Речь Посполи́тая - федерация Короны королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результатеЛюблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территориях России, Латвии, Эстонии, Молдовы и Словакии. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

Речь Посполитая - дословный перевод с латинского на польский слова Республика (лат. Res publica ) и на русский язык дословно переводится как «общее дело». Официальное название государства - Речь Посполитая Короны Польской и Великого Княжества Литовского (польск. Rzeczpospolita Korony Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego ; лит. Lenkijos Karalystės ir Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės Respublika; белор. Рэч Паспалітая Кароны Польскай і Вялікага Княства Літоўскага; укр. Республіка Корони Польської та Великого Князівства Литовського). Местными жителями государство обычно называлось Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita ; зап.-русск. Рѣч Посполита ), иностранцами - Польша.

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая польская (польск.Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska ; лат. Serenissima Res Publica Poloniae ).

Ныне широко употребляется название Республика Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów ), появившееся, однако, только в XX веке.

Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов - польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно - с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды.

Разделы Речи Посполитой

Первый раздел Речи Посполитой 25 июля 1772 года Российской империей, Прусским королевством и Австрией в Санкт-Петербурге была подписана конвенция, согласно которой Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов отходили к Российской империи; Вармия, воеводства Поморское, Мальборкское, Хелминьское, большая часть Иновроцлавского, Гнезненского и Познанского воеводств отходили к Пруссии; а княжества Освенцимское и Заторское, южная часть Краковского и Сандомирского воеводств, воеводства Русское и Белзское отходили к Австрии.

Второй раздел Речи Посполитой 12 января 1793, Гродно. 20 лет после первого раздела, Польша собирается с силами, Правительственная реформа, экономический подъем, Конституция (вторая в мире, первая в Европе) - Этим довольны не все, снова конфедерация, снова против Короля, но теперь за вмешательство России с призывом русских войск. К России отходит значительная часть Западной Белоруссии и Украины, а к Пруссии - Гданьск и Торунь, почти вся Польша, часть Мазовии и Краковского воеводства.

Третий раздел Речи Посполитой 13 октября 1795 году подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее реки Буг и реки Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии - воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств.

Итоги трёх разделов В итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли) (кроме части Украины, отошедшей к Австрии). Коренные польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. 15 января 1797 года подписана последняя конвенция, утвердившая раздел Речи Посполитой, упразднившая польское гражданство и полностью ликвидировавшая остатки польской государственности. К этой конвенции был приложен акт 1795 года отречения от престола польского короля Станислава Августа.

Полное название Польши звучит, как «Польска Речь Посполита ». У человека, незнакомого с тонкостями польского языка, оно наверняка вызывает весьма понятное недоразумение. Что же значит эта самая Речь Посполита , и почему Польша называется именно так, а не иначе?

Что это значит?

Если серьезно, то термин «Речь Посполита» (Rzeczpospolita) является всего лишь полонизированной калькой с латинского «res publica» (республика), и переводится точно так же – общее дело. И тут начинается самое интересное. В русском языке слово «речь» переводится, как язык, а при переводе названия государства возникает некий каламбур. Публичный язык, что ли? А вот и нет. К названию Польши язык не имеет совершенно никакого отношения. Дело в том, что и в польском, и в украинском, и в беларуском языках слово «rzech (речь, жеч), річ, рэч» обозначает «вещь», то есть – дело. Именно поэтому у истинных наследников Киевской Руси и потомков Великого Княжества Литовского никаких проблем с пониманием государственного названия не возникает.

Речь Посполита - республика.

История этого колоритного названия восходит своими корнями в глубокое Средневековье. Вопреки сложившимся стереотипам, Польша обрела такое странное и невероятно красивое название не в 1989 году, а гораздо раньше, еще в позднем Средневековье, а самих Речь Посполитых, как оказывается, было несколько.

I Речь Посполита Обеих Народов

Первая Реч Посполита – это название территорий Польской Короны и Великого Княжества Литовского. Эта огромная республика включала в себя центрально-восточную Польшу, три четверти Украины, всю Беларусь, Литву, Латвию, часть Эстонии, России, Молдовы и Словакии. Исторический период первой Речи Посполитой длился от конца XV вплоть до Первого Раздела в 1795 году.

После долгого безцарствия, в 1573 году в деревушке Камень под Варшавой собрался сейм (сенат, дума), который одноголосно избрал королем Польши и Великим князем Литовским Генриха III Валуа, отпрыска Генриха II и Екатерины Медичи. Коронация состоялась 21 февраля в . Королевская власть была значительно «урезана» сеймом, а государство было официально названо Речь Посполитой Обеих Народов. Таким образом, Польша сумела одной из первых в Европе отодвинуть значение монархии на второй план и стать прототипом республики в современном ее понимании.

Эту страницу истории Польши принято называть «сарматской». Главные ее достижения – войны Яна II Собеского, Саксонский период и Северная Война 1702 года. Критической точкой распада Первой РП послужило восстание против России и Пруссии под проводом Тадеуша Костюшки (1792 год).

Первая Республика.

II Речь Посполита

Бурное начало XX века разрушило все привычные устои. Государственные границы менялись с завидной постоянностью, на карте Европы возникали новые государства. 7 октября 1918 года был властями «умирающих» империй (Австро-Венгерской и Германской) был издан манифест, провозглашающий независимость польских земель. Уже 11 ноября Польша отметила первый , и вошла в новую эпоху под названием «II Речь Посполита», во главе которой стоял .

Эпоха II Речи Посполитой отличилась незаурядным экономическим развитием, восстановлением единого государственного языка и денежной единицы. После долгих лет застоя, государство наконец-то получило долгожданный шанс на самоопределение. Впрочем, эпоха II РП продлилась не долго. Хотя ее официальным «финишем» считается 5 июля 1945 года, когда на Ялтинской конференции было решено снять полномочия с изгнанного правительства, на деле вторая Речь Посполита «упокоилась» в сентябре 1939 года, после скандально-известного договора между Сталиным и Гитлером. Находясь между двух тиранов, II Речь Посполита лопнула, словно мыльный пузырь.

Независимая Польша.

Речь Посполита Польска

С июля 1944 года, оккупационные власти советской России начали создавать на территории Польши свое собственное «легитимное» правительство. Используя запрещенные методы (репрессии, убийства, запугивания), сторонникам Сталина удалось обескровить польское подполье и вызвать у части населения резкий негатив в сторону действующего правительства, находящегося в изгнании. В июле 1945 года последние сторонники независимой Польши, США и Великобритания, были вынуждены признать Временное Правительство Национального Единства в качестве единственного представителя новоиспеченного государства – Речь Посполитой Польши.

Описывая это труднейший период польской истории, следует отметить, что новые власти не гнушались никаких средств. Массовые аресты, депортации, убийства, политические статьи, жесточайшая цензура. Все в лучших традициях эпохи сталинизма. Жить стало лучше, жить стало веселей.

Послевоенное время.

Польская Народная Республика

Естественно, что жесточайший сталинский режим не мог долго сосуществовать в государстве с вековой европейской историей. В 1952 году ситуация несколько улучшилась и Польшу опять переименовали. На этот раз ее титул зазвучал, как «Польская Народная Республика». Это было вызвано глобальным переименованием государств, вошедших в социалистический лагерь – Венгерская Народная Республика, Румынская Народна Республика и т. д. После ужасов II Мировой войны и сталинского террора, Польша вошла в новую жизнь именно под таким названием.

