Как в компьютерной игре. И вот теперь нашу позицию поддержал Папа Римский.

Позавчера Папа Римский Франциск объявил толпе, собравшейся на площади Святого Петра, что это Рождество может стать последним для человечества.

В своей мрачной речи Папа Римский предрёк: нынешнее хаотическое состояние мира знаменует начало «конца времен », и в следующем году мир уже будет неузнаваемым.

«В то время как мир голодает, горит, и нисходит в хаос, мы должны понимать, что в этом году празднование Рождества может стать последним », – выразился предельно ясно понтифик, и его цитируют издания yournewswire, vseneobichnoe.lj и др.

Это первое пророчество Папы на следующий год. Второе – об «уже начавшейся» . Понтифик считает, те, кто , и те, кто получает от продажи оружия, « Богом ».

«Близится Рождество. И будут огоньки, празднования, яркие деревья, вертепы – все это в то время, когда мир ведет войну , – отметил глава Ватикана во время своей речи. – Все это бессмысленная суета. Мир не понял, как жить в согласии. Весь мир находится в состоянии войны », – объясняет он.

Папа римский подчеркнул, что иногда для войны могут быть причины, но тому, что сейчас происходит в мире, нет никакого оправдания.

На самом деле проблемы «последнего рождества», «конца света» и «третьей мировой войны» почти никак не связаны между собой. Это три разные проблемы. Давайте вместе рассмотрим их.

Конец света – это вовсе не религиозная проблема. Только в наши дни пастыри всерьёз принялись считать, что концом света называют некую катастрофу. А в прежние времена, когда Церковь исполняла роль академии, служители храмов занимались не почитанием неизвестного бога, а ведением календаря .

И в таких условиях концом света называли вполне конкретный эпизод календарных вычислений. Скажем так, красивое число. Один конец света был намечен на 7000 год от даты сотворения мира. Тогда дата просто прошла – и всё. Были и другие даты конца света . Всё протекало, как вода сквозь пальцы.

Сегодня пастыри церкви отделены от реального бога – от календаря. Они все поплелись крестовыми походами и хаджами за каким-то другим существом. Поэтому законы календаря теперь ведёт обычная наука, а церковь занимается «духовным»… обманом.

Конец света – это событие, когда одна эра заканчивается, и начинается следующая. Напомню, в 2002 году закончилась эра Рыб и началась эра Водолея . Всё – конец света уже состоялся. Бессмысленно отодвигать новые даты на более поздний срок – ничего того, что предрекали «пророки» не случится.

А теперь о том, что может случиться. Но не о конце света. Здесь намного сложней. И Папа Римский знает эту проблему, ибо она обсуждается на самых верхах науки и, естественно, церкви – как института управления обществом.

Проблема в том, что физики реально не знают того, как устроен мир. Не знают они, как устроена Земля. Зато знают, что все полёты в космос – это всего лишь ложь и распил средств, который скоро вскроется.

Проблемой поиска формы , её строения, строения , и звёзд занимаются многие академические институты. И занимаются уже давно. И пока все изыскания идут почти безрезультатно.

В позапрошлом, в XIX веке, человечество оперировало материальными возможностями науки. Сегодня, в веке XX, мы оперируем информационными образами и , что ВИДИМОЕ не всегда есть ТО, что мы .

Вот пример – https://www.youtube.com/watch?v=4h00qyERid8&feature=youtu.be Просто посмотрите минутный сюжет, и вы поймёте, что вы уже не можете доверять своим глазам.

А, напомню, сегодня наука по традиции строится на визуальном контроле опыта. И ещё – на научной парадигме . В итоге получается следующее: парадигма говорит, Солнце – это звезда, зрение смотрит, Солнце – это звезда.

Но Солнце – это не звезда. Облик и физическая сущность Солнца никак не зависит ни от наших представлений, пока ещё неправильных, ни от нашей парадигмы.

Жизнь на Земле – это образ, информационный образ. Мы – всего лишь мысли в некоем большом компьютере. Точно так же, как мы думаем своими нейронами, нами, людьми, думает то существо, которое состоит из нас.

Но есть существа, которые нас содержат, как аквариум. Человеческий аквариум человеко -рыбками . Мы, находясь в искусственных условиях, не можем никак понять ни кто мы, ни откуда мы, ни зачем мы здесь.

Почти безумные учёные всерьёз пытаются обосновать эволюционную теорию и уже так испоганили имя Дарвина, что его уже не отмыть. И это притом, что Дарвин, как глубоко верующий человек, никогда не писал о научной эволюции. Он приписывал функцию Творцу, имя которого для политкорректности заменил словом «Природа».

Другие, откровенно сумасшедшие учёные, выводят человека из Восточной Африки и заставляют его мигрировать по всей планете. И это тоже – результат религиозной веры. Посмотрим на карту Помпония Мелы, датированную 45 годом. На ней географ показал Землю и АльтерЗемлю.

А между ним Помпоний поместил проход . Это тот самый проход, который «случайно» пришёлся на то место в Африке, в котором, якобы, и сформировался современный человек. Ещё в начале XX века учёные знали эту теорию как религиозную. А сегодня нам пытаются вбить её в головы – как академическую.

Так, вот, такие у нас неизвестности на простом, биологическом научном фронте. А в физике ещё более сложная…

Но та природа последнего рождества, о которой знает и говорит Папа, кроется не в физике, а в аквариумистке. Есть сведения, что хозяин нашего Земного аквариума задумал поменять в нём и условия обитания, и обитателей.

Это событие планируется на февраль 2016 года. О нём сказал Папа Римский.

Именно в силу этого начались миграции южных народов. Известно, что животные, например, чувствуют приближение цунами и загодя уходят от берега дальше. Сегодняшние миграции – это бегство от надвигающейся беды, а вовсе не от войны.

Сама же «операция в Сирии» и все провокации с самолётами и терактами – это всего лишь операция прикрытия. Власти мира прикрывают бегство людей, чтобы не создавать паники. Чтобы зрители приняли официальную версию – мол, бегут от войны.

Поэтому Папа не прав – никакой войны нет.

Большинству стран даже нечем воевать – уровня цивилизованности не хватает. Сегодня время жизни солдата на поле боя сократилось до нескольких секунд. Война давно уже ведётся средствами, которые уничтожают противника тотально. И это вовсе не , которого ни у кого, кроме России , нет.

Президентов нет. Есть правила президентской игры. Тот «плохой», этот «хороший». Не так. Все одинаковые, и все нормально исполняют свою работу.

Есть ли способы повлиять на ситуацию и изменить программу уничтожения Земли? Есть. Но они требуют своей собственной веры. Без неё нельзя. Это не религиозная вера, а вера человечества в себя: в то, что человечество достойно жить.

И это не высокопарные слова: какая уж тут высокопарность, когда вам сам Папа говорит. Я очень уважительно к нему отношусь, ибо он несёт сложную долю управления обществом. Да он – пастырь. Но – да: мы-то – стадо. Умное, своеобразное, разношерстное – но стадо…

Как поступает человек, когда видит, что на него надвигается враг? Кричит, чтобы тот не трогал его. Если повезёт, враг не тронет.

Сейчас именно такой случай. Если мы докричимся до хозяина нашего аквариума, то он, возможно, не сделает на нашем месте террариум с известными ящерами – динозаврами.

А теперь – конкретика. Любая структура, любой организм обладает интеллектом . Огромный организм обладает огромным интеллектом. Сложный – сложным.

