Предварительный просмотр:
Тема: Развязка комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Цель: выявить особенности открытого финала комедии и смысл ее названия.
Задачи:
- выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;
- поразмышлять над жанром комедии;
- отметить значение комедии и всю значимость личности А.С.Грибоедова;
- воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;
- развивать эстетическое восприятие художественного произведения. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;
- обучать работе в группах;
- показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.
Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.
Оборудование: статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»; мультимедийное оформление.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка д/з. «Блиц-опрос» по вопросам учебника.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами завершаем литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения?
4. Определение учебных задач.
Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.
- Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?
- «Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?
- Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».
- Первая учебная задача.
Дома вам было задание поразмышлять над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?
(ответы учащихся)
Слово учителя.
А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.
1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего
Умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум
Выступает как начало страдательное.
2. А во второй схеме все действия исходят от ума.
Появляется дополнительный смысл - невозможность
Не думать о том, что происходит вокруг.
А действительность заставляет человека страдать.
Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.
- Вторая учебная задача.
- «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.
- Какие литературные направления царили в литературе?
(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)
Работа в группах.
1 группа «Классицисты»
Задание: найти черты классицизма в произведении.
2 группа «Романтисты»
Задание: найти черты романтизма в произведении.
Черты классицизма:
Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.
Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).
Мотивы притворства и подслушивания.
Черты романтизма:
Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.
Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.
Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?
(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)
В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.
В чем вы видите нарушение принципа трех единств?
(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)
В чем нарушения в финале?
(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)
В чем открытость финала?
(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)
Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.
- Третья учебная задача.
Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?
Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?
Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.
- Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».
Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?
Вспомните определение жанра «поэма».
(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)
А сценическая поэма?
А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)
Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?
Вспомните определение комедии.
(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)
Над чем же можно смеяться в комедии?
Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.
Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.
Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.
Фамилии некоторых персонажей.
Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!
Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.
Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.
Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Обсуждение.
Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.
Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?
Ответ:
- Судьба комедии.
- Её сценическая судьба.
- Комедия нравов.
- Образ Чацкого.
- Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
- Комедия московского света.
- «Мильон терзаний».
- Софья – Молчалин.
- Драма Софьи.
- Крушение надежд Фамусова.
- Онегин – Печорин – Чацкий.
- Кто Чацкий – победитель, жертва?
Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.
1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.
3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».
4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?
Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.
«Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».
Представители фамусовской Москвы.
1. Образ Софьи.
А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!»
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».
«Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
2. Образ Фамусова.
А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.
Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.
В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.
«Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
3. Образ Молчалина.
А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.
А что сказал В.Г.Белинский об этом произведении?
- Обобщение.
Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?
9. Рефлексия
Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?
Выставление оценок.
Но ведь я тоже работала на уроке. Какую оценку заработала я? Спасибо.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению.
Урок литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» и статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний»
Подготовила учитель Кулемёкова Л.В., Рязань, школа №72
Оборудование:
Иллюстрации к комедии «Горе от ума»;
Презентация;
Пьеса Грибоедова А.С.;
Учебник «Литература. 9 класс», 1 часть, под ред. Коровиной В.Я.
1 . Вступительное слово учителя.
В каком веке мы живем? В 21 веке, позади 20 век. Наше время – это переломная, переходная эпоха.
А когда написана комедия «Горе от ума»?
Почти 200 лет назад в рукописных списках разошлась по России комедия «Горе от ума», которую называют бессмертной. И в произведении изображается переломная эпоха: еще живы в памяти персонажей комедии взятие Очакова и покоренье Крыма, золотой век Екатерины, когда дворяне получали заслуженные и незаслуженные привилегии.
Но уже позади и Отечественная война 1812 года, которая пробудила патриотизм русского народа, способствовала росту вольнолюбия и свободомыслия. Впереди 1825 год - восстание декабристов.
А в комедии начало 20 годов 19 века, грибоедовская Москва, живущая широко, хлебосольно, праздно, косно, с оглядкой на прошлое.
Возмутителем спокойствия в косном мире Фамусовых стал А.А. Чацкий.
Таких людей в Италии называли карбонариями, во Франции – якобинцами и вольтерьянцами, в России - франкмасонами, вольнодумцами, радикалами, революционерами, сумасшедшими. Столкнулись два лагеря, два взгляда на будущее страны, два века - нынешний (19!) и минувший (18!).
Грибоедов высказал в комедии разное отношение своих современников к важным вопросам общественной жизни.
Каким? Ответьте, используя слайд.
А. А. Чацкий всколыхнул косный мир, живущий по старинке.
2. .Взбодримся и мы. Впереди вопросы на знание особенностей пьесы, содержания, персонажей.
В это же время выполняется индивидуальная работа на доске.
Распредели по группам сторонников Фамусова и единомышленников Чацкого:
Фамусов. Скалозуб. Двоюродный брат Скалозуба. Молчалин. Семья Горичей.
Семейство Тугоуховских. Племянник княгини Тугоуховской. Софья. Профессора Петербургского педагогического института. Хлестова. Репетилов. Загорецкий
«Век минувший»
Единомышленники Чацкого
«Век нынешний»
В драматических произведениях обычно изображается один конфликт. В чем новаторство Грибоедова?
