Спрашивает: Наталья, Новосибирск
Отвечает:
Уважаемая Наталья!
Алтарь (лат. «возвышенное место») - восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней чисти, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с остинками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело к Кровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христиан неких храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полукружии алтарной абсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу).
В наши дни, в соответствии с древнейшими традициями, в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило. Перед престолом, справа от Царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для епископа. Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, постольку и в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.
В православном Типиконе и Служебнике алтарь часто называется святилищем. Это, как полагают, происходит оттого, что древние учители Церкви часто именовали алтарь ветхозаветным названием Святое Святых. Действительно, Святая Святых Моисеевой скинии и Соломонова храма, как хранившие в себе ковчег Завета и другие великие святыни, духовно прообразуют собою христианский алтарь, где происходит величайшее Таинство Нового Завета - Евхаристия, хранятся в дарохранительнице Тело и Кровь Христовы. Употребление учителями Церкви понятия «Святая Святых» в применении к православному алтарю сближает его с ветхозаветным святилищем не по подобию устройства, а имея в виду особую святость этого места.
Действительно, святость этого места настолько велика, что еще до отделения Западной (Римо-католической) Церкви от полноты Православия, сформировалась традиция, запрещающая вход в алтарь кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконис, а впоследствии для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т.п. На Руси в древности в алтаре не принято было держать иконы с изображением каких-либо святых жен, кроме Богородицы, а также иконы, на которых имелись изображения людей, не причисленных к лику святых (например, воинов, стерегущих Христа или мучивших святых страдальцев за веру и т.п.).
Вопрос
Алтарь – это священное место для любого христианина. В православных храмах алтарь отгорожен от взглядов прихожан иконостасом, а вот в католических церквях открыт. Однако правила поведения в святая святых схожи во многих направлениях христианства.
Запрет не только для женщин
В древности, когда христианство еще только зарождалось, в алтарь мог заходить только первосвященник и только один раз в год. В 364 году на Соборе, то есть на собрании православных священников, который состоялся в городе Лаодикия, было утверждено правило под номером 44, которое гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».
Позже на шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, священнослужители решили, что впредь никому из мирян входить в алтарь нельзя, за исключением представителей власти, которые захотят принести Богу дары.
Даже вопрос о том, может ли посещать алтарь монах мужского пола, был в некотором роде спорным. Однако патриарх Константинопольский Николай высказал мнение, что запрещать входить монаху в алтарь не следует, но делать это он может только для того, чтобы зажечь там лампады и свечи, то есть во время своего служения.
Женщины в алтаре
Однако о 44 правиле Лаодикийского собора как-то раз позабыла даже сама княгиня Дашкова. Однажды она вместе со своим малолетним сыном по приглашению Екатерины отправилась в Эрмитаж. Заплутав во дворце, Дашкова поинтересовалась у придворных, как пройти в Эрмитаж.
А те, желая подшутить над ней, ответили: «Через алтарь». Недолго думая, княгиня ринулась к святая святых. Узнав о поступке Дашковой, императрица рассвирепела. «Как Вам не стыдно! – воскликнула Екатерина. – Вы - русская и не знаете своего закона!»
По сей день в православном храме вход в алтарь разрешен только мужчинам, получившим на то благословение священника, например, церковнослужителям (алтарникам и чтецам). Женщинам же входить туда строго запрещено.
Подобный запрет объясняется вовсе не тем, что женщина является нечистым существом, как многие ошибочно полагают. Заходить в это священное помещение без благословения нельзя никому из прихожан. Однако священники дают данное благословение исключительно представителям мужского рода. Все дело в том, что в храме, а в особенности в алтаре, запрещается проливать кровь. Поэтому женщин сюда и не допускают из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
Хотя из этого правила бывают и исключения. Так в женских монастырях в алтарь разрешено входить пожилым монахиням и нести там послушание. Однако и это тоже делается исключительно с благословения протоиерея.
А как у католиков?
Во всех христианских церквях алтарь занимает почетное место. Представители всех направлений христианства относятся к этому священному месту с особым трепетом. В католическом храме алтарь или пресбитериум находится за низенькой перегородкой, и никому не составляет особого труда ее перешагнуть. Однако делать этого не следует, так как обычным прихожанам подобное воспрещается точно так же, как и в православных храмах. Заходить в пресбитериум простым мирянам позволяется только в случае крайней необходимости.
Алтарь – это святая святых христианского храма, все равно, православного или католического. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. В православии алтарем называют часть храма, отделенную от молельного зала ограждением – иконостасом. В алтаре находится престол – возвышение, стол, на котором священник совершает действия Евхаристии. У католиков алтарем именуется сам престол, однако место, где он находится, так же отделено от молельного зала невысоким ограждением.
