Фонтенбло - исторический милый французский город к югу от Парижа (55,5 км или 34,5 мили). Он известен благодаря большому и живописному Лесу Фонтенбло - любимому месту парижан для отдыха, и Дворцу Фонтенбло, где жили многие короли Франции. Во Дворец приезжают толпы туристов.


Как добраться

Добраться до города очень просто из Парижа.

Самолетом

Поездом

На поезде вы можете доехать из Парижа до станции Гар де Льо (Gare de Lyon). Там в билетном автомате зеленого цвета Бийе Иль-де-Фрас (Billet Ile-de-France) - не в желтом автомате компании, управляющей железными дорогами Франции (SNCF) - купите билет до Фотенбло Аво (Fontainebleau Avon). Поезда отходят раз в час, как правило, с первого пути верхнего уровня многоуровнего вокзала. Любой поезд, у которого конечная остановка Монтаржи, Монтеро, Санс или Ларош-Мижен, остановится на Фонтебло. Проверьте табло у платформы, чтобы в этом удостовериться.

В августе 2011 года билет для взрослого человека в оба конца стоил 16,80 Евро, сама поездка занимала около 35 минут. До прибытия в озелененный город Фонтенбло (вы почувствуете, насколько там свежий воздух, как только выйдете из вагона) поезд останавливается только в городах Мелён и Буа-ле-Руа. По утрам в воскресенья некоторые поезда останавливаются на промежуточной станции, не доезжая до Фонтенбло, чтобы дать пешим туристам выйти в лес. Это называется Аль де Фотенебло-Форе (Halte de Fontainebleau-Forêt). Позже, когда вы вернетесь назад на Гар де Льо (Gare de Lyon), заметьте, что билетом, который вы купили на поезд в Фонтенбло, можно продолжить пользоваться в метро в пределах Парижа.

На станции Гар де Фонтенебло Аво (Gare de Fontainebleau Avon) вы можете сесть на автобус Линии 1, эксплуатируемый компанией Veolia Transport, чтобы добраться до замка (около 15 минут в пути). Автобусы ходят примерно до восьми вечера. Будьте внимательны! У Линии 1 есть два направления, даже когда вы уже в конце Линии. Если вы не уверены, что выбрали нужное, уточните у водителя. Билет на автобус стоит 1,80 Евро. НО если на Гар де Льо (Gare de Lyon) вы купили билет зоны 6, то имеете право проехать к замку и обратно без дополнительной платы. Просто покажите билет водителю, и он скажет, что вам нужно воспользоваться билетным автоматом автобуса. Вставьте билет в автомат, и вы тут же получите его обратно. Билет нужно сохранить. Для того чтобы вычислить конечную остановку, ищите за окном либо Плас Наполео Бонапарт (Place Napoléon Bonaparte, площадь Наполеона Бонапарта), либо Дворец, так как автобус останавливается в центре. В качестве альтернативы, можно пройтись пешком. Прогулка через город займет у вас около 45 минут. Если же вы пойдете сразу от вокзала, то увидите знак, указывающий направление к Дворцу. Это дорога более прямая и короткая (около 25 минут в пути), проходит по жилой территории и ведет в лесистые земли дворца. Как только вы войдете в лесистую зону, держитесь главной дороги.

Когда вы сойдете с поезда, то окажитесь рядом с автобусной остановкой на противоположной стороне дороги, ведущей из города. Там можно найти хорошие карты, которые помогут вам сориентироваться, если решите дойти до дворца или до города самостоятельно.

Автомобилем

От центра Парижа до центра Фонтенбло всего около 65 км или час езды. Если едите из Парижа, следуйте знакам, указывающим на юг, а затем на и на автомагистраль А6. Примерно через 35 минут вы увидите дорожные указатели на Фонтенбло. Как только въедете в город, заметите высокий жилой дом, пережиток какого-то архитектурного стиля, который многие горожане хотели бы снести. Однако, он - все равно часть городской истории, правда, не такая восхитительная, как дворец,

Если вы едете от аэропорта Шарль-де-Голль по автостраде Фразильен (Francilienne), то можно поехать либо по местным дорогам через центр города Мелён, либо по более живописной и (в максимально активное время) зачастую более быстрой дороге через коммуны Сиври-Куртри и Фонтэн-ле-Пор.

Подсказка:

Фонтенбло — время сейчас

Разница в часах:

Москва + 2

Казань + 2

Самара + 3

Екатеринбург + 4

Новосибирск + 6

Владивосток + 9

Когда сезон. Когда лучше поехать

Фонтенбло — погода по месяцам

Подсказка:

Фонтенбло — погода по месяцам

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Самая главная достопримечательность города - дворец Фонтенбло , явлющийся одним из красивейших замков Франции. Его интерьер особенно интересен в качестве превосходного примера французского Ренессанса. В тоже время трудно переоценить историческую значимость замка, так как на протяжении семи веков он оставался главной резиденцией французских королей.

Первое упоминание о замке датируется 1137 годом. К тому времени, когда Франциск I решил сделать его своим основным жилищем (1527), средневековый дворец уже превратился в руины. Этот монарх затеял грандиозную реконструкцию, представив себя главным архитектором и пригласив двух итальянских художников Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо для декорирования интерьера. Их совместные труды вылились в такие сокровища, как галерея Франциска I с деревянными панелями, стукко (искусственным мрамор, высший сорт штукатурки) и фресками, на которых были запечатлены различные эпизоды из жизни Франциска. Церковь Троицы и Бальный зал также принадлежат той эпохе.

Многие монархи, правившие после Франциска I, тоже выбирали Фонтенбло своей резиденцией. Строительство, начатое Франциском I было почти закончено только во время правительства Генриха II и Генриха IV Великого.

Сын Генри IV, Людовик XIII, родился в Фонтенбло. У туристов есть возможность увидеть комнату, где Мария Медичи рожала Людовика, и представить, как многолюдно и тесно было в комнате в тот момент: на рождении короля присутствовало много свидетелей, дабы избежать подмены.

Во время Французской революции дворец немного забросили, но он вернул себе былую славу во время правления Наполеона I, который жил там долгое время и в 1814 году прощался со своей армией из дворцового сада.

Посетители могут увидеть тронную комнату Императора (единственную во Франции) и его личные апартаменты. Папа Римский Пий VII был в Фонтенбло дважды: сначала в качестве гостя, потом в качестве узника Наполеона. Недавно папские комнаты открыли для туристов.

После осмотра здания не забудьте прогуляться по парку и дворцовым садам; вы увидите фонтан Дианы и, если посчастливится, встретите одного из живущих на территории павлинов.

Поскольу дворец Фонтенбло однозначно менее интересен чем Версаль и до него чуть сложнее добраться, то он менее популярен у туристов. И как результат – их здесь минимум раз в десять меньше, чем в Версале, что позволяет осматривать его в спокойной обстановке.

Дворец Фонтенбло открыт весь год, кроме вторников, 1 января, 1 мая и 25 декабря, с 09:30 до 17:00 в зимнее время и с 09:30 до 18:00 в летнее время. По состоянию на апрель 2011 года цена за вход для взрослых составляла 10 Евро, для детей младше 18 и резидентов Европейского союза моложе 26 - бесплатно.

