Организация: Чатлыковская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Свердловская область, с. Чатлык

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, должен опираться на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым, помимо знаний, навыков, предметных умений, следует отнести освоенные способы деятельности.

По мнению многих исследователей, эффективно работающая команда намного превосходит по возможностям простую сумму возможностей ее непосредственных участников. За счет системного эффекта, когда достоинства одних дополняются знаниями и достижениями других, а недостатки становятся стимулом к общему развитию, команда достигает поставленных целей быстрее и легче, нежели отдельный человек. Поэтому необходимость групповой работы в процессе учебной деятельности школьников постоянно актуализируется педагогам.

Но, все выше сказанное относится только к правильно организованной групповой работе, к эффективному групповому взаимодействию. Что делает людей, собравшихся вместе, командой? По каким законам строится групповое взаимодействие? Что повышает и что понижает его эффективность? Ответы на эти и другие важные вопросы должны непременно знать организаторы групповой работы. И если в младших классах эту роль безраздельно берет на себя учитель, то в среднем звене он должен делить ответственность с участниками группового взаимодействия – самими учениками.

Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Задача педагога – помочь ребятам превратить случайно или даже спонтанно возникшую группу единомышленников (а то и просто приятелей) в эффективно работающую команду.

Для этого необходимо, чтобы ученики были знакомы с основами командообразования, умели правильно и продуктивно вести себя при возникновении конфликтов, были готовы разделить ответственность за результат коллективного труда – как при успехе, так и при неудаче.

Именно формированию навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности посвящен цикл внеклассных занятий в 5 классе МКОУ «Чатлыковская СОШ». Модуль воспитательной работы «Как работать вместе» реализуется в рамках внеурочной проектной деятельности. тематика занятий – разнообразная, подобрана в соответствии с задачами проектной деятельности, возрастными особенностями пятиклассников и заявленными в программе результатами. Основной акцент делается на формирование следующих результатов:

Умения включатся в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

Умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

Умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.

Тематическое планирование программы:

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1. Что такое команда?

2. Зона личного комфорта

3. Взаимодействие в команде: командные роли

4. Взаимодействие в команде: работаем вместе

Тренинговое занятие с элементами проектной деятельности

5. Способы разрешения конфликтов

6. Стратегии группового взаимодействия

Классный час с элементами лекционного занятия

7. Работа над групповым проектом

Согласно требованиям к уровню сформированности ключевых компетентностей, учащиеся 5-6 класса должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относится к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя свое понимание и отношение с помощью вопросов и суждений. Учителю стоит обращать внимание на то, чтобы побуждать к высказываниям как можно большее число учащихся, привлекать их внимание к моментам, нуждающимся в совместном обсуждении, согласовании (таким образом, ребята сами научатся видеть вопросы, которые могут стать предметом коллективного обсуждения).

Поскольку основное предназначение цикла данных занятий – предоставить учащимся опыт командной работы, возможность на практике попробовать различные приемы эффективного командного взаимодействия, то каждое занятие должно носить деятельностный характер.

Рекомендуется начинать отдельные занятия с упражнений-разминок, направленных на создание общей рабочей атмосферы, командного духа. Освоение тем проходит в форме коммуникативных игр или тренингов. Обязательно нужно использовать упражнения на рефлексию.

Помещение, в котором проходят занятия, должно допускать перестановку мебели, освобождение значительного пространства для движений. Тренинги и коммуникативные игры часто предполагают активное перемещение участников. Когда ученики должны работать за столом, целесообразнее организовывать работу по группам (6-8 человек). Традиционное расположение парт и стульев в классе, при котором учащиеся не видят лиц друг друга и вынуждены ориентироваться только на учителя, на занятиях в рамках данной программы недопустимо.

В качестве примера в статье представлен сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе».

Сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе»

Программа «Как работать вместе»

Класс: 5

Тип занятия: внеурочное, интегрированное, проектное

Необходимые материалы: ватман, гуашь, мука, клей-ПВА, кисточки для рисования, соль, подсолнечное масло, салфетки.

Цель занятия : получение представления о том, что такое команда, командные роли и опыта рефлексии собственной деятельности в качестве командного игрока.