Бытует мнение, что в алтарь православного храма нельзя входить женщинам, а мужчинам можно. Так ли это?
Миряне
Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.
Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим. Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный. Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.
Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.
Женщины
Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.
Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.
Тем не менее, сохраняется обычай во время крещения вносить мальчиков в алтарь и прикладывать их к престолу, а девочкам туда путь заказан, поскольку правило Лаодикийского собора гласит «Не подобает женщине в алтарь входить».
В переводе с латинского алтарь означает «жертвенник», т. е. постамент, где сжигают жертву. Раньше так и считалось – это место совершения ритуальных приношений. Теперь алтарь не несет такой функции, но все равно остается наиважнейшей частью храма. Существуют определенные требования нахождения у алтаря, о которых мы расскажем сегодня. Ведь простых людей часто интересуют . Например, почему женщинам нельзя заходить в алтарь.
Понятие алтаря у католиков и православных
- В православии алтарем называют восточную часть храма, на которую разрешено заходить только священникам. Она обычно отделена от молельного зала иконостасом или просто ограждением. А уже в самом алтаре расположен престол, на котором располагаются предметы, необходимые для ритуалов: Евангелие, антиминс и крест.
- В католицизме же алтарем называют сам престол. На него тоже выкладывают крест, Евангелие, иногда предметы для причащения: вино и хлеб. Здесь алтарь не отгорожен, а открыт. Его предназначение – свершение таинств. Иногда устанавливается сразу несколько алтарей, чаще в крупных храмах.
Определенные требования, необходимые для соблюдения церковью
- И у католиков, и у православных алтарь должен располагаться в восточной части храма и иметь направление на восток.
- У католиков за одним алтарем должно проводиться не более одной службы в сутки. Этим иногда и объясняется присутствие сразу нескольких алтарей в одном храме.
- В православии в алтарную часть допускаются только священнослужители высшей иерархии.
- По закону церковного прав а, принимать в алтаре причащение могут лишь пресвитеры , епископы и диаконы . Но на практике иногда допускается причащение мирян в алтаре (в исключительных случаях). Например, учащихся духовных семинарий.
К алтарю допускаются только алтарники. Это мужчины, которые по своему желанию помогают священнослужителям у алтаря. Поэтому их так и называют.
У алтарников свои обязанности и правила
- Перед входом в алтарь необходимо поцеловать икону на воротах.
- Затем поклониться три раза с крестным знамением. В будни – земные поклоны, в праздники – поясные.
- Далее попросить благословения у находящегося священника.
- Проходя рядом с горним местом, нужно перекреститься.
- Ни в коем случае нельзя громко разговаривать и смеяться.
- Во время Евангелия, прочтения канона и херувимской песни нельзя допускать шума. Должна слышаться лишь молитва.
- Строго запрещено прикасаться к престолу и жертвеннику.
- Необходимо стараться как можно меньше ходить перед Престолом.
- Нельзя проносить с собой какую-либо еду.
- Запрещено проходить через Царские ворота.
- Недопустимо проносить с собой технические средства.
- Отвлекать священнослужителя вопросами также нежелательно.
- При любом наружном кровотечении алтарник обязан удалиться.
В некоторых женских монастырях в эту часть допускают женщин – монахинь в преклонном возрасте. И еще реже к алтарю допускается кто-то из прихожан.
Попытаемся понять, почему настолько строги рамки нахождения у алтаря для мирян.
По словам архимандрита Алипия Светличного, недопущение этой категории прихожан происходит по объективным причинам:
- Женщин – из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
- Простых прихожан – потому что алтарь – это святилище.
Алтарь – это средоточие , там должен царить порядок. Потому он и отделен от остальной территории храма, дабы сохранить святость этого места. Исключить суету, шум и толкотню, что неизбежно при большом скоплении людей.
Если разрешить вход в алтарь всем мирянам, он перестанет быть священным местом, а станет проходным. А отсюда – вполне объяснимый беспорядок и, соответственно, помехи для совершения священнодействий.
Итак, мы постарались дать ответы на интересующие вас вопросы, один из которых "Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?".
Алтарь – это святая святых христианского храма, все равно, православного или католического. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. В православии алтарем называют часть храма, отделенную от молельного зала ограждением – иконостасом. В алтаре находится престол – возвышение, стол, на котором священник совершает действия Евхаристии. У католиков алтарем именуется сам престол, однако место, где он находится, так же отделено от молельного зала невысоким ограждением.
Бытует мнение, что в алтарь православного храма нельзя входить женщинам, а мужчинам можно. Так ли это?
Кому можно входить в алтарь?
Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.
Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим. Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный. Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.
Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.
Почему в алтарь нельзя входить женщинам?
Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.
Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.