Эпоха ПНР весьма спорна. С одной стороны – грандиозное восстановление государства, практически уничтоженного II Мировой войной, резкий скачок экономики и промышленности. С другой – повальный дефицит, ограничения прав и свобод, страх, глубоко засевший в мозгах и резкое неприятие к очередному оккупанту. – это все то же тоталитарное государство, где каждый отдельный гражданин рассматривался с точки зрения его профпригодности.

III Речь Посполита

1989 год. Польша переживает Военное положение, массовые забастовки и расцвет «Солидарности». Действующий диктатор всячески старается не допустить развала социалистического государства. Все его попытки сводит на нет победа «Солидарности» на выборах. 24 августа на пост премьер-министра входит Тадеуш Мазовецкий, а уже 29 декабря того же года вступает в силу поправка к Конституции о изменении официального названия государства. В 1991 году Польша входит в новый период своего существования с новым президентом, лидером «Солидарности» Лехом Валенсой, и новым гордым названием – III Речь Посполита Польша, оставаясь в границах уже не существующей ПНР.

С этого момента у Польши начинается настоящее возрождение. Первые полтора десятка лет страна всячески старалась сбросить с себя негатив прожитых эпох и, надо признать, ей это удалось. После вступления Третьей Речи Посполитой в Европейский Союз, государство наконец-то зажило своей привычной жизнью среди европейских собратьев, собрало в кулачек все силы и упорно движется к процветанию и достатку.

В конце XV - начале XVI в. Польша являлась одной из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV - XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным противником Польши - Тевтонским орденом. Длительная борьба с германскими феодалами-захватчиками способствовала росту национального самосознания польского народа.

Экономический, культурный и политический подъём Польши оказался, однако, непрочным. К концу XVI в. стали явственно наблюдаться признаки надвигающегося упадка.

Рост польских городов

Вторая половина XV и начало XVI в. являлись временем весьма замешого подъёма городов в Польше, хотя они и в этот период экономически были значительно слабее городов более развитых стран Европы, а их политическое значение в стране в целом было невелико. Возникали новые городские центры и вырастали старые, не игравшие раньше большой экономической роли. Примером быстро развивавшегося города являлась Варшава, ставшая в XVI в. столицей государства. Быстро росло торговое значение городов, связанных с Балтийским морем,- Торуня, Эльблонга и особенно Гданьска. В результате 13-летней войны с Тевтонским орденом (1454-1466 гг.) Польша опять приобрела выход к Балтийскому морю, что содействовало быстрсмх росту её внешней торговли. Висла стала основной торговой артерией, связывавшей Польшу с внешним миром.

Ярким показателем развития польских городов являлся рост численности городского населения. В таких крупных городах страны, как Краков, Познань, Люблин, Калиш, Торунь и др, в XV - начале XVI в численность населения возросла примерно вдвое.

Производительность труда городских ремесленников повысилась благодаря некоторым важным техническим усовершенствованиям и в свою очередь стимулировала дальнейшее развитие техники производства. Особенно большое значение имело широкое применение водяного колеса (мельниц). В XV-XVI вв. Польша располагала значительным числом высококвалифицированных ремесленников.

В цехах усиливалась борьба между мастерами, с одной стороны, подмастерьями и учениками - с другой. Борьба между городским патрициатом и цехами осложнялась борьбой национальной. В ряде крупных польских городов среди патрициата все еще имелся сильный немецкий элемент В поморских городах последний продолжал даже усиливаться В городах других частей Польши, в условиях общего экономическою подъема, развивался процесс быстрой колонизации городской торгово-ремесленной верхушки.

Развивалось производство на сравнительно отдаленные рынки, и спорадически появлялись элементы капиталистического производства. Примером капиталистической мануфактуры может служить предприятие по изготовлению проволоки и жести, организованное членом краковского городского совета Кауфманом. Характер мануфактуры имели первые типографии. В производстве суконно-шерстяных и льняных тканей можно отметить наличие рассеянной мануфактуры, когда организаторами производства, использовавшими труд крестьянскою населения, являлись купцы и богатые городские ремесленные мастера.

Рост и совершенствование городского производства имели серьезные последствия и для польской деревни. Изделия вотчинных ремесленников не могли конкурировать с более совершенными изделиями городского ремесла. Для приобретения городских изделии и дорогих иноземных товаров феодалы нуждались в резком увеличении своих денежных доходов.

Переход к фольварочно-барщинной сислеме феодального хозяйства

Основным фактом в социально-экономическом развитии Польши во второй половине XV и в XVI в. являлся переход к фольварочно барщинной системе хозяйства. Это было самым тесным образом связано с экономическим подъемом городов, развитием экономических связей между польскими землями, начавшимся процессом образования национального общепольского рынка. Наряду с ростом потребностей внутреннего рынка переход к фольварочно-барщинной системе был обусловлен также открывшимися возможностями вывоза хлеба в страны Северной и Западной Европы. Первоначально этот процесс охватил лишь некоторые районы страны. В ряде случаев в конце XV - начале XVI в. можно отметить дальнейшее увеличение денежной ренты. Только со второй половины XVI в. переход к фольварочной системе под влиянием быстрого роста сельскохозяйственного вывоза из Польши в Голландию, Фландрию, Англию, Францию и другие страны Западной Европы принял всеобщий характер.

Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты толкал феодалов на такие преобразования своего хозяйства, при которых они могли бы выступить в качестве продавцов сельскохозяйственных продуктов в городах и на внешнем рынке. Этим целям удовлетворяло создание фольварков - имений, основанных на барщинном труде и производивших зерно и другие сельскохозяйственные продукты не только для удовлетворения потребностей феодала, но и на продажу.

Создание и расширение фольварков сопровождалось ростом барщинной эксплуатации крестьянства. Отработочная рента становилась основной формой феодальной ренты. Господство отработочной ренты означало резкое усиление эксплуатации крестьян. Крестьянин под гнётом крепостничества был обречён на нищенское существование. Как и в ряде других стран Восточной и Центральной Европы, развитие товарного производства в сельском хозяйстве в данных исторических условиях не вело к возникновению капиталистических отношений, а, наоборот, способствовало возрождению и приспособлению к рынку самых грубых форм феодального производства.

С ростом старых и основанием новых фольварков происходил процесс обезземеления крестьянства. Увеличивая барскую запашку, феодалы экспроприировали общинные земли, захватывали крестьянские наделы. В результате развития фольварочно-барщинной системы сократилось число крестьянских хозяйств, располагавших наделом в один лан ( 1 лан=16 га. ). И наоборот, выросло число хозяйств, имевших половину, четверть лана и менее. Резко увеличилось количество крестьян, имевших только крошечные приусадебные наделы, и безземельных.

Фольварочно-барщинная система повлекла за собой резкое ухудшение не только экономического, но и правового положения крестьянства. Феодалы были заинтересованы в обеспечении своего хозяйства максимальным числом рабочих рук. Поэтому они добились юридического оформления крепостных отношений в польской деревне. Ещё конституция 1496 г. резко ограничила крестьянский переход. С 1518 г. крестьяне оказались под исключительной юрисдикцией своих феодалов, а в 1543 г. переход крестьян был полностью запрещён.

