А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это, конечно же, с тем, что ни одно русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в стихах по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды и так далее.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном.

Петербург ориентирован на западный жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа, Евгений, конечно же, столичный житель, даже несмотря на то что он стоит на ступеньку выше светского общества.

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».
Современная поэту Россия - Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел.
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина - Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Выдающийся критик девятнадцатого века Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал роман в стихах Александра Серге­евича Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В этом произведении автор в той или иной мере ото­бразил все социальные слои русского общества. Но наиболее полно он обрисовал быт и нравы дворянства, господствующе­го класса того времени, — класса, к которому принадлежал и сам поэт.

В романе мы встречаем изображение трех разрядов, трех социальных срезов дворянского общества: это, во-первых, пе­тербургский высший свет; во-вторых, мелкопоместная сель­ская среда; и в-третьих — московское патриархальное дворян­ство. Эти три группы имеют между собой как черты сходства, так и черты различия.

Чтобы увидеть черты различия, нужно вспомнить, как об­рисована в «Евгении Онегине» каждая из трех групп.

В начале романа мы вместе с заглавным героем оказываем­ся в Петербурге — столице Российской империи. Петербург первой четверти девятнадцатого столетия был центром поли­тики и культуры. Образ жизни Онегина является типичным для молодежи того времени. Его жизнь проходит в постоянной праздности, бесконечных развлечениях:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Жизнь в Петербурге строится по европейскому образцу, что видно и по моде, и по обилию «иноплеменных слов». Но при всей кажущейся наполненности и быстром темпе жиз­ни, она, по замечанию поэта, «однообразна и пестра». Не­удивительно поэтому, что главным героям романа, стоящи­ми над своей средой, такая жизнь кажется никчемной. Оне­гин быстро в ней разочаровывается, а Татьяна, став после замужества видной представительницей высшего света, дает ему такие характеристики: «постылой жизни мишура» и «ве­тошь маскарада».

Совершенно иной образ жизни ведут мелкопоместные дво­ряне, подробно показанные на примере семьи Лариных. Их быт ближе к народному. Ларины сохранили «привычки милой старины». Но при этом «милая старушка» Ларина оказывает­ся заядлой крепостницей: она «служанок била осердясь», как госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина, «брила лбы» мужикам, то есть отправляла их служить в армию. А ее поме­щичья жадность проявлялась в том, что крестьянские девуш­ки, собирая ягоды для хозяев, должны были все время петь: «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

В среде поместного дворянства фактически нет никакой духовной жизни. Отец Татьяны Дмитрий Ларин считал книги «пустой игрушкой», а покойный дядя Онегина, как «деревен­ский старожил», занимался главным образом тем, что «с ключ­ницей бранился, в окно смотрел и мух давил».

Выделяются из этой среды сам Онегин и его друг Ленский — романтический юноша, получивший образование в Германии. В их общении заметно кипение молодой мысли:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Однако, рисуя возможное будущее Ленского, если бы тот не был убит на дуэли, Пушкин весьма ироничен. Он предпо­лагает, что молодой романтик, под влиянием обыденной сель­ской жизни, со временем мог бы повторить типичную судьбу поместного дворянина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Нет принципиальных отличий от сельского помещика и в жизни московского дворянства. Когда Татьяну привозят в Москву «на ярманку невест», Пушкин подробно рисует нам московское общество. В отличие от петербургского высшего света, ориентированного на Запад, московские жители ведут патриархальный образ жизни, который очень похож на тот, что описан в комедии Грибоедова «Горе от ума». Здесь «всё на ста­рый образец». Застылость, малоподвижность московской жиз­ни подчеркивается и обилием существительных в этой части романа. В то время как динамичность Петербурга создается использованием преимущественно глаголов.

В описании московского дворянского общества Пушкин щедро пользуется сатирическими красками. Разговоры в мос­ковских гостиных — это «бессвязный пошлый вздор», где «не вспыхнет мысли в целы сутки». В целом изображение быта и нравов дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин» пока­зывает историческую обреченность этого класса, не способно­го вести Россию по пути прогресса.

Сей легкой жизнию, друзья!
Напомнил хоть единый звук…
Для призраков закрыл я вежды;;
Чтоб обо мне, как верный друг,
Ее ничтожность разумею,
И наши внуки в добрый час

«Евгений Онегин» богат бытовыми зарисовками. Изображение быта считалось делом третьестепенным и во времена классицизма, и в эпоху господства романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов. При этом в пушкинском изображении быт связан с судьбами людей, с течением жизни в самых различных ее областях, с культурными веяниями, политическими идеями эпохи («Путешествие Онегина», «Десятая глава»). Однако бытовизм у Пушкина не является преобладающим элементом изображения, как в «Мертвых душах» Гоголя.

