- Житие Святого Апостола и Евангелиста Матфея.


Введение.

29 ноября , во второй день Рождественского поста , Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших учеников Христа. Подробностей жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29 ), что Левий (еврейское имя Матфея) был сборщиком податей в Капернауме, то есть собирал налоги для Римской империи со своих соотечественниках. На чем и наживался. Услышав проповеди Христа, Матфей, осознав свои грехи, покаялся, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.


После Вознесения Христа и Сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы , апостол Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. В Палестине Матфей написал обращенное к ее жителям Евангелие на арамейском (древнееврейском) языке и передал его апостолу Иакову, брату Господню. С еврейского на греческий язык Евангелие было переведено либо апостолом Иаковом либо апостолом Иоанном Богословом. Во 2 веке Пантен нашел Евангелие от Матфея, написанное на еврейском языке, у христиан Индии. Согласно свидетельствам святых отцов, подлинник хранился в Кесарийской библиотеке, устроенной в 3 веке мучеником Памфилом. Оригинальный текст Евангелия, написанного на еврейском языке, не сохранился. В канон Нового Завета, как первая его книга – Евангелие от Матфея , вошел греческий перевод с оригинала. Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

Иконография.

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами. Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV - начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела. Традиция изображения символов евангелистов - ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) - основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как "Спас в силах", где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.
В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах - четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса - подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея. Глас 3.

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога да грехов оставление подаст душам нашим.

29 ноября Православная Церковь отмечает день памяти апостола и евангелиста Матфея. В храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на вечернем и утреннем богослужениях вспоминали труды и подвиги святого, молитвенно просили его заступления. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Никоновском приделе Троицкого собора хранится частица мощей апостола Матфея. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранятся Царские врата из Троицкого собора Лавры . Одним из образов, составляющих их композицию, является икона апостола и евангелиста Матфея.



Икона ап. Матфея. Фрагмент.

Царские врата из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1420-е гг .,

Сергиево-Посадский музей-заповедник

Предание хранит подробности жизни святого. В житиях Димитрия Ростовского описаны его труды и подвиги. О нем повествуют еванигелия. Известно, что Матфей - сына Алфея, иначе называемый Левием (Мк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:

Иди за Мной!

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Господь же, услышав слова их, сказал им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк. 5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мк. 3:13-19; Лк. 6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане просили его оставить для них письмена дел и учение Иисуса Христа. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.


Святой апостол Матфей

Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл. Отдавая святому жезл, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, князя Эфиопского именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:

Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, войдя в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было велено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.

Все видевшие это были поражены. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека - Христа. Узнав о случившемся, правитель сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в ту же ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, правитель послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:

Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.

Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще больше воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а кто будет противиться и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп. Тогда он стал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня,как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил правителя, говоря:

Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за Бога моего.

Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.

Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.

Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.

И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал со смиренной мольбою к апостолу об избавлении от погибели.

Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе со своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказав своим вельможам:

Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.

После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:

Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.

Утром епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.

Узнав об этом, пришел и правитель со своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, крестился, приняв в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя со святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.

Архимандрит Матфей (Мормыль) за богослужением

29 ноября – день Ангела приснопамятного насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля), музыкальной души Лавры преподобного Сергия на протяжении многих десятилетий XX и начала XXI века.

Объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ под управлением архимандрита Матфея звучал на всех праздничных церковных событиях в России; многократно выступая за рубежом, представлял миру русское церковно-певческое искусство. Эти выступления имели огромное миссионерское значение. В годы советских гонений, когда Церковь представлялась как нечто архаичное, как какое-то суеверие и предрассудок, высочайшие образцы церковной культуры, церковного пения свидетельствовали как раз о том, что Церковь - это самое живое и самое творческое, что есть на земле.

В день памяти апостола и евангелиста Матфея, своего небесного покровителя, главный регент объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Матфей всегда возглавлял богослужение как священник.