Что посмотреть в окрестностях

Поезда отходят от Гар де Фонтенебло Аво (Gare de Fontainebleau Avon) в до Гар де Льо (Gare de Lyon) или Берси каждые 15 минут во время часа пик, в другое время - каждые 30 минут. Время в пути составит чуть более 40 минут. Также есть возможность сесть на поезд, движущийся на юг в направлении Сенс, Монтаржи, Монтеро и Ларош-Мижен. Также есть автобус Сена-ет-Марн Экспресс, который идет в южном направлении, к таким местам, как Немур. Сесть на него вы можете на остановке Ла Пост (La Poste), на пересечении улиц Гранд и Фрас.

Город переполнен ресторанами разной кухни: от мексиканской до японской, от пиццерий до рыбных баров. Конечно, есть и Брассери (французские пивоварни - прим. пер.), исконные заведения, которые ошибочно называют «Франклин Рузвельт», и отличные французские рестораны (лучший находится в Отеле Наполеон).

Чем заняться

В городе много культурных, спортивных, развлекательных программ, в которых можно поучаствовать, и торговых точек, где можно что-нибудь купить. Подробную информация об этом можно получить на сайте .

Фонтенбло также известен своим лошадиным треком и рынком, работающим по утрам в воскресенья.

И даже если бы в городе не было столько всего интересного, множество достопримечательностей можно посетить и на прилегающих территориях, в таких городах, как Барбизон (родина художников), Мийи-ла-Форе, Самуа-сюр-Сена и множество других...

Лес Фотенбло также заполнен скалами песчаника, который идеален для альпинизма и скалолазания. На этом сайте вы найдете много информации по альпинизму.

Образование

Город имеет такое удачное расположение (близко от Парижа и в то же вемя среди красивой природы - он окружен лесом), что в 60-х годах профессора Гарварда решила открыть здесь бизнес-школу INSEAD MBA school, которая на сегодняшний день имеет всемирную известнсоть

Уникальная природа этого места привлекла внимание других известных университетов и больших школ Франции. Например, популярная инженерная школа ESIGETEL также находится здесь.

В летнее время во Дворце Фонтенбло открывается музыкальное учреждение, представляющее собой комбинацию консерватории и студии архитектуры. То, чем они занимаются, как нельзя более гармонирует с исторической обстановкой дворца. Курсы преподают на английском языке французские музыканты, композиторы, художники и профессора. До 1979 года школу возглавляла Надя Буланже, молодой профессор композиции и гармоничности. Учреждение оказало влияние на таких композиторов, как: Аарон Копленд, Вирджил Томсон, Луиза Тальма, Самуил Душкин, Эллиотт Картер, Беверидж Вебстер, Кентон Коу и другие.

Шопинг и магазины

В Фонтенбло полно самых разных магазинов: от высококлассной булочной до ювелирных и магазинов одежды по последней французской моде.

Бары. Куда сходить

Мест, где можно выпить, тоже достаточно: от современных амбиентных до традиционных французских, мексиканских баров и английских пабов.

Как передвигаться по городу

Ориентироваться в городе очень просто, так как там всего одна центральная улица - Гранд (Rue Grande), которая тянется от дворца до другого конца города, мимо центральной Плас Наполеон Бонапарт (Napoléon Bonaparte place). На обеих сторонах улицы в изобилии присутствуют магазины, бары и рестораны на любой вкус. Лучше всего по городу передвигаться пешком, так как вы обойдете все, не отвлекаясь и не останавливаясь, (что очень тяжело сделать, учитывая множество заманчивых витрин) примерно за 20 минут.

Также в городе есть улица де Фрас (Rue de France), которая берет начало от дворца под прямым углом к улице Гранд (Rue Grande). Рыночная площадь (на данный момент там стройплощадка, которую лучше обходить стороной) соединяет улицы в качестве пешеходной секции.

Снимать в Фонтенбло тяжело, внутри царит полумрак, шторы всюду опущены, чтобы не выцветали старинные обивки, гобелены и живопись. Потому не всё выходит так, как хотелось бы.
Это присказка, сказка дальше. Галерея Франциска - место сказочное. Удивительной красоты сочетание резного дерева с живописью итальянских мастеров, легкой позолотой без излишеств, красивые пропорции самой галереи и разбивки на отдельные фрагменты её декора демонстрирует гармонию художественного замысла и чудесный вкус мастеров её создававших. Франциск Первый пригласил мастеров из Италии.
В Фонтенбло работали Приматиччо, Бенвенуто Челлини и Россо Фьорентино (россо - рыжий в переводе с итальянского, на самом деле его звали Джованни Батиста ди Якопо).
Галерея соединяет королевские покои с церковью тринитариев, её строительство началось в 1528 году. Россо Фьорентино соединил живопись, скульптуру и обшивку деревянными панелями из ореха с позолотой.
Зайдем через причудливые резные двери с головой Медузы.



Галерее не хватает пола как при королях, но остальное завораживает. Галерея длиной 60 метров и шириной 6 метров. Когда-то она была сквозной, как в замке Шенонсо. Затем с северной стороны была пристроена другая галерея и окна были закрыты.

Галерея разделена на 14 отсеков между оконными проемами, в каждом - своя картина. Обрамление скульптурами тоже не повторяется. При внешней похожести деревянных резных панелей в первом ярусе галереи - они тоже не повторяются. Саламандры, которые по поверью не горят в огне, - эмблема Франциска Первого и его заглавная буква F, изображаются в различном обрамлении. Всё это разнообразие соответствует стилю маньеризм, который привезли с собой итальянцы, Тема гротесков, популярная при маньеризме предполагала игру со зрителем, который вроде бы видел одинаковые сюжеты, но потом замечал различия. Симметричные фигуры совсем не симметричны, у них могут быть похожие позы, но головы повернуты по разному и т.д. Несмотря на обилие разных фигур, разной резьбы и живописи, интерьер выглядит цельно и даже стройно, поскольку есть единая архитектурная сетка, в которую вписаны все эти художества.

Россо был поклонником творчества Микеланджело, что заметно по обилию контрфорсов -резких поворотов скульптур. Однако его живопись куртуазнее и изящнее, в ней нет микеланджеловской мощи и философии. Надо отметить, что фрески Фьорентино были первым образчиком светской живописи во французском интерьере.
Фрески выполнены на античные сюжеты, интерес ренессансных мастеров к историческому наследию своей земли был теперь привит во Франции. Сюжеты полны аллегорий, в основном прославляющих Франциска, его силу и доблесть, его покровительство изящным искусствам. Слон, покрытый покрывалом с геральдическим рисунком французских королей - флёр де лис - символизирует силу короля.

Центральной картиной была нимфа Фонтенбло, возлежащая рядом с "прекрасным источником", давшим название замку, которую в скульптуре изобразил Бенвенуто Челлини.

Популярным после создания галереи стал мотив плодородия - гирлянды из цветов и фруктов, которые обрамляют картины.

Саламандра в огне - символ человека несгибаемого перед трудностями жизни.

Дверь, которую мы видели в начале, здесь в сомкнутом виде и можно увидеть как она превращается еще в одну обманку, вводя в заблуждение посетителя, который не знает как её открыть.

Подобные "игрушки" перешли из стиля маньеризма в стиль барокко, любопытно, но в церкви Николы Надеина стоит иконостас, вырезанный по эскизу Федора Волкова 1751 года, который был не только актером и основателем ярославского театра. Врата иконостаса складываются подобным образом, резьба ловко вкладывается так, что шва между створками не видно.

