки и садово-парковая скульптура из коллекции музея.

Музей архитектуры имеет широкую аудиторию, в числе которой не только профессионалы, но и все, кто интересуется архитектурой. Музей ведет активную выставочную и просветительскую деятельность.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png