В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

БЫЛО УТРАЧЕНО ИСКУССТВО ЦЕЛОГО РЯДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

> В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

> Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

Воинская повесть Задонщина , составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве .

> Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

> Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

> В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол . Типография работала в основном на нужду церкви.

В 1574 ГОДУ ВО ЛЬВОВЕ ИЗДАЕТСЯ ПЕРВАЯ РУССКАЯ АЗБУКА.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русск ий дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии.

> Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам.

ИВАН ГРОЗНЫЙ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ И УВАЖАЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТОМУ БОЛЕЗНЕННО ПЕРЕНЕС ЕГО ОТЪЕЗД.

Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам не себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле.

> Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые).


«Царево молчание» (Иван Грозный), художник Павел Рыженко
ДОМОСТРОЙ

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи

> Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

> Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

> В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов . Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

> Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

ЕГО КИСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ ШЕДЕВР МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ — ИКОНА ТРОИЦА.

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи.

> В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ ВПЕРВЫЕ ВОЗВЕДЕН БЕЛОКАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

> Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Культура Руси XIV–XVI вв.

Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.

Литература . В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. «Хождение за три моря» – описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.

Сохранялись и умножались летописные традиции. В ХIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. «Хронограф» включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые «Великие Четьи-Минеи». Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. – как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.

Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу «Апостол» (1564). Эта книга была выполнена на высоком для того времени полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве – здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.

Общественно-политическая мысль . Среди русских письменных источников XV–XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В «Сказании о князьях Владимирских» подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва – это «Третий Рим». «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал он.

Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.

Заметный памятник духовной культуры XVI в. – «Домострой», одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV – Сильвестр. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.

Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». Курбский представлял себе царскую власть иначе – царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.

Архитектура . Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366–1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.

Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор – кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров – они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей – Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту – более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века «городовых дел мастер» Федор Конь возвел «Белый город» длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в Коломенском. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1551–1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.

Живопись . Во второй половине ХIV – первой половине XV в. работали два великих русских художника – Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А. Рублева уникальна по композиции и только ей свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе «Троица». Традиции Андрея Рублева были продолжены и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае). Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А. Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма.

Ремесло. В ХIV–XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети ХIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

  • В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

  • Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

  • Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

  • Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

  • В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. . Типография работала в основном на нужду церкви.
В 1574 году во Львове издается первая русская азбука.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82-31.XII. 1563 г.) - это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

  • В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

  • Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. - «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия - Иисуса Христа, левый - Бога-Отца, правый Бога - Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

  • При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.

  • Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Покровский собор Русская культура XIV — первой трети XVI в. развивалась под воздействием ряда факторов. Это — зависимость страны от Орды и понимание русским обществом ее тяжести, борьба за освобождение страны, все более глубокое осознание не только идеи византийского наследия, но и идеи об особом месте Руси в окружающем мире как «святого царства», противостоящего и католическому Западу, и исламскому Ближнему Востоку. Еще одним важным фактором стало объединение русских земель. Дело в том, что между Северо-Западом Руси (Новгород, Псков) и ее Северо-Востоком (Москва и другие русские земли) имелись существенные различия не только в социально-экономическом и политическом, но и в культурном развитии. Культура Северо-Запада Руси была более открыта по отношению к европейскому миру, психология новгородца не исключала приобщения к западным культурным ценностям. Московская Русь была несравненно более замкнутой, несла в себе идею собственной исключительности и мессианства, особой великой и спасительной значимости для истинного христианства. Однако новгородский вариант историко-культурного развития был насильственно прерван при Иване III, а окончательно — позже, при Иване IV. Московский же вариант в значительно большей степени опирался на начала традиционализма, церковной ортодоксии, морального неприятия тех видов деятельности, которые были связаны с обогащением, на предпочтение духовных начал по отношению к материальным. И если в культурном развитии Руси киевского времени ощущался прорыв к новым началам европейского христианского мира, то послемон-гольская Русь, за исключением ее Северо-Запада, все более замыкалась в себе.
Присущее новгородской культуре свободомыслие выразилось в проникновении через Новгород в XIV—XV вв. еретических учений, выражавших сомнение в ортодоксальной церковной догматике и опиравшихся на особенности мышления людей развитого средневекового города. Так, стригольники выражали сомнение в необходимости церковной организации и даже в божественной природе Христа, видя в нем проповедника и учителя, но не Бога, а человека. Еще дальше пошли «антитринитарии», или «жидовствующие», отвергавшие иконы и основной догмат христианства о троичности Бога (Бог един в трех лицах: Бог-Отец. Бог-Сын. т.е. Иисус Христос, и Бог-Дух Святой). Не случайно, по-видимому, именно в Новгороде в конце XV в. впервые появился полный перевод Библии на русский язык с греческого, сделанный по замыслу архиепископа Геннадия.
Носителем русской культурной традиции 14-16 веков выступали широкие слои населения города и села. Частично эта традиция была нарушена вследствие нашествия Батыя и последующих мероприятий ханской власти, когда ремесленники в конце XIII в. угонялись в Орду или даже в Монголию на строительство новой столицы Каракорума. Это привело к утрате ряда специальностей, связанных с художественным ремеслом. В то же время в народной культуре на смену былине стали приходить песни на исторические сюжеты, прежде всего о борьбе с Ордой, как, например, песни о восстании в Твери против баскаков 1327 г., а также плачи русских пленников и пленниц, которых угоняли в рабство в Орду, а позже — в Крым.
В письменной литературе продолжал сохраняться жанр воинской повести. Это — цикл повестей о Куликовской битве, одна из которых, «Задонщина», имела прямую связь со «Словом о полку Игореве». Во второй половине XV — начале XVI в. распространился жанр публицистики, в произведениях которой так или иначе проводится идея богоизбранности Руси и ее права на византийское наследие. Повесть о Темир-Аксаке рассказывала об избавлении Руси от нашествия хорезмского эмира Тимура в 1395 г. с похвалой великому князю московскому Василию I, пользовавшемуся будто бы Божьим покровительством. «Повесть о новгородском белом клобуке», созданная, возможно, новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым, сообщала о том, как принявший христианство римский император IV в. Константин в благодарность за исцеление возложил на голову папы Сильвестра белый клобук — символ церковной власти и благочестия. Затем белый клобук попал в Константинополь патриарху Филофею. Когда же Филофею пришла весть о скором захвате Константинополя «агарянами» (мусульманами) за умножение грехов, о гибели там христианства, он отправил белый клобук архиепископу Великого Новгорода Василию. В повести высказывалась идея, что после гибели первого и второго Рима «на третий Рим», т.е. на Русскую землю, падет благодать Святого Духа. По существу это была идея преемственности духовной власти: от Рима через Константинополь к Руси. Идея же о преемственности светской власти содержалась в «Сказании о князьях Владимирских», где утверждалась мысль о прямом происхождении рода великих князей московских от римского императора Августа, брат которого Прус якобы был прямым предком родоначальника русской княжеской династии Рюрика. К жанру описания путешествий относилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина второй половины XV в., содержавшее ценные сведения об Индии. Что касается летописания, то оно все более принимало официальный характер, особенно московское.
Подъем, который переживала Русь в XIV в., отразился на строительстве и архитектуре. Незадолго до Куликовской битвы в Москве был выстроен белокаменный Кремль вместо деревянного, представлявший собой мощное оборонительное сооружение. Большая перестройка кремлевских сооружений происходила при Иване III и Василии III. Для строительства Успенского собора Кремля был приглашен известный мастер из Болоньи Аристотель Фиораванти. В перестройке кремля участвовали и другие итальянские мастера, создавшие Архангельский собор, Грановитую палату для посольских приемов, а также начавшие строить колокольню Ивана Великого, сооружение которой завершилось позже, при царе Борисе Годунове. Кремлевский Благовещенский собор соорудили псковские мастера. Все это обширное строительство было призвано подчеркнуть в глазах приезжавших в Москву иностранцев мощь Московской державы и ее правителей.
Живопись органически соединила в себе два начала, связанные с развитием местных традиций и усвоением византийского влияния. Работы прибывшего из Константинополя во второй половине XIV в. мастера Феофана Грека отличаются характерным для византийской живописи мрачным колоритом и в то же время скрытой в образах огромной внутренней силой. Таков лик «Пантократора» (Вседержителя) из росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Младший современник Феофана Грека русский живописец Андрей Рублев расписывал ряд соборов, в том числе Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Самое известное его произведение — икона Троица, на которой изображены три ангела, принесшие Аврааму и Сарре благую весть. Русская традиция выразилась в несравненно более светлом, радостном, умиротворенном колорите, чем у Феофана Грека, а образы ангелов проникнуты глубоким внутренним спокойствием, сосредоточенностью и одухотворенностью. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, а также Даниила Черного связан расцвет русской живописи на рубеже XIV—XV вв. В работах выдающегося художника второй половины XV в. Дионисия заметно влияние со стороны высшей светской и церковной власти. Его фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря отличаются не только светлым, радостным колоритом, но и повышенным вниманием к технике живописи, стремлением не столько к выражению внутреннего содержания, сколько к созданию внешнего впечатления. Помимо фресок, ему принадлежит иконописное изображение известного церковного и политического деятеля времени Дмитрия Донского митрополита Алексия, умершего незадолго до Куликовской битвы.
Культура Руси, сумев пережить тяжесть нашествия и власти Орды, а также связанного с этим отрыва от европейского мира, частью которого при всей своей самобытности она являлась в киевский период, все же сохранила свою оригинальность и оказалась способной к дальнейшему развитию, а в некоторой степени — к восприятию идей и тенденций европейской культуры.