Папа римский Франциск (Francesco), в миру носивший имя Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio), родился 17 декабря 1936 г. в Буэнос-Айресе. Происходит из семьи итальянских эмигрантов, отец его работал на железной дороге. Первый глава католического мира из Нового Света, а также первый папа-иезуит .

Рукоположение и педагогическая деятельность

В семинарию Вилья-Девото (Villa Devoto) в Буэнос-Айресе Бергольо поступил в возрасте 22-х лет. В 1958 г. пополнил ряды ордена иезуитов. Послушничество с изучением гуманитарных наук прошел в Чили. Затем, вернувшись в Аргентину, поступил в колледж Святого Иосифа. По окончании с отличием преподавал гуманитарные дисциплины в колледжах Буэнос-Айреса.

Помимо родного испанского, отлично владеет итальянским и немецким языками. Новый папа римский имеет также и светское образование по специальности химик-технолог.

Рукоположение состоялось 13 декабря 1969 г. Как и подобает истинному священнику, Бергольо был неприхотлив и упорен, к тому же обладал хорошими знаниями, которые непрерывно совершенствовал. Благодаря этим качествам вскоре занял пост ректора когда-то блестяще оконченного им колледжа святого Иосифа . Затем, получив докторскую степень в Германии, стал директором Кордовской архиепископии.

Высшие должности в церковной иерархии

Примасом Аргентины Бергольо стал в возрасте 61 года. Фактически эти обязанности он исполнял в течение нескольких лет до вступления в сан, будучи помощником кардинала Антонио Кваррасино (Antonio Quarracino). Здесь его талант руководителя и качества, присущие истинному отцу Церкви, раскрылись в полной мере и были оценены по достоинству.

В 2001 г. папа Иоанн Павел II (Giovanni Paulo II) возвел архиепископа Бергольо в кардиналы. В этом звании он занимал различные посты в Римской курии.

Биография скромнейшего из священников не была безоблачной. В 2005 г. разразился скандал. Против кардинала Бергольо возбудили уголовное дело. Правозащитница Мириам Брегман (Myriam Bregman) обвинила его в том, что он якобы сдал хунте двух священников-иезуитов в 1976 г. Версия о связи священника с хунтой не подтвердилась , судья Херман Кастелли (Herman Castelli) назвал обвинительное заявление «полной ложью».

В апреле того же 2005 года, после смерти Иоанна Павла II кардинал принял участие в Конклаве как папа-выборщик. Но во втором туре большинство голосов было отдано Йозефу Ратцингеру (Joseph Ratzinger), принявшему имя Бенедикта XVI (Benedetto XVI).

После отречения Бенедикта от папства 28 февраля 2013 года , аргентинец вновь участвовал в Конклаве, на сей раз успешно. Католики всего мира с восторгом приняли весть о том, что отныне их пастырем стал скромный кардинал из Латинской Америки.

Речи

Новый папа римский известен не только как талантливый руководитель, но и блестящий оратор. Речи Франциска I свидетельствуют о разностороннем уме и глубокой образованности. Спектр проблем, волнующих папу, широк и разнообразен: возможная третья мировая война, беспокойная Украина, межнациональные отношения, проблемы секс-меньшинств и внебрачные дети .

  • В речи, посвященной столетию начала Первой мировой , Франциск I, призывая паству к миру и единению, сказал, что третья мировая война, желаем мы этого или нет, уже началась.

    Свидетельство тому – непрекращающиеся вооруженные конфликты, сотрясающие мир, наиболее яркие примеры которых – Сирия и Украина. Рассказал о том, что его дед был участником Первой мировой войны, после которой эмигрировал в Аргентину.

  • Одно из наиболее прочувствованных выступлений понтифика – речь, произнесенная в Европарламенте . Возвышая голос от имени Церкви, папа говорил о недопустимости торговли оружием и торговли людьми, подчеркивая, что демократия без стремления к истине скатывается в болото вселенского эгоизма.

    Франциск сравнил Европу с тополем, который зачахнет, не имея корней. «Где твоя сила, Европа?» – вопрошал глава католического мира. Сила, по словам папы, заключается в разумном и уважительном отношении к историческому наследию.

  • Речь о геноциде армян 12 апреля 2015 года вызвала возмущение президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана (Recep Tayyip Erdoğan) уже одним употреблением слова «геноцид».

    Посол был вызван в турецкое Министерство иностранных дел в Анкаре для дачи объяснений, понтифик же настоял на том, что события 1915-го года положили начало массовым убийствам на национальной почве, омрачившим XX век . По мнению папы, сокрытое зло может быть уподоблено «кровоточащей ране, которую не забинтовали».

Литургии

Римская месса – важная часть жизни любого человека, исповедующего католицизм, а для всех прочих может стать интересным зрелищем. Официальный сайт Ватикана предоставляет расписание литургий, проводимых в . Сам папа проводит мессу только по праздникам, посетителей бывает много, рекомендуется приходить за два часа до начала.

Воскресным утром (в 11 часов) папа Франциск из окна своих покоев читает для собравшихся на площади Святого Петра проповедь Angelus . В воскресном дне для христиан заключена особая благодать, каждый может увидеть своего пастыря и окунуться в атмосферу единения с собратьями по вере.

Ирландское пророчество

Пророчество святого архиепископа Ирландского Малахии гласит, что последний папа римский, называемый Петром Римлянином (Petrus Romanus), будет править «среди множества терзаний», после чего Вечный Город ожидает полное разрушение.

Казалось бы, все вышесказанное не имеет отношения к нынешнему понтифику. Но толкователи священных текстов провели аналогию, разложив фамилию папы на два слова – Berg и Oglio. Petrus (лат.) и Berg (нем.) переводятся как «камень», Oglio (Оллия) – река в Италии, один из притоков По. Да и сам папа – этнический итальянец! Его мирскую фамилию можно интерпретировать как «твердыня в потоке» . Подобные рассуждения выглядят (да и являются по сути) спорными, но из-за множества совпадений девизов Малахии с фактами о предыдущих папах желающие находят повод утверждать, что древнее пророчество о Петре Римлянине исполняет аргентинский кардинал .

  • Известен личной скромностью . Отказался от роскошных апартаментов, «папамобиля» и личного повара. Подобно своему тезке Франциску Ассизскому, предан идеалам евангельской бедности.
  • В молодости подрабатывал вышибалой в ночном клубе.
  • Является футбольным болельщиком , поклонник клуба «Сан-Лоренсо» из Буэнос-Айреса.
  • В первый Чистый Четверг после интронизации омыл ноги 12 несовершеннолетним заключенным , среди которых были две девушки (католичка и мусульманка). Своим жестом новый папа римский подал пример милосердия к подросткам, находящимся на самом дне жизни.
  • Английский журнал «Time» признал его « ».
  • Электронное письмо папы , адресованное Густаво Вере (Gustavo Vera), председателю латиноамериканского общества по борьбе с наркоманией, вызвало дипломатический скандал. Причиной тому стало высказанное понтификом желание предотвратить «мексиканизацию» Аргентины. Темой столь неудачного e-mail’а был разгул наркомафии в странах Латинской Америки. Возмущению мексиканской стороны не было предела, но пресс-служба Ватикана заявила, что личное письмо не должно становиться поводом к подобной ссоре и Его Святейшество не желал никого оскорбить, лишь подчеркнул опасность повышения наркотрафика.

Обратная связь – как связаться с папой Франциском?

Публичного e-mail’а понтифик не имеет, все послания Святому Отцу отправляются на следующий адрес: Его Святейшество Франческо, Двор Санта-Марта, 00120 Ватикан (Sua Santità Francesco, Casa Santa Marta, 00120 Città del Vaticano) .