В конце галереи установлен скульптурный портрет короля.

Из галереи можно пройти в покои мадам Ментенон, между ними и галереей находится красивейшая "гауптвахта".

Комната, в которой изначально дежурила королевская стража, была позднее превращена в столовую. Её стены были расписаны под стиль Ренессанс в 1834-36 годах. Роспись посвящена нескольким французским королям 16-17 столетий: Франциску, Генриху Второму, Генриху Четвертому, Людовику Тринадцатому) Короли изображены аллегорически в виде античных воинов,с оружием, их монограммами и датами основных военных побед.

Удивительной красоты резной потолок 1570 года, выполненный при Луи Тринадцатом, воспроизводит декор потолка времен короля Луи Филиппа.

Удивительно, при том, что интерьер создавался в течение нескольких столетий, фурнитура в зале уже времен Второй империи, он не кажется разобщенным. Это говорит об умении мастеров вписаться в стиль прошлого, их уважении к мастерам прошлого. Мне кажется, это вообще отличает французское отношение к интерьеру, поскольку и сейчас я часто вижу в натуре и в французских журналах по интерьеру примеры удачного соединения старого и нового в единую концепцию. То, что у нас запросто иногда зашивают гипроком и превращают в хай-тек, там открывают и оставляют в виде каких-нибудь грубоватых деревянных балок или пошарпанных жизнью стен.

Продолжаем гулять по величайшим замкам мира. Последний раз мы рассматривали , а теперь перенесемся во ФРАНЦИЮ.

Небольшой городок Фонтенбло, тихий и уютный, располагается в 59 километрах к югу от французской столицы. Вся его известность зиждется в основном на огромном живописном лесе и удивительно прекрасном замке-дворце.

Фонтенбло издавна был местом королевской охоты, а потом стал резиденцией нескольких французских королей - Франциска I, Генриха IV, Людовика XV и Людовика XVI. Окруженный лесами, этот замок был сурово неприступен. Веками он строился, расширялся или, наоборот, лишался каких-то своих частей. В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков - от XV до XIX века. Отсюда и те «культурные наслоения», которые сейчас можно видеть в архитектурном облике дворца.

Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» - «источник Блоди». Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди - имя человека, на земле которого бил источник.


Французское название этих мест - «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло - тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, - и дал название и лесу, и замку, и городу. Но в 1713 году источник неожиданно исчез.

История Фонтенбло начинается с охотничьей домика, построенного в XII в. в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтенбло («фонтен» — по-французски «источник»). Позже на месте домика выросла усадьба, а затем был возведен замок, ставший надолго королевской резиденцией.

Первые исторические сведения о самом замке относятся к 1137 году. Сохранилась грамота короля Людовика VI, которая свидетельствует, что в ту далекую эпоху здесь находился королевский домен. Король возвел на берегу пруда, неподалеку от источника Бло, небольшой замок, а расширять его стал Людовик IX, король мудрый и благочестивый, который находил в уединении особое удовольствие.

В XV веке, покинутый королями, замок пришел в упадок. В следующем веке из забвения его вывел Франциск I, пригласивший для отделки интерьеров замка архитекторов Лебретона, Шамбижа и Касторе и известных мастеров из Италии — Приматиччо, Россо, Челлини. Эта совместная работа французских и итальянских архитекторов, художников и скульпторов положила начало новой школе в декоративном искусстве отделки интерьеров, известной под названием школы Фонтенбло.

Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться. Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты. Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней. По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней. Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.


В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца. Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.

При Франциске I исчезли почти все средневековые постройки, кроме донжона, сохранившегося до наших дней. В последующие столетия замок не раз переделывался и достраивался в соответствии со вкусами и модой каждой эпохи.

Золотой век замка можно отнести к периоду властвования во Франции Франциска I, что соответствует шестнадцатому столетию. Франциск I собрал в стенах замка неповторимую коллекцию кантиков, старинных манускриптов, составленных на греческом языке и древней латыни, лучших картин. Благодаря королю Франциску I, замок стал новым центром зарубежного и французского искусства, своеобразной колыбелью пришедшего вскоре французского Ренессанса.

Как раз в годы правления Франциска I возвели царственный дворец, являющийся до сегодняшнего дня основным архитектурным сооружением всего комплекса замка Фонтенбло. Проект основного царственного дворца долгие годы разрабатывал архитектор Лабрен. Величественный фасад дворца всех королей имеет выход в просторный двор под названием Белой Лошади. В этом дворе некогда устраивали рыцарские турниры, празднества и всевозможные торжества. Из королевского дворца во двор можно спуститься благодаря широкой лестнице, сделанной в виде подковы.


Ступени лестницы, специально для всадников сделаны, пологими. Лестничные марши округлены и напоминают две подковы, соединенные между собой. Массивная каменная балюстрада прилегает к этим своеобразным лестничным маршам. Балюстраду возвели в 1634 году, воспользовавшись проектом архитектора Серсо. Посреди фонтанного двора красиво смотрится неповторимый фонтан с установленной статуей Уиллиса. Фонтан украшен фигурой Уиллиса с 1812 года. Из фонтанного двора попадаем в известную галерею, выстроенную в годы правления короля Франциска I . Эту галерею можно смело считать первой из художественных галерей, имеющихся сегодня в королевских дворцах Лувр и Версаль. Всего в нескольких десятках метров от этого фонтанного двора находится колоритный сад Дианы.

Нужно сказать, что застройка Фонтенбло происходила без всякого плана. В основном это были дома королевских приближенных, фавориток и художников. Самым распространенным строительным материалом для домов служил песчаник, который добывался в карьерах, расположенных неподалеку. В связи с тем, что земли Фонтенбло с самого начала были крайне элитарны, численность его населения росла чрезвычайно медленными темпами. Так, к 1559 году количество жителей Фонтенбло составляло лишь 2 000 человек.

После смерти Франциска I на престол взошел его сын Генрих II . Официальной супругой Генриха II была Екатерина Медичи, но Генрих был безумно влюблен в свою фаворитку, прекрасную Диану де Пуатье. В знак своей любви Генрих подарил Диане , а в Фонтенбло оборудовал великолепный бальный зал. На отделанных дубом панелях стен многократно повторяются вензеля Генриха и его возлюбленной: букву «Н», нанесенную на цифру ІІ пересекают два полумесяца буквы С. Король Генрих ІІ объяснял своей жене Екатерине Медич, что этот символ следует читать, как "Генрих + Екатерина (Caterina de Medici)", однако все знали, кто в действительности в его сердце. Здесь вы увидите необратимые фрески, одна из которых изображает богиню охоты Диану, во славу фаворитке. Образ Дианы можно увидеть повсюду в саду дворца у фонтана Дианы, предающие свое предназначение образа замка.


Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын - Генрих II. Его зал, после Галереи Франциска I, стал одним из чудес Фонтенбло и долгое время служил Бальным залом. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.


Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье. Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живописной техникой.

Генрих II сделал попытку отказаться от итальянского влияния, но после его гибели Екатерина Медичи вновь возвратила итальянских мастеров, которые под руководством Приматиччо внесли светлый и веселый колорит в декор замка. В XVII в. Генрих IV значительно расширил замок, возвел Зал для игры в мяч и большую галерею Дианы, масляная живопись на штукатурке сменила фрески, а на деревянных панелях вместо золотых украшений появилась роспись. Позже Наполеон, любивший Фонтенбло и называвший его «Домом веков», провел реставрацию интерьеров дворца.