Лекция, реферат. Культура русских земель и Русского государства в 14-16 веках - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Введение С. 3
Глава 1. Русская культура XIV – XV веков С. 6
1. Книжное дело С. 6
2. Литература. Летописание С. 8
3. Архитектура С. 12
4. Живопись С. 15
5. Накопление научных знаний С. 17
Глава 2. Русская культура XV – начала XVI веков С. 19
1. Книжное дело С. 19
2. Летописание. Литература С. 20
3. Архитектура С. 21
4. Живопись С. 25
Заключение С. 26
Список использованной литературы. С. 27

Введение

В середине XIII века Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, разрушением материальных ценностей, городов и селений. Установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго создало крайне неблагоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.
В результате политических событий XIII - XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в разные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей - русской (великорусской), украинской и белорусской. Формированию русской (великорусской) народности, начавшемуся в XIV и завершившемуся в XVI веке, способствовали возникновение общности языка (при сохранении в нем диалектных различий) и культуры, складывание общей государственной территории.
Два основных, тесно связанных между собой обстоятельства исторической жизни народа в это время определяли содержание культуры и направление ее развития: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.
Монголо-татарское нашествие привело к углублению феодальной раздробленности. В культуре разобщенных феодальных княжеств наряду с сепаратистскими тенденциями все более отчетливо проявлялись и тенденции объединительные.
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.
Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV - XV веков с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.
В данном реферате мы рассмотрели развитие русской культуры в XIV – начале XVI веков. Этот период можно разделить на два этапа: XIV – середина XV века и конец XV - начало XVI века. В пределах первого периода в свою очередь можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XIII в. наблюдались признаки начавшегося возрождения. Со второй половины XIV в. - второй этап - начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.
Рубеж XV - XVI веков - переломный в историческом развитии русских земель. Три связанных между собой явления характерны для этого времени: образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского ига и завершение формирования русской (великорусской) народности. Все они оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.
Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим стимулом подъема национального самосознания. Благотворное влияние этих факторов сказалось на развитии всей русской культуры в конце XV - первой половине XVI века, особенно ярко проявившись в общественно-политической мысли и архитектуре.
И в духовной культуре идея единства и борьбы за независимость с иноземными захватчиками продолжала оставаться одной из ведущих.
В период монголо-татарского ига Русь была изолирована от стран Центральной и Западной Европы, продвинувшихся вперед в своем развитии. Для Российского государства установление связей с западноевропейской культурой было важным условием преодоления отсталости и укрепления своего положения среди европейских держав. В конце XV - начале XVI века успешно развивались связи с Италией и другими странами, благотворно сказавшиеся на русской культуре, в Россию приезжали работать выдающиеся зодчие и другие мастера.
Важнейший фактор развития культуры - влияние церкви на духовную жизнь общества, прочность ее позиций в государстве. На протяжении рассматриваемого периода эти взаимоотношения были далеко не одинаковыми.
Развитие прогрессивных тенденций в культуре, элементов рационалистического мировоззрения оказалось связанным с кругами, оппозиционными самодержавию.

