Реки подземного царства: Ахеронт, Лета, Стикс. Неумолим и мрачен Аид, владыка полного ужасов подземного мира. Никогда не проникают солнечные лучи в царство мертвых. Через бездонные пропасти лежит туда путь с поверхности земли. Мрачные реки отделяют сумрачное царство Аида от мира живых людей. Первая река — Ахеронт, через которую в утлом челноке перевозит тени умерших старый перевозчик Харон; вторая — Лета, дающая забвение: забывает всякий, испивший ее воды, все на свете, даже собственное имя; третья — Стикс, окружающая со всех сторон царство теней. Поэтому самая нерушимая клятва у бессмертных — клятва водами Стикса, никто и никогда не смеет ее нарушить.

Пес Кербер. Мрачны поля в царстве Аида. Вечно блуждают по ним тени умерших. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, похожие на шелест опавших листьев. Но никто не может возвратиться из царства печали на милую землю — сторожит выход трехглавый пес Кербер, на шее которого вместо гривы сплетаются в клубок шипящие змеи, а из трех оскаленных пастей капает на землю ядовитая слюна.

Дворец Аида и его служители. В глубине подземного мира, куда не доходят ни свет, ни радости, ни печали земного мира, стоит дворец Аида. Восседает в нем на золотом троне в окружении грозных, неумолимых богов повелитель преисподней. Здесь же находятся богини Эринии, которые преследуют преступников. Держат они в руках бичи и змей, которые язвят и жалят людей с нечистой совестью! Нигде не возможно скрыться от мстительниц-Эриний. Рядом с Аидом — его верный слуга Танат, суровый бог смерти. На огромных черных крыльях, в широком черном плаще прилетает он к людям, срезает прядь волос с головы человека и отбирает душу. Могильным холодом веет от Таната.

Неподалеку от Таната его брат Гипнос, бог сна. Разные характеры у братьев: смерть неумолима и беспощадна, а сон дает отдых и силы. Неслышно носится Гипнос над землей и льет из рога снотворный напиток. В руках у Гипноса волшебный жезл. Едва коснется он жезлом глаз человека, как тот погружается в сладостный сон.

Геката. Еще одна великая и страшная богиня живет в Аиде — Геката. Она повелевает колдуньями и привидениями. У нее три тела и три лица, поэтому греки строили храмы в ее честь там, где пересекались три дороги.

Кровожадна Геката, она посылает на землю чудовище с медной ногой по имени Эмпуза, которое может обернуться очень красивой девой, ласковыми словами заманить человека в безлюдное место, напасть на него, выпить кровь и проглотить. А если ночь темна и страшна, выходит на землю сама Геката и бродит в окружении призраков и своры свирепых псов с берегов Стикса. Любят Гекату только колдуны: она помогает их козням. Но может и освободить человека от колдовства. Поэтому все оказывают ей почести, кто из боязни, а кто в надежде на помощь. В жертву Гекате приносят собак.

Сизиф. В Аид отправляют боги и тех, кто посмел их обмануть. Например, коринфский царь Сизиф хитростью сумел захватить в плен и заключить в оковы самого Таната, бога смерти. Люди перестали умирать, нарушился ход вещей, установленный Зевсом. Рассердился громовержец, послал бога Ареса на выручку Танату. Вырвал Арес бога смерти из цепей.

И первое, что сделал Танат, — исторг душу Сизифа и отправил ее в мрачный Аид. Но еще раз обманул хитрый Сизиф богов. Успел он приказать своей жене, чтобы не приносила она жертв подземным богам. Когда Аиду надоело ждать этих жертв, Сизиф сказал ему: “О великий бог! Отпусти меня ненадолго на землю, я потороплю жену с приношениями!” Поверил ему Аид, но Сизиф и не подумал выполнить свое обещание. Весело смеялся он над тем, как ловко обманул владыку подземного мира. Пришлось богам еще раз посылать за ним Таната.

Обрекли Сизифа на вечное наказание. Должен он катить вверх, на крутую гору, тяжелый камень. Весь покрыт он потом, все ближе, ближе вершина... Кажется, еще одно усилие — и достигнет Сизиф цели. Но вырывается камень из его рук и с грохотом катится вниз; и снова принимается Сизиф за свой тяжелый, нескончаемый труд.