После смерти Генриха II и его сына Генриха III , последнего из династии Валуа, дворец был заброшен почти на 10 лет.

После Генриха II Фонтенбло теряет свое былое великолепие, и ко временам Генриха IV некоторые части замка уже представляли собой руины. При Генрихе IV в Фонтенбло развернулись крупные строительные работы, были значительно обновлены некоторые интерьеры дворца, например, салон Франциска I.

Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска I в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости. Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, - все, что было собрано еще при Франциске I.

В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который создавал здесь произведения из золота и серебра. В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям мира.

Только в 1595 году следующим за престолом к власти Генрих IV, наследник королевской династии Бурбонов, вернул прежний двор в Фонтенбло и произвел полную реставрацию дворца. В то время Мартен Фремине малоизвестный французский художник расписал капеллу Святой Троицы, посей день сохранившаяся в прежнем состояние что вы заметите при посещение замка Фонтенбло.

После смерти Генриха IV Фонтенбло на протяжении многих лет пустовал и постепенно ветшал. Родившийся здесь Людовик XIII мало занимался украшением дворца и благоустройством парка. При Людовике XIV на первое место среди загородных резиденций выходит Версаль, который вскоре затмит собой все остальные.

Но Фонтенбло не был забыт, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время на его реконструкцию затрачиваются огромные средства: некоторые корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки.


После Генриха IV трон перешел к Людовику XIII . Его жена, Анна Австрийская, очень любила замок Фонтенбло. Вы наверняка помните, что именно здесь разыгрывались многие сцены из жизни Луи и королевы в романе Дюма «Три мушкетера». Следующим представителем династии Бурбонов был Людовик XIV, король-солнце. Его министр финансов, Николя Фуке, не отказывая себе в использовании средств из государственной казны, построил себе великолепный дворец в своем поместье Во ле Виконт . Вскоре после пышного новоселья Фуке был арестован, злые языки утверждали, что король был возмущен тем, что новый замок был намного красивее королевской резиденции Фонтенбло, а команда архитекторов перешла на строительство королевского дворца в Версале . Таким образом, через несколько лет Людовик XIV со двором переехал в Версаль, после чего Фонтенбло надолго был забыт: последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только на осень.

Для поклонников Александра Дюма в Фонтенбло все до боли знакомо. В его стенах рождались и умирали короли. Здесь начинался роман юного Людовика XIV с Луизой де Лавальер. Это был любимый замок Франциска I. Фонтенбло обожала Анна Австрийская и ненавидел папа Пий VII, живший в нем, по сути, под арестом. Век за веком короли пристраивали к уже существующим новые галереи, апартаменты, залы. Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами шкатулку.

Наполеон, выбравший Фонтенбло в качестве своей официальной загородной резиденции, называл его «домом веков». Маршруты экскурсий по Большим и Малым апартаментам обязательно проходят через личные покои императора. В Красном салоне, обитом шелковыми обоями, стоит маленький круглый стол, за которым б апреля 1814 года Бонапарт подписал свое отречение от престола. А спустя несколько дней перед дворцом бывший император прощался со старой гвардией. Тогда 1200 человек выстроились на покрытом крупной брусчаткой плацу для парадов, который теперь носит название Двор прощаний. Наполеон поцеловал знамя и знаменосца и отправился в ссылку. Казалось, навсегда. Но история подарила ему еще 100 дней правления и одну короткую встречу с Фонтенбло.


Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.

Наполеон занимал также Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII. Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, за которым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины…».

За свою долгую историю Фонтенбло оброс легендами и, как положено старинному замку, приютил целый сонм привидений. Говорят, что самое известное из них — призрак Красного человека — любит совершать романтические прогулки по парку между 12 и двумя часами ночи. Привидение очень осведомленное. Во всяком случае, оно предсказало Екатерине Медичи смерть ее детей, а Генриху IV — гибель от рук убийцы. Рыскать по парку в поисках Красного человека, надеясь узнать свое будущее, не стоит. Он удостаивает своим вниманием лишь особ королевской крови.


Куда демократичнее ведет себя призрак маркиза Мональдески. Он не только не пряче тся от припозднившихся туристов, но и охотно демонстрирует им свой залитый кровью камзол. Чаще всего его можно встретить у Галереи оленей, где в 1657 году он расстался с жизнью. Беднягу прирезали по приказу его эксцентричной любовницы — шведской королевы Кристины, в 30 лет оставившей трон и жившей в Фонтенбло в компании придворных шутов, служанок и красивых итальянских авантюристов. Маркиз имел неосторожность раскритиковать в письме интимные достоинства своей царственной фаворитки, за что и расстался с жизнью. Призрак частенько пристает к молоденьким девушкам. Видимо, история с королевой его ничему не научила. Век за веком короли пристраивали к уже существующим в Фонтенбло все новые и новые галереи и залы.


Многим здесь интереснее, чем в , потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту. По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи». Интерьер замка: на 2-ом этаже - большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное «кружево», кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.

Собственно в город Фонтенбло превратился лишь во второй половине 18 века. По крайней мере, именно тогда для управления им были назначены специальные должностные лица, в числе которых был синдик (ведавший в основном судебными вопросами) и два его помощника, заменившие собой двух церковных старост, которые управляли населенным пунктом в то время, когда он представлял собой сельское поселение.

Тем не менее, на протяжении всего своего существования Фонтенбло благодаря дворцу представлял собой один из крупнейших центров политической жизни Франции. Дворец являлся местом появления на свет множества французских королевских особ: кроме уже упомянутого Филиппа Красивого, здесь родились Франциск II, Генрих III и Людовик XIII. Во дворце проходили встречи с иностранными дипломатами и властителями заграничных государств. В числе прочих, в 1717 году Фонтенбло посетил Петр I. Здесь же заключались многие важнейшие государственные договоры, одним из которых стал эдикт Фонтенбло, отменивший Нантский эдикт, в свое время завершивший религиозные войны католиков и гугенотов.


Великая французская революция подарила Фонтенбло мэрию. Одновременно она привела к упадку дворца, который был национализирован и сначала передан центральной школе вновь созданного департамента Сена и Марна, которую в январе 1803 года сменила Специальная военная школа, а затем тюрьма. Впрочем, вскоре дворец сумел восстановить свое былое величие, превратившись в резиденцию нового французского императора, Наполеона Бонапарта, который с восхищением называл Фонтенбло «настоящим обиталищем королей, домом веков». Здесь же Наполеон подписал свое первое отречение и произнес знаменитую прощальную речь перед гвардией, сказав своим солдатам: «Продолжайте служить Франции, её счастье - мое единственное стремление!» В память об этом событии двор дворца Фонтенбло получил название «La cour des adieux» («Двор прощаний»).

В 1849 году в Фонтенбло открылась первая железнодорожная станция, что послужило стимулом к экономическому развитию города и увеличению его в размерах. Другим важным событием в жизни Фонтенбло стал перенос сюда Школы военной инженерии и артиллерии из Меца, после чего в городе был размещен военный гарнизон. Прибытие множества военнослужащих и членов их семей, повлекло за собой строительство казарменных помещений, новых военно-административных и почтовых зданий, колледжей и проч. К 1881 году численность населения Фонтенбло составляла уже 12 483 человека.


