Медресе Улугбека - мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля на площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком.

Построенное в 1417-1420 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал "Платон своей эпохи" Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медресы. И свое наиболее блестящее, подлинно классическое решение тип среднеазиатского медресе получает в медресе Улугбека. Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде. Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура.

Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан, выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы - художественное совершенство в наивысшей его степени.

Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты - для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй - для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока.

Исключительно богат, разнообразен архитектурный декор медресе. На фоне желтоватой клади стен разнообразные геометрические штрихи, выложенные глазурованными кирпичами, эффектны мозаичное панно на щеках и щипце портала и майоликовый жгут, обрамляющий арку. Тимпан портала украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо. В начале XIX века медресе Улугбека было разрушено сильным землетрясением. Реставрация медресе Улугбека началась в 20-х годах XX века и продолжалась более семидесяти лет. На первом этапе были проведены неотложные работы по сохранению уцелевших фрагментов здания. В 1922 году по проекту архитекторов В. Г. Шухова и М. Ф. Мауэра была проведена уникальная операция по выпрямлению северо-восточного минарета, имевшая резонанс во всём мире. М.Ф.Мауэр разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси минарет. Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.

Основные реставрационные работы были проведены в 50-е - 60-е годы XX века: был понижен уровень земли на 2 метра, восстановлен портал, элементы декора здания. В 1965 году инженерами Э. М. Генделем и Е. О. Нелле был выпрямлен юго-восточный минарет. В 90-х годах XX века был отстроен заново второй этаж худжр. В настоящее время из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. Северо-западный минарет сохранился частично. В 2001 году вместе с другими достопримечательностями Самарканда медресе Улугбека внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека является крупнейшим исторически сохранившимся учебным заведением Средней Азии. В нем помимо изучения религии, проводились лекции по философии, астрономии и математике. Всего существуют три Медресе Улугбека, построенные Мухаммедом Тарагаем, которого еще в юности прозвали Улугбеком ("великий хан").

Медресе в Бухаре

В 1417 году в столице среднеазиатского ислама Улугбек построил первое свое Медресе. Бухарское медресе по размеру сравнительно не велико, однако имеет необычные формы. Это медресе отличает строгость пропорций и сдержанный декор. Основу декора – это яркие майоликовые плитки и выкладки из глазурованных кирпичей. Двухайванный квадратный двор окружается худжрами в два этажа (кельями для студентов), мечетью и купольными залами аудиторий.

В школах Медресе изучали геометрию, арабский язык, религиозные предметы и астрономию с утра до вечера 80 студентов. Учеба длилась порядка 15-20 лет и многие учащиеся из Медресе пополняли ряды восточных поэтов и мыслителей.
На данный момент в медресе находится Музей истории реставрации.

Медресе в Самарканде

Медресе было построено 1417-1420 годах. Это самое прекрасное строение, возведенное им. Гордые громады древних башен и стен Улугбека возвышаются на площади Регистан, являющейся главной архитектурной достопримечательностью Центральной Азии.

Медресе двухэтажное, имеет квадратную форму с четырьмя айванами-дарсхона, четырьмя стройными минаретами, четырьмя высокими куполами и террасами для занятий в жаркую погоду. Каждая из 48 худжр делится на две комнаты, предназначенные для двух студентов. Освещались худжры масляной лампой.

В декоре применялись три цвета: синий, белый и голубой, что характерно для самаркандских мастеров. Главный фасад, обращенный на площадь Регистан, имеет величественный портал.

Студентов в Медресе было свыше ста. Тут работал Улугбек, а площадь Регистан являлась своеобразным центром мудрости. Сегодня на площади проводятся праздники и фестивали, а в будни работают лавочки и мастерские.

Гиждуванское Медресе

Это третье медресе, построенное в 1432-1433 годах. Гиждуван в старину был в числе крупных селений на Великом шелковом пути. Здание медресе здесь больше использовалось дервишским орденом, а не являлось высшим духовным заведением.

Планировка здания немного не похожа на Медресе: от входа по сторонам расположены общественные залы, а двор обнесен жилыми худжрами. Залы имели продолговатую форму.

Медресе, построенные в Бухаре, Гиждуване, Самарканде оказались наиболее долговечными из его построек.

Олицетворением новой эпохи в жизни Бухары, расцвета ее культурной и экономической жизни является медресе Улугбека - единственная постройка, оставшаяся в Бухаре памятью о великом астрономе Мирзе Улугбеке.

"Потрясателю вселенной", Тимуру, Бухара пришлась не по вкусу. Ему, привыкшему к коню и шатру, невмоготу было в тесных, хотя по-своему и уютных двориках Бухары. Завоевав полмира, он перенес столицу из консервативной, старорежимной и строгой Бухары в веселый и живописный Самарканд. И из шумного торгового центра превратилась Бухара в одну из вотчин великой державы. Но тем не менее Самарканд постоянно чувствовал сдержанное дыхание Бухары, именно отсюда шло влияние духовенства, доходившее до престола.