Горожанам было запрещено владеть шляхетскими имениями. В 1496 г. шляхта добилась предоставления ей исключительного права пропинации (винокурения и продажи спиртных напитков) и освобождения своего ввоза и вывоза от пошлин. Феодалы участвовали во внешней торговле, минуя посредничество городов. Доходы от внешней торговли начали играть весьма значительную роль в бюджете землевладельцев. Освободившись от ввозных и вывозных пошлин, магнаты и шляхта в то же время добились строгой регламентации хозяйственной деятельности юрожан, что подрывало экономические основы польского города.

Окончательное оформление сословной монархии

С переходом к фольварочно-барщинной системе было тесно связано политическое усиление мелкой и особенносреднепоместной шляхты. В начале XVI в. в Польше завершается процесс оформления сословной монархии. Он происходил в условиях столкновения отдельных слоев господствующего класса магнатов, шляхты и церковных феодалов. В 1501г. магнатам удалось добиться издания Мельницкого привилея, поставившего королевскую власть в полную зависимость от сената, в состав которого входили высшие должностные лица и высшие духовные иерархи, архиепископы, епископы, представлявшие интересы крупных феодалов. Однако этот успех магнатов оказался очень непродолжительным. Воспользовавшись военными затруднениями короля Александра (1501 -1506) - в это время Русское государство вело успешную войну с Великим княжеством Литовским, связанным с Польшей узами личной унии,- шляхта в 1505 г. добилась издания Радомской конституции, начинавшейся словами: «Никаких нововведений» (Nihil novi). По этой конституции новые законы могли издаваться лишь с согласия обеих палат вального (общего) сейма, который стал высшим законодательным органом, ограничивающим королевскую власть в пользу феодалов. Нижняя палата вального сейма - посольская изба - состояла из представителей шляхты (земских послов), избираемых на местных шляхетских сеймиках. Верхнюю палату составлял сенат. С течением времени в сейме всё большую роль стала играть посольская изба. От участия в сейме были совершенно устранены не только крестьянство, но и города.

В борьбе с магнатами шляхта поддержала на сейме 1538 г. короля Сигизмунда I (1506-1548), потребовавшего редукции (возврата) заложенных коронных имений, большая часть которых находилась в руках крупных землевладельцев. Проведение этой редукции встретило большое сопротивление со стороны магнатов. Однако при Сигизмунде II Августе (1548 - 1572) на сейме 1562-1563 гг. магнаты вынуждены были дать согласие на возврат коронных имений, полученных ими после 1504 г. Это была значительная победа шляхты, не подорвавшая, однако, крупного землевладения - экономической основы могущества магнатов. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю и упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии.

Противоречия в лагере польских феодалов не мешали им солидарно выступать против польских крестьян и горожан, используя государственный аппарат.

Укрепление шляхты в условиях сравнительной слабости городов способствовало тому, что начавшийся в XIV-XV вв. процесс централизации государственной власти оказался незавершённым.

Реформация в Польше

Реформационные идеи находили отклик во всех слоях польского общества - среди плебейских масс города и крестьянства, в средних слоях горожан и в шляхте, а также в среде светских магнатов.

Причины этого заключались в могуществе и особых привилегиях католического духовенства. В XVI в. церковные владения составляли в Польше 1/5 всей земли. Церковная десятина, взимавшаяся как с крестьян, так и с других слоев населения, была весьма разорительна и вызывала всеобщее возмущение, равно как и особые сборы в пользу папской курии, церковных судов и т. п.

Требования отмены десятины, церковной юрисдикции и распространения на духовенство государственных повинностей и налогов сделались важными пунктами, вокруг которых развёртывалась политическая борьба на сеймах. Как и в других странах Европы, широкие слои населения ставили в связь погоню католического духовенства за материальными богатствами с его моральным вырождением, с его формальным и равнодушным отношением к вопросам веры. Краковскому епископу приписывали фразу: «Ты уплачивай десятину, верить же ты можешь хоть в козла». Нараставшее в разных слоях польского общества возмущение против церковного землевладения, против стяжательства католического духовенства и его бесцеремонных методов феодальной эксплуатации содействовало распространению в Польше реформационных идей.

Уже в XV в. в Польшу проникло гуситское учение. Оно нашло особенно благоприятную почву в Великой и Малой Польше и в Поморье.

Под его влиянием реформационное движение зародилось в Польше ещё до выступления Лютера. Одним из его ранних представителей в конце XV - начале XVI в. был Бернат из Люблина, который свои разоблачения папской церкви и борьбу против схоластики сочетал с пропагандой в духе учения таборитов, направленной против феодальной эксплуатации. Одновременно в оппозиционных шляхетских кругах Польши распространялись идеи умеренного гусизма.

После выступления Лютера в Германии немецкая часть населения польских городов стремилась придать реформационному движению в Польше характер лютеранства. Вначале идеи Лютера были популярны и в плебейских кругах польских городов. Однако вскоре отдельные плебейские элементы, особенно в Поморье, стали толковать учение Лютера в радикальном духе. Появились также приверженцы анабаптистских идей. В Пруссии в 1525 г. под влиянием происходивших тогда в Гданьске волнений выдвигались народные «статьи» в духе радикальных требований анабаптистов.

Пропагандистом гуманистических и народно-реформационных идей в Малой Польше был профессор Краковской академии Яков из Ильжи, сторонники которого поддерживали тесную связь с «чешскими братьями» и с моравскими анабаптистами. Свою пропаганду среди ремесленников и крестьян Яков из Ильжи и его ученики связывали с восхвалением физического труда и технических знаний и с критикой схоластики.

Как и в других странах, в Польше со второй половины 20-х годов XVI в. в анабаптизме одержали верх сторонники непротивленчества и мирного сектантства.

Политической слабостью польских городов объясняется то обстоятельство, что они были мало затронуты реформационным движением. Отдельные прогрессивные деятели из числа сторонников Реформации, проникнутые патриотическим настроением и стремлением к социальной свободе, оставались одинокими. В Кракове реформационное движение горожан приняло характер гуманистического вольнодумства и критики церковной идеологии с позиций естествознания.

С конца 30-х годов XVI в. реформационные учения интенсивно распространяются среди шляхты и части магнатов. Светские феодалы, стремившиеся к обогащению путём секуляризации церковных земель и к достижению большей независимости от государственной власти, избрали орудием своей политики кальвинизм. Он привлекал шляхту своей церковной организацией, облегчавшей вмешательство именитых людей на правах старейшин общин в церковную жизнь, в деятельность синодов и школ, что привело бы к зависимости церковных общин от шляхты. Интересам шляхты отвечал и тезис Кальвина о праве сословно-представительных учреждений не повиноваться королевской власти. В то же время представители шляхетско-кальвинистской реформации не допускали изменений и новшеств в области феодального строя. Даже такие просвещённые кальвинисты, как Миколай Рей и Анзельм Гостомский, считали необходимостью умеренную феодальную эксплуатацию крестьян.

Поэтому примкнувшие вначале к кальвинизму демократические элементы из мещан и крестьян отошли от него, образуя своё особое направление реформации - арианство, или антитринитаризм (т. е. отрицание троичности божества), последователи которого называли себя «польскими братьями».