По какой схеме развивается конфликт в пьесе? Перечислите детали, части интриги.
Какие три литературных направления, стиля отмечены в пьесе?
Пьеса «Горе от ума» - комедия. Какие сатирические приемы найдем в ней?
- «Горе от ума» - стихотворное произведение. А каким стихотворным размером написана?
В пьесе показаны не столько индивидуальные характеры, сколько типичные.
Что означает слово типичный?
Свойственный большинству. Обобщенный. Комедию «Горе от ума» называют «картиной нравов, галереей живых типов и вечно жгучей сатирой». Персонажей узнают по цитатам из этого произведения. Попробуйте и вы узнать их, прежде всего, по иллюстрациям художников Кардовского и Кузьмина
Иллюстрации
Узнай персонажа по цитате.
Потом иллюстрация
Скалозуб
а) Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.
б) И золотой мешок, и метит в генералы!
2.Молчалин
а) Вот он на цыпочках и не богат словами.
б) В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
3.Фамусов
а) Брюзглив, неугомонен, скор.
б) Он сказал дочери: Кто беден, тот тебе не пара.
а) Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
а) Он воскликнул: Пойду искать по свету
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Еще есть чиновники - Фамусовы, которые живут по принципу «подписано – так с плеч долой». Невежественные, ограниченные Скалозубы. Услужливые Молчалины, угождающие всем людям без изъятья.
И еще портрет.
5. И.А. Гончаров
Именно он сказал эти знаменитые слова: Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.
И это его слова: «Горе от ума» - это картина нравов, галерея живых типов и вечно жгучая сатира». О ком же речь?
3 этап. Портрет И. А. Гончарова. Пробное действие
Знаком он вам? Кто что знает?
Знакома вам статья?
Тема урока: Оценка комедии «Горе от ума» И.А. Гончаровым (По статье «Мильон терзаний»)
Нам предстоит проанализировать статью, она находится на стр. 158 -164 учебника . Мнение Гончарова о комедии необходимо включить в домашнее сочинение.
Какую цель поставим?
Узнать:
как Гончаров оценил «Горе от ума»;
в чем увидел актуальность произведения;
кого из персонажей выделил.
Научиться:
применять полученные знания в устных и письменных ответах;
написать сочинение по комедии, используя статью.
4. Изучение нового материала . Работа в группе по 4-6 человек . Читайте задание, готовьте совместный ответ.
Задание для 1 группы по статье Гончарова «Мильон терзаний»
Прочитайте стр. 158- 159 (начало) и ответьте на вопросы:
Как И.А. Гончаров оценил комедию «Горе от ума?
Какое сравнение использовал?
Подтвердил Гончаров, что комедия «Горе от ума» по-прежнему злободневна?
Кому, по мнению критика, принадлежит главная роль?
Ответ начните так :
В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров вот что сказал о значении комедии ……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..
Задание для 2 группы
Прочитайте стр. 159 и ответьте на вопросы:
Что сказал Гончаров об уме Чацкого?
Какие достоинства Чацкого выделил критик?
Как Гончаров подчеркивает, что Чацкий - деятельная натура?
Ответ начните так :
В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров так оценил Чацкого ……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..
Задание для 3 группы по статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Прочитайте стр. 160 -161 (начало), 164 стр. (конец) и ответьте на вопросы:
Какие требования предъявляет Чацкий к обществу, живущему в новом веке?
Что сломило Чацкого?
Кто он: победитель или побежденный?
Ответ начните так :
В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров, характеризуя Чацкого, отметил, что……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..
Задание для 4 группы по статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Прочитайте стр. 163 - 164 и ответьте на вопросы:
Как оценил И.А. Гончаров Софью?
Почему она полюбила Молчалина, что «свело» ее с ним?
Какие задатки критик обнаружил в девушке?
Ответ начните так :
В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров, явно сочувствуя девушке, так оценил Софью…… (впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..
Да, Гончаров выделил в пьесе не только Чацкого, но и Софью за искренность, живой ум, страстность. А что бы рассказала Софья о себе? Ведь она тоже пережила свое горе, правда, только от любви.
5. Почти монолог Софьи подготовила одна из учениц, работавшая по плану:
Представить героиню.
Возраст, где живет.
Отец, чем занимается, каков характер, какие планы в отношении дочери.
Что связывало Софию с Чацким 3 года назад? Почему чувства изменились?
Фамусов хотел бы выдать Софью замуж за Скалозуба. Почему же ей не нравится Скалозуб? Как она его характеризует?
Что София знает о Молчалине? За что полюбила его? В чем проявился её бунт против принятых в дворянской среде того времени правил?
Чем досадил Чацкий Софии? Почему она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого?
Когда София поняла, что Молчалин её не любит, а лишь притворяется?
Чем закончилась для Софии эта история? Куда её хочет отправить отец?
Какое будущее может ожидать Софию?