1. Русская культура XIV – середины XV веков

1.КНИЖНОЕ ДЕЛО.
Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в ХI-ХII веках, удалось сохранить, они получили дальнейшее развитие.
Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. От конца XV в. до нас дошла опись библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря (4, С.67).
Но церковь не обладала монополией на создание и распространение книг. Как свидетельствуют приписки самих писцов на книгах, значительная их часть не принадлежала духовенству. Книгописные, мастерские существовали и в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда и на продажу.
Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строгого "уставного" письма появились так называемый полуустав, а с XV в. и "скоропись", что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса (9, С..47).
В книжной продукции преобладали богослужебные книги, необходимый набор которых был в каждом культовом учреждении - в церкви, монастыре. Характер читательских интересов отражали "четьи" книги, т. е. книги, предназначенные для индивидуального чтения. Таких книг было много в монастырских библиотеках. Наиболее распространенным типом "четьей" книги в XV в. стали сборники смешанного состава, которые исследователи называют "библиотеками в миниатюре".
Репертуар "четьих" сборников достаточно обширен. Наряду с переводными патриотическими и агиографическими произведениями в них имелись оригинальные русские сочинения; рядом с религиозно-назидательной литературой соседствовали произведения светского характера - отрывки из летописей, исторические повести, публицистика. Примечательно появление в этих сборниках статей естественнонаучного характера. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи "О широте и долготе земли", "О стадиях и поприщах", "О расстоянии между небом и землею", "Лунное течение", "О земном устроении" и др. Автор этих статей решительно порывал с фантастическими представлениями церковной литературы о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания (4, С.32). В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Здесь же статьи по медицине, биологии, выписки из сочинений римского ученого и врача II в. Галена.
Русская книга XIV - XV веков сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы прошлого и в распространении современных ей произведений глубокого идейно-политического звучания.