Форма письма свободная, допускается писать на родном языке, обращаясь к папе «Ваше Святейшество» или «Святой Отец». При Папском Дворе функционирует Управление Переписки, состоящее из четырех человек и возглавляемое монсеньером Джулиано Галлорини (Giuliano Gallorini). Это немногочисленное подразделение сортирует и читает все множество писем, адресованных папе Франциску. Чаще всего они же и пишут ответы, строго соблюдая папскую стилистику.

Лишь в самых сложных случаях, когда письмо содержит жалобы на большую несправедливость и притеснения, отвечает сам папа.

Для получения особого благословения Святого Отца нужно заполнить специальный бланк, форму которого предоставляет сайт Папского Двора . Передать заполненный бланк по назначению можно тремя способами:

  • вручив его лично или через курьера , пройдя в Ворота Святой Анны (l’Ingresso Sant’Anna) на правой стороне колоннады Святого Петра (открыты с понедельника по субботу с 9.00 до 12.00);
  • по факсу +39 32 06698831;
  • обычной почтой , отправив по адресу: Апостольское Благотворительное учреждение, Офис Свитков — 00120 Ватикан (Elemosineria Apostolica, Ufficio pergamene – 00120 Città del Vaticano).

Даты папских аудиенций и формы бланков на участие в них находятся по адресу . Бланк с данными отправляется на адрес Префектуры Ватикана или факсом на номер +39 63 06698858. Необходимо указать тип аудиенции и число участников. Билеты выдаются в офисе за Бронзовой дверью, расположенном справа от базилики Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Уточнить детали интересующих процедур можно в Префектуре Ватикана, позвонив по номерам: +39 76 06698848 , +39 14 06698831 , +39 73 06698832, с 9.00 до 13.00.

Папские аудиенции и благословения бесплатны.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Апостольский визит Его Святейшества Папы Римского Франциска на Кубу, в Соединенные Штаты Америки и посещение штаб-квартиры Организации Объединенных Наций (19-28 сентября 2015 г.)

Встреча с членами Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО ОТЦА

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк.

По традиции, которая доставляет мне честь, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций пригласил Папу Римского обратиться к этому высокому собранию наций. От своего имени и от имени всей католической общины я хотел бы выразить Вам, господин Пан Ги Мун, сердечную благодарность. Я приветствую всех присутствующих здесь глав государств и правительств, послов, дипломатов и технических сотрудников, их сопровождающих, весь персонал Организации Объединенных Наций, участвовавший в подготовке этой 70-й сессии Генеральной Ассамблеи, сотрудников различных программ и организаций семьи ООН, а также всех тех, кто так или иначе принимает участие в этой встрече. В вашем лице я приветствую граждан всех наций, представленных в этом зале. Я благодарю всех и каждого за ваши труды на службе человечества.

Уже в пятый раз Папа Римский посещает Организацию Объединенных Наций. Это сделали мои предшественники - Папа Павел VI в 1965 г., Папа Иоанн Павел II в 1979 и 1995 гг. и мой самый недавний предшественник, ныне Папа на покое Бенедикт XVI , в 2008 г. Все они выражали уважение Организации, считая ее адекватным юридическим и политическим ответом в настоящий исторический момент, отмеченный нашей технической способностью преодолевать расстояния и границы и, несомненно, все естественные ограничения при осуществлении власти. Этот ответ тем и важен, что технологическая мощь в руках националистических или ложно универсалистских идеологий способна на совершение ужасных зверств. Могу лишь присоединиться к высокой оценке работы ООН, данной моими предшественниками, подтверждая ту важность, которую Католическая Церковь видит в этом институте, и те надежды, которые она возлагает на его деятельность.

Объединенные Нации сейчас отмечают свое семидесятилетие. История этого организованного сообщества государств является одним из важных общих достижений в эпоху необычайно стремительных перемен. Не претендуя на то, чтобы дать исчерпывающий перечень, мы можем вспомнить о кодификации и развитии международного права, об установлении связанных с правами человека международных норм, об успехах в области гуманитарного права, о разрешении многочисленных конфликтов, об операциях по поддержанию мира и по примирению, а также об огромном числе иных свершений в различных сферах международной деятельности. Все эти достижения можно уподобить лучам, рассеивающим тьму беспорядка, вызванного необузданными амбициями и коллективными формами эгоизма. Конечно, многие серьезные проблемы остаются и сегодня нерешенными, однако очевиден факт, что без этой международной деятельности человечество могло бы и не пережить бесконтрольного использования собственных возможностей. Каждое из этих политических, юридических и технических достижений есть путь к утверждению идеала человеческого братства и средство для его большей реализации.

Я также хочу почтить память всех тех мужчин и женщин, чья преданность делу и самопожертвование принесли благо человечеству за эти семьдесят лет. В частности, я хотел бы вспомнить сегодня тех, кто отдал жизнь за мир и примирение между народами, начиная от Дага Хаммаршёльда и заканчивая многими должностными лицами ООН на всех уровнях, погибшими в ходе гуманитарных миссий, а также миссий по миру и примирению.

Несмотря на все эти достижения, опыт последних семидесяти лет сделал ясным, что реформы и адаптация к вызовам времени всегда необходимы при продвижении к конечной цели - предоставлению всем странам без исключения участия, а также подлинного и справедливого влияния на процесс принятия решений. Потребность в большей справедливости особенно уместна в случае органов эффективной исполнительной власти, таких как Совет Безопасности, финансовые агентства, а также группы и механизмы, специально созданные для борьбы с экономическими кризисами. Это поможет ограничить всякого рода злоупотребления и ростовщичество, особенно когда это касается развивающихся стран. Международные финансовые агентства должны заботиться об устойчивом развитии стран и обеспечивать, чтобы те не подвергались угнетающим системам кредитования, которые, вместо того чтобы содействовать прогрессу, подчиняют людей механизмам, порождающим еще большую нищету, социальное исключение и зависимость.

Работа ООН, в соответствии с принципами, заложенными в Преамбуле и первых Статьях Устава, видится как развитие и продвижение верховенства закона, которое основывается на понимании справедливости как фундаментального условия для достижения идеала всеобщего братства. В этом контексте полезно вспомнить, что идея ограничения власти заложена в самом понятии закона. Предоставить каждому свое, согласно классическому определению справедливости, означает, что ни один индивид или группа не могут считать себя абсолютными, с дозволением попирать права и достоинство других индивидов или их социальных групп. Эффективное распределение власти (политической, экономической, военной, технологической и т.д.) среди множества субъектов, а также создание правовой системы, регулирующей претензии и интересы, является одним из конкретных путей ограничения власти. Тем не менее сегодняшний мир демонстрирует нам множество ложных прав, и в то же время - важные незащищенные сферы, ставшие жертвой плохо осуществляемой власти. Речь идет об окружающей среде и о большом числе исключенных из общества. Эти сферы тесно связаны между собой, а доминирующие в мире политические и экономические отношения делают их все более уязвимыми. Именно поэтому необходимо признать их права, приложив бо льшие усилия по охране окружающей среды и положив конец социальному исключению.

