Бывшего патриарха Алексия II, которое он дал в ноябре 2006 года, в 1986 году в стране насчитывалось лишь 6800 православных храмов, а в 2006-ом их стало 27 тыс., было лишь 18 монастырей, а в 2006-ом - 680.
Схема взята
Количественный рост храмов и монастырей продолжился. И уже в 2010-ом патриарх Кирилл читая доклад о состоянии РПЦ, сказал: " Сегодня в нашей Церкви 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов. Действуют 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских. В истекшем году образованы две новых епархии (Калининградская и Бурятская), совершены 7 архиерейских хиротоний, в том числе 5 в России и 2 на Украине".
Прошло еще шесть лет и патриарх заявляет :
"За последние только шесть лет наша Церковь увеличилась на 5 тысяч храмов и на 10 тысяч представителей духовенства, а это значит, что миссия Церкви востребована людьми".
Это, по мнению патриарха Кирилла, свидетельствует "о вере нашего народа, о его духовной силе, о том векторе духовного, и даже общественного, развития, которое связывает материальное благополучие с духовным процветанием".
Так что в настоящее время у РПЦ где-то примерно 35 тысяч храмов. Много это или мало для России? Нужно отметить, согласно данным
sdelanounas.ru , в 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря
.
Таким образом, чтобы достичь дореволюционного уровня, нужно еще РПЦ построить 43 тысячи храмов. Интересно, что население Российской империи в 1913-ом году было больше чем население России в настоящее время, а именно:
166,7 млн человек .
Но вернемся к настоящей арифметике. Если взять все население России сегодня, которое составляет
146 544 710
и разделить его на количество храмов, то на каждый храм получается по 4070 человек. Однако, как свидетельствует православный сайт
pravmir.ru в России воцерковленных людей всего 5 - 7 %, что составляет примерно 8 792 682 человека
. В результате получается, что на каждый храм приходится 251 человек
.
Скажем так, что это немало для обычного среднего храма. Так что большинство православных храмов должно быть переполнены воцерковленными людьми. Я понимаю, что есть храмы, вмещающие в себе тысячи человек, но есть также храмы только на пару десятков человек.
Было бы интересно узнать насколько на самом деле заполнены православные храмы людьми по воскресеньям. Знаю, что протестантских храмах в последнее время стало не так густо, как в 90-е годы.
В России также есть люди, которые возмущаются строительством такого большого количества храмов и, приведенная схема красноречиво говорит об этом. Люди пишут, что количество школ уменьшилось с 1991 года на 23 тысячи, а количество храмов выросло и это, на их взгляд, ненормальная тенденция.
Но на то они и разные люди, чтобы иметь разные взгляды.
Теперь ко всему этому нужно сказать, что всех протестантантов в России, если верить статье в Википедии , максимум 3 миллиона человек, католиков - примерно 700 тысяч человек (Католицизм в России). Если сложить все эти цифры, то вместе с православными получится где-то 13 миллионов человек. Это всего 9 % населения России
. Так что путь к достижению Евангелием всего населения этой страны достаточно еще длинный и непростой. Если хотя бы половина населения России пошла в одночасье в храмы, то надо было бы около 300 тысяч храмов вмещающих в себе по 250 человек.
Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем - патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.