Обладая незаурядным музыкальным и организаторским талантом, отец Матфей старался делать церковное пение таким, чтобы оно приводило души верующих в молитвенное и благоговейное состояние. Уйдя из жизни, он оставил после себя целое направление в церковном пении, свой стиль, свою школу. Оставил после себя последователей, учеников, с которыми поделился своим удивительным даром, приумножив таким образом данные ему Господом таланты.


Вечная память приснопамятному нашему отцу архимандриту Матфею!

Ко дню тезоименитства легендарного регента лаврского хора архимандрита Матфея (Мормыля) представляем вашему вниманию фотографии из архива Троице-Сергиевой Лавры.

Он был братом апостола Иакова Алфеева. По роду своего занятия Матфей был мытарем, т.е. собирал сбор для Рима, ведь, как известно, евреи находились во власти Римского государства. Жил Матфий в Капернауме, когда он услышал призыв Христа следовать за Ним, он оставил все и пошел следом за Спасителем.
Именно Матфей пригласил в свой дом Учителя и Его учеников, которые не отвергли этого приглашения, а отведали трапезу со знакомыми мытаря, такими же грешными, как и он. Этот факт поразил сильнейшим образом книжников и фарисеев, ведь мытари отождествлялись у всех с понятием жадность и жестокость. Они собирали подать с явной выгодой для себя, и многие люди не считали себя способными с ними общаться. Но Господь своим шагом хотел показать всем, что Он пришел призвать не праведных, а грешных. Апостол Матфей раскаялся в своих грехах, он раздал тем, кого обирал раньше, суммы вчетверо большие. За свою преданность и веру, он сподобился видеть Крестные страдания Христа, Его Вознесение на небо.
В День Пятидесятницы на него снизошли дары Духа Святого, и апостол начал проповедь в Палестине. В это же время в Евангелии, он запечатлел все земные события жизни Христа.
Проповедь апостола Матфея распространилась на Персию, Парфию, Лидию, Сирию. Последним его пристанищем, стала Ефиопия. Эта страна была заселена каннибалами с изуверскими обычаями. Апостол своими словами многих обратил ко Христу, построил храм, епископом в городе Мирмены был назначен спутник святого Матфея - Платон.
Апостол от всего сердца горячо в молитве обращался к Господу с просьбой обратить к истине ефиопов. В это время ему явился сам Христос и дал ему жезл, который повелел расположить у храма рядом с дверьми, также было сказано, что из этого жезла вырастит огромное дерево, а от корней истечет вода, омывшись в которой и отведав плодов с дерева, ефиопы станут смиренными и кроткими.
Но, когда апостол решил исполнить все, что завещал ему Спаситель, он встретил сына и жену правителя этой страны, которые были одержимы. Святой Матфей именем Господним исцелил их. Это чудо помогло многим язычникам уверовать. Но правитель не желал, чтобы в его государстве были христиане, а потому он приказал казнить апостола.
Его положили вниз лицом, обсыпали хворостом и подожгли. Но огонь не затронул тело евангелиста. Тогда правитель Фулвиан приказал еще добавить хвороста и смолы, но тело все равно осталось невредимым, после этого чуда язычник обратился с мольбой ко святому о пощаде, апостол Матфей горячо молился и пламя угасло. После чего святой апостол и евангелист Матфей отошел ко Господу.
Но Фулвиан не до конца уверовал во Христа, он повелел положить тело апостола в гроб и бросить в море. Он сказал, что если Бог сохранит тело евангелиста Матфея, то поклоняться нужно только Ему.
На следующее утро на берегу моря жители обнаружили гроб, его перенесли в храм. Фулвиан просил прощение у апостола и принял от рук епископа Платона Святое Крещение с именем Матфей, в дальнейшем он принял епископство и много благих дел совершил во имя Господа Иисуса Христа.

Христианская религия - большое поприще для изучения. Согласно Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников, последователей, апостолов. Каждый из них до встречи со Спасителем жил своей жизнью, выполнял обязанности, играл определенную роль в обществе. Истории жизней апостолов крайне интересны. В этой статье мы поговорим про житие апостола Матфея. Акафист апостолу Матфею читают во всех церквях в день памяти - 16 ноября.