Тантал. Жестоко мучается в Аиде и Тантал — сын самого Зевса. Был он когда-то богаче и счастливее всех на земле. Часто боги пировали в его дворце; случалось и Танталу подниматься на высокий Олимп и пировать у богов. Боги смотрели на Тантала, как на равного им.

Возгордился Тантал от такого великого почета, стал считать себя равным даже своему отцу, великому Зевсу. Высокомерие и заносчивость Тантала толкнули его на страшное преступление: желая проверить, всеведущи ли боги, убил Тантал своего юного сына Пелопса и под видом кушания подал его мясо на пиру бессмертным богам. Никто из небожителей даже не прикоснулся к тому, что лежало на блюде. Оживили они мальчика, стал он еще красивее, чем был раньше. Преступника Тантала заключил Зевс в Аид и обрек на вечные муки. Стоит он по горло в чистой, прозрачной воде, и мучает его страшная жажда, но едва наклоняется, чтобы напиться, — вода отступает. Над головой Тантала свисают с деревьев прекрасные плоды, терзает его мучительный голод, но стоит ему протянуть руку, — ветви поднимаются вверх. А над тем местом, где находится Тантал, нависает громадная скала. Вот-вот упадет она и раздавит Тантала, постоянно находится он в страхе. Так вечным страхом, голодом и жаждой обернулось для Тантала его неуважение к богам и жестокость.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» .

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), греч. - сын Крона и Реи, бог царства мертвых.

Гадес был старшим из сыновей Крона и вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном составлял троицу высших богов греческого пантеона. После победы над Кроном (см. статью «Кронос») братья решили разделить наследие Крона с помощью жребия, причем Зевс все устроил так, что ему досталась власть над небом и землей, Посейдону - власть над морем, а Гадес стал всемогущим владыкой подземного царства мертвых.

Нельзя сказать, чтобы Гадесу выпал самый удачный жребий, но он вполне подходил его мрачному и неумолимому характеру. Его царство было поистине ужасным, оно скрывалось в глубинах земли, недоступное лучам солнечного света. Там раскинулась унылая равнина, поросшая бледными цветами дикого асфоделя, по которой протекало пять рек, образующих границы этого царства: леденящий Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река Пирифлегетон и темная Лета, вода которой давала забвение былой земной жизни. Немногим героям удалось спуститься в царство Гадеса и вернуться оттуда живыми, но и они мало что могли рассказать о том, как оно выглядит. Говорят, что на западе находился элизиум (елисейские [блаженные, райские] поля), где жили вечной жизнью души праведников, где-то в самых глубинах преисподней - тартар, в котором отбывали свои вечные наказания грешники, а в огражденной части этого царства был Эреб - здесь стоял дворец Гадеса и его супруги Персефоны, повелевавших подземным богам и душам умерших.


Души умерших на пути в царство Гадес проходят через темные пропасти, ведущие в глубины земли. Одна из них находилась у мыса Тенар на южном конце Пелопоннеса, другая - в аттическом Колоне, еще одна - под Этной на Сицилии; по Гомеру, вход в царство мертвых располагался на крайнем западе, куда не достигали лучи солнца. Входные ворота царства Гадеса сторожил трехголовый пес Кербер, охотно впускавший пришельцев, но не выпускавший никого. Дорога от ворот вела к водам Ахеронта, где их поджидал со своим челном ворчливый старик Харон. За перевоз через реку Харон взимал с мертвых плату, но ни за какие деньги не соглашался везти их в обратном направлении. Расставшись с Хароном, душа умершего приходит к трону Гадеса, у подножия которого восседают судьи умерших, Минос, Радаманф и Эак - сыновья Зевса. Лишь немногие попадали в элизиум, на блаженные поля. На души преступников налагались наказания в зависимости от степени их вины, а тот, кто не был ни добрым, ни злым (или был и тем, и другим), отправлялся на асфоделевый луг, обреченный блуждать по нему в виде тени, не зная ни радости, ни печали, не испытывая никаких желаний. Таких людей было большинство, причем в их число нередко попадали и величайшие герои. (Среди них оказался и ; о том, как ему там жилось, можно судить по его жалобе Одиссею: «Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату/У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,/Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью».)