Внутри арианства вскоре выявились два течения его умеренное крыло состояло из шляхетских деятелей, которые выступали противниками коренных социальных преобразований. Радикальное же крыло ариан требовало не только освобождения крестьян от крепостной зависимости и от барщины, но и введения «общности имущества». Это последнее требование являлось по существу плебейским выражением требования упразднения феодального землевладения и установления равноправия сословий. На состоявшемся в 1568 г. арианском синоде раздавались такие обращения к шляхте: «Не следует вам есть хлеб, добываемый тяжелым трудом бедных холопов ваших, но сами работайте, не следует вам жить в имениях, пожалованных предкам вашим за пролитие крови, продайте же такие имения и раздайте нищим». Радикальные общины ариан по образцу «моравских братьев» ввели у себя общее потребление.

Ариане, как и анабаптисты, традиции которых они продолжали, оставались сектой, не искавшей революционных путей. Их организация сложилась уже в эпоху католической реакции и контрреформации. Значение движения «польских братьев» заключалось, однако, в том, что оно отражало дух социалтного протеста народных масс против усилившегося феодально-крепостническою гнета и их стремление к свободе мысли.

Превращение Польши в шляхетскую «республику»

Особенностью политического развития Польши было то обстоятельство, что сословная монархия не стала в ней ступенью к установлению абсолютизма. Польские города не смогли дать отпор наступлению феодальной реакции и выступить в роли серьезною союзника центральной власти. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и крупных церковных феодалов завершилась во второй половине XVI в. компромиссом. Конституция Польского государства, оформившаяся в 1569-1573 гг., укрепила политические позиции шляхты, но вместе с тем не подорвала могущества крупных духовных и светских феодалов.

Одним из основных принципов шляхетской конституции являлось утверждение принципа выборности польских королей. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, то шляхта, возглавляемая Яном Замойским, добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая политическая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял ряд предложенных ему условий, известных как «Генриховы артикулы». Артикулы подтверждали принцип свободной элекции (избрания) королей. Король был обязан регулярно каждые два года созывать сейм. Без согласия сейма король не мог ни объявлять войну, ни заключать мир, ни созывать «посполитое рушение» (всеобщее феодальное ополчение). При короле состояла постоянная сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения своих обязательств освобождал феодалов от повиновения ему. В сейме решения могли приниматься лишь при наличии единогласия всей посольской избы, представлявшей шляхту. Любой депутат нижней палаты мог воспрепятствовать принятию решения, хотя бы за него голосовали все остальные депутаты. Это был так называемый принцип liberum veto. Шляхетские депутаты сейма - земские послы - в свою очередь должны были строго придерживаться инструкций, выработанных для них местными сеймиками.

Образование многонациональной Речи Посполитой

Превращение Польши в дворянскую «республику» с избираемым королём во главе совпало с заключительным этапом образования многонационального Польского государства. До середины XV в. польско-литовская уния оставалась ещё могущественным фактором борьбы с германской феодальной агрессией на востоке. С середины XV в. объективное значение польско-литовской унии резко изменилось. В результате 13-летней войны Тевтонский орден был окончательно разбит. Польские феодалы не использовали, однако, победы над орденом для того, чтобы добиться его полной ликвидации. Они не ставили в это время своей задачей воссоединение с Польшей её западных земель, захваченных германскими феодалами.

Во второй половине XV - первой половине XVI в. в политике польского господствующего класса определённо брала верх линия на экспансию в сторону украинских и белорусских земель. Проводя эту агрессивную политику, польские феодалы игнорировали национальные интересы своей страны на западе.

В 1519-1521 гг. между Польшей и магистром Тевтонского ордена Альбрехтом Бранденбургским, отказавшимся принести вассальную присягу польскому королю, вновь происходила война. Тевтонский орден снова потерпел поражение; тем не менее Сигизмунд I и польские феодалы разрешили Альбрехту превратить орден в светское государство и стать наследственным герцогом прусским, продолжавшим, правда, оставаться вассалом Польши. Впоследствии Сигизмунд II Август признал за бранденбургскими маркграфами право на наследование прусскою престола в случае прекращения линии Альбрехта. Таким образом, создалась реальная угроза объединения в руках одной династии маркграфства Бранденбургского и герцогства Прусского, с двух сторон охватывавших польские владения на Балтике. В руках бранденбургских маркграфов находилась и значительная часть польских западных земель.

Наряду с существовавшей династической, или личной, польско-литовской унией у Польши сложились во второй половине XV в. отношения династической унии с Чехией и Венгрией, престолы которых (сначала чешский, затем венгерский) занял представитель династии Ягеллонов. Это могло иметь важное международное значение. Польше, как и Чехии и Венгрии, угрожала растущая турецкая агрессия. Однако польские феодалы отказались от активного участия в борьбе с турецкой опасностью. Ягеллоны и стоявшие за их спиной польские феодалы уступили руководящую роль в Дунайском бассейне Габсбургам.

Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого кцяжества Литовского, что открыло бы магнатам и шляхте широкие возможности для проникновения в украинские и белорусские земли Литвы; вместе с тем это неизбежно повело бы к борьбе Польши с растущим Русским централизованным государством. К более тесному объединению Польши с Литвой стремилась также литовская шляхта, рассчитывавшая занять в едином Польско-Литовском государстве те же политические позиции, которые занимала уже шляхта в Польше. Противниками инкорпорации (т. е. включения Литвы в состав Польши) были литовские магнаты, опасавшиеся ослабления своего политического могущества. Они желали сохранения только династической унии с Польшей. Но стремление к подавлению украинского и белорусского народов и враждебность к Русскому государству объединяли польских и литовских феодалов.

Воспользовавшись тяжёлым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта добилась от литовских панов в 1569 г. на сейме в Люблине согласия на новый унитарный договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва образовали одно государство - Речь Посполитую («республику»), с общим центральным органом - вальным сеймом. Глава Речи Посполитой подлежал избранию шляхтой обеих частей государства и должен был считаться одновременно королём польским и великим князем литовским. Каждое из объединившихся государств - Литва (Княжество) и Польша (Корона) сохраняли свою внутреннюю автономию: отдельную администрацию, суд, бюджет и войско.

Польские и литовские феодалы стремились отрезать Русское государство от Прибалтики и не допустить его дальнейшего усиления. Иван Грозный, боровшийся с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю, вступил в длительную и ожесточённую войну сначала с Литвой, а затем с Польско-Литовским государством. Эта война достигла особого напряжения в конце 70-х и начале 80-х годов при Стефане Батории (1576-1586), избранном королём Речи Посполитой после того, как Генрих Валуа покинул Польшу, чтобы занять французский трон. По перемирию, заключённому в Запольском Яме (1582) на 10 лет, Ливония передавалась Речи Посполитой. Вскоре Батории стал готовиться к возобновлению войны с Русским государством. Военные приготовления прервала его смерть.