При обрисовке типов современного ему общества особенно большое внимание уделяет Пушкин таким факторам общественного и индивидуального развития, как воспитание, просвещение. Он подробно повествует, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал важнейшее значение воспитанию человека, просвещению, идей, характеристике нравов. Вместе с тем в «Евгении Онегине» нет и тени отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XV в. Пушкин точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических и даже экономических деталей. Маркс воспользовался одно! из них, заметив: «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар – деньги. Но что деньги – товар, это русские поняли уже давно…»
Другие им вослед идут…
Мне было б грустно мир оставить.
Увы! На жизненных браздах
По тайной воле провиденья,
По отдаленные надежды
И к гробу прадедов теснит.
Восходят, зреют и падут;
Живу, нишу не для похвал;
Мгновенной жатвой поколенья,
Покамест упивайтесь ею,

Пушкин стремится к объективности изображения действительности. Жизнь персонажей романа течет по своей присущей и объективной закономерности в соответствии с их характерами, средой, типическими обстоятельствами. Вместе с тем в лиризме, пронизывающем весь роман, отражена горячая заинтересованность поэта в том, что происходит в жизни, что совершается с его героями. Лирически отступления – это раздумья поэта о жизни, его нравственные размышления. В знаменитых строфах второй песни «Евгения Онегина», которыми восхищался Белинский Пушкин пишет:
Из мира вытеснят и нас!

По поводу этих стихов один из исследователей справедливо замечает: «Представление о собственной смерти неразрывно связывается с объективным представлением бесконечного процесса всеобщей жизни. Человек не умирает: «добрый час», «по тайной воле провиденья», внуки просто вытесняют его, и жизнь продолжается, не прерываясь [Ш на минуту. Вместо того чтобы сосредоточиться на моменте своего личного уничтожения, сознание поэта забегает вперед и созерцает вечную жизнь сменяющихся поколений; вместо отчаяния и страха в нем загорается принять участие в этой жизни после его смерти, оставить после себя такой «памятник», который вечно бы говорил людям о нем и его делах».
Растет, волнуется, кипит
И мало к ней привязан я;
Печальный жребий свой прославить,
Вез неприметного следа
Так наше ветреное племя
Придет, придет и наше время,
Тревожат сердце иногда:
Но я бы, кажется, желал

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве

Мой выбор темы

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка рассказывала сказки. Мы с братом любили слушать стихи. Особенно нравились стихи Пушкина, который тоже любил слушать в детстве сказки и рассказы няни Арины Родионовны и бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В поэзии Пушкина всё было понятно, зримо, образы старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» ярко представали перед нами. А чего стоили его стихи о кораблике:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах,

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана».

Сказки «О царе Салтане», «О семи Богатырях», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» очаровали меня. Передо мной открывался мир чудес:

«У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом».

Эти строки запали мне в душу. В школе мы изучали стихи Пушкина о природе. Красавица-весна, золотая осень, зима красиво описанны в его стихах. Может быть, под влиянием поэзии Пушкина я полюбил природу.

В старших классах я познакомился с более серьезными произведениями поэта, с его прозой, с жизнью самого поэта. Прозаические произведения «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» и другие познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности, учат теперь, как поступить в том или ином случае жизни. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом, за светлые идеалы добра.

Тема «Быт и нравы российского общества в 19 веке» очень обширна, но и интересна. На уроках литературы мы изучали роман «Евгений Онегин» ещё в 9 классе, а теперь мы повзрослели, и хотелось перечитать многие страницы романа ещё раз, понять, как изобразил Пушкин жизнь России в пред декабрьский период, узнать быт и нравы столичного дворянства – московского, петербургского и поместного. Чтобы вникнуть во все это, я прочитал дополнительную критическую литературу.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный российский поэт. Его имя известно не только в России, но и во всем мире. Его произведения читают люди любого возраста от мала до велика.

Родился А.С. Пушкин в 1799 году. Но прожил он недолго. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда поэт был в самом рассвете сил. Одоевский тогда сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Жизнь поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину, русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью – удивительная глубина, великая мудрость.