Матфей до встречи со Спасителем

Во времена Римской империи люди часто имели два имени. Так вот, и апостол Матфей имел еще одно имя - Левий. Матфей Левий был сыном Алфея и братом Иакова - другого из Иисуса Христа. Жил Матфей в собственном доме в городе Капернауме, который располагался на берегу Иудеи, как и другие жители завоеванных Римской империей территорий, были обязаны платить подати в казну империи. Собирали подати мытари. Неудивительно, что люди недолюбливали тех, кто занимал такую должность, ведь очень часто мытари притесняли народ, злоупотребляя своими должностными обязанностями, проявляли жестокость и немилосердие. Одним из мытарей и был Матфей Левий. Благодаря своей должности, он нажил приличное состояние. Но Матфей, хоть и был мытарем, все же не потерял человеческого облика.

Как Матфей стал учеником Спасителя и апостолом

Матфей не раз слышал проповеди Христа, поселившегося в том же Капернауме, и видел чудеса, им творимые. Призвание апостола Матфея в ученики произошло по причине того, что Господь увидел, как Матфей относится к нему, его учению, узрел готовность уверовать и последовать за ним. Иисус в сопровождении людей однажды вышел из города и пошел к морю. Как раз к тому месту, где Матфей собирал подати с проходящих кораблей. Подойдя к будущему апостолу, Господь сказал, чтобы тот следовал за ним. Апостол Матфей, сердцем и душой стремившийся ко Христу, не задумываясь пошел следом за Учителем. Матфей Левий, сам себе не веря, что его, грешного, выбрал Иисус, приготовил угощение в своем доме. На праздник были приглашены все желающие. Среди народа, присутствовавшего в доме апостола, были мытари, а также все знакомые и родные. Иисус сел за один стол с мытарями и грешниками, дабы своим словом дать им шанс покаяться и спастись. Апостол Матфей сам подтвердил своим примером божественное предназначение Учителя, сказавшего, что пришел спасти грешников, но не праведников. Будущий апостол оставил все свое имущество и пошел вслед за Господом. Уже в скором времени Матфея приобщили к числу двенадцати апостолов.

Апостол и евангелист Матфей

Матфей был верным учеником. Вместе с остальными апостолами он видел все чудеса, творимые Иисусом, слушал все проповеди его, сопровождал всюду. Матфей и сам ходил к людям, пытаясь донести до них учение Христа, и тем самым давая возможность спастись.

Апостолы, в том числе Матфей, его брат Иаков Алфеев, а также апостол Андрей, с содроганием сердца лицезрели арест Учителя, Его мучения, смерть, а затем - вознесение. После того, как Господь вознесся на небеса, апостол вместе с остальными учениками проповедовал людям Галилеи и Иерусалима учение Христа - Евангелие. Когда настала пора апостолам разойтись по всему миру и донести учение Христа до всех народов, то иудеи, остальные ученики и апостол Андрей - самый первый из призванных учеников Иисуса, выразили Матфею свое желание в письменном виде нести учение дальше. Матфей Левий, следуя всеобщему желанию, написал свое Евангелие - Евангелие от Матфея.

Это было самое первое Евангелие Нового Завета. Направлена эта книга была в первую очередь на то, чтобы донести учение жителям Палестины, и написана на еврейском языке.

Обращение людей в веру апостолом Матфеем

После того как апостол покинул Иерусалим, он побывал проповедуя Евангелие в Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии или Индии. Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября.) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм. Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. К нему в образе юноши явился Бог и передал апостолу жезл, говоря, чтобы Матфей воткнул покрепче жезл у храма. Из посоха должно было вырасти дерево с сочными и вкусными плодами, а из основания дерева должен был появиться источник с прозрачной водой. Каждый, кто отведает плод, должен был стать кротким и добрым, а напившись из источника, обрести веру. Апостол Матфей стал спускаться с горы с жезлом, но одержимые бесами жена и сын владельца города Фульвиана стали препятствовать апостолу, крича, что апостол хочет их погубить. Матфей именем Христовым изгнал бесов. И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными.