Кликабельно

Первая мировая война миновала Фонтенбло, а с началом Второй мировой войны из города выехала большая часть населения: к 1940 году здесь осталось лишь 150 семей. В период оккупации Франции немецкими войсками на территории Фонтенбло действовало движение Сопротивления. Освобождение города произошло в августе 1944 года.

В конце 20 века Фонтенбло утратил свое прежнее военное значение и полностью переориентировался на туризм.

На сегодняшний день город является супрефектурой департамента Сена и Марна. Численность его населения согласно данным официальной статистики составляет около 16 тысяч человек.


Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме. По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.

У этого двора есть еще и другое название - двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения - Галерея Франциска I. Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы. Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.

Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску I - его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам. А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска I - саламандры в огне, сопровождаемой девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение итальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» - главная фреска всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.
Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его отмечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.

В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота - укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.
Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.



Кликабельно 8000 рх, панорама


Просто уверен, что после того как вы осмотрите весь замок, вам обязательно понадобится

Франция удивительным образом соединяет в себе серьезность и романтику. Здесь обязательно понравится и заядлому любителю старины, и путешественнику, ценящему красоту и величие и обычному туристу.

Особое очарование таят в себе знаменитые дворцы Франции (Фонтенбло, Лувр, Версаль). Многие королевские резиденции туристы обходят вниманием, сосредотачиваясь только на Париже. Между тем всего в 60 километров от столицы Франции находятся великолепные дворец и парк Фонтенбло.

Расположение

Знаменитая резиденция французских королей находится в самом сердце исторического региона Иль-де-Франс, в департаменте Сена и Марна, примерно в 60 километрах от столицы страны. Рядом расположен город Фонтенбло, обязанный своим появлением дворцу. Добраться до королевской резиденции от Парижа можно на автомобиле или электричке.

Дворец Фонтенбло во Франции: история, описание, достопримечательности

Впервые упоминается будущая резиденция французских королей в XII веке. В то время это был загородный охотничий домик. Леса Фонтенбло, богатые дичью, испокон веков были охотничьими угодьями правителей страны. Затем домик разросся до размеров усадьбы, и вскоре на ее месте был возведен небольшой замок.

Строительство дворца в его сегодняшнем виде началось при Франциске I Валуа, который решил построить на месте пришедшей в запустение крепости загородную резиденцию, предназначенную исключительно для отдыха. Короля в первую очередь привлекала возможность охотиться в густых лесах Фонтенбло и его окрестностях.

С именем Франциска I самым тесным образом связано Возрождение во Франции. В поездках в Италию он познакомился с работами итальянских мастеров и был очарован ими. Не на шутку увлекшись Ренессансом, он пригласил во Францию многих зодчих и ученых. Был среди них и Леонардо да Винчи. Благодаря Франциску I заурядный охотничий домик превратился в роскошный дворцово-парковый ансамбль.

Парадный вход во дворец Фонтенбло сделан в необычной форме - подковы. По этой экстравагантной лестнице королевскую резиденцию можно легко отличить от других дворцов французских правителей.

Внутреннее убранство Фонтенбло поражает великолепием. Роскошные галереи украшены фресками на стенах и мастеров живописи на потолках. Особенно сказочно выглядит галерея Дианы, потолок которой декорирован сценами из мифологии, посвященными богине охоты. Сейчас здесь находится библиотека.

Салоны дворца Фонтенбло украшены чудесными гобеленами.

Часовня Троицы - еще одно великолепное здание, входящее в ансамбль королевской резиденции. Оформлением свода занимался Мартен Фремине. В ней по обе стороны от алтаря высятся статуи святых - покровителей французских королей. Построена часовня в XVI веке.

История строительства

Дворец Фонтенбло (Франция, регион Иль-де-Франс) создавался под руководством искусных итальянских зодчих, среди которых был знаменитый Он был построен в стиле маньеризма, который господствовал в то время в искусстве Италии. Для него характерны драматичность образов, экспрессия и экстравагантность декора, яркие тона и удлиненные пропорции фигур.

Оставив от прежней постройки лишь одну башню, итальянские мастера возвели великолепное здание, ставшее символом Ренессанса во Франции. Нужно отметить, что дворец Фонтенбло, в отличие от других чертогов европейских правителей, был лишен каких-либо защитных сооружений. Отчасти это объяснялось тем, что французский король, будучи отменным дипломатом, врагов практически не имел.

При Франциске было построено большинство хозяйственных построек, ворота дворца, часовня, танцевальный зал.

После смерти дворец Фонтенбло не был заброшен. Его строительство было продолжено под руководством сына умершего правителя, Генриха II. К дворцу была пристроена крытая галерея, свод которой покоится на опорах, составляющих красивую систему аркад-амбразур. Впоследствии изменения в облик дворца вносили Генрих IV и Людовик XIV. Во время их правления были построены террасы, павильоны в парке и новое крыло здания.

Дворец Фонтенбло в Иль-де-Франсе в годы Великой французской революции

Потрясения, которые испытала страна в годы революции и террора, коснулись и загородной резиденции французских королей в Фонтенбло. Практически вся обстановка была вывезена, а в резиденции разместилась военная школа. В 1803 году Фонтенбло впервые посетил Наполеон Бонапарт с инспекцией. После этого он решил сделать дворец своей резиденцией. Приглашенные архитекторы почти весь срок пребывания императора у власти проводили реконструкцию дворца. Были построены новые конюшни, переделана галерея Дианы, восстановлена работа фонтанов, разбит Во дворе Белой лошади состоялось прощание с его ветеранами-гвардейцами после отречения от престола. В последний раз Наполеон посетил дворец Фонтенбло после побега с острова Эльбы.

Сейчас посетители дворца могут увидеть помещения, связанные с великим правителем Франции. Это императорские спальни, Тронный зал, Малая спальня (в ней Наполеон предпочитал проводить большую часть времени) и салон, в котором он подписал свое отречение от власти.

Наше время

Дворец Фонтенбло во Франции в наши дни представляет собой великолепный архитектурный памятник прошлых веков. Любой желающий может посетить его в удобное для себя время и полюбоваться роскошными залами, галереями и салонами, прогуляться по чудесному парку и английскому саду и увидеть пруд Карпов. Не зря в переводе с французского языка название дворца звучит как «Чудесный источник».

Кроме парка и посетители замка могут совершить прогулку и по лесу близ Фонтенбло. Для этого он оборудован пешими и велосипедными дорожками.

Заключение

Дворец Фонтенбло - роскошная и уютная резиденция французских королей, укрывшаяся в тенистых лесах неподалеку от Парижа. Великолепное внутреннее убранство дворцового ансамбля, красивые парки и чудесный пруд делают Фонтенбло приятным местом для неспешной экскурсии.

На юго-западе в 55-и км от Парижа в департаменте Сена и Марна региона Иль-де-Франс пытливый турист найдет городок Фонтенбло в окружении древнего леса, где с незапамятных времен охотились короли и местные жители – беллифонтены.

Более 10 млн. туристов ежегодно приезжают в этот живописный уголок Франции ради посещения местной . Хотя замок Фонтенбло в свой час был колыбелью и загородной резиденцией нескольких правителей, есть туристы, для которых он станет приятным открытием.