Пушкин начал свой роман в стихах в мае 1823 года, в Кишиневе, в период южной ссылки. В предисловии к первой главе, готовя ее к печати, он писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года…» Поэт подчеркивал фактический, достоверный характер материала, к которому он обратился.

Проблематика романа

Роман «Евгений Онегин» написан в стихах. Это удивительно: в небольшой книжке романа поэт сумел отразить жизнь русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизнь России, быт и нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самых сложных тем человеческой жизни - тему любви. Это вечная тема русской литературы.

Главную сюжетную линию в романе составляет история любви провинциальной дворянской девушки Татьяны Лариной и столичного молодого дворянина Евгения Онегина.

Автор подробно описывает картины жизни той среды, в которой жили и воспитывались главные герои романа. Мы видим в романе широкую картину жизни, быта и нравов русского дворянства в эпоху 10-20-ых годов 19 века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиление недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Пушкин дает подробное описание разных слоев дворянства: столичного и поместного, а также и крестьянства, их быта и нравов. Такого широкого охвата жизни еще не было ни в одном произведении мировой литературы.

За этот-то широчайший охват современной поэту жизни России, за глубину типических образов и богатство идей критик Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Образ «золотой» молодежи в романе

В первой главе Пушкин повествует об образе жизни представителей «золотой» молодежи в лице Евгения Онегина, говорит о воспитании и образовании молодежи. Онегин, главный герой романа, был воспитан по обычаю светского общества, гувернером-французом. Такое воспитание было далеко от русского национального воспитания:

«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по, мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Имел ни счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм».

Пушкин был строг к недостаткам образования светской молодежи, однако отмечал, что круг чтения Онегина был интересен и значителен. Он мог потолковать об Ювенале, римском сатирике 1 века н. э., знал историю Рима: «От Ромула до наших дней хранил он в памяти своей», «бранил Гомера, Феокрита». Дворянская интеллигенция осуждала Гомера за воспевание царей. «Зато читал Адама Смита», английского политэконома, прогрессивного для своего времени.

В образовании Евгения Онегина чувствовалась свободолюбивая направленность. Кругозор его не был узок, он не стоял в стороне от интересов своего времени. Автор большое место отводит описанию одного дня своего героя: позднее вставание, приглашения в постели, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, бал, возвращение домой утром.

«Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Всё равно:

Везде поспеть немудрено».

Круг его знакомых свидетельствует о том, что он не был пустым человеком: Каверин – гусар, офицер, человек образованный, он был членом «Союза благоденствия». Пушкин много рассуждает о театре того времени, о драматурге Фонвизине, о русской актрисе Семёновой, о знаменитой русской балерине Истоминой:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна».

Поэт как бы спорит с охлажденным мнением Онегина, которому надоели балеты Дидло.

Рассказывая о быте и жизни дворянского общества, поэт говорит о простых людях. Крепостные слуги, ожидающие на морозе своих господ, сидящих в креслах,

«И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони:

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он».

После театра герой романа в своем кабинете готовится к балу. Описание кабинета заслуживает внимания: фарфор, бронза, янтарь, «духи в граненом хрустале» и т.д.

«Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет».

Еще в 18 веке просветитель Н. И. Новиков писал в своем сатирическом журнале «Трутень» о прибытии кораблей из Франции: на них привезены в Петербург предметы роскоши, а «из Петербургского порта на те же корабли грузить будут… наши безделицы, как пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна и прочее». За пятьдесят лет - от Новикова до Пушкина – характер торговли почти не изменился. И читатель чувствует горечь автора романа за этими, казалось бы, легкими, шутливыми стихами о русской заграничной торговле.

Так уже с первой главы роман охватывает самые разнообразные стороны жизни страны.

«Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит…»

Онегин спит «за полдень», а затем все начинается сначала: жизнь его «однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера». Мотив скуки, усталости и разочарования, возникший ещё в рассказе о посещении Онегиным театра, звучит все сильнее:

«Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…»

Ему все надоело, он пытается найти смысл жизни в чтении книг, но напрасно. Получив известие о болезни дяди, Онегин едет в деревню, вступает во владение поместьем. Природа, уединенные поля, журчанье тихого ручья не исцелили его от тоски. Мы узнаем, что жизнь, освобожденная от труда и забот, не могла удовлетворить не только Онегина, но и всех представителей дворянской молодежи. У него появляется неудовлетворенность жизнью, существующим строем. Это чувство было знакомо и самому автору романа:

«С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум».

Пушкин проводит своего героя через ряд испытаний. Мы узнаем, что Онегин в деревне становится богатым помещиком:

«Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный».