Задачи:

Обучающая:

  • Дать определение понятия команда, командные роли

Развивающие:

  • Развивать четкость выражения своих мыслей;
  • развитие познавательного и творческого интереса.

Воспитательные:

  • Формирование у участников установки на взаимопонимание;
  • Создание творческой атмосферы, развитие творческого самовыражения.

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

«Разминка». (3 мин .)

У.- «У нас сегодня нестандартный классный час. Посвящен он будет нашей командной работе и микроклимату в классе «Работаем вместе». Чтобы немного отвлечься от школьных забот, мы Вам предлагаем не затягивать и сразу начать играть. Только сначала вспомним о тех правилах работы на нашем занятии».

Правило открытости

Правило искренности

Я - высказываний

Здесь и теперь

Правило личной ответственности

Правило конфиденциальности

Во время обсуждения каждый может высказать свое мнение.

У.- «И обязательное правило нашего классного часа - быть активным».

Приветствие учителя

Называют правила

2. Мотивационная часть (7 мин).

Упражнение «Салфетка» (Каждому обучающемуся выдается салфетка, которая сложена в несколько раз).

У.- У вас в руках салфетка, по моей команде вы выполняете действия: оторвите правый угол, затем нижний левый и т.д. разверните салфетки. Посмотрите на наши салфетки и скажите есть ли одинаковые салфетки. Их нет.

Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

У.- А сейчас проведем еще одно упражнение - «Пусть выйдет ко мне» (Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него есть что-то общее. Например: Алена, выйди ко мне, потому что у нас с тобой длинные волосы. Затем следующий называет человека с кем у него есть сходство).

У.- Мы с вами можем сделать вывод о том что все люди на земле разные, но у них может быть что – то общее.

Ребята давайте вспомним основные признаки командной работы:

Единая цель;

У каждого своя роль;

Правила.

Участие в упражнениях, высказывание своих мыслей.

Называют правила работы в команде

  1. Практическая часть (проект) (15 мин.)

У.- Сегодня мы вам предлагаем поработать в команде. Окунуться в страну волшебной сказки и попробовать стать волшебником. Обратите внимание на наше рабочее место. На нем вы видите рецепт «Волшебных красок» (показывает рецепт) и набор продуктов для красок.

Сегодня мы с вами можем создать волшебные краски и сотворить волшебную страну.

Перед вами стоят волшебные горшочки. Приступаем к замешиванию волшебных красок. Наденьте фартуки.

Я расскажу, как готовить основу красок. Налейте в горшочек полстакана воды и один стакан муки. Начинайте перемешивать пальцами тесто. Затем добавьте 2 столовых ложки соли. Капните в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла. Перетирая комочки между пальцев потихоньку разбавляйте тесто водой. Добавьте в тесто 2-3 столовых ложек клея ПВА. Перемешайте. Перед вами лист картона для коллективной работы. Волшебные краски можно выливать на картон, создавая рельефы, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Можно размазывать пальцами краски по картону или воспользоваться палочками. Помните мы создаем сказочную страну, поэтому она должна быть красивой, интересной, креативной.

Следует помнить, что вы работаете в команде и совместно отвечаете за результат деятельности. Волшебная страна должна стать вашим совместным достижением. Вы можете проявить творчество и фантазию. Роли в команде вы можете распределить самостоятельно.

Приступайте к работе. На творчество вам дается 5 мин.

Читают совместно с учителем рецепт, готовят продукты для замешивания теста

Участвуют в приготовлении красок

Рисуют волшебную страну

4.Рефлексия

У.- Какого быть волшебником, создавать что-то своими руками?

У.- Что было легко, а что трудно?

У.- Каким образом вы проявляли свое творчество во время работы и какую роль в команде вы занимали?

Как опыт создания сказочной страны поможет нам в реальной жизни?

Отвечают на вопросы

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-224с.

2. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. СПб.: Речь; М.: сфера, 2011.-160с.

3. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.-191с.