Постер и кадры из фильма «Битва Титанов». В роли Гадеса - актер Лиам Нисон, который согласился сниматься, потому что его сыновья - большие любители греческой мифологии.



Богов подземного мира, подвластных Гадесу, было меньше, чем небесных или морских, но тем больший ужас внушали они людям. Первым среди них был бог Танатос в черном плаще и с черными ледяными крыльями, который срезал волосы умирающим и уносил их души. Были среди них мрачные Керы, которые губили воинов на поле боя и высасывали их кровь; была отвратительная Эмпуса, убивавшая путников на перекрестках дорог; страшная Ламия, которая крала и пожирала спящих детей; трехголовая и трехтелая Геката; бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могут устоять ни люди, ни боги; были там и неумолимые Эринии, богини проклятия и мести, послушные только Персефоне, супруге Гадеса.

Люди ненавидели царство Гадеса, ведь каждый, кто вступал в него, должен был оставить всякую надежду. Немногим героям удалось вернуться оттуда: Гераклу, Орфею, Тесею (но его вызволил Геракл). На пороге царства мертвых побывал хитроумный Одиссей. Как рассказывает Вергилий, спускался в подземное царство и Эней.

Картина «Данте и Виргилий в Аиде», Вильям Бугро.

Сам Гадес редко покидал свои владения. Надумав жениться, он отправился на поверхность земли, похитил Персефону и увез ее к себе. Иногда он посещал совет богов на Олимпе. Боги его недолюбливали, и он платил им тем же. В дела, происходившие между небом и землей, он обычно не вмешивался - так же как и в человеческие судьбы. Ведь он хорошо знал, что «каждый пришедший на свет в назначенный час постучится в ворота подземного царства».


Гадес относится к древнейшим греческим богам; его имя появляется уже на табличках линейного письма «Б» (14-13 вв. до н. э.), найденных в Пилосе. Представления о нем почти не менялись в первые послегомеровские века. Греки почитали Гадеса и как дарителя богатств, происходивших из глубин земли (полезных ископаемых, плодов земледелия), - в этом качестве он назывался Плутон. Позже, возможно под влиянием элевсинского культа, образ Гадеса лишился некоторых своих мрачных черт. Хотя он по-прежнему был неумолим, люди начали сооружать ему святилища и храмы. Самый известный из них находился в Элиде (храм открывался лишь раз в году, и никто, кроме его жреца, не смел в него вступать), а также в Элевсине - перед пещерой, через которую он, по преданию, унес в свое царство Персефону. Воззвать к Гадесу было проще простого: достаточно было опуститься на колени и постучать по земле. Из жертвенных животных Гадесу больше всего были по вкусу черные овцы. Однако при этом нельзя было смотреть на приносимую жертву - полагалось отводить взгляд в сторону. Из деревьев греки посвятили Гадесу кипарис, а из цветов - нарцисс.

В изображении античных художников Гадес был похож на своего брата Зевса, но обычно отличался от него более мрачным видом и взъерошенными волосами. Наиболее известные статуи Гадеса, римские копии греческих оригиналов 4-3 вв. до н. э., различаются по именам собраний, в которых они находятся или находились: «Гадес Ватиканский», «Плутон Боргезский», «Плутон Уффицийский», «Плутон Пармский». Гадес изображен также на ряде рельефов, начиная с терракотового «Гадес и Персефона» (5 в. до н. э.) из г. Локры и кончая «Похищением Персефоны» на римских саркофагах (кон. 3 в. н. э.). Гадес со своим дворцом, женой и почти всеми своими подчиненными изображен на нескольких вазах.

Европейские художники не баловали самого Гадеса вниманием, но он часто оказывался в поле их зрения благодаря Персефоне - см. об этом в соответствующей статье.


Также, Антонио Гадес - легендарный испанский артист балета и байлаор.



Кадры из мультфильма «Геркулес» (1997 г.) с Аидом, одним из главных персонажей диснеевского мультсериала.




Также есть игра God of War: Ascension с Аидом, богом, который многопользовательском режиме дает геймерам определенные бонусы.


Новость: Археологи нашли прообраз подземного царства Аида

Древнегреческие пещеры размером почти с четыре футбольных поля и с собственным подземным озером могут быть прообразом мифов о греческой преисподней, утверждают археологи.