Его соседи – провинциальные помещики. Он решил облегчить положение крепостных крестьян:

«В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил».

Провинциальное дворянство

Столичное и провинциальное дворянское общество в романе не является однородным. Провинциальное поместное дворянство состояло не только из Буяновых и Петушковых. Ведь и Ленский, «помещик новый, в свою деревню прискакал». В авторской характеристике Ленского обращаем внимание на строки:

«…Поклонник Канта и поэт,

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч».

Татьяна по своему социальному положению так же принадлежит к этому кругу. Наряду с отрицательными, почти карикатурными фигурами московского и петербургского дворянства, поэт выводит людей совсем другого типа. Сам Онегин – петербургский дворянин, в Москве к Татьяне «как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».

Образ дяди Онегина мимоходом затронут в нескольких строках третьей строфы, но запоминается хорошо, очень уж выразительно немногими словами создана картина существования «деревенского старожила». Содержание дядиных шкафов – «тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой, и Календарь осьмого года» - образно раскрывает пустоту, безделье и застой этой жизни. К картине его жизни в рассказе Анисьи добавляются еще штрихи совершенно такого же порядка: старый барии «бывало в воскресенье здесь под окном, надев очки, играть изволил в дурачки» с ключницей.

В главе второй романа воссоздана живая картина жизни стариков Лариных- типичных провинциальных помещиков средней руки. Читая строфы, посвященные Лариным, я отмечаю, что Пушкин показал самое существенное в характере их жизни. Вот госпожа Ларина, в молодости – московская барышня с сентиментальными, в соответствии с эпохой, увлечениями, с пристрастием к иностранным именам и модам, а теперь полновластная хозяйка именья, помещица-крепостница:

«Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь».

Поэт кратко воссоздает уклад жизни Лариных, быт:

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день тройцын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам».

Чувствуется, что автор говорит о привычном значении, а не религиозном содержании бытовых обрядов: молебен и квас, любовь к качелям и говения. Народ «зевая слушает молебен». Это говорит о том, что им он не интересен. В повествовании о жизни и быте стариков Лариных, несмотря на некоторую иронию, несмотря на то, что Пушкин не забыл упомянуть, что Ларина «брила лбы» и «служанок била», мы все же чувствуем некоторое добродушие автора. Пушкина привлекает простота отношений, ещё сохранившаяся у Лариных патриархальность, связь с традиционными русскими обычаями. Здесь нет той пропасти, какой отдалена от народа группа дворянства светского, аристократического.

В пятой главе добродушная ирония переходит в сарказм, когда Пушкин изображает гостей в доме Лариных:

«С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут».

Пушкин подчеркивает, что все помещики – крепостники. Ларина бьёт служанок, в наказание отдает крестьян в солдаты, замуж выдавала молодых крестьянок «по страсти» - приказчик и староста избивали, говорит няня о своем раннем замужестве.

Старая Филиппьевна рассказывает Татьяне о своем замужестве, и в рассказе её встает картина бесправного положения крепостной девушки и женщины. В примечании к рассказу няни в рукописи романа Пушкин записал: «Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж? – По страсти, родимый, - отвечала она: - приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. – В старину свадьбы, как судьбы, обыкновенно были пристрастны».

Картины родной природы постоянно включают образы живущего среди этой природы народа: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «В избушке, распевая, дева прядет». «Пастух не гонит уж коров из хлева»… и т.д.

Таким образом, в романе, где центральное место занимает жизнь дворянского общества, мы находим и отражение жизни крепостного крестьянства. Это одна из тем «энциклопедии русской жизни».

Столичное дворянство

Жизнь столичного дворянства – петербургского и московского – также отражена во многих главах романа.

В седьмой главе изображена жизнь московского общества. Татьяну «развозят» по родственным обедам, и «родственникам» посвящена строфа откровенно сатирического характера:

«Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерия Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…».

Опять ряд, казалось бы, мелких деталей: тюлевый чепец, глупость Ивана Петровича, скупость Семена Петровича, шпиц Пелагеи Николавны и т.д. Но в результате – впечатление жизненной пустоты, застоя. Может быть, это – старики, а молодое поколение занято более значительными вещами? Нет.

«Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор…»

В дворянском собрании «кажут франты записные свое нахальство, свой жилет и невнимательный лорнет».

Неудивительно, что Татьяне «душно здесь»… Только появление Вяземского напоминает нам, что и в этой среде не все одинаковы, есть и какие-то живые силы.