4. Рыкова Н.Н., Низовцева Ю.А. Академия волшебства. Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. – СПб.: Речь, 2011.-128с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

города Донецка Ростовской области

Сценарий по внеурочной деятельности

«Этика-азбука Добра»

Жить – добро творить


Составила:

Левинская Ирина Ивановна

учитель начальных классов


г.Донецк 2013

Цель урока: формирование нравственных качеств и развитиетворческого мышления.
Задачи: 1.Развивать способность видеть и создавать красоту, наглядно – образное мышление 2. Учить подбирать родственные слова; 3. Воспитывать у учащихся стремление творить добро с помощью слова.
Оборудование: кукла Добринка, берестяная шкатулка, карточки с буквами: Д, О, Б, Р, О; карточки с буквами: Д, О, (А), Л, О, Н, Ь, цветы сделанные ребятами на уроке технологии.
Музыкальное сопровождение: - песня «Мир всему, что живёт по законам Доброты».- песня « Если добрый ты…» из мультфильма « Кот Леопольд»
Ход урока: I. Организационный момент

Здравствуйте девочки и мальчики! Улыбнитесь, а теперь подарите свою улыбку окружающим. Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому – то, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью. (Слайд 1)

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. О каком же качестве пойдёт речь? (добре)

Да, тема урока «Жить – добро творить». (Слайд 2) В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Какого человека мы называем добрым? (который помогает, любит природу, людей). Человек может быть очень маленьким. А СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ в нём может быть очень большое. Послушаем отрывок из песни «Если добрый ты…» (Слайд 3)

Хоровая речевая разминка. (Слайд 4)

Чистоговорка: Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, дольку – Диме.


III. Основная часть 1. -Сегодня к нам на занятие пришла Добринка. От какого слова произошло её имя? (Слайд 5) - Правильно, это – Добро! Добро, как свет, с ним в человеке, как в цветке, расцветает всё лучшее. А знаете ли вы, ребята, что буква «Д» в русской азбуке означала: «добро, хорошая пора».

2. Имена.

А в русском языке есть ещё имена, имеющие в себе два слова, где первым является «добро». Знаете ли вы такие имена?

Добролюба, Доброслав, Доброслава, Добромир, Добрыня. (Слайд № 6,7)

3. Добрые слова.

Какие слова мы называем добрыми? Назовите добрые слова. Эти слова мы говорим для себя или для других людей?


4. Разучивание стихотворения. (Слайд №8)

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»,

«Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.


5. Размышляем над мудростью. (Слайд №9)


- Соедините начало с окончанием пословицы

Худо тому,… …добром платят

За добро… …украшает человека

Добро… …кто добра не делает никому

6. Беседа о добрых делах.

Какие дела можно назвать добрыми?


7. Из истории слова ЛАДОНЬ (Слайд № 10)

- «ДОЛОНЬ»,

Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы его значение?

Это очень древнее слово, которое сейчас мы забыли. Обозначает оно часть руки. Какую?

Ладонь! «ЛАДОНЬ». О поменялась на А. (Слайд № 11)

Слово ладонь начинается с трёх букв ЛАД. Что означает слово ЛАД? (ответы детей).

Конечно, лад – согласие, когда все живут хорошо, дружно.

Покажите ваши ладошки. Наши пальчики тоже дружат друг с другом. Они помогают нам выполнять различную работу.

Вернёмся к старинному русскому названию ладони – ДОЛОНЬ. Оно начинается со слова ДОЛ. Что такое ДОЛ? – Долина. Почему человеческая рука сравнивается с долиной? (предположения детей). (Слайд № 12)

А сейчас мы с вами попадём на волшебную долину – полянку. Мы прочитаем интересную заметку «Полянка – ладошка», которая была напечатана в газете «Добрята» (№8, 2006г.)