Легенда о названии «Фонтенбло»

В летописях XII столетия упоминаются земли, покрытые дремучими лесами, под латинским наименованием «Fontene Bleaudi», что значит – «Источник Блоди». Историки выдвинули идею, что название происходит от фамилии некоего непримиримого семейства Бладобальдов, некоторое время владевшего этими землями, и на них действительно бил ключ.


Однако есть и иное предположение, по которому французское наименование территории звучит «Fontaine-Belle-Eau», а значит – «Удивительный родник». Позже оно сократилось до «Fontaine-Bleau», а Бло – кличка пса, наткнувшегося в процессе охотничьего промысла на освежающий родник. Путники утолили жажду, и назвали чащу, а затем и замок в честь четвероногого следопыта, вот только родник этот постепенно иссякал, и полностью пропал вначале XVIII в. Так, во всяком случае, рассказывает местная легенда.

История рождения замка Фонтенбло

Казалось бы, темные, густые леса – не то место, где захочется остаться надолго. Действительно, вначале Людовик VII просто решил построить в столь уединенном уголке дикой природы небольшой охотничий домик, в котором было бы приятно остановиться, выезжая сюда на охоту. В XIII столетии Людовик IX организовывает на его месте загородную резиденцию с госпиталем. Это был первый шаг к началу превращения скромного домика в усадьбу, а затем в замок.

Первый королевский отпрыск, появившийся в Фонтенбло в 1268 г. – Филипп IV Красивый. Чертог стал для него тем гнездом, где он провел всю жизнь, чтобы в нем же сделать последний вздох в 1314 году.

В свое время в этих стенах родились еще три короля: Франциск II и Генрих III из династии Валуа, а также Людовик XIII Справедливый – тот самый, что питал страсть к уединению и построил собственную охотничью хижину в скромной деревушке, которая позже стала великолепным . Как видите, история повторяется.

Дворец Фонтенбло с размахом начинает строиться при Франциске I, который проиграл битву при Павии, и решил отвлечься от тревожных мыслей, заняв их новыми заботами.

А будучи заядлым охотником, он изрек: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

В 1528 г. он нанимает лучших итальянских мэтров: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл’А-бате. Будучи представителями направления маньеризма, они первые воплотили во Франции этот стиль, который с их легкой руки быстро распространился по странам Европы. Так возникла знаменитая школа Фонтенбло.

Впоследствии дворец много раз перестраивался, присоединяя одни здания и лишаясь других, а поскольку французские короли любили строить с размахом, все новаторства неизменно расширяли его площадь.

После смерти Франциска I на трон садится его второй сын – Генрих II с супругой Екатериной Медичи. Они еще азартнее занялись реконструкцией помещений, пригласив ведущего зодчего эпохи Возрождения – Филибера Делорма, который помимо работы над замком по заказу венценосной четы создал для их сына гробницу в Сен-Дени.

По желанию Генриха была построена крытая галерея, но затем монарх переделывает ее в Бальный зал, посвящая своей фаворитке – Диане де Пуатье, а в декоративных вензелях оформления помещает ее инициалы наряду со своими. Говорят, что Екатерина об этом даже не догадывалась, веря, что комнату создали специально для нее.

Верится в подобную наивность хитрой и коварной царицы с трудом, поскольку ей стоило огромных усилий не показывать ненависть в отношении любовницы мужа слишком явно.

Сама Екатерина Медичи оставила после себя великолепный парк Королевы, который раскинулся к северу от здания между его фасадом и нынешним городом. А спустя столетие, будто насмехаясь над ней, в парке установили фонтан, украшенный скульптурой богини охоты – Дианы, да и сам парк получил название божественной девы, что вызывает прямые ассоциации с Дианы де Пуатье.

Так вышло, что 10 лет, начиная с 1584 года, крепость пустовала, пока Генрих IV, прославившийся постоянными строительными кампаниями, не решил ею заняться. С его легкой руки тут строится огромная терраса, канал 1200 м в длину, наполненный рыбой, и благоустраивается сад Королевы, где установили три восхитительных павильона, и очень жаль, что мы можем любоваться лишь одним уцелевшим, дошедшим до нашего времени. Он имеет два яруса в виде удивительных галерей: нижней Оленей и верхней – Дианы.

Обновился внутренний интерьер церкви Святой Троицы, над которым работал один из лучших мастеров того времени – Мартин Фримен, чей талант современники сравнивают с кистью Микеланджело.

Когда имение перешло во владения Людовика XIV, идей и сил ему хватало, чтобы заниматься двумя проектами одновременно, и замок Фонтенбло напоминает во многом Версальский дворец. Оба сооружения совершенствовались параллельно, даже наблюдалось некое соперничество, хотя по правде, с Версалем сложно тягаться.

Страсть короля-солнце к охоте была настолько велика, что он продолжал ездить на нее даже после падения с лошади, сильно подорвавшего его здоровье, хотя случалось это уже гораздо реже, а дворец стал местом проведения торжеств и приемов. После смерти монарха особняк вновь некоторое место пустует, пока Людовик XV не решил освежить свое наследство, вернув ему былое величие.

Работы по реставрации он поручает Жаку Анжи Габриэлю – некогда ученику собственного отца и создателя особняка Пейрана де Мора (ныне ), который занимался всеми проектами короля Возлюбленного. Он работал над , Версалем и площадью Людовика XV (ныне Согласия). Еще множество прекрасных дворцов, театров, площадей и учреждений получил от него в наследство Париж.

Замок Фонтенбло под руководством столь опытного и талантливого архитектора значительно преобразился. Для начала он придал более праздничный вид двору Белой Лошади, затем пристроил к зданию очередное крыло, идеально вписав его в общий ансамбль. В центральной части расположился элегантный фронтон с монаршим гербом, но чтобы вместить новаторства и не нарушить гармонию линий, пришлось пожертвовать несколькими постройками XVI столетия.

Фонтенбло и Наполеон

Время королей закончилось, но пришедший к власти Наполеон I Бонапарт был не только завоевателем и политиком – он любил красоту и пышность убранства не меньше своих венценосных предшественников. Можно сказать, его вкусы были даже более раскованными, судя по созданному при нем архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном новому направлению – ампир (имперский стиль).

В нем понятие роскошь и богатство обрело особое звучание, выкристаллизовавшись из всех предыдущих жанров. Его характеризует монументальность форм, множество декоративных элементов, колонны, лепнина, симметрия, военная тематика, скульптуры в виде грифонов и сфинксов, а также другие формы, навеянные культурой Рима и Древней Греции, и все это под налетом позолоты.

Когда Наполеон впервые увидел дворец Фонтенбло в 1804 г., его огорчило запустение, в котором он пребывал. Работы придворным архитекторам хватало, но спорилась она проворно, и уже скоро новый суверен обживал первые два этажа, где разместились его личные апартаменты и переоборудованная в Тронный зал бывшая королевская спальня.

Залы, будуары, галереи и другие помещения Фонтенбло

Некогда загородная резиденция монархов, сегодня Музей Фонтенбло, принимает туристов, открывая перед ними роскошные салоны и веранды, построенные в разные времена и оформленные в стольких стилях, что невозможно определить единое направление.


Деля территорию на зоны, получим: основное строение, 4 двора (Белой Лошади, Овальный, Служебный и Фонтанный), и 3 садовые участка (садики Английский и Дианы, а также Большой парк).