Назва-ние церк-ви | Осно-ва-ние | Пред-сто-я-тель | Глав-ный го-род | Кален-дарь | Язы-ки бо-го-слу-же-ния |
1. Кон-стан-ти-но-поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 381 год; пат-ри-ар-хат с 451 года | пат-ри-арх Вар-фо-ло-мей | Стам-бул | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский, на-цио-наль-ные язы-ки |
2. Алек-сан-дри-йская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (ап. Марк); пат-ри-ар-хат с 451 г. | пат-ри-арх Фео-дор II. | Алек-сан-дрия | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский, араб-ский, на-цио-наль-ные язы-ки Афри-ки, ан-глий-ский и аф-ри-ка-анс |
3. Антио-хий-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (апп. Петр и Павел); пат-ри-ар-хат с 451 г. | пат-ри-арх Иоанн Х | Дамаск | но-во-юли-ан-ский | араб-ский |
4. Иеру-са-лим-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I век; пат-ри-ар-хат с 451 года | пат-ри-арх Фео-фил III | Иеру-са-лим | юли-ан-ский | гре-че-ский и араб-ский |
5. Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 988 г. – Киев-ская мит-ро-по-лия в со-ста-ве Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви; ав-то-ке-фа-лия с 1448 г. | пат-ри-арх Кирилл | Москва | юли-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский, на-цио-наль-ные язы-ки |
6. Гру-зин-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. - ав-то-ке-фа-лия от Антио-хий-ской Церк-ви | пат-ри-арх Илия II | Тби-ли-си | юли-ан-ский | ста-ро-гру-зин-ский |
7. Серб-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | IV в.; 1219г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | пат-ри-арх Ири-ней | Бел-град | юли-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский и серб-ский |
8. Румын-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | IV в.; 1885г.- ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | пат-ри-арх Дани-ил | Буха-рест | но-во-юли-ан-ский | ру-мын-ский |
9. Бол-гар-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 865 г.; 919 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | пат-ри-арх Нео-фит | София | но-во-юли-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский и бол-гар-ский |
10. Кипр-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | 47 г. (ап. Вар-на-ва) | ар-хи-епи-скоп Хри-зо-стом II | Нико-сия | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский |
11. Эллад-ская (Гре-че-ская) Пра-во-слав-ная Цер-ковь | I в. (ап. Павел); 1850 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | ар-хи-епи-скоп Иеро-ним II | Афи-ны | но-во-юли-ан-ский | гре-че-ский |
12. Албан-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | X в.; 1937 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви | ар-хи-епи-скоп Ана-ста-сий | Тира-на | но-во-юли-ан-ский | ал-бан-ский, гре-че-ский и ару-мын-ский (влах-ский) |
13. Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь | X в.; 1948 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви | мит-ро-по-лит Сав-ва | Вар-ша-ва | юли-ан-ский | поль-ский, цер-ков-но-сла-вян-ский, укра-ин-ский, в Бра-зи-лии - пор-ту-галь-ский |
14. Пра-во-слав-ная Цер-ковь Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии | IX в. (свв. Кирилл и Мефо-дий); 1951 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви | мит-ро-по-лит Рости-слав | Пре-шов | юли-ан-ский, гри-го-ри-ан-ский | цер-ков-но-сла-вян-ский, чеш-ский, сло-вац-кий |
15. Пра-во-слав-ная Цер-ковь в Аме-ри-ке | 1970 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви | мит-ро-по-лит Тихон | Вашинг-тон | но-во-юли-ан-ский | ан-глий-ский |
Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.
Например, сколько в мире голубей. Или - почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?
Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь - вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.
Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или - сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.
Сколько православных в России?
Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей - в конкретной стране или во всем мире.
Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить - 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом - различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).
Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?
В в 2016 году на Пасху - в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, - ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов…
В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек - 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома - по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов…
Сколько православных в мире?
Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся - и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.
Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:
На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек - семь с половиной миллиардов.
Из них почти треть - 2 400 000 000 - это христиане тех или иных конфессий.
Чуть больше половины всех христиан - это католики. 1 200 000 000
Православных в мире - около 300 миллионов.
Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):
- Русская православная церковь - 90–120 миллионов
- Румынская православная церковь - 18 800 000
- Элладская православная церковь - 9 000 000
- Сербская православная церковь - 8 000 000
- Болгарская православная церковь - 6 350 000
- Грузинская православная церковь - 3 600 000
А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.
Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru
Вот какие цифры по российской диаспоре в европейских странах приводит портал pravoslavie.ru
- Германия - 660 000
- Франция - 150 000
- Швеция - 94 000
- Бенелюкс - 67 000
- Италия - 32 000
- Швейцария - 23 000
Сколько священников в России?