Пещера, под названием Alepotrypa, что означает «укромное местечко», была скрыта от людей на протяжении веков в бухте Дирос на юге Греции, пока человек, выгуливавший свою собаку, не нашел крошечный вход в пещеру в 1950 году. Сам вход в пещеру был завален около 5000 лет назад.

Эксперты уже несколько десятилетий занимаются раскопками в пещере и верят, что сотни людей жили в Alepotrypa. Это делает пещеру одной из самых старейших доисторических достопримечательностей в Европе.

Археологи обнаружили в настоящее время инструменты, керамику, изделия из обсидиана, серебра и меди, а также артефакты, которые относятся к неолиту, начавшемуся в Греции около 9000 лет назад. Важнейшим открытием стало то, что пещера использовалась древними обитателями тех мест в качестве кладбища, это натолкнуло ученых на мысль, что она «вдохновила» людей на создание легенды о подземном мире.

Первый археолог, занимавшийся раскопками в пещере, предположил, что неолитические жители считали, что эта пещера была царством Аида. «Несложно догадаться, почему исследователь выдвинул эту гипотезу. Пещера действительно напоминает описанную в древнегреческих мифах преисподнюю. Здесь есть водоем, который возможно стал прообразом реки Стикс. Эта пещера существовала в начале бронзового века в микенской Греции на заре той эпохи, когда слагались мифы о древних героях Греции», - сказал в интервью журналистам археолог Майкл Галатэй.

«Вы должны представить себе место, заполненное людьми с факелами, провожающими в последний путь мертвых. Захоронения и ритуалы, которые проводились в этой пещере действительно создают атмосферу подземного мира. Пещера была своего рода местом паломничества, здесь хоронили только уважаемых людей», - добавил он. Длина центрального зала пещеры более 1000 метров, так что археологам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они изучат все содержимое пещеры. «Мы не знаем, насколько глубоко уходит пещера. Вполне вероятно, что в глубине мы найдем неандертальцев», - добавил археолог.

По материалам РИА Новости

Жизнь человека с неизбежностью заканчивается смертью. Но людям трудно смириться с этим фактом. Когда в мир мёртвых уходят близкие люди, у многих возникает желание вернуть их. Но как попасть в царство Аида и вернуться оттуда - вот вопрос, мучающий всех, желающих спасти своих близких? Однако в Древней Греции многие герои проделывали этот, казалось, невозможный путь. Найдя вход в Аид, одни обращались к душам предков, чтобы спросить их о своём будущем, другие пытались воровать невест и там остались, третьи хотели вернуть из Аида своих близких. Не всем из них удавалось добиться исполнения своих желаний. Цели были разные, но посещение Аида не выглядело чем-то невозможным. Эврисфей поставил задачу Гераклу привести из Аида самого стража подземного мира - пса Кербера. Иронический эпитет Геракла κῠνο-κλόπος (Вор собак, Собакокрад) напоминает нам об этом. Но зачем он Эврисфею? Практической надобности в нём нет, и Геракл отпускает его обратно. Так неужели он посещал Аид зря? Что же представляет собой Аид? Где он расположен? Зачем Геракла посвящают в Элевсинские мистерии? Есть ли настоящая цель посещения Гераклом Аида? Обратимся к античному источнику.



Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II: "Двенадцатым подвигом Эврисфей назначил Гераклу привести Кербера из Аида. У него были три собачьих головы и хвост дракона, а на спине у него торчали головы разнообразных змей. Собираясь на свершение этого подвига, Геракл пришел в Элевсин к Эвмолпу, чтобы быть посвященным в мистерии. В те времена чужестранцев еще не посвящали в Элевсинские мистерии, и Геракл добивался посвящения в качестве приемного сына Пилия, но участвовать в таинствах он еще не мог, ибо не был очищен от скверны после убийства кентавров. Только приняв от Эвмолпа очищение, Геракл был допущен к участию в мистериях.