Посетители и сейчас могут прогуляться по галерее Франциска I, соединяющей часовенку Святой Троицы и царские апартаменты. Ее украшает деревянная узорчатая обшивка, лепнина, расписные гобелены, орнаменты с изображением символики короля – саламандра в огне, а также прекрасные фрески, рассказывающие о событиях, в которых участвовала монархия.

Переход изобилует множеством изображений. Многие дополняют друг друга и, как правило, это мифологические сюжеты об античных богах, представляющие аллегорию на моменты реальной истории, которые и сейчас не все расшифрованы.

Привлекают внимание и часовни. Та, что посвящена святому Сатурну и прилегает к Овальному двору, тоже была построена при Франциске, а другая – некогда принадлежащая монастырю, и восстановленная в этот же временной период, примыкает к Почетному двору.

Капеллу Сатурна придумал архитектор Филибер Делорм, как и Бальный зал, а прототипом ему служило святилище . Поделенная на два уровня, для осмотра открыта только верхняя часть часовни, оформленная расписными деревянными плитами в духе Ренессанса, а вот нижний ярус выложен мрамором.

Капелла Троицы, где сочетались браком Людовик Возлюбленный с Марией Лещинской, появилась при Генрихе IV, а работавший над ее художественным оформлением Фремин постарался придать фрескам сходство с талантом Микеланджело.

Блестяще выглядит Бальный зал (длина 30 м, ширина 10 м), в основном из-за солнечного освещения, подчеркивающего изысканность его убранства. Окна южной стороны смотрят на парк, северной – на Овальный двор. Как уже упоминалось, Генрих II, занимаясь его обустройством, думал о своей возлюбленной Диане де Пуатье, и даже приказал украсить его вензелями с его и ее инициалами. В этой комнате посетители могут присесть и отдохнуть, представляя себя на королевском балу.

В 1777 г. в Фонтенбло обустраивают будуар Марии-Антуанетты в турецком стиле, как знак того, что это был период увлечения Османской империей – ее музыкой, живописью, прикладным искусством и модой в одежде.

В 1787 году за три месяца для нее изготовили новую кровать, но понежиться на ней королева так и не успела, будучи к этому моменту уже под арестом.

В 1806 г. апартаменты переоформили по вкусу императрицы Жозефины – первой жена Бонапарта. Стены украсила драпировка, воссозданная по частице камчатского шелка, расшитого золотом. Чтобы повторить ее, лионским мастерам пришлось потратить 20 лет на исследования по возрождению технологии.

Замок Фонтенбло внутри (панорама)

В крытых галереях Фонтенбло некогда прогуливались монархи в окружении важных особ и приближенных лиц двора. Сегодня и вы можете пройтись эффектно украшенными коридорами галереи Мебели, Живописи и Тарелок, где стены украшают 128 экземпляров севрского фарфора, специально сделанного для Луи-Филиппа. Также посетите апартаменты папы Пия VII, где он обитал в качестве пленника, и полюбуйтесь экспонатами Китайского музея, собранными Францией в период Опиумных войн середины XIX столетия.

Хотя спуститься по Королевской лестнице вам не разрешат, но удовольствие доставляет сама возможность увидеть ее, украшенную сюжетами об Александре Македонском.


Поскольку дворец Фонтенбло был одним из любимых Наполеоном I, с его именем тут многое связано. Музей Наполеона был открыт в 1986 г., собрав в коллекциях исторические документы, скульптурные композиции, полотна художников, ювелирные украшения, керамику и предметы мебели, которыми некогда пользовалась семья императора. Сохранились и мраморные часы, украшенные камеями, подаренные папой Пием VII Наполеону в 1802 году.

Во дворце Бонапарт провел немало счастливых лет. Тут он строил свои «наполеоновские планы», принимал важные решения, подписывал судьбоносные бумаги, а когда пришло время, спустился по лестнице-подкове на площадь Прощания, поблагодарил свое войско за верную службу, и проронил несколько горьких слез, спрятав лицо в складках французского флага, целуя его напоследок.

Красный салон переименован в зал Отречения, когда в 1814 г. правитель поставил подпись под документом, где говорилось, что «он готов отказаться от престола, уехать из Франции и даже лишить себя жизни во благо родины…». В холле и ныне стоит тот самый небольшой круглый столик красного дерева, послуживший опорой роковой бумаге в момент ее подписания.

Успел пожить в Фонтенбло и потомок великого правителя – Наполеон III, оставив после себя театр, напоминающий оформлением Королевскую Оперу Версаля или театр Марии-Антуанетты в Малом Трианоне. Он построил его для императрицы Евгении, а открытие состоялось весной 1857 г. в присутствии брата императора Александра II – князя Константина.

Дворы замка Фонтенбло

За пределами здания тоже немало достопримечательностей. Например, очень примечательный двор Белой Лошади, переименованный так в XVI столетии (ранее Нижний). Название появилось благодаря задумке Екатерины Медичи установить посреди него монумент в честь погибшего на турнире супруга – Генриха II.


Скульптура разрабатывалась под присмотром Микеланджело, взявшего прототипом итальянскую статую Марка Аврелия, с которой сделали гипсовый слепок. Его перевезли в Фонтебло, но дальше этого дело не пошло, и со временем копия рассыпалась, оставив только наименование площади.

Фонтанный двор окружен сооружениями, возведенными еще при Франциске, и уводит к Пруду карпов.

Наиболее древнее патио носит звание «Овальный», и правда, имея эллиптический вид. Он прекрасно просматривается из окна Бального зала, со стороны парка Дианы и Золотых ворот, служившие в XVI столетии основным входом в замок. Однако попасть на сам участок можно, лишь в составе в Фонтенбло.

Одной из главных реликвий этой части замка считаются часы с грандиозными скульптурами. Они представляют семь планет, для которых античный бог Вулкан ежечасно отбивает молотом время, а установлены они на фасаде одного из корпусов двора.


Сад Дианы (1603 г.) примечателен фонтаном, в центре которого изображена сама древнеримская дева, покровительствующая охотникам. А вот Служебный двор закрыт для посещений, да и ничем интересным не знаменит.

Садово-парковая зона

Ни один старый замок не ограничивается зданием, и его обязательно окружают зеленые лужайки, ухоженные парки с тенистыми аллеями и открытыми пространствами. Вокруг архитектурного комплекса Фонтенбло в разные времена монархи желали видеть облагороженную территорию. Так в 1812 году на юго-западе от него заложен Английский сад с гротом и фонтаном.


Французский сад к югу от дворца или Партер появился в эпоху Генриха IV (XVII столетие). В отличие от Английского, не имеющего определенного плана, тут наподобие , дорожки обрамляются аккуратно подстриженными кустами и очаровательными статуями.

На востоке в 1609 г. был основан большой парк без каких-либо особенностей, где в свое время вырыли канал и посадили деревья, в чьей тени приятно прогуляться жарким летним днем.

В разгар лета, когда каменные достопримечательности и мощенные мостовые столицы раскалены до предела, хочется найти надежное укрытие от палящего солнца, и в этом случае лес Фонтенбло станет тем оазисом или райским уголком, который не хочется покидать.

Он со всех сторон окружает городок, раскинувшись на целых 60 км. Во времена королей именно тут находились популярные охотничьи угодья, ради которых и была построена королевская резиденция.


Чтобы монархам было удобно, чащу немного проредили и благоустроили, проложив среди зарослей достаточно широкие аллеи для всадников и организовав водопои. По материалам историка М. Дрюона именно в этом лесу во время очередной вылазки у Филиппа Красивого случился инсульт.