Речь Посполитая была многонациональным государством, в котором господство принадлежало польским и литовским феодалам. Быстрая полонизация феодальной верхушки в Литве, на Украине и в Белоруссии и проникновение на Украину и в Белоруссию польских землевладельцев привели к тому, что классовые противоречия в восточных областях государства осложнились национальными и религиозными. С 60-х годов XVI в и особенно в конце XVI и начале XVII в. при Сигизмундо III в стране свирепствовала католическая реакция, проводившаяся иезуитами. На церковном соборе в Бресте в 1596 г. провозглашена была так называемая Брестская уния, которая сделалась орудием феодальной колонизации восточных областей страны польским магнатством и шляхтой и усиления в этих районах крепостнического гнёта. Всё это резко обостряло национальные и классовые противоречия, особенно на Украине и в Белоруссии.

Начало экономического и политического упадка Польши

За счёт резкого увеличения феодальной эксплуатации крепостного крестьянства магнатам и шляхте удалось добиться временного повышения общей продуктивности сельского хозяйства. Однако это временное увеличение производительности феодального хозяйства не могло долго продолжаться. Всё усиливавшаяся эксплуатация и угнетение крестьян имели своим следствием деградацию крестьянского хозяйства. Крестьянин, занятый на барщине, постоянно отрывался от своего хозяйства, которому, кроме того, наносила большой ущерб потеря лесов и выпасов. За упадком крестьянского хозяйства неизбежно следовал и упадок тесно связанного с ним хозяйства феодала (который принял особенно яркие формы уже во второй половине XVII-начале XVIII в.).

Переход к фольварочно-барщинной системе в Польше не просто затормозил начавшийся процесс складывания польского национального рынка, а надолго прервал его. Экономические связи между польскими городами, а равным образом между деревней и городом были нарушены. Развитие капиталистических отношений в странах Западной Европы и «революция цен», выражавшаяся, в частности, во вздорожании сельскохозяйственных продуктов, оказали громадное влияние на экономику Польши. Феодалы предпочитали направлять свои товары на внешний рынок. Особенно вырос вывоз за границу в конце XVI - начале XVII в. Главным предметом вывоза являлся хлеб. В начале XVII в. ежегодный вывоз хлеба из Польши (он шел главным образом через Гданьск) достигал 100 тыс. ластов, т. е. около 200 тыс. т. При этом, как уже отмечалось, польские магнаты и шляхта вывозили сельскохозяйственные продукты за границу и приобретали изделия заграничного ремесла сами, минуя городское купечество. Вместе с тем они усиленно поощряли развитие вотчинного ремесла в своих фольварках.

Так подрывалось польское городское ремесленное производство. Число ремесленников в городах начало сокращаться. Особенно это было заметно в таких крупных городах, как Краков, Познань и др. В городах заглохли зачатки капиталистической мануфактуры. Во второй половине XVI в. в польских городах стал наблюдаться экономический застой, а в XVII в. они вступили в период упадка. В то же время, используя благоприятную торговую конъюнктуру за рубежом, феодалы продолжали всё более расширять свои фольварки, разоряя крестьян.

Упадок городов и крестьянского хозяйства привели к политическому ослаблению Польского государства.

В обстановке наступившей феодальной реакции в Польше не только не развивался дальше процесс централизации государства, а, наоборот, всё больший вес приобретали силы феодальной анархии, которым шляхетская конституция открывала широкий простор. Частые срывы сеймов, являвшиеся результатом отсутствия единогласия, привели впоследствии, во второй половине XVII в., к тому, что реальная власть в пределах отдельных частей государства сосредоточилась в местных сеймиках, в которых преобладало влияние богатых и сильных магнатов - носителей феодальной анархии в стране.

Интервенция польских феодалов в пределы Русского государства

После смерти Батория в Речи Посполитой возобновилась острая борьба различных феодальных группировок. На королевский престол был избран шведский принц Сигизмунд Ваза (1587-1632). Избирая его, шляхта надеялась мирным путём урегулировать польско-шведское столкновение из-за Ливонии и создать мощную польско-шведскую коалицию против Русского государства. Однако планы эти потерпели крах. Временно овтадев шведским престолом, Сигизмунд III вскоре потерял его и вовлёк Речь Посполитую в войну с Швецией. Чтобы обеспечить нейтралитет Русского государства в этой войне, он в 1600 г. заключил с русским правительством 20-летнее перемирие. Вскоре эго перемирие было нарушено польской стороной, так как магнаты Речи Посполитой попытались воспользоваться начавшейся крестьянской войной в России для осуществления дальнейшей экспансии на восток и превращения России в зависимую от Речи Посполитой страну. Сигизмунд III оказал поддержку Лжедмитрию I, осуществляя по существу интервенцию в Русское государство. Затем польские феодалы поддержали ЛжедмитрияII. В 1609 г. Сигизмунд начал открытую вооружённую интервенцию в Русское государство. Польско-литовские войска захватили Москву. Часть бояр перешла на сторону Сигизмунда III и признала русским царём его сына Владислава.

В освободительной войне 1612 г. русский народ разбил и изгнал интервентов. Изгнание из Москвы польских интервентов означало провал агрессивных планов польских феодалов и Сигизмунда III. По заключённому в Деулине в 1618 г. перемирию в руках Речи Посполитой оставались Смоленск, Чернигов и Новгород-Северский. Однако ослабленная Речь Посполитая подверглась нападению Турции и Швеции. В 1621 г. с помощью украинского казачьего войска Речь Посполитая одержала победу над турецким войском под Хотином и таким образом избежала турецкого нашествия. Неудачно развивалась борьба Речи Посполитой с Швецией за Прибалтику. В 1629 г. Речь Посполитая была вынуждена заключить крайне невыгодное перемирие с Швецией в Альтмарке. Объединение Бранденбурга и Пруссии под властью Гогенцоллернов, происшедшее в 1618г., резко ослабило польские позиции на западе. При короле Владиславе IV (1632-1648) международное положение Речи Посполитой продолжало ухудшаться. В результате войны 1632-1634 гг. с Россией Владислав IV должен был отказаться от своих притязаний на русский престол. Поддержка Польшей Габсбургов во время Тридцатилетней войны лишила её возможности использовать ослабление Австрии и вернуть Силезию.

Борьба народных масс Речи Посполитой против национального и феодального гнёта

Источником постоянной военной и политической слабости Польши являлись фольварочно-барщинная система, принявшая уродливые формы, и царивший в Польше феодальный и национальный гнёт.

В Польше борьба крестьянских масс против жестокого крепостнического гнёта выражалась главным образом в массовом бегстве от своих феодалов, в поджогах и разрушениях имений.

Антифеодальное движение польского крестьянства перерастало временами в вооружённые восстания. В ходе этих восстаний крепли связи между антифеодальным движением польского крестьянства и освободительной борьбой украинского и белорусского народов. Так, отклик среди польского крестьянства получило крестьянско-казацкое восстание на Украине 1591-1596 гг. Возникли отряды польских крестьян-повстанцев в Мазовии. Известно крестьянское движение 1592 г. в Суражском старостве (Подляшье), а в 1610 г. - в Осецком старостве. В 1630 г. началось крупное крестьянское движение в Новотаргском старостве (Малая Польша).

Дворянская «республика» жестоко подавляла выступления крепостного крестьянства. Польские феодалы, используя свою мощную сословную организацию, располагавшую многочисленными отрядами вооружённых шляхтичей, сумели предотвратить перерастание выступлений польского крестьянства в крестьянскую войну.

