Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.

Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.

Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» - страх, а в детективе – любопытство.

Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.

Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.

Как написать самый «каноничный» детектив

Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – .

Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.

Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.

Первый тезис:

Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);

Второй тезис:

Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);

Третий тезис:

Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;

Четвертый тезис:

Нельзя использовать ранее неизвестные яды, какое-то неизвестное науке оружие, слишком сложные приспособления, которые нельзя просто и ясно объяснить читателю. А нельзя, потому что автор детектива в каком-то смысле играет с читателем в шахматы. У читателя тоже должен быть шанс на победу, поэтому просто нечестно выставлять новые фигуры на доску прямо во время игры;

Пятый тезис:

Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;

Шестой тезис:

Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);

Седьмой тезис:

Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);

Восьмой тезис:

Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;

Девятый тезис:

У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;

Десятый тезис:

Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.

Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива .

Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.

11 типов детективов

  1. Классика по Ноксу.
    Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное.
  2. Каминный детектив.
    Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали и . Мрачноватое - хороший пример каминного детектива.
  3. Усложненный детектив
    Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий).
  4. Самоубийство
    Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи написано в этом жанровом ответвлении.
  5. Убийцы - все
    Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти.
  6. Фиктивная смерть
    в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации.
  7. Убил сыщик
    И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В королева детектива совершила убийство именно руками сыщика.
  8. Убил автор
    той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики ( , ).
  9. Элемент мистики
    Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр.
  10. Убийца - Вы
    в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела.
  11. «Преступление и наказание»
    Знаменитый российский филолог выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях ( , ), но Быков выделил в отдельную категорию роман . Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» - это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.

Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.

1. Начав писать, придумайте себе звучный псевдоним. Если ваша настоящая фамилия не сочетается с детективным жанром, создайте вымышленное имя. Особенно это актуально, когда повествование ведется от первого лица.

2. Обязательно напишите план. Перечислите главных действующих лиц, определите их взаимоотношения, прорисуйте четкую сюжетную линию. Это существенно облегчит написание детектива, так вы сможете дописать все главы до конца, ничего не забыв.

3. Не стоит создавать много имен, чтобы не запутать читателя. Достаточно 3-5 главных героев, столько же второстепенных и 10-12 эпизодических. Сразу решите, кто из них отрицательный персонаж, чтобы по ходу изложения периодически отводить или усиливать подозрения в отношении них.

4. Тщательно выбирайте героям имена и фамилии. Герои детективов имеют четкое деление на положительных, отрицательных, нейтральных и комичных. Исходя из их качеств давайте им фамилию, которая должна либо подчеркнуть их достоинства, либо интригу до конца произведения.

5. Ничего не исправляйте в уже завершенных частях, пока не опишите развязку. По окончании процесса написания детектива начинается ревизия, в ходе которой оказывается, что произведение слишком короткое, а начало придется переписывать, или вводить дополнительную сюжетную линию и т.д.

6. Включайте в текст диалоги героев, они воспринимаются читателем легче, чем сплошное изложение. Старайтесь, чтобы был не менее 50-70%. При этом герои не должны вести всегда беседы о том, кто кого убил и кто в чем виноват, можно выбирать и другие темы для разговоров.

7. Не стоит пренебрегать деталями. Значение может иметь любая мелочь, даже занавески на окне, ржавчина на воротах, запахи и многое другое. Как бы между прочим описывайте все улики по ходу описания сюжета.

8. Введите в повествование любовь и . Это интересно многим, только подобных вставок не должно быть много, все же это не любовный роман и читательские аудитории у этих жанров совпадают очень редко.

9. Не делайте жертвами преступников детей. Люди болезненно относятся к подобным сюжетам. К тому же, большая часть читателей сами являются родителями и им читать такое произведение будет крайне неприятно.

10. Пишите ежедневно, иначе увязните в работе навсегда. Определите минимум, который надо отработать, даже если соседи устроили потоп в квартире.

11. Отправляйте полный текст произведения. Шансы, что кто-то в издательстве заинтересуется частью детектива, малы.

16. Не надо требовать от редакторов отчета, кроме того, не стоит высказывать возмущение. Рецензенты внимательно читают все, что приходит в адрес издательства. И если они не дали ответа, значит детектив не будет ими принят, то есть ответ отрицательный.

17. Можно разместить детектив в интернете, там его может прочесть редактор из начинающего книгоиздательства и поспособствовать скорому выпуску ограниченной серии.

18. Можете обратиться к литературному агенту, который, пока вы пишете свое произведение, будет искать способ его выпуска. Здесь есть свои . Хорошо то, что сидя дома, вы не озадачены будущим своего детектива. Плохой стороной станет необходимость делиться собственным гонораром.