Прибыв к Тенару — мысу в Лаконике, где находится подземный вход, ведущий в Аид, Геракл спустился под землю. Души умерших, увидев Геракла, кинулись в бегство, за исключением Мелеагра и Горгоны Медусы. Геракл извлек меч и замахнулся на Медусу, как на живую, и только от Гермеса он узнал, что перед ним пустой призрак. Подойдя к самому входу в Аид, Геракл застал там Тесея и Пиритоя, пришедшего сватать Персефону и за это привязанного к скале. Увидев Геракла, они оба стали протягивать к нему руки, чтобы тот вывел их на свет своей могучей силой. Геракл, взяв Тесея за руку, вывел его. Он захотел вывести также и Пиритоя, но земля затряслась, и Геракл его оставил. Он откатил и скалу, которая покрывала Аскалафа. Желая напитать души умерших кровью, Геракл заколол одну из коров, принадлежавших Аиду. Менет, сын Кевтонима, который пас этих коров, вызвал Геракла на единоборство, но Геракл так сжал его, что переломал ему ребра, однако отпустил его по просьбе Персефоны.

Когда Геракл стал просить Плутона отдать ему Кербера, тот разрешил ему взять собаку, если он одолеет ее без помощи оружия, которое при нем было. Геракл нашел пса у ворот Ахеронта, и, будучи защищен со всех сторон панцирем и покрыт львиной шкурой, обхватил голову собаки, и не отпускал, хотя дракон, заменявший Керберу хвост, кусал его. Геракл душил чудовище до тех пор, пока не укротил его, и вывел на поверхность земли в области города Трезена. Аскалафа Деметра превратила в филина, а Геракл, показав Кербера Эврисфею, вернул собаку в Аид".

Если Аид - это загробный мир, то путь Геракла туда и возвращение его это поистине незаурядное событие! В разное время из загробного мира вернулись Сисиф и Одиссей, Дионис и Орфей. Одиссей и Сисиф вышли сами, Дионис вывел свою мать Семелу, Орфей вышел сам, но не смог вывести свою возлюбленную. Но зачем выводить из Аида собаку? Ведь тогда души умерших могут выйти на поверхность земли... Царь Аида Плутон украл себе жену Персефону, и она вынуждена проводить треть года в царстве мёртвых, а две трети - на земле. По другим данным она проводит под землёй полгода среди мёртвых, а полгода на земле среди живых. Удивительны деяния древних! Если Аид загробный мир... Но зачем богу смерти жена - олицетворение жизни? Ведь он не нуждается в продолжении жизни. И в каком состоянии пребывает Персефона в загробном царстве? Как она переходит из одного состояния в другое? Есть ли место жизни в Аиде? Почему, соприкоснувшись с богом смерти, Геракл, Сисиф, Одиссей, Тесей и Персефона выходят живыми на поверхность земли? Неужели в Аиде есть жизнь?!

Находящиеся в Аиде люди не могут покинуть это царство самостоятельно по своей инициативе, выход из него сторожит пёс Кербер. Словно сторожевая собака охраняет он заключённых подземного царства бога Плутона. Правом свободного выхода обладает Персефона (Кора). Источники называют разное время её нахождения под землёй и на земле, но есть в этом какая-то закономерность, вызванная не столько климатическими особенностями Греции, сколько устройством Аида и родом занятий, находящихся там.

Недоумение вызывает картина коров в Аиде. Разве там есть трава? Ведь загробный мир находится под землёй... Но если под коровами следует понимать βοῦς или ταῦρος, то есть "быков" - корабли, то что они перевозят? Какие грузы? Не зря же Харона изображали, что он в лодке перевозит души умерших...
Последуем за Гераклом в Аид. Он попадает туда через вход на юге Лаконики. Но этот вход не единственный. Одиссей, Сисиф, Орфей попадают в Аид через другие входы. Попав в подземное царство, Геракл находит там Тесея и Пиритоя, прикованных к скалам, и Аскалафа в отдельной пещере, вход в которую завален камнем. Словно камера-одиночка для непокорного буяна! Зачем такие строгости в подземном царстве, если выход из него охраняет пёс Кербер? Чтобы не убежали? Тогда находящиеся в Аиде не обитатели его, а узники! Тогда Аид - это место наказания людей! И вот что пишет Павсаний, когда рассуждает о Тесее: "Говорят, что он находился в оковах до тех пор, пока он не был освобождён Гераклом" (Аттика). А кто ходит в оковах? Преступники. В кандалах обычно держат рабов. Мелеагр лишил жизни четырёх братьев своей матери. Убийца. Тесей с Пиритоем украли двенадцатилетнюю Елену из Спарты и даже пытались украсть саму Персефону. Воры. Братья Елены Диоскуры поместили их в Аид. Убийцам и ворам нет места среди людей! Но зачем их лишать жизни? Пусть они добывают в рудниках медь, олово, свинец, серебро, золото или драгоценные камни. Аидом называли мир пещер (в Греции их свыше 7 тысяч!). Поистине, это целый мир! Царство Аида! И огромное количество рудников. А вот управлял этим царством бог Плутон. В наше время Аидом словари обычно называют и бога смерти, и само царство смерти. Что не совсем верно. Имя бога подземного царства - Плутон! Он же и бог богатства! Богу смерти не нужны богатства, они нужны живым. Владелец рудников, несомненно, обладал богатством. Ибо без металла невозможно обрабатывать дерево и землю, нельзя строить корабли и делать мебель и посуду, шить одежду и мастерить обувь...