Внук Тимура, старший сын Шахруха Мирза Улугбек приступил к правлению в 1411 году и правил 36 лет. В это время, как утверждают даже тенденциозные историки, не было ни одного народного волнения, почти прекратились военные действия, наблюдался подъем экономики и особенно культуры. Также, как и его воинственный дед, Улугбек жил в Самарканде. В Бухаре он был несколько раз. К ученому-просветителю недоброжелательно относилось духовенство, осевшее в Бухаре прочным кланом. Не случайно, именно в столице среднеазиатского ислама решил строить Улугбек первое свое медресе. Характерным для времени правления Улугбека является афоризм, вырезанный на двери медресе: "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Тут же были вырезаны и другие слова: "Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери Божьего благословения".

По замыслу Улугбека медресе должно было стать подлинным очагом просвещения. Вот выдержка из книги известного историка В.В. Баротольда "Улугбек и его время". По словам Васифи, первым мударрисом в медресе Улугбека был назначен мауляна Мухаммед Хавафи. Когда постройка приближалась к концу, присутствовавшие при сооружении здания спросили Улугбека, кто будет назначен мударрисом? Улугбек ответил, что им будет человек, сведущий во всех науках. Слова Улугбека услышал мауляна Мухаммед, сидевший тут же в грязной одежде "среди куч кирпича", принимавший участие в постройке медресе, и тотчас заявил о своем праве на эту должность. Улугбек стал его расспрашивать, убедился в его познаниях, велел отвести его в баню и надеть на него хорошую одежду. В день открытия медресе мауляна Мухаммед прочитал лекцию в качестве мударриса; присутствовало 90 ученых; но никто из них не мог понять лекцию, кроме самого Улугбека и Казы-задэ Руми (учителя Улугбека) .

Создателями медресе явились лучшие зодчие того времени Нажметдин Бухари и Исмаил Исфагани.

Что же собой представляет медресе Улугбека ? Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом. Вход раздваивался поперечным коридором. В одном конце коридора находилась дарсхона (комната для занятий), в другом - мечеть. На втором этаже находилась библиотека. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают башни-гульдаста. Четка и продумана внутренняя конструкция: двор обрамлен двухэтажными галереями келий-худжр, где жили учащиеся.

Строители медресе великолепно сочетали декоративное убранство здания с его архитектурой. Стены и арки украшены весьма скромно, но изразцы поблескивают именно там, где ожидаешь их увидеть. В облицовке колонн можно усмотреть аналогию с мечетью Калян. Медресе украшено орнаментом астрального характера, в чем несомненно сказалось мировоззрение Улугбека как астронома.

При первом же взгляде медресе поражает удивительной гармонией, строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью и соответствием конструкции и декора.

Здесь хочется сказать о том значении, которое сыграли медресе в жизни среднеазиатских народов. Прежде всего, несмотря на свою явную религиозную направленность, особенно на ранней стадии, медресе были очагами просвещения. Наряду с изучением Корана здесь знакомились и со светскими науками. Из стен медресе вышли многие ученые, поэты и мыслители.

По сообщениям одного из первых русских путешественников Н. Ханыкова, обучение в медресе длилось от пятнадцати до двадцати лет. В 1841-1842 годах в медресе Улугбека было 80 комнат, студенты получали по 3,5 тилли в год. Занятия шли ежедневно от восхода до захода солнца, кроме пятницы и четверга. Среди окончивших курс в медресе было немало знатоков арабского языка и схоластической теологии. Преподавание велось свободно, студент имел право проходить курс у любого мударрриса, которые часто приобретали форму свободного диспута.

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 - 1420), Медресе Шер-Дор (1619 - 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 - 1660).

В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.

В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека.

Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.

Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.

Медресе Улугбека

В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.

В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).

На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - «живут в нём учёные».

Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека - историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.

Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы - самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл - только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом - преувеличенно большими размерами дверных ниш.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.

Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.

В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен - беспримерный случай в мировой практике.

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.

Медресе Шер-дор

Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля - Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.

Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий - худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.

Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.

В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Медресе Тилля-Кори

Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646-1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.

Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловые башни - гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне - бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.

Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

К сожалению, начиная с конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда, утратившего к тому времени статус столицы, которая была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил город стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Однако, Советская власть потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.

Возведенное в городе Самарканде в XV столетии медресе Мирзо Улугбека является почитаемым среди мусульман культовым сооружением, осуществляющим духовно-просветительскую деятельность.

Старейшее духовное училище, основанное властителем государства Тимуридов совместно с ученым астрономом Мирзо Улугбеком, входит в величественный архитектурный комплекс. В состав этого ансамбля, находящегося на знаменитой площади Регистан , также включены медресе Шерор и духовное училище Тилля-Кари.