Чудо, сотворенное апостолом Матфеем

В городе, возле храма, апостол крепко воткнул жезл, и на глазах у всех произошло чудо.

Как и говорил Матфею Господь, выросло огромное дерево, на дереве появились невиданные плоды, а из подножья дерева стал течь ручей. Люди собирались со всего города, чтобы увидеть это чудо, попробовать плоды и попить воды из ручья. Апостол встал на возвышении и стал говорить проповедь. Все, кто был рядом, уверовали и приняли крещение в воде из источника. Крестились и жена с сыном Фульвиана. Фульвиан же, вначале с почтением и удивлением отнесшийся к сильно разгневался, когда понял, что новая вера отрешает народ от идолов. И задумал владелец города убить апостола Матфея.

Попытки схватить апостола Матфея

Ночью апостолу явился сам Иисус, ободрил его, сказав, что не оставит в мучениях, которые Матфею предстоит пройти. Когда Фульвиан отправил к храму своих воинов, чтобы те привели Матфея, их окружила тьма, да такая, что они еле-еле смогли найти обратную дорогу. Фульвиан разгневался еще больше и отправил за апостолом гораздо больше воинов. Но и те воины не смогли схватить Матфея, так как небесный свет, осветивший апостола, был настолько ярок, что воины побросав оружие, бежали в ужасе. Тогда Фульвиан сам с сопровождением пришел к храму. Но внезапно ослеп и стал просить Матфея смилостивиться и простить грехи. Апостол перекрестил злого властителя. Тот обрел способность видеть, но решил, что это лишь чародейство Матфея, а не сила Господа. Фульвиан принял решение сжечь апостола.

Конец жизни святого Матфея

Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями. По приказу жестокого Фульвиана сверху наложили ветки, хворост, серу, смолу, полагая, что апостол сгорит.

Вместо этого пламя угасло, а святой апостол Матфей, живой и невредимый, славил имя Господа. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. Все, кроме Фульвиана. По его приказу принесли еще больше веток и хворосту, положили сверху апостола, полили смолой. Фульвиан расставил вокруг предполагаемого костра двенадцать золотых идолов, которым поклонялся. Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Но Матфей под пылающим пламенем истово молился, дабы Господь явил свою силу и выставил на смех тех, кто все еще надеялся на идолов. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости. Затем вырвавшийся из пламени, направился к Фульвиану, который в страхе хотел убежать. Видя бесполезность попыток избежать змея, Фульвиан взмолился Матфею, прося избавить его от гибели. Апостол погасил пламя. Властитель хотел с почестями принять святого Матфея, но апостол в последний раз вознес ко Господу молитву и умер.

Как Фульвиан стал Матфеем

Фульвиан велел невредимое тело апостола одеть в дорогие одежды, внести во дворец, но сомнения в вере заставили его приказать сковать железный ковчег для останков и, запаяв его, опустить в море. Властитель решил, что если Бог, спасший от огня апостола, не даст утонуть телу, то тогда он уверует и откажется от идолов. Ночью епископ увидел Матфея, который дал указания, где найти его вынесенные морем на берег мощи. Фульвиан тоже пошел посмотреть на это чудо, и, окончательно убедившись в силе Господа, принял крещение с именем Матфей. Так призвание апостола Матфея Господом в ученики обратило в веру целый народ.

Подвиги апостолов неоценимы для становления христианства. Так и своей жизнью показал пример окружающим апостол Матфей. Икона с его изображением напомнит каждому христианину о стойкости и подвиге во имя Господа. Житие апостола Матфея - это поучительная история для всех.

(Собор 12 апостолов), 16 ноября .

Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14 ; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 45 ; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи . Он жил в галилейском городе Капернауме . Матфей, услышав глас Иисуса Христа : "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем.

Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы , апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине . Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме , святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию , Лидию , Персию , Парфию , закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии . Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон .

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу (+ ).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png