В докладе, который патриарх Кирилл прочел в конце 2017 года, приводятся такие цифры:
На 2017 год в России - 34 774 штатных пресвитера (то есть - священника) и - 4 640 диаконов. Итого - 39 тысяч священнослужителей.
Это значит, что на одного священника в стране приходится 4 000 человек.
Возможно, правда, этот доклад не учитывает иеромонахов - тогда цифра священнослужителей будет больше.
Кстати, на Земле есть целых 27 стран, где жителей меньше, чем у нас священников 🙂 Например, в княжестве Монако «прописаны» 38 тысяч человек.
Сколько храмов в России?
А вот тут уже сказать трудно. И вот почему.
С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья - если они относятся к Московскому Патриархату.
Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» - это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении - в селе, где пока еще нет храма, - и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?
Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом (общиной), то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»…
В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя.
Сколько храмов в Москве?
При этом подчеркивается, что как таковых приходов - то есть сложившихся общин - 475. Именно эту цифру следует брать за основу.
Почему число приходов может отличаться от числа храмов? Во-первых, часовни. Сами по себе они могут не иметь - и как правило, не имеют - своего прихода.
Во -торых, число храмов. Возьмем, например, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которое находится недалеко от метро Цветной Бульвар. На территории Подворья располагаются два храма - главный, и - домовый храм в Митрополичьих палатах.
Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Троицкий храм
Службы служатся и там, и там, но приход (сложившаяся община) у Подворья один.
И это просто Подворье. На территории же монастырей (в Москве сейчас находятся 32 монастыря: 15 мужских и 17 женских) могут быть две, три, а то и больше церквей.
На территории Москвы располагается самый высокий православный храм в мире. Конечно же, это храм Христа Спасителя.
Сколько православных монастырей в России?
Эти цифры тоже постоянно меняются (за 2016 год в России открылись, насколько можно понять, почти 20 монастырей), но последние официальные данные от Московского патриарха такие:
В России 944 монастыря, из которых
- 462 мужских монастыря
- 482 женских монастыря
Как видите, и в Москве, и по России в целом - женских монастырей немного больше, чем мужских. Не нужно придавать этому факту какого-то особого внимания. Это просто цифры.
Сколько православных монастырей в мире?
Никто не знает точно. По крайней мере, в русскоязычном интернете такой статистики найти не удалось, чтобы прямо говорилось, что монастырей столько и столько. Если знаете - пишите нам!
Можно сказать только, что на портале sobory.ru , который позиционирует себя, как каталог монастырей и храмов мира, значатся 1495 монастырей.
Сколько святых в православии?
Икона Всех Святых от века Богу угодивших. В каком-то смысле это образ всей Церкви.
Насколько известно, сейчас в патриархии готовят Полный месяцеслов, который будет включать в себя всех святых по крайней мере Русской православной Церкви. Возможно, он уже готов.
Но на портале pravoslavie.ru приводится исследование , которое провел иерей Сергий Бегинян. Из него следует, что Православной Церковью на сегодяняшний день канонизированы более 5000 святых. Из них более половины - Русской Православной Церковью.
Сколько постных дней в году?
Очень популярный запрос в поиске:-)
Если брать в расчет все многодневные и однодневные посты, то число постных дней в году колеблется от 178 до 212.
Такая разница обусловлена «плавающей» датой празднования Пасхи, от которой зависит, в частности, продолжительность Петровского поста (он может длиться от 8 дней, если Пасха была «поздняя» до 42-х)
Пределы епархий, по общему
правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий
увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в
пределах России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием
японской православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части
церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в
административно-судебных отправлениях, и состоят непосредственно в
ведении Святейшего Синода, за исключением епархий Закавказского края
(их 4), которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная контора.
Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального
архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами
государства, устройство. Епархиальный архиерей назначается, при
соучастии Святейшего Синода, властью Государя. Русские епархиальные
архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное
число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают, независимо
от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в епархии
учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель
по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и
руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления
всеми предметами, учреждениями и должностными лицами.