Проводником Геракла в подземном царстве служит Гермес. И это неудивительно, как можно отправлять одного Геракла без проводника в запутанный лабиринт подземных ходов с целью освободить Тесея от рабства, не боясь при этом, что посланник заблудится в нём! В "Одиссее" устами Геракла сказано, что миссией по спасению Тесея руководит "Гермес с совоокой Афиной".

"Одиссея", песнь одиннадцатая, 620 - 626:
"Был я сыном Зевеса Кронида. Страданий, однако,
Я испытал без конца. Недостойнейший муж надо мною
Властвовал, много трудов на меня возложил тяжелейших.
Был я им послан сюда, чтобы пса привести. Полагал он,
Неисполнимее подвига быть уж не может другого.
Подвиг свершил я и пса из жилища Аидова вывел.
Помощь мне оказали Гермес с совоокой Афиной".
(Пер. В. Вересаева)

Афина здесь - это военный совет, основанный Зевсом и продолжающий свою деятельность после его смерти. Во время посвящения Геракла в Элевсинские мистерии его познакомили с планом по освобождению Тесея, захваченного в плен Диоскурами.

Рудник, в котором в качестве рабов находились Тесей с Пиритоем, охраняли кинурийцы - жители Кинурии. Так называлась область Пелопоннеса между Спартой и Аргосом. За эту область длительное время шла война между ними. В Греции есть много похожих названий, например, Киноскефалы в Беотии и в Фессалии (Собачьи головы), Киносура в Аттике (Собачий хвост), Киносарг там же (Серый или Зоркий пёс). Слово Кинурия Κυνουρίᾱ можно перевести как "Собачья граница". Часть жителей этой области поддерживала Спарту и использовалась в качестве охранников на рудниках, вот почему их называли "псами".

Но не исключено, что они совершали обход рабов на рудниках вместе с собакой. Имени "Кербер" не знает ни "Илиада", ни "Одиссея". Геракл спасает Тесея, захваченного в плен Диоскурами и отправленного работать в рудники Спарты. Обратную дорогу показывал охранник ("пёс Кербер"), ему связали руки, чтобы он не убежал, но обещали сохранить жизнь, если он выведет их из Аида. Оказавшись на свободе, Гермес, Геракл и Тесей отпускают стража Аида. Теперь Аргос в своём противостоянии со Спартой обретает союзника в лице Тесея...