Культура

XVI век - время высокого расцвета польской культуры, важный этап в процессе формирования польского литературного языка. Большое влияние на культурное развитие Польши имели временный подъём городов на рубеже XV и XVI вв., а также распространение в разных слоях польского общества идей гуманизма и реформации. Католическая церковь утратила свою господствующую роль в сфере культуры, что придало всему культурному развитию Польши в XV и особенно в XVI в. резко отличный от предшествующего периода характер. В науку и искусство пришли новые люди - выходцы из шляхетских слоев и мещанства.

В XVI в. продолжался начавшийся ещё в XV в. подъём польской науки. Центрами распространения нового научного мировоззрения явились гуманистические и научно-литературные кружки в различных городах Польши, особенно в Кракове. Такими, в частности, были гуманистический кружок Калимаха, кружок естествоиспытателя Ежи Ретика в Кракове и другие аналогичные кружки, возникшие в Пинчове и в Гданьске. Особенно успешно развивались в Краковском университете астрономические изыскания, начавшиеся ещё во второй половине XV в.

Гениальным представителем польской астрономической и математической школы был Николай Коперник (1473-1543), обосновавший в своём знаменитом произведении «Об обращении небесных тел» гелиоцентрическую систему, нанёсшую сильнейший удар авторитету церкви и средневековому богословию. Астрономическое учение Коперника, которое рассматривается более подробно в XXXIII главе данного тома, принадлежит к крупнейшим достижениям естественнонаучного материализма эпохи Возрождения.

Коперник учился в Краковском университете и продолжал своё образование в Италии. В 1506 г. он вернулся на родину.

Подобно другим титанам эпохи Возрождения, Коперник был широко образованным и разносторонним учёным. Он много работал в области тригонометрии, занимался гидравликой и межеванием, строил водопроводы и был врачом. Известны работы Коперника по исторической хронологии. Он работал над географическими картами Польши и был выдающимся экономистом. Николаю Копернику принадлежит трактат «Об исправлении монеты», в котором он ярко показал, как порча монеты дезорганизует хозяйственную жизнь. Напряженная научная деятельноеть не мешала Копернику интересоваться литературой, заниматься переводами с греческою на латинский язык. Он и сам сочинял поэмы и эпиграммы на этих языках.

В Краковском университете в XVI в. значительное развитие получили также география и медицина. Ян из Стобницы в 1512 г. дал первое систематическое описание новых географических открытий. Мацей из Мехова в произведении «О двух Сарматиях» (1517г.) дает ценные географические сведения о Восточной Европе, Бернард Ваповский в 1526 г. составил первую большую карту Польши, а Мартин Кромер дал впервые наиболее полное географическое описание Польши («Польша», 1577 г.). Появились выдающиеся исследования и в других областях науки.

Реформационное движение и гуманистические идеи особенно содействовали подъёму гуманитарных наук. Польская филология получает развитие в трудах Яна Мончинскою, составившего польско-латинский словарь. Польскии язык в XVI в. проникает вовсе области общественной и культурной жизни страны, вытесняя в ряде случаев латынь. С 1543 г. сеймовые акты стали писать по-польски, в 1547 и 1548 гг. на польском языке был написан первый дневник (диарий) сейма, в 1559 г. на польский язык были переведены с немецкого труды по городскому праву.

Расцвет польской литературы в XVI в. был в известной мере обусловлен развитием публицистики, чему способствовали успехи книгопечатания. Борющиеся лагери стремились идеологически обосновать свои позиции и вступали в ожесточенную полемику между собой. Обращаясь к широким кругам шляхты, писатели-публицисты должны были пользоваться польским языком. В польской публицистике XVI в. боролись различные политические направления. Идеологом реакционных взглядов, теоретиком шляхетской диктатуры и глашатаем «шляхетской вольности» был Станислав Ожеховский; Станислав Загоровский в своём произведении «О природе королевских прав и имуществ» (1507 г.) выдвинул программу государственного устройства, отражавшую политические взгляды шляхты. Прогрессивно настроенные публицисты обсуждали в своих произведениях вопросы, связанные с распространением реформации, и подвергли уничтожающей критике католическое духовенство, политику римской курии. Вместе с тем они касались широких внешнеполитических проблем, обсуждали проекты реформы государственного строя.

Самые прогрессивные публицисты поднимались даже до критики существовавшего в Польше феодально-крепостнического режима. К таким публицистам принадлежал Андрей Фрыч Моджевский (1503-1572). Его лучшим произведением является трактат «Об исправлении Речи Посполитой». В нём он выступил за равноправие сословий перед законом, требовал ликвидации патримониальной юрисдикции в имениях магнатов и шляхты, выдвигал проект создания трибунала, избираемого всеми сословиями. Доказывая, что в далёком прошлом земля была общим достоянием, Моджевский обрушивался на произвол феодалов, резко усилившийся в связи с переходом к фольварочно-барщинной системе. Он боролся против экспроприации шляхтой крестьянских земель, против сгона крестьян с их наделов. Известны выступления Моджевского в защиту мещанства. Знаменательными и прогрессивными были взгляды этого публициста на войну. Моджевский призывал различать достойные войны - войны в защиту родины - и захватнические войны. Он считал справедливой борьбу за воссоединение с Польшей захваченных немецкими феодалами западных польских земель.

XVI век был «золотым веком» польской литературы. Уже начало XVI в. ознаменовалось расцветом гуманистической польско-латинской поэзии, которая решительно отошла от традиций религиозной тематики и средневековой идеологии. Выдающимся представителем этого направления был поэт крестьянского происхождения Клеменс Яницкий (1516-1543), увенчанный лавровым венком в Риме, как лучший латинский поэт.

Поэтом, впервые широко пользовавшимся польским языком, был выходец из мещанских слоев Бернат из Люблина, являвшийся сторонником радикальной общественно-политической программы. Ярко выраженный сатирический обличительный характер имели произведения Николая Рея из Нагловиц (1505-1569), выступавшего последовательным противником папского Рима и горячим польским патриотом. Характерно, что в своих произведениях Рей подверг критике и крайние проявления фольварочно-барщинной системы. Его важнейшим сочинением является «Жизнь достойного человека». Рей писал только по-польски. Прекрасное знание народной жизни, любовь к яркому и сочному родному языку определили исключительный успех этого первого в полном смысле слова национального польского писателя.

Для всего дальнейшего развития польского литературного языка и литературы особое значение имело творчество гениального поэта Яна Кохановского (1530-1584), сумевшего использовать в своей поэтической деятельности величайшие достижения народного творчества и являвшегося замечательным реформатором польскою литературного языка. Кохановским было написано несколько поэм, он явился создателем польской светской национальной драмы. Но самыми высокими образцами его поэзии были лирические произведения - «Элегии», «Песни», «Фрагменты», «Фрашки» (безделушки), «Трэны» (плачи, написанные в связи со смертью маленькой дочери поэта). Это были произведения, отстаивавшие достоинство человеческой личности, произведения, посвящённые человеческому счастью и горю.

Самым видным польским поэтом, отражавшим настроения городского патрициата, был Себастьян Фабиан Клёнович (1545-1602), находившийся под сильным влиянием Кохановского. Клёнович обличал произвол шляхты и особенно магнатов, толкавших, по его мнению, страну к гибели, и выступал против жестокой эксплуатации крепостного крестьянства. О тяжёлом крестьянском труде и о жестокости крепостников писал и другой видный поэт второй половины XVI - начала XVII в., выходец из зажиточных мещан Шимон Шимонович (1558-1629).