2001 год стал значимым для Самарканда — многие его достопримечательности, в том числе зодческий ансамбль с тремя медресе, были включены в известный список ЮНЕСКО.

Архитектура медресе Улугбека

Здание медресе Улугбека сооружалось в соответствии с мусульманскими правилами и потребностями того времени. Само строение имеет форму прямоугольника длиной 81 метр и шириной 56 метров. Фасад строения обращен к востоку, основным его элементом является пештак — ниша в виде арки, в глубине которой расположены три входных портала. Центральный вход выполнен в виде стрельчатой арки больших размеров, украшенной резной оконной решеткой. Два боковых входа имеют такие же очертания, только в уменьшенных размерах. Над всеми тремя порталами находятся лоджии, с которых открывается великолепный вид на площадь Регистан.

Некогда над четырьмя углами здания медресе возвышались минареты высотой около 33-х метров, до настоящего времени сохранились лишь восточные башни. Внутри строения по его углам размещены довольно обширные аудитории (дарсханы). Внутренний двор в виде квадрата (30×30 м) устлан каменными плитами большого размера. Вокруг дворика тянутся двухэтажные жилые строения с небольшими помещениями (кельями). Расположенные по осям строения айваны, разделяют жилые сегменты надвое. Таким образом, в двухэтажных отсеках находится по шесть комнат (худжра). Закрытые айваны, расположенные в южной и северной части строения, в прежние времена использовались в качестве летних классов. Западный айван имеет проход в зимние аудитории, занимающие практически весь западный сектор сооружения.

При отделке здания использовались все существовавшие на тот момент декоративные материалы — наборная мозаика, кирпич глазурованный, мрамор и майолика (керамическая плитка). Бело-синие оттенки изразцов в сочетании с облицовочными кирпичами терракотового цвета полностью передают самобытность и богатство восточных узоров. Входные порталы строения и фронтоны каждой худжры отделаны разноцветной кашинной мозаикой. Главный вход также украшен мозаикой, образующей восхитительный узор в виде звездного неба, а его пилоны отделаны великолепным панно из мозаичной плитки. Архитектурные формы здания, изысканно украшенные мозаикой в восточном стиле, ставят медресе Улугбека в один ряд с многочисленными памятниками средневекового зодчества Средней Азии.

История медресе Улугбека

Точная дата начала строительных работ доподлинно неизвестна. По надписи, размещенной в нише главного входа, можно сделать вывод, что стройка шла полным ходом уже в начале XV столетия. В те годы, возведение подобных зданий в Мавераннахре проводилось достаточно быстро в течение 4-5 лет. Известно, что медресе приняло своих первых учеников в 1420 г., на основании несложных математических вычислений был сделан вывод, что стройка началась в 1414-1415 годах. Основоположником проекта духовного училища считают придворного архитектора Шакруха, но в своих трудах средневековый философ Висифи обозначил автором замысла зодчего Мухандиса.

В скорости после открытия, духовное училище получило статус элитного образовательного заведения, в котором получали образование известный ученый Абдурахман Джами, знаменитый поэт Навои и суфийский богослов Накшбанди Ходжа. В духовном училище проводились занятия по математике, богословию, естественным наукам и логическому мышлению. Лекции читались известными учеными, к числу которых относился и Улугбек. С момента открытия медресе его возглавил Маулан Хавафи, первый мударрис (руководитель) был бродячим дервишем, обладающим глубокими духовными познаниями.

1533 год ознаменовался в Мавераннахре приходом к правлению хана Убайдулла, перенесшим столицу Узбекистана в Бухару. Самарканд, потерявший значимость, приходит в состояние упадка. Но, в отличие от самого города, духовному училищу Улугбека удалось сохранить статус престижного образовательного заведения стран Средней Азии. За период властвования Бахадура, проводившего кардинальную реконструкцию площади Регистан, духовное училище подверглось капитальному ремонту. Правильные, четкие пропорции здания были взяты за основу проекта строительства нового образовательного заведения впоследствии названный — Шердор.

В неспокойные времена правления хана Абулфейза, сопровождавшиеся народными мятежами и междоусобными войнами, наружный фасад строения был изрядно поврежден. В исторических хрониках XVIII столетия, самаркандский историк Тахир отмечал, что бухарский правитель отдал распоряжение разобрать второй этаж медресе, опасаясь нападения со стороны повстанцев, для которых высокие стены здания могли послужить плацдармом для обстрела его резиденции.

Сильное землетрясение, случившееся в начале XIX века, основательно повредило здание духовного училища, превратив его стены в руины. Восстановление медресе, начавшееся в двадцатых годах XX столетия, продолжалось на протяжении семидесяти лет.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png