Прежде всего отметим, что истинные «права окружающей среды» существуют, и по двум причинам. Во-первых, потому что мы как человеческие существа являемся частью этой окружающей среды. Мы ей сопричастны, и она привносит этические ограничения, которые человеческая деятельность должна признавать и уважать. Человек, при всех своих выдающихся дарах, которые «демонстрируют исключительность, превышающую физическую и биологическую сферы» , в то же время является частью этих сфер. Он обладает телом, состоящим из физических, химических и биологических элементов, и способен выживать и развиваться, только если экологическая среда является для него благоприятной. Следовательно, любой нанесенный окружающей среде вред - это вред человечеству. Во-вторых, потому что любое творение, в особенности живое, обладает ценностью как таковое - ценностью существования, жизни, красоты и взаимосвязи с другими творениями. Мы, христиане, вместе с представителями других монотеистических религий, верим, что Вселенная является плодом любящего решения Творца. Он позволяет человеку уважительно использовать все созданное Им во благо ближних и во славу Творца. Человек при этом не получал права приносить творениям вред и тем более их уничтожать. Окружающая среда является фундаментальным благом во всех религиях .

Неверное использование и разрушение окружающей среды сопровождаются также постоянным процессом социального исключения. По сути дела, эгоистичная и безграничная жажда власти и материального благополучия приводит к неправильному использованию природных ресурсов и к социальному исключению слабых и обездоленных либо потому, что они наделены иными способностями (инвалиды), либо потому что испытывают нехватку адекватной информации и технической экспертизы, либо потому что не способны на решительные политические действия. Экономическое и социальное исключение - это полное отрицание человеческого братства и серьезное преступление против прав человека и окружающей среды. Самые бедные больше всего страдают от подобных преступлений по трем серьезным причинам: они отвергнуты обществом, вынуждены жить, пользуясь отбросами, и несправедливо страдают от отрицательного воздействия на окружающую среду. Они являются частью широко распространенной сегодня и тихо нарастающей «культуры отбросов».

Драматическая реальность этой ситуации социального исключения и неравенства с их очевидными последствиями заставила меня, вместе со всем христианским народом и многими другими, осознать эту тяжкую ответственность и выступить со всеми теми, кто ищет необходимых и эффективных решений. Принятие «Повестки дня 2030 в области устойчивого развития» в рамках открывающегося сегодня Всемирного саммита - это знак надежды. Я равно убежден, что на Парижской конференции по изменению климата будут приняты основополагающие эффективные соглашения.

Как бы то ни было, торжественных обязательств явно недостаточно, хотя, безусловно, они являются необходимым шагом к разрешению проблем. Ранее приведенное мной классическое определение справедливости содержит в себе в качестве одного из важнейших элементов неизменную и постоянную волю: Iustitia est constans et perpetua voluntas iussum cuique tribuendi (справедливость - это неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. - лат . ). Наш мир требует от всех государственных лидеров воли - действенной, практической и постоянной, конкретных шагов и неотложных мер для сохранения и улучшения природной среды, чтобы тем самым как можно быстрее положить конец явлению социальной и экономической изоляции с ее пагубными последствиями: торговлей людьми, продажей человеческих органов и тканей, сексуальной эксплуатацией мальчиков и девочек, рабским трудом, включая проституцию; торговлей наркотиками и оружием, терроризмом и международной организованной преступностью. Масштаб этих явлений и цена, которую платят ни в чем не повинные люди, столь огромны, что мы должны постараться не впасть в декларативный номинализм, который только усыпит нашу совесть. Мы должны сделать все, чтобы наши институты были действительно эффективными в борьбе против всех этих кар.

Количество проблем и их сложность требуют от нас умения владеть инструментарием оценки. Однако это подразумевает двойную опасность: можно ограничиться бюрократическими экзерсисами, составлением длинных списков прекрасных предложений - целей, задач и статистик - либо решить, что какое-либо одно априорное теоретическое решение даст ответы на все вопросы сразу. Нельзя забывать, что политическая и экономическая деятельность является эффективной лишь тогда, когда она понимается как пруденциальная, благоразумная, с опорой на вековое понятие справедливости и четким осознанием того, что за всеми нашими планами и программами стоят реально существующие мужчины и женщины, которые живут, борются, страдают и очень часто лишены многих прав и вынуждены бедствовать.

Для того чтобы эти реально существующие мужчины и женщины вырвались из крайней нищеты, мы должны позволить им стать достойными хозяевами их судьбы. Невозможно навязать человеку понятия целостного человеческого развития и полного проявления человеческого достоинства. Они должны выстроиться таким образом, чтобы раскрыться для каждого отдельного человека и для каждой отдельно взятой семьи в общении с другими людьми и в разумных отношениях со всеми теми сферами, в которых развивается общественная жизнь. Речь идет о таких сферах, как друзья, общины, города и деревни, школы, бизнес и профсоюзы, провинции, нации и т.д. Это предполагает и требует права на образование - причем также и для девочек (которым в некоторых странах в этом праве отказывают) - обеспечиваемого в первую очередь путем уважения и укрепления основополагающего права семьи на образование детей, а также права церквей и социальных групп на поддержку и содействие семьям в воспитании детей. Построенное таким образом образование является основой реализации «Повестки дня 2030…» и восстановления окружающей среды.

В то же время государственные руководители должны сделать все возможное для обеспечения минимально необходимой духовной и материальной базы для достойной жизни, создания и поддержания семьи как основной ячейки социального развития. На материальном уровне этот абсолютный минимум имеет три имени - жилье, труд и земля; и на духовном уровне - духовная свобода, включающая свободу вероисповедания, право на образование и все остальные гражданские права.

Для всего этого наиболее простой и адекватной мерой и показателем реализации новой «Повестки…» развития будет эффективный, практический и немедленный доступ к основным материальным и духовным благам: жилью, достойной и справедливо оплачиваемой работе, достаточному питанию и питьевой воде; к свободе вероисповедания и, в более общем плане, - духовной свободе и образованию. Эти столпы целостного развития человека имеют общую основу - право на жизнь, и то, что можно было бы назвать правом на существование самой человеческой природы.

Экологический кризис и разрушение биоразнообразия могут поставить под угрозу само существование человеческого рода. Губительные последствия безответственного управления мировой экономикой, в основании которого лежит исключительно стремление к обогащению и власти, должны пониматься как повестка на суд в откровенном размышлении о человеке: «Человек - это не только свобода, которую он создаёт для себя. Человек не создает самого себя. Он есть дух и воля, но также и природа» . Т ворение оказывается под угрозой «там, где мы сами для себя - последняя инстанция… И неверное использование творения начинается там, где мы больше не признаем никакой другой инстанции над собой и не видим ничего, кроме самих себя » . Следовательно, защита окружающей среды и борьба с социальным исключением требуют признания нравственного закона, вписанного в саму природу человека, - закона, подразумевающего естественное различие между мужчиной и женщиной и абсолютное уважение к жизни на всех ее стадиях и во всех ее проявлениях .

Без признания некоторых неоспоримых естественных этических ограничений и без немедленной реализации этих основ целостного развития человека идеал «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «содействовать социальному прогрессу и лучшим стандартам жизни при большей свободе» рискует стать недостижимой иллюзией или, что еще хуже, празднословием, прикрывающим произвол, коррупцию или проведение идеологической колонизации путем навязывания аномальных моделей и стилей жизни, которые чужды идентичности людей и в конечном итоге безответственны.

Война является отрицанием всех прав и насилием над окружающей средой. Если мы хотим поистине целостного человеческого развития, мы должны неустанно работать, чтобы избежать войны между нациями и народами.