Особое место занимали произведения, выражавшие настроения крестьянства и городской бедноты. В народных песнях, исполнявшихся «сельскими дедами» - лирниками-певцами, звучали резкие социальные мотивы. Таковы песни о барщине, песни, высмеивающие сословные привилегии шляхты, и т. д. Произведения, созданные в среде крестьянства и городских низов, оставались в большинстве случаев анонимными. Всем своим содержанием они были направлены против существующего феодального строя.

Успешно развивалась светская вокальная и инструментальная музыка. Польские композиторы Миколай из Кракова, Вацлав из Шамотул, Цыприан Базилик, Николай Гомулка, Якуб Поляк и Войцех Длугорай были выдающимися для своего времени, их произведения распросиранялись и за пределами Польши.

В польской архитектуре XVI в. широкое развитие получил стиль Ренессанса. В этом стиле были реконструированы городские ратуши. Выдающимся скульптором XVI в. был Ян Михалович из Ужендова, получивший прозвище польского Праксителя. Ему принадлежат многие скульптуры в мавзолеях польских магнатов.

Шедевром польской архитектуры и скульптуры XVI в. был королевский дворец на Вавеле в Кракове. В дворцовом ансамбле, выстроенном здесь в первые десятилетия XVI в., были творчески переработаны лучшие образцы итальянского Возрождения. Вавельский дворец явился поэтому оригинальным произведением польского искусства эпохи Возрождения, он органически связан с польскими традициями и в свою очередь оказал влияние на дальнейшее развитие архитектуры Польши. В 1519-1533 гг. на Вавеле было создано классическое произведение польского Ренессанса - «Капелла Сигизмунда», центральное место в котором занимают надгробные памятники польским королям - Сигизмунду I (произведение поселившегося в Польше итальянского скульптора Бартоломео Берецци) и Сигизмунду Августу (произведение Яна Мария Падовано).

Выдающимся мастером живописи был краковский художник Станислав Самостшельник, или Станислав из Могилы (около 1480-1541),- автор замечательных польских миниатюр, портретов и полихромии. Особенно известны его работы в монастыре в Могиле под Краковом. Самостшельник многие мотивы заимствовал из народной живописи.

Расцвет польской культуры эпохи Возрождения оказался, однако, непродолжительным. Уже в первой половине XVII в. наблюдается её упадок, связанный с общим экономическим и политическим упадком страны. Восторжествовавшая в Польше контрреформация самым губительным образом отразилась на развития польской культуры.

16 веке карта Европы претерпела некоторые существенные изменения: вместо двух независимых государств – Великого княжества Литовского и Польского Королевства появилась новая федеративная держава Речь Посполитая.

Это произошло в 1569 году, когда два соседних государства заключили между собой союз, названный Люблинской унией.

Основные предпосылки к заключению Люблинской унии

Сближение Великого княжества Литовского и Польши началось задолго до подписания соглашения на сейме, который был созван в польском Люблине. Эти два государства на протяжении почти 300 лет были связаны королевской династией Ягеллонов – польские короли одновременно были и великими князьями литовскими, хотя Литва не входила в состав Королевства Польского. Эти страны имели похожий государственный строй, проводили общую международную политику, оказывали помощь друг другу – объединенные силы этих государств успешно противостояли рыцарям Тевтонского ордена во время Великой войны 1409-1411 годов.

К средине 16 века появились объективные предпосылки для объединения двух соседних государств Литвы и Польши в единую державу:

  • В результате неудачных действий Великого княжества Литовского во время Ливонской войны, страна оказалась в катастрофическом положении – появилась реальная угроза порабощения её земель Московским государством.
  • Многочисленная литовская шляхта не могла участвовать в управлении своей страной на уровне с магнатами, поэтому стремилась получить такие же вольности, которыми была наделена польская шляхта в своей стране, ведь именно она была основной политической силой в Польше. Представители магнатских родов Литвы изо всех сил противились ограничению своих владений и привилегий, но их сил оказалось недостаточно, чтобы они могли сорвать заключение подобного союза.
  • Король Польши и Великий литовский князь Сигизмунд II Август не имел наследников. Поэтому он был обеспокоен тем, что после его смерти польско-литовская династия Ягеллонов прервется, поскольку Великое Княжество Литовское может избрать себе другого монарха и отделиться от Королевства Польского.

Люблинский сейм

В 16 веке литовские шляхтичи стали бороться за расширение своего политического влияния в делах управления государством. На Витебском сейме 1562 года они впервые выдвинули требование о заключении военного союза с Польшей. На Виленском сейме 1563 года начались переговоры о подписании унии, но только на выгодных условиях для Великого княжества Литовского, то есть Литва не хотела быть поглощенной Польским Королевством и стремилась сохранить некоторую независимость: иметь свою административную и судебную систему, собственное законодательство и сейм для решения вопросов внутреннего значения. На сейме 1565 года был принят ряд реформ, которые приблизили государственное устройство Литвы к польской государственной системе.

10 января 1569 года в Люблине после долгого процесса переговоров началась работа объединенного польско-литовского сейма. Заседания делегаций Польши и Литвы проходили отдельно.

Литовские представители во главе с канцлером Николаем Радзивиллом требовали, чтобы выборы единого короля и великого князя происходили на общем сейме, который бы собрался на границе двух стран, сеймы должны проводиться поочередно в каждой стране, должности в Литве должны занимать только лишь уроженцы этой страны.

Польская сторона представила свои условия: коронование короля в Польше, общие сейм, сенат и денежная единица. Но, ни одна из сторон не хотела идти на уступки, поэтому единый проект соглашения выработать так и не смогли. Тогда Сигизмунд II Август приказал представителям обеих сторон собраться на совместное заседание сейма, и посоветовал делегатам от Литвы согласиться с требованиями польской стороны. Протестуя против такого предложения, литовская делегация отказалась участвовать в дальнейших заседаниях и покинула Люблин. Но своим отъездом они только усугубили положение. Сигизмунд II Август в марте 1569 года при поддержке польской шляхты принял решение присоединить к Польскому Королевству часть великокняжеских земель, а именно Волынь, Подляшье, Подолье и Киев.

Поляки претендовали еще на Брест, Кобрин и Пинск, и, чтобы избежать дальнейшего аннексирования своих земель, 5 апреля литовские представители вернулись в Люблин. В этот раз делегацию Великого Княжества Литовского возглавлял не Николай Радзивилл, а маршалок Ян Ходкевич. Переговоры по обсуждению условий унии вновь продолжились, но тактика их ведения полностью изменилась. Литовцы уже не выдвигали жестких требований, они только просили о возврате отобранных территорий и ждали милости от короля, литвина по национальности. Но их просьбы не были поддержаны, причем даже представителями аннексированных воеводств. К тому же Литве пришлось смириться с потерей еще двух воеводств – Брацлавского и Киевского, и в результате территория Великого княжества существенно уменьшилась.

Послы из Литвы вынуждены были принести присягу на верность Польскому Королю, и произошло это 24 мая 1569 года.

Условия Люблинской унии

После длительных переговоров текст соглашения был полностью согласован, и 28 июня 1569 года Люблинская уния, наконец, была подписана. Через два дня депутаты польского сейма и литовские послы ратифицировали этот документ, а 4 июля он был утвержден королем и великим князем Сигизмундом II Август.