Когда я открыл своим спутникам, куда лежит теперь наш путь, в ужас пришли они, но, повинуясь моему приказанию, взошли они на корабль и отплыли мы на далекий север. Послала нам волшебница Кирка попутный ветер. Быстро гнал он наш корабль. Наконец, достигли мы вод седого Океана и пристали к берегу печальной страны киммерийцев, где никогда не светит людям бог Гелиос. Вечно покрыта эта страна холодным туманом, вечно окутывает ее густой пеленой ночной сумрак. Там вытащили мы на берег наш корабль, взяли данную нам Киркой овцу и черного барана для жертвы подземным богам и пошли к тому месту, где у высокого утеса в Ахеронт впадают Коцит и Пирифлегетонт. Придя туда, вырыл я мечом глубокую яму, совершил над ней три возлияния медом, вином и водою, пересыпав все ячменной мукой, и заколол над ямой жертвы. Кровь жертв лилась в яму. Великой толпой слетались к яме души умерших и подняли спор о том, кому первому напиться жертвенной крови. Здесь были души невест, юношей, старцев и мужей, сраженных в битвах. Ужас объял меня и моих спутников. Сожгли мы жертвы и воззвали к мрачному богу Аиду и жене его богине Персефоне. Обнажил я меч и сел рядом с ямой, чтобы не допускать к ней души умерших. Первой приблизилась душа юного Эльпенора. Раньше нас домчалась душа его до врат царства душ умерших. Молил меня Эльпенор предать его тело погребению, чтобы душа его могла найти успокоение в царстве Аида. Обещал я исполнить его просьбу. Прилетела к яме и душа моей матери Антиклеи. Она была жива, когда я покидал Итаку. Как ни больно мне было, но и ее не подпустил я к яме, так как первым должен был напиться крови прорицатель Тиресий. Наконец, явилась душа Тиресия. Напившись крови, обратилась ко мне бесплотная душа и поведала мне, что гневается на меня бог Посейдон, колебатель земли, за то, что ослепил я его сына, циклопа Полифема. Но и против воли Посейдона достигну я родины, так предсказал мне Тиресий, если только мои спутники не тронут быков Гелиоса на острове Тринакрии. Но если убьют быков мои спутники, то их всех постигнет гибель, один я спасусь и после великих бедствий вернусь домой. Там отомщу я женихам, но после, взяв весло, я должен буду странствовать до тех пор, пока не встречу народа, не знающего мореплавания, не видавшего никогда кораблей; узнаю я этот народ по тому, что встреченный мною спросит меня, зачем несу я на плече лопату. В этой стране я должен принести жертву Посейдону и только после этого вернуться домой. Дома же должен я принести богатую жертву всем богам; только тогда буду я мирно жить в Итаке до самой моей смерти. Вот что предсказал мне вещий Тиресий и удалился. Много видел я душ. Душа матери моей рассказала мне, напившись крови, что делалось в родной Итаке до ее смерти, и успокоила меня, сказав, что живы и отец мой Лаэрт, и Пенелопа, и юный Телемах. Хотел я обнять мою нежнолюбимую мать, три раза простирал я к ней руки, но трижды ускользала легкая тень ее. Видал я в царстве Аида тени многих героев, но всех перечислить я не в силах, на это не хватило бы и всей ночи. Поздно теперь, пора прервать мне рассказ, пора идти всем на покой.

Так сказал Одиссей. Но все собравшиеся стали просить Одиссея продолжать рассказ, просили также его царица Арета и царь Алкиной. Готовы были все слушать Одиссея до самой зари. Стал продолжать Одиссей свой рассказ.

Видел я в царстве Аида и душу царя Агамемнона. Горько жаловался он на жену Клитемнестру и Эгисфа, убивших царя Микен в день его возвращения. Советовала мне душа Агамемнона не доверяться по возвращении на Итаку жене моей Пенелопе. Видел я и души Ахилла, Патрокла, Антилоха и Теламонида Аякса. Ахиллу рассказал я о великих подвигах сына его Неоптолема, и возрадовался он, хотя горько сетовал раньше на безрадостную жизнь в царстве умерших и желал лучше быть последним батраком на земле, чем быть царем в царстве душ умерших. Хотел я примириться с великим Аяксом - тяжко обидел я его, когда спорили мы за доспехи Ахилла, - но молча ушел Аякс, не сказав мне ни слова. Видел я и судью умерших, царя Миноса. Видел мучение Тантала и Сизифа. Наконец, приблизилась ко мне и душа величайшего из героев, Геракла, сам же он на Олимпе, в сонме бессмертных богов. Ждал я, чтобы приблизились души и других великих героев минувших времен, но души подняли такой ужасный крик, что в страхе бежал я к кораблю. Боялся я, что вышлет богиня Персефона ужасную горгону Медузу.

Быстро спустили мы корабль на воду седого Океана и покинули страну киммерийцев. Вскоре благополучно достигли мы и острова Эеи и, пристав к берегу, забылись покойным сном.

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид . Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям .

  1. Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» - несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.
  2. Отсюда выражение: «канула в Лету», т. е. забыто навсегда.
  3. Асфодел - дикий тюльпан.
  4. Кербер - Иначе - Цербер.
  5. Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.
  6. Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png