19. Закончив первую книгу, немедленно - пока вас не забыл читатель и издатель - приступайте к написанию второй.

20. Работайте постоянно, так шансы на публикацию хотя бы одной из ваших работ возрастут, а успех даже одной книги сможет окупить все затраченное на работу время.

В хорошем детективе будут обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, которая не позволит вам оторваться от чтения. Но написать действительно стоящий детектив, особенно если раньше вы этого не делали, может быть сложно. При помощи правильной подготовки, метода "мозговой атаки", планирования и редактирования, а также проработки персонажей вы сможете написать детективный рассказ, которым будут зачитываться.

Шаги

Часть 1

Готовимся к написанию

    Поймите разницу между детективным жанром и триллером. Детективы всегда начинаются с убийства. Главный вопрос в детективном рассказе или романе – кто совершил преступление. Триллеры обычно начинаются ситуацией, которая ведет к главной катастрофе, такой как, например, террористический акт, ограбление банка, ядерный взрыв и прочее. Основной вопрос в триллере – это сумеет ли главный герой предотвратить катастрофу.

    • В детективах читатель не знает, кто совершил убийство, до конца романа. Детективы построены на логических цепочках поиска целей преступления или на головоломке.
    • Детективы пишут от первого лица, в то время как триллеры обычно написаны от третьего лица, и в них освещается несколько точек зрения. В детективах течение времени обычно более размеренное, так как главный герой/детектив старается расследовать преступление. Кроме того, в детективах обычно меньше последовательности действий, чем в триллерах.
    • Из-за того, что течение времени в детективах медленнее, герои обычно получаются более глубоко прописанными и разносторонними в детективе, чем в триллере.
  1. Прочтите примеры детективов. Существует множество отличных детективных рассказов и романов, из которых вы можете почерпнуть то, как написать детектив с хорошим сюжетом и проработанными героями.

    Определите главного героя в представленных рассказах и романах. Подумайте о том, как автор вводит главного героя и как он его описывает.

  2. Определите место и обстановку истории-примера. Подумайте о том, как автор показывает место и время истории.

    • Например, во втором абзаце первой страницы Глубокого сна Марлоу помещает читателя в место и временной отрывок повествования: “Главный зал Стернвудов имел два этажа”.
    • Читатель понимает, что Марлоу находится перед домом Стернвудов, и это большой дом, скорее всего, богатый.
  3. Продумайте преступление или головоломку, которую предстоит решить главному герою. С каким преступлением или с какой головоломкой предстоит иметь дело главному герою? Это может быть убийство, пропажа человека или подозрительное самоубийство.

    • В Глубоком сне Генерал Стернвуд нанимает Марлоу, чтобы “позаботиться” о фотографе, который шантажирует генерала скандальными фотографиями его дочери.
  4. Определите препятствия и проблемы, которые могут появиться у главного героя. Хороший детектив захватит читателя теми сложностями, с которыми столкнется главный герой, выполняя свою миссию (раскрытие преступления).

    • В Большом сне Чендлер усложняет преследование фотографа сыщиком Марлоу убийством этого фотографа в ранних главах, а также подозрительным самоубийством шофера генерала. Поэтому Чендлер вводит в повествование два убийства, которые должен раскрыть Марлоу.
  5. Продумайте раскрытие преступления. Подумайте о том, как раскрывается преступление в конце детектива. Раскрытие преступления не должно быть слишком очевидным или надуманным, но также оно не должно быть неправдоподобным или непонятно откуда взявшимся.

    • Раскрытие преступления должно удивлять читателя, не запутывая его. Одним из плюсов детективного жанра является то, что вы можете построить темп вашего рассказа так, что раскрытие приходит постепенно, а не в поспешной манере.
  6. Просмотрите первую черновую копию. Когда вы создадите черновик своего детектива, пройдитесь по рассказу, стараясь просмотреть ключевые аспекты, такие как:

    • Сюжет. Убедитесь, что ваш рассказ идет по плану и имеет четкие начало, средину и конец. Вы также должны отметить изменения в вашем главном герое в конце истории.
    • Герои. Ваши герои, включая главного, уникальные и яркие? Все ваши герои ведут себя похожим образом или они разные? Ваши герои оригинальны и обаятельны?
    • Темп истории. Темп истории – это то, как быстро или медленно разворачиваются события в вашей истории. Хороший темп будет незаметен читателю. Если кажется, что все развивается слишком быстро, уделите больше внимания ощущениям, чтобы выделить эмоции героев. Если кажется, что вы погрязли в деталях, сократите сцены до самой существенной информации. Хорошее правило – это всегда заканчивать эпизод раньше, чем вам кажется, что стоит это сделать. Это поможет сохранить напряжение от эпизода к эпизоду, позволяя истории развиваться в нужном темпе.
    • Поворот. Поворот может или разрушить, или сделать весь детектив. Это остается на усмотрение писателя, но множество хороших детективов имеют в конце поворот. Убедитесь, что ваш поворот не слишком дешевый. Чем более уникальным будет поворот, тем проще будет его описать. Когда вы пишете заезженный поворот, типа "и здесь они проснулись", вы должны быть отличнейшим писателем, чтобы этот поворот сработал. Хороший поворот сможет оставить в дураках не только читателя, но и самого героя. Намекайте на поворот на протяжении сцен эпизодов, чтобы, когда читателя начнет припоминать предыдущие части истории, он был удивлен тем, как он мог это пропустить. Правда, старайтесь не сделать поворот явным слишком рано.

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.

Сейчас детективы пользуются огромной популярностью. Некоторые авторы пишут их в большом количестве, очень быстро. Есть произведения для лёгкого чтения, скорее развлекательной направленности, но среди классических образцов вы сумеете найти действительно содержательные, продуманные, наполненные глубоким смыслом и жизненными реалиями детективы. Вы сами вполне можете попробовать свои силы на писательском поприще и написать детектив. Возможно, вы любите этот жанр, или хотите создать произведение, у которого больше шансов на коммерческий успех. В любом случае, детектив – это хороший выбор. Данный жанр востребован у читателей, в издательствах. Вам потребуется учесть некоторые нюансы, запомнить советы и следовать алгоритму, чтобы упростить задачу.