Для этого необходимо обеспечить неоспоримое верховенство закона и неустанно прибегать к переговорам, посредничеству и арбитражу, как предлагается в Уставе Организации Объединенных Наций , который являет собой поистине фундаментальную норму права. Опыт семидесяти лет с момента основания Организации Объединенных Наций в целом и опыт первых пятнадцати лет третьего тысячелетия в частности показывает одновременно и эффективность применения международных норм, и неэффективность их неприменения. Когда Устав ООН уважается и применяется прозрачно и честно, без каких-либо скрытых мотивов, как обязательный ориентир для правосудия, а не как средство маскировки обманных намерений, результатом будет мир. Если же, с другой стороны, эта норма рассматривается просто как инструмент, использующийся всякий раз, когда это выгодно, и игнорируемый, когда невыгодно, открывается настоящий ящик Пандоры, выпускающий неуправляемые силы, которые причиняют огромный вред беззащитному населению, культурной и даже биологической среде.

В Преамбуле и первой статье Устава ООН заложены основы структуры международного права: это мир, мирное разрешение споров и развитие дружественных отношений между нациями. Этим положениям серьезно противоречит, а на практике их отрицает, постоянная тенденция к распространению оружия, особенно оружия массового поражения, например, ядерного. Любая этика и закон, основанные на угрозе взаимного уничтожения, - возможно даже уничтожения всего человечества - внутренне противоречивы и являются афронтом всей структуре Организации Объединенных Наций, которые в итоге могут стать «нациями, объединенными страхом и недоверием». Насущно необходимо работать ради мира, свободного от ядерного оружия, полностью выполняя Договор о его нераспространении - как по букве, так и по духу, - стремясь к полному запрещению этих вооружений.

Недавнее соглашение, достигнутое по ядерному вопросу в уязвимом регионе Азии и Ближнего Востока, доказывает потенциал политической доброй воли и закона, осуществляемых с искренностью, терпением и постоянством. Я выражаю надежду на то, что это соглашение будет долговременным и эффективным и принесет желаемые плоды при сотрудничестве всех заинтересованных сторон.

В этом отношении нет недостатка в серьезных доказательствах последствий военного и политического вмешательства, не согласованного между членами международного сообщества. Поэтому, сожалея о необходимости вновь делать это, я должен возобновить свои неоднократные обращения относительно болезненной обстановки на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других африканских странах, где христиане вместе с другими культурными или этническими группами, а также с теми представителями религии большинства, которые не хотят быть втянутыми в ненависть и безумие, были вынуждены стать свидетелями разрушения мест отправления культа, объектов культурного и религиозного наследия, своих домов и имущества, и столкнулись с альтернативой - бежать, или расплатиться собственными жизнями за свою приверженность добру и миру, или же стать рабами.

Эти реалии должны подтолкнуть к серьезному испытанию совести у тех, кто отвечает за поведение в международных отношениях. Не только в случае религиозных или культурных гонений, но и в любой конфликтной ситуации, например, в Украине, Сирии, Ираке, Ливии, Южном Судане и в районе Великих озер, жизнь людей имеет приоритет над партийными интересами, какими бы законными ни были последние. В войнах и конфликтах - конкретные люди, наши братья и сестры, мужчины и женщины, молодые и пожилые, мальчики и девочки, которые плачут, страдают и умирают. Человеческие существа легко превращаются в расходный материал, если наш ответ сводится к составлению списка проблем, стратегий и несогласий.

Как я писал Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций в письме от 9 августа 2014 г., «основополагающее понимание человеческого достоинства обязывает международное сообщество, особенно при применении норм и механизмов международного права, сделать все возможное, чтобы остановить и предотвратить дальнейшее систематическое насилие в отношении этнических и религиозных меньшинств», а также защитить ни в чем не повинные народы.

В этом же ключе я хотел бы упомянуть о еще одном виде конфликта - он не столь очевиден, но незаметно уносит жизни миллионов людей. Это еще один вид войны, опыт которой имеют многие общества в результате торговли наркотиками. Это война, которую принимают как таковую и с которой плохо борются. Наркобизнес по самой своей природе сопровождается торговлей людьми, отмыванием денег, торговлей оружием, эксплуатацией детей и другими формами коррупции. Коррупции, проникшей в различные сферы социальной, политической, военной, художественной и религиозной жизни и во многих случаях породившей параллельную структуру, ставящую под угрозу доверие к нашим институтам.

Я начал свою речь, вспомнив о визитах моих предшественников. Хотелось бы надеяться, что все сказанное мной будет воспринято помимо прочего как продолжение заключительных слов выступления Папы Павла VI . И несмотря на то, что произнес он их почти пятьдесят лет назад, они и сегодня настолько же ценны. Я процитирую: «Час сей требует от нас приостановиться, посвятить этот момент воспоминаниям, размышлениям, даже молитве, чтобы вспомнить о нашем общем происхождении, истории, нашей общей судьбе. Обращение к нравственному сознанию человека никогда не было так необходимо, как сегодня. Потому что опасность исходит не от прогресса и не от науки - и то и другое, используемое с умом, могло бы разрешить многие проблемы, тяготеющие над человечеством» . Среди прочего человеческий гений, если правильно им распорядиться, несомненно, поможет решить серьезные вызовы экологического разрушения и социального исключения. Или как сказал Павел VI : «Истинная опасность кроется в самом человеке, имеющем в своем распоряжении все более могущественные средства, которые подходят как для разрушения, так и для достижения самых величественных завоеваний» .

Общий дом для всех людей нужно продолжать возводить на фундаменте правильного понимания всеобщего братства и уважения к святости жизни - каждого мужчины и каждой женщины, бедных, пожилых, детей, немощных, нерожденных, безработных, брошенных, тех, без кого можно обойтись, потому что они рассматриваются лишь как часть статистики. Кроме того, общий дом для всех мужчин и женщин должен быть построен на понимании сакральности сотворенной природы.

Такое понимание и уважение призывает к высшей степени мудрости - такой, которая принимает трансцендентность, самотрансцендентность, отвергает создание всесильной элиты и признает, что весь смысл индивидуальной и коллективной жизни заключается в бескорыстном служении другим людям, а также в мудром и уважительном использовании творения для общего блага. Повторю слова Павла VI : «Здание современной цивилизации должно покоиться на духовных принципах, способных не просто выступать его опорой, но еще и озарять его» .

Друг за друга братьям стоять,

это - первый закон.

Дружба меж вами должна быть на ять

при любом раскладе времен.

Как только начнется меж вами раздор,

вас сожрут чужаки.

Современный мир, столь очевидно взаимосвязанный, на самом деле, переживает растущую и неуклонную социальную фрагментацию, которая ставит под угрозу «основы общественной жизни» и, следовательно, заканчивается «нашим противостоянием друг другу, когда каждый защищает собственные интересы» .

Наше время призывает нас отдать приоритет действиям, могущим породить новые процессы в обществе, чтобы принести плоды в важных позитивных исторических событиях . Мы не можем позволить себе откладывать «некоторые повестки дня» на завтра. Будущее требует от нас принятия важных и глобальных решений перед лицом мировых конфликтов, увеличивающих число исключенных из общества и нуждающихся.

Достойная всяческих похвал международная юридическая структура Организации Объединенных Наций и вся ее деятельность, как любое начинание человека, может совершенствоваться; в то же время она может быть залогом безопасного и счастливого будущего для последующих поколений. И так и будет, если представители государств сумеют отложить в сторону партийные и идеологические интересы и будут искренне стремиться служить общему благу. Я молюсь Всемогущему Богу, чтобы это было так, и уверяю вас в своей поддержке и молитвах, а также в поддержке и молитвах всех верующих Католической Церкви, чтобы это учреждение, все его государства-члены и сотрудники всегда несли человечеству эффективное служение, которое уважало бы разнообразие и было бы способно выявить, ради общего блага, лучшее в каждом народе и в каждом человеке. Да благословит вас всех Господь. Спасибо. Поэма Хосе Эрнандеса (1834-1886), классика латиноамериканской литературы на испанском языке. - Ред .