Наибольшую остроту приобретает сатира Пушкина в изображении Петербургского света в восьмой главе романа, в строфах, посвященных зарисовкам гостей в доме Татьяны. «Проласов, заслуживший известность низостью души», «другой – диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим…» и «путешественник залетный, перекрахмаленный нахал…» Это – «цвет столицы, и знать, и моды образы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы». В исключенных из окончательного текста стихах поэт вводил в число гостей ещё некоторых лиц:

«…Тут был во всех своих звездах

Правленья цензор непреклонный

(Недавно грозный сей Катон

За взятки места был лишен);

Тут был ещё сенатор сонный,

Проведший с картами свой век,

Для власти нужный человек.»

Конечно, отношение автора к высшему свету резко отрицательное. Он отмечает пустоту их интересов, пошлость, бессодержательность бесед высшего света. На фоне этих «глупцов» Татьяна, Онегин и Ленский являются умными, передовыми представителями дворянского класса. Из их среды вышли будущие демократы.

Подведем итоги

Итак, роман Пушкина «Евгений Онегин» освещает целый круг вопросов жизни, моральных и эстетических, которые волнуют и теперь людей нашего времени. Работая над этой темой, я пришел к выводу: современная молодежь думает о человеческих характерах и чувствах, о любви и дружбе, о верности и измене, о связи поколений, о глубине чувств, о порядочности, честности и лжи. Гений мудрого поэта сумел разрешить все эти проблемы жизни и помочь нам, молодым, идущим в самостоятельную жизнь людям.

Список литературы:

1. А. С. Пушкин «Сочинения. Том третий», Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1957

2. К. П. Лахостский «Пушкин в школе», УЧПЕДГИЗ., Ленинград, 1956

3. Н. К. Семенова «Русская Литература 8 класс», Просвещение, Москва, 1972

Рецензия

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве Мой выбор темы Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка расска

Роман «Евгений Онегин», написанный Пушкиным в период 1823 — 1831 гг., по выражению Белинского, — «задушевное произведение автора, любимое дитя его фантазии». И действительно, это произведение, которому Пушкин посвятил более времени, чем какому бы то ни было другому, является одним из самых зрелых. Не говоря уже о том, что роман отличается большим историческим интересом, он — редкий образец и в художественном отношении; написанный изящными, гармоническими стихами, он заключает в себе ряд высоко поэтических картин, иллюстрирован художественными описаниями природы и деревенской
жизни.

Прочтя этот роман, всякий, даже не бывавший в России, может составить себе верное понятие о ее природе и отчасти о деревенском быте. Все четыре времени года нашли себе воспроизведение в «Евгении Онегине» и притом воспроизведение настолько соответствующее действительности, что при чтении романа в душе возникают те же. чувства, какие испытываются при непосредственном созерцании природы.

Вот наступает осень; все стихает, и природа как бы замирает, замирает и жизнь деревенских обитателей.
Зима на Руси — время забав и веселья; катанье в санях, на коньках доступны и составляют удовольствие для всех, без различия пола и возраста. Наступают святки, а с ними и новое развлечение — гадание; гадают все:
Гадает ветренная младость,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски …

Сколько радости и веселья, сколько тайных тревог и надежд соединено с мыслью о предстоящем гаданьи у каждой деревенской девушки; им всем известны «преданья старины глубокой», и все они одинаково верят «и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».

Помещики вознаграждают себя за скуку тогда, когда случится бал у кого-либо из них. На него съезжаются все соседи, гремит музыка и паркет трещит под каблуками чрезмерно усердствующих танцоров. После бала,
согласно традиционному обычаю, гости остаются ночевать у хозяев.

Таков был помещичий быт; нельзя не заметить, что он отличался крайней пустотой и полным отсутствием всяких серьезных интересов, чем и объясняется его скука и снотворность.

Что касается быта простого народа, то он, находясь в крепостном состоянии, зависел от воли господ, и личным характером помещика определялась степень его благополучия. Но вообще от него требовали честности и трудолюбия; если господа были добры, то крепостным жилось далеко не плохо; помещик заботился об их благосостоянии в своих собственных интересах, резкой черты разобщения между барином и крестьянином не существовало; молодые служанки, например, работали и гадали вместе с барышнями, старые няни даже пользовались известным уважением в доме. Что касается понятий простого народа, то надо думать, что они были немногим уже, чем понятия их господ, получивших поверхностное французское воспитание.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png