Приходов во всех епархиях ныне числится около 37 000; соборных
церквей, с прихожанами и без них - 720; церквей при общественных и
государственных учреждениях - около 2000. Монастырей, штатных и
заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских -
250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц.
Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 - 98); Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский, "Русские епархии в XVI - XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г.: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - "Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих.
М. Горчаков .
Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона
"Россия". Санкт-Петербург 1898. Стр. 167-171.
Демьян, если люди будут строить на свои деньги школы и больницы, то сразу возникает резонный вопрос — куда идут их миллиардные суммы налогов, частично из которых, по идее, должны строиться школы и больницы?
И куда деваются сверхдоходы от продажи углеводородов за границу, из которых тоже, вроде бы, должны строиться эти учебно-лечебные учреждения?
Еще вопрос. Если все люди, а они в большинстве сейчас — бедные, будут отдавать свои последние гроши на лечение больных людей, а приближенные к президенту господа будут на свои «»честно заработанные» миллиарды продолжать строить за границей (именно — за границей) роскошные виллы с огромными бассейнами и вертолетными площадками — зачем простым людям такое государство? То, которое обслуживает интересы богатых воров, а не народ и больных детишек этого государства.
Про увеличение количества баров и ресторанов — вообще написана полная глупость. Это родители больных детей их построили, Демьян, или те же воры во власти и около неё? Почему претензия предъявляется не по адресу?
Вы профессионально умеете выстраивать смысловые подлоги. Один из них, например, состоит в вашем указании, что храмы, как бы строятся на пожертвования верующих. С намеком, что государственный бюджет на это не тратится. Откровенная ложь, хоть не высказанная явно.
По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.
Я не против веры, и не против строительства храмов. Но не за счет моих налогов. Вера и места ее отправления — дело личное и понуждать всех оплачивать ее развитие и содержание — как бы это мягче сказать — неправильно.
И я против неоднократных попыток захвата РПЦ, например, высокодоходного объекта — Исакиевского Собора в Питере, всемирно известного музея, под предлогом, что он принадлежит РПЦ. Он никогда ей не принадлежал, а денежки, как вы пишете, попам «захапать» хочется. Еще бы — около 800 000 рублей чистого дохода в год! А содержать этот памятник культуры по прежнему будем мы, на свои налоги, но не церковь в лице своих торговцев, чьих предшественников еще Иисус Христос бичом выгонял из храма.
Про патриарха Кирилла и говорить не хочется. Или вы уже забыли, как он истребовал через суд с Юрия Шевченко — врача, священника 19,7 миллионов за удаление мифической «»нанопыли» в своей квартире? И как он наотрез отказался отдать Ю. Шевченко свою якобы безнадежно «испорченную пылью» мебель, стоимость которой Ю. Шевченко ему полностью возместил?
Как заявил позже Кирилл,простить Шевченко было бы «некорректно». А корректно было отказать Ю. Шевченко в передаче ему фактически купленной им у патриарха мебели? А ведь Ю. Шевченко хотел просто продать эту мебель, и хоть частично компенсировать свои огромные траты по этому очень некрасивому делу..
Я, как написал ваш админ — сторонник разума. И для меня то, что сделал в этой ситуации Кирилл — поступок, недостойный порядочного человека. Хотел бы написать жестче, но не буду — не хочу давать повод модератору для удаления этой записи.
Резюме. Выражаясь вашим сленгом, Демьян, «подловатенько » писать такие статьи, в которых вина за что-то перекладывается с больной головы на здоровую, и в которой фактам дается совершенно ложная и оскорбительная для простых людей интерпретация.
Типа вот этой вашей инсинуации «Или быть может количество школ уменьшается потому что светские россияне больше думают о том, где бы пополоскать свои телеса летом, чем о больницах для бедных нищих детей?»
Вам самим-то, Демьян, не стыдно за такую подловатенькую статейку?