Этот союз двух государств был подписан на следующих условиях:

  • В результате объединения Польского Королевства и Великого княжества Литовского создавалось одно государство – Речь Посполитая.
  • Во главе страны должен стоять единый государь, которому присваивался титул короля Польского и великого князя Литовского.
  • Границы между странами ликвидировались.
  • Сейм и Сенат должны быть едины, но собираться они должны только на польской территории.
  • Внешняя политика провозглашалась общей.
  • Шляхтичи получили возможность приобретать владения, как в Польше, так и в Литве.
  • Польша и Литва могли иметь собственные армии, но для защиты общего государства воинские силы нужно было объединять
  • Великое княжество Литовское смогло сохранить свое название, законодательство, судебную и административную системы, а также свой государственный язык.

Люблинская уния была компромиссным решением, на которое согласились обе стороны. И в результате было создано сильное многонациональное федеративное государство — Речь Посполитая, которое в течение 200 лет играло важную роль в мировой политике.

Последствия Люблинской унии

Мнение историков по поводу заключения Люблинской унии разделились: одни считают это событие величайшим достижением, а другие наоборот – ужасным поражением.

Самым главным положительным аспектом данной Унии было создание нового, более сильного и влиятельного государства, которое получило название Речь Посполитая. Благодаря этому союзу, Литве удалось избежать порабощения своей страны Московским царством. Также произошло приобщение восточных территорий к западноевропейской культуре и системе образования.

К негативным аспектам можно отнести активное насаждение польского языка и католической веры, что в результате привело к полонизации большой части литовских территорий. Многие литовцы пытались сохранить свой национальный язык, но через некоторое время он был официально заменен польским.

Уния способствовала усилению влияния шляхты и увеличению её численности. В результате административной реформы местная власть получила большие полномочия, что в результате привело к возрастанию коррупции.

Принятие Люблинской унии способствовало закрепощению крестьян. Шляхтичи получили возможность устанавливать новые налоги, поборы и повинности, а также распоряжаться не только имуществом, но и жизнью крестьян.

Несмотря на официальное равенство двух объединившихся государств, произошла дискриминация литовского населения. В Сейме и Сенате было соответственно 48 и 27 литовцев против 114 и 113 поляков.

Кто знает, как сложились бы судьбы Литвы и Польши, если бы их на 200 лет не объединила Люблинская уния. И может благодаря этому союзу, сегодня на карте Европы мирно сосуществуют два независимых сильных государства.

В царствование последнего Ягеллона - Сигизмунда II Августа - польско-литовскому государству вновь пришлось столкнуться с усилением московского государства, где воцарился Иван IV Грозный. С 1562 года Россия и польско-литовское государство оказались втянутыми в ожесточенную, длительную и разорительную для обеих сторон ливонскую войну, причем первоначально удача оказалась на стороне русского царя, который в 1563 году взял Полоцк.

Сигизмунд Август был бездетным, и по мере его старения вставал вопрос о дальнейшей судьбе польско-литовского государства. До сих пор оно держалось лишь единством династии. Необходимость построить его на новых принципах привела к заключению Люблинской унии (1569) , согласно которой Польша образовала с Великим княжеством Литовским объединённое федеративное государство, возглавляемое сеймом и выбираемым им королём . Государство получило название "Речь Посполитая" (польск. Rzeczpospolita) - буквально "республика".

После смерти Сигизмунда началась, в соответствии с новой конституцией, эпоха выборных королей. На престоле появился и вскоре бежал обратно во Францию француз Генрих Валуа (1572-1574), в то время как Иван Грозный вновь перешёл в наступление в Ливонии.

Избрание в 1576 году трансильванского князя Стефана Батория обернуло ситуацию в пользу Речи Посполитой: этот выдающийся полководец вернул потерянный Полоцк (1579), затем, в свою очередь, сам вторгся в Россию и осадил Псков. Мир в Яме-Запольском (1582) восстановил старую границу.

После смерти Батория в 1586 году поляки избрали шведского короля Сигизмунда III Ваза; впрочем, он вскоре лишился шведского престола из-за своего католического фанатизма - качество, которое скорее способствовало его утверждению в Польше. Параллельно польские дворяне и сам король приняли участие в борьбе за влияние над Молдавией в ходе Молдавских войн магнатов.

С правлением Сигизмунда связаны три важных события: перенос в 1596 году столицы из Кракова в Варшаву (коронации по-прежнему проводились в Кракове); Брестская уния православной и католической церквей (1596), покончившая с традиционной польской веротерпимостью и заложившая фундамент Хмельничнины - и интервенция Польши в России в эпоху Смутного времени.

Польские магнаты Мнишки поддержали (Лжедмитрия) и снарядили ему войско, состоящее из запорожских казаков и польских добровольцев. В 1604 году войско самозванца вторглось в Россию, города и высланные ему навстречу армии присягали новому царю. В 1605 году Лжедмитрий вступил в Москву и короновался, однако вскоре погиб.

Самозванец обещал королю польскому Сигизмунду III в уплату за помощь вернуть Речи Посполитой Смоленск. Под предлогом этих обещаний, Сигизмунд в 1610 году начинает осаду Смоленска. Войско, посланное на выручку царем Василием Шуйским, было разбито гетманом Жолкевским в битве при Клушине, после чего поляки подступили к Москве, тогда как войска второго самозванца (Лжедмитрия II) осаждали её с другой стороны. Шуйский был свергнут и впоследствии выдан Жолкевскому.

Московские бояре запросили у Сигизмунда в цари его малолетнего сына Владислава и присягнули ему, а затем впустили в Москву польский гарнизон. Однако Сигизмунд не захотел отпустить сына в Москву и крестить его в православие (как предполагалось по условиям договора), а вместо этого пытался править Москвой самолично через Александра Гонсевского, возглавившего польский гарнизон в Москве после отъезда Жолкевского. Результатом стало объединение бывших "тушинских воров"-казаков с дворянами Шуйского против поляков (начало 1611 года) и их совместный поход на Москву, поддержанный восстанием в самой Москве, которое поляки смогли подавить только поджогом города. Осада Москвы первым ополчением оказалась неудачной из-за противоречий в его рядах.

Поход второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским поставил поляков в критическое положение; в это время Сигизмунд, взявший Смоленск, вместо того, чтобы идти на Москву, распустил свою армию, не в силах содержать её по финансовым соображениям.

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, а гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. При этом князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери, поклявшись построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона польских интервентов подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери - 22 октября (4 ноября по грегорианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трёх столетий вплоть до 1917 года.

В 1617 году вошедший в совершеннолетие Владислав, продолжавший носить титул Великого князя Московского, вторгся в Россию, пытаясь овладеть "законным" престолом, дошёл до Москвы, но взять её не смог.

По Деулинскому перемирию Речь Посполитая получила Смоленск и Северскую землю. Владислав сохранил за собой титул Великого князя Московского. По истечении срока перемирия Россия попыталась вернуть Смоленск, но потерпела поражение под его стенами в 1633 году (Смоленская война); по Поляновскому миру (1634 год) Москва признавала Смоленск за Речью Посполитой, однако Владислав отказался от московского титула.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png