Ранее богатая дичью, зеленая нива и сегодня не оскудела, несмотря на соседство с цивилизацией. В нем обитает около 6 000 видов животных; 5,6 тыс. насекомых, и это не считая птиц, рептилий и моллюсков. Тут комфортно себя чувствуют косули и олени, кабаны и дикие кошки, лисы, барсуки и другие представители животного мира. Кроме того, лес Фонтенбло и сегодня считается популярным местом охоты.

Сюда также приходят, чтобы прогуляться ухоженными тропинками, увидеть в гротах наскальные рисунки первобытного человека или поупражняться в альпинизме, покоряя огромные валуны. Установленные указатели и информационные щиты не дадут вам заблудиться, а взобравшись на высокое открытое пространство, можно сделать красивые фото города, купающегося в золотом закате.

Таинственные предания дворца

Любой уважающий себя замок просто обязан обзавестись собственной армией призраков. За 7 веков, пока строился и развивался Фонтенбло во Франции, у него было время, чтобы приютить несколько приличных привидений. Наиболее знаменитый – так называемый Красный человек. Обычные для него часы бодрствования – между полночью и двумя часами ночи, а излюбленная территория – местные парки.

По преданиям, он обладает даром пророчества, и предсказал королеве Медичи гибель ее детей, а также поведал Генриху IV о фатальном нападении на него религиозного фанатика.

Встретить Красного человека непросто, поскольку он предпочитает общаться только с людьми, облаченными властью. Зато дух маркиза Джованни Мональдески более открыт публике, разгуливая по территории в окровавленном камзоле.

Убить его приказала бывшая шведская королева Кристина, но причины до сих пор выглядят туманно. По одним данным она изобличила его в интригах и предательстве, по другим – из-за нанесенных ей оскорблений личного плана. В 1657 году начальник ее стражи и еще несколько молодчиков напали на маркиза в Оленьей галерее, и теперь это его излюбленное место для заигрываний с симпатичными посетительницами.

Фонтенбло в литературе

Написанная А. Дюма трилогия о трех мушкетерах основана отчасти на реальных событиях. Всеми любимый персонаж д’Артаньян, это действительно живший во времена Людовика XIV дворянин родом из Гасконии, носивший титул графа и дослужившийся до звания капитан-лейтенанта, и принявший под командование первую роту мушкетеров. Описывая его, писатель включил в книгу некоторые истинные биографические факты гасконца, чтобы сделать повествование более реалистичным. И то, что он умел легко очаровывать и влюблять в себя – тоже не вымысел.


Д’Артаньян с несколькими подчиненными арестовал Николя Фуке, и был доверенным лицом самого короля-солнце, выполняя его секретные поручения, требующие большой свободы. Частые встречи с Людовиком послужили тому, что гасконец постоянно бывал в Фонтенбло, а те тайны, в которые он был посвящен, вдохновили Дюма на захватывающую тему о Железной маске.

Осматривая дворец, проникнитесь витающей тут атмосферой прошлого, сплетенного из реалий и вымысла автора. Посетите апартаменты Анны Австрийской и Тронный зал, чтобы хорошенько рассмотреть портрет Людовика XIII. Загляните в Бальный зал, где кардиналу Ришелье присвоили звание кавалера Ордена Святого Духа. Но самое главное – зал Стражников, где обычно собирались мушкетеры.

Предлагаемый сервис

Для комфорта посетителей на территории замка предусмотрены бесплатные камеры хранения для больших рюкзаков, зонтиков, колясок и шкафчики в гардеробной.

Мамы с малышами могут воспользоваться пеленальной комнатой неподалеку от женского туалета у главного выхода.

Все туалетные комнаты у выходов доступны бесплатно, как и для людей с ограниченными возможностями возле макетов на первом этаже. А те, что стоят в Фонтанном дворе – платные.

Кому сложно пользоваться лестницей, могут подниматься и спускаться оборудованными лифтами.

Передохнуть приглашает кафе l’Orangerie, что напротив Золотых ворот. Открыто оно: 9:00-18:30 ежедневно. Можно выбрать место на улице или в зале, а в меню фуа-гра, вафли с конфитюром Флёри и шоколадом домашнего приготовления, изысканные салаты, блины-крепы, бранч, кондитерские изделия, смузи, свежие соки, сэндвичи и содовая.

Панорама Фонтенбло

Городские достопримечательности

Если после знакомства с прошлым замка Фонтенбло у вас осталось время, прогуляйтесь окрестностями города, и вы удивитесь, открыв для себя еще несколько интересных мест.

В пяти километрах от королевской резиденции напротив леса и на самом берегу Сены уютно примостился домик лодочника, в который летом сбегал от столичного шума поэт Стефан Малларм. Ныне это музей, открытый посетителям. Первый этаж демонстрирует постоянно меняющиеся художественные экспозиции, а второй, это бывшая квартира французского лирика с воссозданной обстановкой – личные вещи, мебель, полотна его друзей художников, — Гогена и Мане. В 1992 г. сад, прилегающий к дому, был приведен в порядок, и теперь доступен для прогулок.

Представляет интерес музей военной истории и тюремный музей, сохранивший письма и записки знаменитых заключенных, среди которых был и скандальный марких де Сад.

Гуляя по городу, вы найдете немало любопытного. На улице Denecourt взор притягивает прелестное здание театра. Идя дальше, невозможно пройти мимо яркой карусели, а на центральной авеню Rue Grande красуется фасад мэрии и просматривается церковь Сен-Луи, строить которую начали при Марии Медичи, а закончили только в 1868 г.

Как добраться в Фонтенбло из Парижа самостоятельно

Девственная природа, окружающая замок, делает его привлекательным историческим памятником, который стоит посетить, дабы расширить свой кругозор. А как доехать в Фонтенбло, выбирать вам.

Можно арендовать автомобиль, и отправиться по автостраде А-6, ориентируясь на знаки «Fontainebleau» (Фонтенбло), а затем «chateau» (замок).

Маршрут на автомобиле

Более удобный и дешевый способ проложить маршрут Париж – Фонтенбло – поезд. Он заберет вас у Лионского вокзала и увезет в направлении Laroche-Migennes, Montargis Sens или Montereau (билет 8,85 евро).

Доехав до станции Fontainebleau-Avon, следует пересесть на автобус №1, и двигаться до станции Chateau (Замок) в сторону Les Lilas.

На официальном сайте дворца, PARISCityVISION предлагает автобусные туры для тех, кто предпочитает довериться в организации поездки профессионалам. начинаются на улице Риволи (2 rue des Pyramides 75001 Paris).

Идеальный способ добраться до замка Фонтенбло на такси:

Дворец Фонтенбло на карте

Как купить билеты в замок Фонтенбло

Посещение Папского жилища, салонов Ренессанса, церквушки Сен-Сатюрнен, Больших монарших покоев, галерею Дианы, Внутренних комнат и музея Бонапарта:

  • Полная цена – 11 евро
  • Цена талона за 1 час до окончания работы дворца – 5,50 евро
  • Льготникам – 9 евро
  • Дополнительная оплата за индивидуальный видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 3 евро
  • Групповое посещение от 20 персон – 9 евро с посетителя
  • Дополнительная плата для групп за видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 2 евро
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png