Однажды мы попали на полянку дружбы. На этой полянке все помогали друг другу, никто не ругался, не обижал друг друга. Там всегда светило солнышко. Полянка была похожа на ладошку, протянутую друг другу. На маленьком пальчике росли грибочки, на среднем пальчике цветочки, на указательном – ягодки, а на большом - ёлочка. Вот такая замечательная полянка дружбы! (Слайд № 13)

IV. Практическая работа (Слайд № 14)

- Обведите свою ладошку на листе альбома. Украсьте её рисунками цветов, грибочков, ёлочек (можно нарисовать солнышко, бабочку, радугу, птичек)

V. Завершение занятия - Давайте на доске сделаем выставку ваших работ. (Дети прикрепляют рисунки, звучит музыка).- Добринке очень захотелось погулять по такой радостной долине с такими добрыми ладошками. И когда она гуляла, увидела на тропинке написанную мудрость: «Награда за доброе дело в самом его свершении». (Слайд № 15). -Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)- Спасибо вам за добрые мысли и умные ответы! До свидания.Дети отвечают: «Спасибо Вам!» (Слайд №16, 17)
VI. Домашнее задание - Расскажите дома своей семье, что интересного вы узнали сегодня на уроке. Найдите поговорки и загадки о добре, чтобы прочитать их в классе для ребят.

Список используемых источников:

    Книга «Мысли о добре и зле» Святитель Николай Сербский
Издание 2012г. Д.В. Харченко
    Астрид Линдгрен «Сказочные повести о доброте и зле» Астрель, Полиграфиздат 2011г.
    Методическое пособие к рабочей тетради «Дорогою добра» по основам детской журналистики. Издательство «Твердыня», г.Томск 2011г.
    Образовательная программа «Служу Отечеству пером». Издательство «Твердыня», г.Томск 2008г.

Источники иллюстраций:
1. images.yandex.ru › доброта
2. images.yandex.ru › Добринка
3. images.yandex.ru › цветы

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Коммунаровская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

Сценарий внеурочного занятия «Поговорим о доброте» по направлению «духовно – нравственное воспитание младших подростков»

Подготовила: Минченко Ирина Николаевна

Учитель основ православной культуры

Муниципального казённого

Общеобразовательного учреждения

«Коммунаровская средняя

Общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

2016 год

Цель: Дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств

Человека, воспитание культуры общения друг с другом, воспитание

Уважительного отношения к людям

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;

Сформировать в сознании детей понятие “доброта”;

Расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.

  • воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к людям, стремление помогать, радовать.
  • обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками

Оформление, оборудование:

Карточки с ситуациями;

Карточки с изображения сказочных героев

Слова пословиц

Изображение цветка у каждого обучающегося

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

Ученик 1.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

Ученик 2 .

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.

Ученик 3.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других


Позабыть не дает.

Ученик 4

И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети: Доброта.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей)

Тема нашего занятия «Поговорим о доброте»

Сегодня мы с вами будем говорить о добре, о добрых словах, о добром отношении друг к другу.

2. Основная часть Ребята, как вы думаете, что такое добро? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

1) Работа над значением слов

ДОБРО, ДОБРЫЙ, ДОБРОТА. Слайд – значение слов

Добро – нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь. То есть то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.

Ребята, кто мне назовёт противоположное по смыслу слово к слову добро? (зло)

Как вы понимаете это слово?

Зло - предательство, зависть, жадность, ложь, злоречие, жажда мести.

А как вы думаете, какому человеку легче живётся и почему?

Добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других. Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. У доброго человека и слова, и дела добрые.

Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.

Злой человек часто злится, завидует кому-то, обижается, он плохо спит, ест, может заболеть.

А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. Каждый кувшин изливает то, что содержит. Если сердце наполнено добром, то изливает добро, и наоборот.

Ребята, мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло (ответы детей)

2) Работа с пословицами.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о добре? (дети зачитывают пословицы ).

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Про доброе дело говори смело.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

На добрый привет, добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Учитель: Ребята, а теперь давайте прочитаем пословицы, которые записаны на доске.

Ой, что случилось? Куда пропали слова из пословиц?

(появляется Злючка)

Злючка: Это я, злая колдунья Злючка спрятала от вас добрые слова. Я люблю превращать всех людей в злых, грубых, жадных. Я очень люблю, когда ребятишки дерутся, обижают друг друга и сплетничают. Ха-ха-ха!

Учитель

Ребята, помогите мне восстановить слова в пословицах.

– пословицы :

… дело и в воде не тонет.
… дела и после смерти живут.
Жизнь дана на … дела.
Мир не без … людей.