Выступление Папы римского перед Европарламентом и Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге, состоявшееся на этой неделе, должно было бы погрузить в глубокое уныние обычно самодовольных европарламентариев. Надо отдать должное Франциску I : он сказал им то, что никто больше в Европе сказать не решился бы, а именно, что Европа сегодня – затухающая цивилизация, а ее, так называемые, новые ценности ведут ее в никуда.

Папу Франциска в Страсбурге ждали не все. «Папа не политик. Ему не место в парламенте» , – протестует активистка «Femen» . Она взобралась на алтарь собора Богоматери и стояла там полуголая, размахивая флагом ЕС.

Активистка «Femen»

Однако Папу это не остановило.

Изможденная и усталая старушка Европа, более не плодовитая и не преисполненная жизни, утратившая свои корни и великие идеалы, отошедшая от принципов мира и сотрудничества, – так охарактеризовал Папа римский современную Европу, что стало холодным душем для депутатов Европейского парламента.

«Пришло время поработать вместе, чтобы построить Европу, которая вращается не вокруг экономики, а вокруг святости человеческой личности и неотъемлемой ее ценности. Пришло время отказаться от Европы, которая полна страха, и замкнута на себе» (Папа римский Франциск).

Они ждали от суверена Ватикана многого: одобрения и похвалы за строительство нового континента, за распространение демократии и европейских ценностей, наконец, за развитие терпимости и толерантности.

Депутат Европарламента от Австрии Ульрика Луначек

«Я знаю многих верующих лесбиянок и геев, которые надеялись, что он откроет Церковь для всех. Было бы здорово для ЛГБТ сообщества услышать об этом от него сегодня», – посетовала «зеленая» из Австрии Ульрика Луначек.

«Великие идеалы, которые вдохновляли Европу, похоже, потеряли притягательную силу. Растет недоверие граждан к институтам ЕС… принимаемые им законы для некоторых народов просто бесполезны, если не сказать вредны» (Папа римский Франциск).

«Это современный папа. Папа 21-го века. Он назвал ЕС усталым, изможденным и бесплодным» , подвел итог британский евроскептик Найджел Фарадж.

Найджел Фарадж

И не он один считает, что Папа римский прав.

«Появились процессы уничтожения ценностей, процессы уничтожения семьи, процессы уничтожения веры. Поэтому я думаю, что выступление Папы было не только справедливым, но и очень мягким. Французы, например, говорят, что он мог бы выступить с более жесткой критикой» (Александр Латса

Франция, как известно, не в восторге от диктата так называемых ценностей ЕС. Французы, несмотря на массовые выступления, так и не смогли отбиться от легализации однополых браков.

А теперь Париж рискует понести огромные убытки от промедления с поставкой «Мистралей» в Россию.

«В деле «Мистралей» – тоже. Что касается произведенных кораблей, которые народ Франции хочет вам продать… Нам сказали, что нет, нельзя продать, мы не можем продавать. Евросоюз это гиперструктура, которая находится сейчас под полным контролем США, т.е. Евросоюз ведет политику, которая противоречит интересам Франции и Германии» (Александр Латса , французский писатель, аналитик).

Однако Германия словно не понимает этого. Главное, чтобы санкции вредили России, и ничего, что они вредят и Германии тоже. Политика сейчас важнее экономики. Четверть века назад, когда польский Папа Иоанн Павел II выступал перед депутатами, Европу он назвал «маяком цивилизации». Сейчас новый Папа убежден: этот «маяк цивилизации» не светит.

«Вся Европа сидит на длинных кредитах США. Это понятно. Они зависимы финансово от Соединенных Штатов Америки. О каком главенстве, о каком надувании щек, о каких угрозах такой державе с такой историй, с такой мощью, с такой независимостью на данный момент, как у России, они еще могут говорить. Простите, это хорошая мина при плохой игре. Это картинка, это фасад, это профанация» (Артемий Ульянов, писатель).

Впрочем, в Брюсселе к такой профанации уже привыкли. Привыкли видеть то, что разрешено. Привыкли к положению зашоренной лошади, да и то слепой на один глаз.

Особенно ярко эта выборочная слепота проявилась в трактовке событий на Украине.

«Канцлер Германии, и министр Франции, и министр иностранных дел Европейского союза прекрасно знают, кто кого убивает в Новороссии, прекрасно знают, что зимой 2013 – 2014 гг. террористы, финансируемые американцами и несколькими украинскими олигархами, избивали, а то и убивали безоружных милиционеров, а не наоборот. Все это им понятно» (Анатолий Вассерман , политический консультант).

Но под пристальным взглядом из Вашингтона говорят они совсем другое. Папа это европейское бессилие практически подтверждает:

«С этим расширенным и более влиятельным Европейским союзом все чаще связывают представление о состарившейся и сжавшейся Европе, которая все меньше чувствует себя главным действующим лицом на мировой арене».

У представителей нашей Православной церкви такая Европа сочувствия не вызывает.

Папа римский Франциск

«Современный Запад это психологический пенсионер, который хочет, чтобы ему дали умереть спокойно. Предоставим ему такую возможность… Европа сегодня это не Евросоюз, это мы. Современный Евросоюз предал Европу, как явление, которое было сформировано христианством. Этой Европы больше нет. Жалко католическую церковь, которая упустила возможность выстроить жизнь Западной Европы по христианским ценностным началам» (Всеволод Чаплин , протоиерей).

«Когда в Германии общался с ребятами в баре, с футбольными фанатами, когда они узнали, что я из России, они сказали: да, а нам бы такого президента, как Путин. Представляете? А мой приятель только что вернулся из США, говорит, жил у американского полицейского дома. Тот в майке с Путным ходит, говорит, я хочу такого президента, мне за Обаму стыдно» (Артемий Ульянов, писатель).

«Папа был приглашен… чтобы поставить диагноз и выписать рецепт» (Казимеж Соваксендж, директор католического телеканала)

И понтифик действительно говорил о том, что нужно исправить, причем срочно. Председатель Еропарламента Мартин Шульц поблагодарил Папу за совет и признал, что Евросоюз заблудился.

Мартин Шульц

«Вы – человек, который показывает нам путь, когда мы заблудились» , – сказал он.

Однако решится ли Евросоюз пойти по тому пути, который предложил ему Папа римский, этого господин Шульц не уточнил.

Андрей БАТАЛОВ

Крупным религиозным актом, который вызвал резонанс мировой общественности, и вывел отношения между Западом и Востоком на новый уровень, стала речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенная им в университете баварского города Регенсбург 12 сентября 2006 года. В данной главе мы рассмотрим речь Папы Римского, а также ознакомимся с точками зрения о предпосылках и природе лекции, а также курсом Ватикана относительно ислама.