6. Вывод. Пьеса заканчивается драматически, прежде всего, для Чацкого: он, вернувшийся в Москву ради Софьи, в первый же вечер понял, что девушка полюбила лживого Молчалина, именно она первой назвала А.А. сумасшедшим, и сплетню с радостью подхватили те, кто попал под обстрел обличительного остроумия Чацкого. А.А. с горечью покидает Москву, получив от встречи с фамусовским обществом «мильон терзаний». Что ж, Чацкий сломлен, разбит, уничтожен?
У пьесы открытый финал . Общественный конфликт не завершен. «И один в поле воин, - воскликнул автор статьи о комедии Иван Гончаров, - если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва».
А кого вы назовете Чацкий 20 века?
20 век дал России своего Чацкого - А.И. Солженицына, изгнанного в 70 г. из страны за призыв «жить не по лжи». Через несколько десятилетий и писатель, и его книги вернулись в Россию. Сейчас его имя знакомо всем, кто окончил школу, а в 2018 г. исполнится 100 лет. «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». (Гончаров.)
7 . Вернемся к целям урока. Реализовали их?
Д/з: написать соч. на одну из тем (не менее 250 слов)
Горе от любви. Софья Фамусова.
«Век нынешний и век минувший».
Кто Чацкий: победитель или побежденный?
Комедия «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Как картина она громадна. Ее полотно захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати человек отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И все это с такою художественною, объективную законченностью и определенностью, какая далась только Пушкину и Гоголю.
Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов.
Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.
Роль Чацкого – страдательная, в то же время она всегда победительная.
Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.
Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».
Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», - свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.
Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, -
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность «свела ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейный права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж-слуга – идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова. Вообще, к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна напрашивалась на какое-то грустное чувство, в душе читателя нет против нее того смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, даже Чацкого.
Комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе, отличаю-щейся актуальностью во все времена. Отчего же это, и что такое вообще это «Горе от ума»?
Пушкин и Грибоедов — два величайших деятеля искусства, которых нельзя близко и ставить одного с другим. Герои Пушкина и Лермонтова — исторические памятники, однако ушедшие в прошлое.
«Горе от ума» — произведение, появившееся раньше Онегина и Пе-чорина, прошло через гоголевский период, и все живет и по сей день своей нетленной жизнью, переживет еще много эпох и все не утратит своей жиз-ненности.
Пьеса Грибоедова оказала фурор своей красотой и отсутствием недо-статков, колкой, жгучей сатирой еще до того, как вышла в печать. Разговор насытили грибоедовскими поговорками до пресыщения комедией.
Это произведение стало дорого сердцу читателя, перешло из книги в живую речь...
Каждый ценит комедию по-своему: одни находят в ней таинственность персонажа Чацкого, разноречия о котором не кончились до сих пор, другие восхищаются живой моралью, сатирой.
«Горе от ума» — картина нравов, острая, жгучая сатира, но прежде все-го — комедия.
Однако для нас она еще не вполне законченная картина истории: мы кое-что оттуда унаследовали, правда, Фамусовы, Молчалины, Загорецкие и прочие видоизменились.
Теперь остается только немного от местного колорита: страсть к чинам, низкопоклонничество, пустота. Грибоедов заключил живой русский ум в острую и едкую сатиру. Этот великолепный язык так же дался автору, как дался и главный смысл комедии, и все это создало комедию жизни.
Движение на сцене идет живо и непрерывно.
Однако не каждый сумеет раскрыть смысл комедии — на «Горе от ума» накинута вуаль гениальной рисовки, колорита места, эпохи, прелестного языка, всех поэтических сил, так обильно разлитых в пьесе.
Главная роль, несомненно, — роль Чацкого — роль страдательная, хотя в то же время и победительная. Чацкий породил раскол, и если обманулся в личных целях, то брызнул сам на заглохшую почву живой водой, увезя с собой «мильон терзаний» — терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства».
Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей: у него нет отвлеченностей. Материал с сайта
Его идеал «свободной жизни»: это свобода от этих исчисленных цепей рабства, которыми сковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», — свобода «служить или не слу-жить», жить в деревне или путешествовать, не слывя за то разбойником, — и ряд подобных шагов к свободе — от несвободы.
Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар количеством силы свежей.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.
И в этом бессмертие стихов Грибоедова!
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- и.а.гончаров. мильон терзаний
- конспект к произведению мильон терзаний
- и.а гончаров мильон терзаний краткий пересказ
- конспект статьи "мильон терзаний"
- мильон терзаний конспект тезисы
1)Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов. По мнению В. Г. Белинского, “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека. А И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение. В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу “века нынешнего” с “веком минувшим” , Чацкого и фамусовского общества. В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – “обеды, ужины и танцы” . И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: “умеренность” и “аккуратность” . При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди “мучителей” , оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире. 2)язык комедии: соль, эпиграмма,сатира,этот разговорный стих,кажется,никогда не умрут,как и сам рассыпаный в них острый и едкий живой русский ум,который грибоедов заключил как волшебник духа кого-нибудь в свой замок и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе чтоб могла явится когда-нибудь другая более взятая из жизни речь.