– Как вы думаете, почему Злючка украла именно эти слова? (дети высказывают свои мнения).

– Попробуем вежливо обратиться к словам, может они нам расскажут секрет Злючки.

– Слова, пожалуйста, повернитесь,
И что спрятано покажите!

Слова « поворачиваются» и появляется фраза : Злючка боится добрых слов.

– Так вот оно что!

Ученик

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас
Пожеланья "В добрый час"
Доброта - от века
Украшенье человека.

4. Игра в рифмы.

Учитель: Ребята, а вы много знаете добрых слов?

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

ученик 5

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть ещё таблица,
Таблица уважения!


ученик 6

Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

ученик 7

Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И пройдёт.


ученик 8

Перед словом вежливым
Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

3) Игра «сказочный герой – добрый или злой?»

Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть и показывать сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)

Ведущий:

Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она. Как волшебное лекарство, вылечит от многих болезней. Многие люди стремятся к добру и ненавидят зло. На всё хорошее, что для нас делается людьми, нужно отвечать добром.

Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым?

Ученик 9


Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

10-й ученик:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

11-й ученик:

Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель:

Ребята, а вы совершаете добрые дела? Расскажите мне о своих добрых поступках.

Ведущий:

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки с описанием ситуации. Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

4) Разыгрывание ситуаций

1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился тот.

Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 ситуация: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 ситуация: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны (Ответы детей)

Ведущий

Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать

Учитель: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.

Ученик 12

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

Ученик 13
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Исполнение песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков).

3.Заключение

Учитель: У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Звучит «Вальс» Шопена.

Под музыку дети на лепестках цветка записывают качества, которыми должен обладать добрый человек.

Человеческие качества: милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Ведущий

Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!

Учитель

Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за доброе отношение друг к другу.

Я хочу пожелать вам:

Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Помните:

Много славных дел ждет вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Песня «Если добрый ты» (исполняют обучающиеся).

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях по внеурочной деятельности. Конспект одного из таких занятий предлагается вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей во внеурочной деятельности. «Сотвори себя сам» (конспект занятия по внеурочной деятельности)

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Только все вместе - образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

ФГОС дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания школьников и определяет следующие задачи:

  • гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем,
    укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
  • усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической
    преемственности поколений; воспитание патриотов России;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Необходимым условием для реализации данных задач является создание предметно – развивающей среды, которая в нашей школе представлена несколькими направлениями:

  1. система классных часов и внеклассные мероприятия;
  2. реализация программ по внеурочной деятельности.

Нами разработана система классных часов, направленных на духовно-нравственное воспитание. С учащимися регулярно выезжаем на экскурсии по родному краю, совместно посещаем музеи, библиотеки города.

Являясь классными руководителями пятиклассников, проводим занятия по внеурочной деятельности. Мы взяли программу, основанную на курсе Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». Согласно этой программе с пятого класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастного развития. Естественно, что первая его часть посвящена изучению своей собственной психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, приводящего в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогающего детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях данного курса. Конспект одного из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию.

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Сотвори себя сам», 5 класс

Цели:

  1. формирование духовно – нравственных качеств как основополагающих в личности человека;
  2. формирование и развитие навыков самопознания личностных качеств;
  3. развитие социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
  4. расширение кругозора учащихся, обогащение их речи; раскрытие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • Цветок – ромашка со словами, обозначающими положительные и отрицательные черты характера человека.
  • Проектор, компьютерная презентация.
  • Детские рисунки.
  • Высказывания Чарли Чаплина.

Ход мероприятия.

Всем добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, каким должен быть человек. От чего зависит отношение окружающих к нему? А начать наш разговор я хочу с притчи. Послушайте.

Жил один мудрец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал мудрецу и думает:

Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к мудрецу направился. Идет и про себя веселится:

Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих - мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек и говорит:

Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него мудрец и говорит: - Все в руках твоих!

Как вы поняли эту притчу? Как она связана с темой нашего занятия?