Контекст лекции Бенедикта XVI важен для истинного понимания ее смысла. Папа выступал в университете, к которому некогда имел прямое отношение в качестве преподавателя. Можно предположить, что речь скорее научная, но, так как она была ориентирована на довольно широкую аудиторию, а не произносилась на научном симпозиуме, ее можно отнести к публицистике. В течение многих веков Запад был склонен "исключать вопрос Бога" из сферы разумного знания. Такое многовековое пренебрежение религиозной мыслью привело к тому, что Западу сегодня очень трудно начать "столь необходимый" в современных условиях диалог с исламским миром, убежден Папа. "Разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур", - заявил Бенедикт XVI. Проблема осмысления мира с религиозной точки зрения всегда стояла перед человечеством, стоит сегодня и будет стоять завтра. Вопрос о том, стоит ли в эпоху разума руководствоваться верой, по мнению Папы не утрачивает своей актуальности, а напротив подчеркивает важность изучения богословия в университете. Он заявил, что «…даже перед лицом столь радикального скептицизма все еще необходимо и правильно поднимать вопрос о Боге через разум», - таким образом, имея в виду не только слепое поклонение религиозным догматам, но и логически обоснованные осознанные рассуждения на тему веры в ее современном аспекте. Хорошо известно, что вера (причем не просто глубокая и искренняя, но подчас исступленная и фанатичная) и соответствующие ей религиозные нормы, и диктуемое ими поведение, достаточно резко делят между собой людей на группы. Все попытки сблизить между собой представителей различных религиозных верований в недавнем прошлом и сегодня не приводят к успеху. По мнению Папы, сущностью христианства всегда было слово («logos») с греческого, что одновременно означало и «разум». Богословы-миссионеры, активные приверженцы христианства стремились нести Слово Божие тем народам, которые с этим словом не были знакомы, и тем самым вынуждены были изучать и анализировать многочисленные верования, сравнивать их с христианством.

Папа приводит пример беседы, которая состоялась между византийским императором Мануилом II Палеологом и неким ученым персом около 1391 года. Эту беседу профессор Теодор Коури (аль-Хури) (специалист по истории отношений христианства и ислама, автор одного из наиболее авторитетных переводов Корана на немецкий язык) воспроизвел в своей книге. Император, говоря о методах распространения религиозных взглядов, затрагивает тему джихада - священной войны и обвиняет пророка Мухаммеда в насилии над иноверцами. Папа цитирует фразу Мануила: «…покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое как его приказ, распространять мечом веру, которую он проповедовал».

Император объясняет персу, что «…Богу не нравится кровь, и тот, кто действует без разума («sin logo»), тот противоречит природе Бога. Вера есть плод души, а не тела. Кто… желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать… Чтобы убедить благоразумную душу, вовсе нет необходимости применять ни руки, ни оружия, ни любого другого средства, которым можно грозить человеку смертью…». То есть, нет необходимости угрожать смертью либо насилием, чтобы склонить людей к христианству. Папа Римский фактически обвинил всех мусульман в отсутствии разума в их вере. («Решающим утверждением в этой аргументации против обращения в веру силой является: неразумное деяние претит природе Бога. Издатель Теодор Коури комментирует: для императора, византийца, воспитанного на греческой философии, это утверждение очевидно. Для мусульманского же учения, напротив, Бог абсолютно трансцендентен. Его воля не связана ни с одной из наших категорий, вероятно, даже с категорией разумности»).

Лекция была посвящена историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. Папа подверг критике не ислам, а западное общество, в духовном кризисе которого понтифик видит причину распространения мусульманского экстремизма. Папа акцентирует свое внимание на научном анализе разных концепций божественного, присущих христианству и исламу. Папа использует цитату не как намек на агрессивность ислама, а как иллюстрацию взаимонепонимания между различными культурами. Цитируя Мануила II о «злом и бесчеловечном» исламе, понтифик сразу оговорился, что антиисламская формулировка Мануила выглядит «удивительно грубо» и «бесцеремонно», но несогласия с ее сутью не высказал. Более того, эта цитата стала одной из отправных точек для одной из мыслей, которую высказал Папа - о том, что в исламе неразумное деяние не противоречит воле Бога (причем под неразумным деянием понимается, в том числе и распространение веры с помощью насилия). Надо отметить, что мекканские суры (главы) отличаются большим вниманием к теоретическим вопросам веры, нежели к практическим вопросам ее распространения, поэтому в нелицеприятных словах Мануила повинен больше политический фактор.

Существуют две точки зрения на «Регенсбургскую лекцию». Одна из них состоит в том, что раз тема ислама занимает в ней сравнительно незначительное место - основная часть лекции посвящена соотношению веры и разума - то цитата из Мануила является случайной. Пример был выбран рискованный, но без всякого высокомерия. Лекция Бенедикта была речью о христианстве, а вовсе не атакой на ислам.

Другую точку зрения можно сформулировать следующим образом: Папа стремился если не определить, то хотя бы наметить позицию Католической церкви в диалоге с исламом. Эту точку зрения поддерживают представители Русской Православной Церкви. Для того, чтобы понять каких именно взглядов придерживается новый Папа, необходимо проследить историю происхождения неоднозначного высказывания византийского императора и выяснить, почему понтифик использовал именно его слова.

Интернет-журнал Сретенского православного монастыря сообщает, что «цитата из православного императора Мануила II, которая вызвала в мире такое повышенное внимание, была произнесена самим Мануилом не в «письме», как по неграмотности объявили некоторые новостные сайты, а в публичном диспуте с мусульманским богословом». Мануил II был вторым сыном императора Иоанна V. Во время ослабленного состояния Византии в борьбе против императора Баязида, Мануил некоторое время находился при дворе султана как вассал, хотя обращение с ним было как с заложником - он подвергался унижениям и фактически был доведён до полуголодного состояния. Диспут проходил в Анкаре в 1391 году, при этом Мануил не побоялся говорить прямо то, что думает, и даже речи не было о том, чтобы за это приносить какие-то извинения. При этом желания и намерения мусульман принести горе христианскому народу и тогда были очень сильными, и это не было связано с какими-либо словами или нападками христиан. Таким образом, Мануил свободно выражал свою точку зрения, он дал мусульманам понять, что, даже будучи в их плену истинный христианин не будет преклоняться перед чуждыми ему традициями.

Возможно, Папа провел определенные параллели между современной ситуацией и положением Византии в конце XIV века, разница которых заключается лишь в методах и способах исламской экспансии: если в XIV веке мусульмане пытались насадить свою власть «сверху» путем военного захвата земель, то сейчас мы видим явные признаки такого внедрения «снизу», когда представители ислама пытаются распространить и навязать западному обществу свои взгляды и традиции, провоцируя тем самым «добровольное» обращение в мусульманство части христианских светских государств. С учетом быстрых темпов освоения мусульманами Запада и роста уже существующих диаспор в передовых странах Европы само существование, а главное, авторитет христианства как религии, символизирующей западную цивилизацию, ставятся под угрозу. Оплот и надежда католиков да и всех христиан мира - Папа Римский - прежде всего озабочен проблемой дискредитации и подавления собственной религии на собственном же пространстве, поэтому именно на его плечи ложится ответственность за поддержание достоинства Запада перед натиском Востока. И вот к этой проблеме Римский папа решил привлечь внимание. И сделал это так хорошо, как только мог. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор действующего лица и выбор цитаты не был сделан случайно.

Эта версия кажется более основательной, если учесть особенности текста лекции (апелляции к формулировкам Мануила содержатся как в начале, так и в конце этого документа) и отношение нынешнего Папы к мусульманству. С приходом к сану Йозефа Ратцингера наблюдается резкая перемена курса христианской католической церкви по отношению к этой религии.

Предыдущий Папа, Иоанн Павел II, сделал ряд шагов навстречу исламу. Так, он принес извинения за преступления католиков в период крестовых походов и в знак уважения к исламу посетил мечеть в Дамаске. Ватикан наладил диалог с мусульманским духовенством и стремился максимально возможно избегать публичной полемики с исламскими деятелями. Иоанн Павел Второй стал первым Папой Римским, пошедшим на открытый диалог с другими конфессиями. После его смерти наряду с соболезнованиями христианских стран последовали и отклики мусульман: в заявлении председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса подчеркивалось, что Иоанна Павла II будут помнить как «выдающегося религиозного деятеля, посвятившего свою жизнь защите мира, свободы и равенства».