Как написать детектив? Несколько нюансов и полезных советов
  1. Перед тем, как вплотную приступать к работе, очень важно определить вашу основную цель. Современные авторы зачастую сталкиваются с не очень приятной тенденцией: произведения содержательные, написанные в классическом стиле, поднимающие острые вопросы, к сожалению, далеко не так популярны и востребованы, как хотелось бы их создателям. Сложился своеобразный «поджанр» актуального детектива. Книга должна интриговать, увлекать, но не погружать в излишние размышления, не нести «негатив», не заставлять читателей слишком много думать и расстраиваться. Привлекательный детектив и пугает не всерьёз, а заканчивается непременно хорошо. Герои обычно немного искусственные, поэтому, даже если с ними случается нечто неприятное, это не вызывает беспокойства у читателя. Рассмотрев все эти нюансы, прочитав два-три современных популярных детектива, вы можете принять решение, по какому пути вы пойдёте, создавая свою книгу:
    • напишете коммерческий текст, соответствующий заданному формату, лёгкий и востребованный, для которого будет проще найти издателя;
    • реализуете собственные идеи, подойдёте к процессу творчески, создадите содержательную и глубокую книгу в жанре детектива.
    Оба пути по-своему хороши. Первый тоже имеет право на существование. Вы вполне можете поставить себя на место читателя, проанализировать его стремление отдохнуть, расслабиться, получить больше позитивных, а не отрицательных эмоций. Возможно, вы и сами любите именно такую литературу – тогда вам ещё лучше удастся написать что-то подобное. Идя более сложной дорогой, вы тоже имеете хорошую перспективу. Если писать действительно тщательно, вдумчиво, подходить к делу со всей ответственностью, у произведения есть шанс на успех, как у любой талантливой книги.
  2. Старайтесь учитывать те достижения, которые уже имеются в литературе на данный момент в жанре детектива. Даже если вам больше по душе лёгкое чтение, обязательно выделите время на изучение хотя бы одного произведения Артура Хейли, А.К. Дойля. Наверняка вам и в этих произведениях что-то понравится, вы почерпнёте для себя полезное и новое. Не просто читайте книги, а именно изучайте их по следующей схеме:
    • обращайте внимание на развитие сюжета;
    • выстраивайте логическую цепочку событий (это хорошо делать в виде блок-схемы);
    • анализируйте образы главных героев, второстепенных действующих лиц: обозначьте для себя их основные черты, взаимосвязь, роль в раскрытии идеи, развитии сюжета;
    • соотносите заглавие с темой и идеей произведения;
    • подумайте, легко ли предугадать ход событий, скрытые качества героев;
    • проследите, как раскрывается идея детектива через его содержание, сюжет.
    Все эти наблюдения очень полезны. Безусловно, это не значит, что вы должны подражать известным писателям. Важно ощутить ткань произведения, процесс его создания, логическую последовательность и целостность повествования, увидеть все причинно-следственные связи. Это нужно для вашего опыта, овладения навыком письма, а не подражания или стилизации.
  3. Следите за событиями в современном мире, смотрите новости, читайте газеты. Не забывайте свои личные впечатления, наблюдения, выводы и воспоминания о каких-то интересных ситуациях, участником или свидетелем которых вы оказались. Из всего этого жизненного опыта можно почерпнуть массу важного для создания своего произведения. Чтобы написать книгу детектив, стоит уделять время криминальным новостям, можно иногда смотреть большие документальные фильмы о громких преступлениях, преступниках и их жертвах. Таким образом вы больше узнаете о мире преступников, психологическом портрете убийцы, всевозможных тонкостях и особенностях расследований, распутывании цепочки доказательств, случайных и определяющих сведений, свидетельств. Приобретя такой опыт, пусть и заочный, вы сумеете внести в ваш детектив реалистические детали, приблизить его к жизни.
  4. В процессе чтения, просмотра телевизионных передач вам обязательно будут приходить в голову различные идеи, вопросы. Всё это нужно записывать в отдельную тетрадь, а также кратко отражать там все ваши наблюдения, мнения об увиденном и прочитанном, выводы. В дальнейшей работе эти записи станут для вас прекрасным материалом.
  5. Когда у вас уже сформируются основные идеи, которые вы пожелаете воплотить в вашем детективе, приступите к выбору места действия. События должны развиваться в условиях, с которыми вы сами хорошо знакомы. Не стоит писать о бизнесе или экономических преступлениях, если вы не владеете достаточной информацией в этой сфере. Иначе любой более или менее сведущий читатель увидит вашу некомпетентность, ошибки и несообразности. Когда у вас есть план, интригующий сюжет, но вы никак не можете поменять малоизвестную для вас область, где развиваются события, на другую, следует вплотную заняться её изучением. На это у вас уйдёт больше времени, зато вы напишете действительно интересный и правдоподобный детектив.
  6. Пишите подробный план вашего детектива. Рисуйте схемы, по пунктам планируйте события, их последовательность и взаимосвязь. Особенно тщательно продумывайте сюжетные ходы, повороты, неожиданные и предсказуемые. Используйте приём недосказанности, интригуйте читателя. Вы можете выбрать: сразу раскрыть перед читателем загадку произведения, оставляя в неведении героев, или же заставить читателя вместе с действующими лицами распутывать сложный клубок. Во втором случае будет достигнут хороший «эффект присутствия»: читатель как бы ощутит себя одним из персонажей. Но и приём раскрытия загадки тоже используется, правда, для этого нужно уже овладеть писательским мастерством слова, иначе читателя будет трудно удержать за книгой.
  7. Уделяйте внимание системе действующих лиц. Они должны быть разными, обладать индивидуальными чертами характера. Каждый герой в хорошем детективе несёт свою нагрузку, играет важную роль. Наделите персонажей особенностями речи, внешности, внутреннего мира. В продуманной системе персонажей все герои на своих местах, ни одного нельзя убрать.
  8. Вырабатывайте собственный стиль, не подражайте великим авторам. Пусть ваше произведение не будет столь идеальным, но его самобытность непременно привлечёт читателей.
  9. Много работайте с текстом. Перечитывайте несколько раз каждый фрагмент, исправляйте, вырезайте лишнее и дополняйте новыми деталями. Обращайте внимание на мелкие подробности, описывайте нюансы, увлекайте читателя.
  10. Не забывайте о динамизме повествования. Концентрируйте события, добавляйте диалоги, не увлекайтесь обширными отступлениями и авторскими комментариями.
Пишем детектив. Алгоритм
Как написать детектив, который будет правдоподобным, увлекательным и содержательным? Следуйте советам, работайте по алгоритму и не жалейте времени на редактирование текста.
  1. Учитывайте сложившуюся традицию в жанре детектива, достижения известных авторов.
  2. Набирайтесь опыта: наблюдайте, читайте, смотрите новости и документальные фильмы.
  3. Записывайте все интересные факты, свои впечатления и выводы.
  4. Продумывайте не только сюжет, но и место действия, условия.
  5. Тщательно формируйте систему персонажей, их связи, взаимоотношения, индивидуальные черты.
  6. Следите за динамизмом повествования.
  7. Детектив должен быть логичным, но не предсказуемым.
  8. Увлекайте, интригуйте читателя: насыщайте произведение недосказанностью, загадками.
  9. Много работайте над текстом: шлифуйте, исправляйте, сокращайте, дополняйте новыми деталями.
  10. Обязательно на некоторое время оставляйте работу, а затем возвращайтесь к ней вновь: так вы сможете объективно взглянуть на текст.
  11. Постарайтесь внести в детектив нечто, что поможет вашим читателям в сложной ситуации, станет полезным.
Пишите с удовольствием, искренним увлечением, но и не забывайте о чёткости, динамизме, логичности.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png