Вот мы и попробуем разобраться с качествами личности человека, правильно и объективно оценить положительные и отрицательные качества своего характера. В каждом из нас есть что-то ценное, неповторимое, интересное. Но одни качества нам помогают общаться с людьми, в работе и учёбе – это положительные качества. Другие, наоборот, мешают нам. Это отрицательные качества. Мы должны уметь их отличать.

Игра «Скажи наоборот»

На слайде представлены отрицательные качества человека. Ваша задача: назвать антоним к каждому слову.

  1. небрежность - аккуратность
  2. невежество - воспитанность
  3. безответственность - ответственность
  4. лживость - искренность
  5. безразличие - чуткость
  6. трусость - смелость
  7. уныние - жизнерадостность
  8. несобранность - организованность
  9. неразговорчивость - общительность

(СЛАЙД 2,3, с оставление ромашки на доске: в центре ромашки - «Я», лепестки – положительные качества человека).

У каждого из нас есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные качества. Этому нас учит народная мудрость. Проверим, как вы знаете пословицы. Вам нужно будет продолжить пословицы, представленные на слайде. (СЛАЙД 4-6)

Игра «Аукцион пословиц»

  1. Поспешишь – людей насмешишь.
  2. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  3. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  4. До слова - крепись, дал слово - держись.
  5. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  8. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  9. Человек человеку друг, товарищ и брат.
  10. Мир не без добрых людей.

Молодцы! На самом деле положительных и отрицательных качеств у человека намного больше.

Посмотрите отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 7 - 8) и подумайте, какие качества проявляют герои данного отрывка по отношению друг к другу.

(Безразличие, жестокость).

Это отрицательные качества человека.

Давайте посмотрим следующий отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 9) и подумаем над тем, правильно ли поступили маленькие герои данного мультфильма, приняв к себе в дом тех, кто когда – то отказал им в помощи. (Обсуждение этого отрывка. Дополнение ромашки такими качествами, как доброта и отзывчивость).

В нашей жизни часто складываются такие ситуации, когда мы должны сделать выбор: как поступить? И каждая такая ситуация формирует наш характер, нас самих. (Зачитываются и обсуждаются ситуации, представленные на СЛАЙДАХ 10 – 13).

Игра «Как поступлю?»

  1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

А. Пойдешь домой.

Б. Сделаешь вид, что не услышал маму.

В. Начнешь просить маму погулять еще.

Г. Договоришься с друзьями встретиться завтра.

2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается.

А. Ты будешь ему подсказывать.

Б. Поможешь разобраться после уроков.

В. Будешь смеяться, подшучивать.

Г. Ничего не предпримешь.

  1. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака.

А. Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.

Б. Постараешься найти хозяина.

В. Пройдешь мимо.

  1. В автобусе бабушке не хватило места, ты:

А. Уступишь бабушке место.

Б. Сделаешь вид, что не заметил.

В. Притворишься, что спишь.

Самовоспитание – это изменение себя, своего характера. Характер складывается из достоинств и недостатков. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. Многие известные люди добились больших успехов в жизни. Благодаря тому, что постоянно работали над собой. Например, известный американский актёр и режиссёр Чарли Чаплин следовал таким правилам. (СЛАЙД 14. Обсуждение).

Советы Чарли Чаплина

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  3. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
  4. Не упускайте мгновения удачи.
  5. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
  6. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  7. Любите людей, и они ответят вам тем же.

И среди нас есть люди, которые уже следуют некоторым из перечисленных советов. (Творческий номер заранее подготовленных учеников: исполнение музыки на флейте, гитаре).

Как вы думаете, какие советы они взяли себе на вооружение? (Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них).

Такому же совету следуют и участники нашей художественной выставки, которые предоставили свои работы. (Показываются рисунки детей).

Посмотрите на наш цветок. Он символизирует модель, которая показывает, что уважение к человеку во многом зависит от того, какой он.

Но самое важное это то, что лепестки цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» - вы сами, ваша личность. Вы – творцы своей личности, и от вас зависит, какими вы станете людьми.

Список литературы.

  1. Галицкая И.А., метлик И.В. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической практике// Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.
  2. Маленкова Л.И. Я – человек! – М.: ТОО «Интел Тех», 1996
  3. http://www.selevko.net/

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png