С соболезнованиями выступили также палестинские партии и движения, включая Народный фронт освобождения Палестины, большинство членов которого составляют арабы-христиане, ХАМАС и «Исламский джихад». Такое признание со стороны представителей других конфессий очень ценилось Католической церковью, которая в это время устанавливает либо возрождает когда-то утраченные дипломатические отношения с различными странами.

С одной стороны, такое поведение привело к стабилизации положения христианства на мировой арене, упрочению отношений между приверженцами различных вероисповеданий и попытке мирного урегулирования спорных вопросов. Католическая церковь в этот период зарекомендовала себя как терпимый и порядочный союзник любой конфессии, готовый к мирному диалогу. Но с другой стороны, существует точка зрения о том, что по отношению к исламу извинение за «грехи прошлого» переходило «почти в самоуничижение», что не нравилось самим христианам. Создавалось ощущение «мягкотелой», «беззубой» религии, готовой взять на себя все грехи.

Ситуация резко изменилась с избранием нынешнего Папы, которое было с крайней настороженностью встречено в мусульманском мире. Бенедикт проповедует возрождение фундаментальных учений и ритуалов церкви и в первую очередь выступает за расширение служб на латинском языке. Критики полагают, что возрождение традиций может отпугнуть от церкви тех католиков, которые считают, что она должна быть доступной для растущей паствы. Призыв Бенедикта к новому определению уникальной идентичности католической церкви взбудоражил воображение многих кардиналов, которые избрали его папой. Они разделяют его мнение о том, что церковь находится в осаде, и мечтают о лидере, который бы смог противостоять натиску светской жизни и исламу. С какой стороны ни взглянуть, слова Бенедикта выдают его давнюю нелюбовь к исламу.

В то время, пока Иоанн Павел II занимал Святой престол, Йозеф Ратцингер - будущий Папа Бенедикт XVI являлся префектом Конгрегации доктрины веры - старейшей и главной из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. Следовательно, сам Ратцингер мог быть исключительно привержен идее о превосходстве католичества над другими религиями и конфессиями. Именно Ратцингер разрабатывал для Иоанна Павла II теологическое обоснование его суждений. В 1999 году Ратцингер написал документ, обращенный ко всему миру от имени Иоанна Павла, говоривший, что все религии, помимо католической веры, несовершенны.

Ратцингер в своих работах писал, что возрождение ислама частично обусловлено материальным богатством ведущих мусульманских стран, которое стало возможным из-за прочной духовной основы, регламентирующей жизнь человека. Одновременно он отмечал, что такую основу старая Европа уже потеряла. Это заявление можно понять как выражение восхищения. Однако, учитывая заботу нового Папы о своей европейской пастве, это далеко не так.

Постоянная тема проповедей, которые Бенедикт читает в качестве Папы, - разложение европейского христианства, и, как подразумевается, опасность распространения ислама. Истоки суровых заявлений Папы можно проследить на примере семинара, который был проведен в сентябре 2005 года в его летней резиденции Кастель Гандольфо. Около 40 его бывших студентов собрались с целью обсудить ислам и католичество. Как рассказывают, Папа назвал диалог с исламом затруднительным. По словам профессора-иезуита Халила Самира, принимавшего участие в семинаре, Бенедикт посетовал на исламский фундаментализм и на то, что в исламе нет простора для интерпретации текстов.

Таким образом, опасения мусульманской стороны по поводу вступления в сан Ратцингера можно назвать оправданными. Целый ряд событий начала понтификата Бенедикта XVI свидетельствует о том, что в отношении ислама происходит ярко выраженное изменение курса. В своей инаугурационной речи Папа перечислил те религии и конфессии, с которыми он намерен сотрудничать в течение собственного понтификата, однако воздержался от упоминания ислама в числе ведущих мировых религий. В ноябре 2005 года Бенедикт XVI лично присутствовал на церемонии беатификации французского священника Шарля де Фуко, жившего в пустыне Сахара и убитого мусульманами во время восстания в Алжире в 1916 году. Хотя решение о его причислении к лику блаженных было принято еще при Иоанне Павле II, присутствие Папы обращает на себя внимание, так как сегодня Бенедикт часто воздерживается от личного участия в беатификационных церемониях. В данном же случае он присоединился к прихожанам в конце торжественной мессы, что нельзя не расценивать как подчеркнутое выражение позиции церкви по отношению к представителям ислама.

Позиция Католической Церкви ясно проявилась в действиях Святого Отца. В феврале 2006 года Папа сместил ключевого участника диалога между католиками и мусульманами и лучшего специалиста по исламскому миру в Ватикане архиепископа Майкла Фитцджеральда с поста главы Папского совета по межрелигиозному диалогу и назначил его нунцием в Египте и своим представителем при Лиге арабских государств. Можно предположить, что это существенное понижение было расценено как следствие серьезного недовольства Папой «примирительной» по отношению к исламу деятельностью этого священнослужителя. Более того, преемником Фитцджеральда стал кардинал Поль Пупар, уже возглавляющий Папский совет по культуре и занимающийся преимущественно проблемами христианства в современной Европе. Это назначение подтверждает мысль о том, что для Бенедикта XVI в данный момент более приоритетна усиленная проповедь христианства в Европе, чем установление межрелигиозного диалога с мусульманами.

В качестве косвенного порицания ислама можно отметить конференцию, посвященную проблеме крестовых походов, которая состоялась под патронажем Ватикана в марте 2006 года. Итальянский историк Роберто де Маттеи заявил во время конференции, что европейцы предприняли крестовые походы «как ответ на вторжение ислама на христианские земли и разорение святых мест». В частности, он утверждал, что осквернение храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 году стало главным основанием для Папы Урбана II провозгласить первый крестовый поход. «Крестоносцы были мучениками, которые положили свои жизни за веру», - отметил де Маттеи. Его поддержал профессор Кембриджа Джонатан Рили-Смит: «Кто просит прощения за крестоносцев, тот не знает истории». Таким образом, даже беглое знакомство с мероприятиями Святого Престола показывает резко противящееся сложившейся ситуации отношение.

Православная церковь придерживается идеи о том, что понтифик знал, что делал, и знал, какая реакция за этим последует. Он сознательно решился на такой шаг. Тем более, что речь не была спонтанной, готовилась заранее для университета. Этот безусловно тщательно выверенный программный стратегический ход, имел не только исламский, но и христианский вектор. Бенедикт XVI дал ясно понять, что целовать Коран Римский папа больше не будет, а также и то, что он, вообще-то, не обязан этого делать. Равно как и не обязан искажать историческую правду в угоду современным политкорректным установкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь Папы Римского была продуманной, и цитата Мануила Палеолога не была случайной. Став Главой святого престола, бывший префект Йозеф Ратцингер, не стал менять курс своих действий по отношению к исламу. Он решил в очередной раз привлечь внимание к проблеме исламского супрематизма в Европе, и сделал при этом ставку на университетскую аудиторию, которая, по мнению Папы, способна была адекватно и рационально воспринять его слова. Возможно, Папа не ожидал столь жесткой реакции экстремистов либо надеялся на то, что мнение умеренных мусульман их переубедит. Папа акцентировал внимание на религиозном диалоге, а не на уничижении ислама как религии, на несовершенстве западной культуры, которая исключает вопрос о Боге из сферы необходимых потребностей для нравственного роста общества.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png