2. ЛИТЕРАТУРА. ЛЕТОПИСАНИЕ.
Русская литература XIV - XV веков унаследовала от древнерусской литературы ее острую публицистичность, выдвигала важнейшие проблемы политической жизни Руси. Особенно тесно было связано с общественно-политической жизнью летописание. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе (1, С.12).
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок. Но оно, прервавшись на время в одних, возобновлялось в новых политических центрах. Летописание по-прежнему отличали локальные особенности, большое внимание к местным событиям, тенденциозное освещение событий с позиций того или иного феодального центра. Но красной нитью во всех летописях проходила тема единства Русской земли и ее борьбы против иноземных завоевателей.
Местный характер вначале имело и московское летописание, появившееся в первой половине XIV века. Однако с возрастанием политической роли Москвы оно постепенно приобрело общегосударственный характер. В ходе развития московское летописание становилось средоточием передовых политических идей. Оно не только отражало и идеологически закрепляло успехи Москвы в деле объединения русских земель, но и активно участвовало в этой работе, усиленно пропагандируя объединительные идеи.
О росте национального самосознания свидетельствовало возрождение общерусского летописания в конце XIV - начале XV веков. Первый общерусский свод, порвавший с узкими местными интересами и ставший на позиции единства Руси, был составлен в Москве в начале XV века (так называемая Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г.). Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных областных сводов. Около 1418 г. при участии митрополита Фотия было предпринято составление нового летописного свода (Владимирский полихрон), главной идеей которого был союз московской великокняжеской власти с городским населением феодальных центров в целях политического объединения Руси. Эти своды легли в основу последующих летописных сводов. Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 года (1, С.49).
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. В них явственно выступает сложившаяся в начале XV века историко-политическая концепция, согласно которой история Руси XIV - XV веков, является прямым продолжением истории Древней Руси. Летописи пропагандировали ставшую позднее официальной идею о том, что Москва наследует политические традиции Киева и Владимира, является их преемницей. Это подчеркивалось тем, что своды начинались с "Повести временных лет".
Объединительные идеи, отвечавшие жизненным интересам различных слоев феодального общества, получали развитие и в ряде других центров. Даже в Новгороде, отличавшемся особенно сильным сепаратистскими тенденциями, в 30-х годах XV века был создан общерусский по своему характеру Новгородско-Софийский свод, включивший в свой состав свод Фотия. Общерусский характер приняло и тверское летописание, в котором пропагандировалась сильная великокняжеская власть и отмечались факты освободительной борьбы против Золотой Орды. Но в нем явно преувеличивалась роль Твери и тверских князей в объединении Руси (1, С.50).
Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица.
Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра - "Повесть о разорении Рязани Батыем". Основную часть ее содержания составляет рассказ о взятии и разорении Рязани татарами и о судьбе княжеской семьи. В повести осуждаются феодальные раздоры как основная причина поражения русских и в то же время с точки зрения религиозной морали происходящее оценивается как наказание за грехи. Это свидетельствует о стремлении церковных идеологов использовать сам факт катастрофы для пропаганды христианских идей и упрочения влияния церкви.
Борьба против шведских и немецких феодалов отразилась в светской дружинной повести об Александре Невском, в которой содержалось подробное описание Невской битвы и "Ледового побоища". Но эта повесть до нас не дошла. Она была переработана в житие Александра Невского и получила религиозную окраску. Подобную трансформацию претерпела и повесть о псковском князе Довмонте, посвященная борьбе псковичей с немецкой и литовской агрессией (1, С.52).
Памятником тверской литературы начала XIV века является "Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде". Это злободневное политическое сочинение, имевшее антимосковскую направленность На основе устного народнопоэтического произведения написана "Повесть о Шевкале", посвященная восстанию в Твери в 1327 году.
Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 году вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник Куликовский цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль - о единстве Русской земли как основе победы над врагом. Четыре основных памятника, входящие в этот цикл, различны по своему характеру, стилю, содержанию. Все они говорят о Куликовской битве как о величайшей исторической победе Руси над татарами (4, С.24-25).
Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является "Задонщина" - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель - воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников (4, С.345). В поэме подчеркнута роль Москвы в организации победы, а князь Дмитрий Иванович представлен как подлинный организатор русских сил.
В Летописной повести о Куликовской битве впервые дается связный рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность русских сил вокруг великого князя, поход против татар расценивается как дело общерусское. Однако в повести заметно отступление от реальных исторических фактов, которые осмысливаются с точки зрения религиозной морали: конечной причиной поражения татар выступает "божественная воля"; в духе религиозных понятий осуждается поведение рязанского князя Олега; Дмитрий Донской изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием, миролюбием и христолюбием.
"Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. Оно противоречиво в идейном и художественном отношении, в нем сосуществуют два различных подхода к пониманию событий. С одной стороны. Куликовская победа расценивается как награда за христианские добродетели, свойственные русским; с другой - реальный взгляд на вещи: автор "Сказания" хорошо разбирается в политической ситуации того времени, высоко оценивает героизм и патриотизм русских людей, дальновидность великого князя, понимает значение единства между князьями. В "Сказании" находит обоснование идея тесного союза церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского) (4, С.189).
Лишь в связи с жизнеописанием Дмитрия Донского говорится о Куликовской битве в "Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского". Это торжественный панегирик умершему князю, в котором восхваляются его дела и определяется их значение для настоящего и будущего Руси. В образе Дмитрия Ивановича сочетаются черты идеального житийного героя и идеального государственного деятеля, подчеркиваются христианские добродетели князя. В этом нашло отражение стремление церковников к союзу с великокняжеской властью.
События 1382 года., когда произошло нападение Тохтамыша на Москву, легли в основу повести "О Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской". Повести присуща такая черта, как демократизм, поэтому она занимает особое место в литературе XIV - XV веков, освещая события с позиций широких масс, в данном случае населения Москвы. В ней нет индивидуального героя. Простые горожане, взявшие в свои руки оборону Москвы после того, как из нее сбежали князья и бояре, - вот подлинный герой повести (9, С.53-54).
В рассматриваемое время большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти. Публицистический характер носило "Житие митрополита Петра", написанное митрополитом Киприаном, который усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским князем, со своей собственной и со своими сложными взаимоотношениями с московским князем Дмитрием Ивановичем.
В житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический стиль (или экспрессивно-эмоциональный стиль). В текст вводили пространные и витиеватые речи-монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц. Экспрессивно-эмоциональный стиль достиг вершины своего развития в творчестве Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png