Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно. На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение . Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.
Вконтакте
Определение
Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами . С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:
- Мы, радость, принять, он, коллектив.
- Мы с радостью приняли его в коллектив.
В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью .
Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15 . Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.
Основные виды
Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.
У некоторых падежей вопросы совпадают , и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.
Какие бывают основные падежи в русском языке.
Именительный
Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:
- вопросы кто? — мама. Что? — рама ;
- вспомогательное выражение «есть»;
- встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
- множественном: -ы, -и, -а, -я.
- Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
- Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).
Родительный
Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:
- можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца ;
- употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
- окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
- во множественном: -ов, -ев, -ей.
- После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
- Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).
Дательный
Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:
- определяет последнюю точку действия;
- «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
- предлоги: по, к;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
- во множественном: -ам, -ям.
- Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
- Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).
Винительный
Называет объект действия:
- «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
- предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
- окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
- во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
- Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
- А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).
Творительный
Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:
- «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
- употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
- окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
- во множественном: -ами, -ями.
- Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
- С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).
Предложный
Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:
- чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
- «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
- множественное число: -ах, -я.
- Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
- При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).
Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:
- Ирина
- Родила
- Девчонку,
- Велела
- Тащить
- Пеленку.
Таблица — падежи.
Дополнительные разновидности падежных форм
- Звательный . К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
- Местный . Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
- Разделительный. Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.
- Счетный. Используется с числительными . Пример: четыре шара, два шкафа.
- Отложительный. Указывает начальную точку передвижения . Пример: из саду, из дому.
- Лишительный. Для отрицания глаголов . Пример: не может пойти, не готов попрощаться.
- Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным . Пример: чашка чаю.
- Ждательный. Пример: ждать товарища.
- Превратительный (включительный). Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.
Склонение существительных
Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».
Склонение существительных, таблица.
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | ||
Жен. род | Муж. род | Муж. род | Ср. род | Жен. род | |
Именительный | Дорога | Папа
Костя |
Арбузÿ | Жито
Море |
Сольÿ |
Родительный | Дороги | Папы
Кости |
Арбуза
Корня |
Жита
Моря |
Соли
Грани |
Дательный | Дороге | Папе
Косте |
Арбузу
Корню |
Житу
Морю |
Соли
Грани |
Винительный | Дорогу | Папу
Костю |
Арбузÿ | Жито
Море |
Сольÿ |
Творительный | Дорогой
Аней |
Папой
Костей |
Арбузом
Корнем |
Житом
Морем |
Солью
Гранью |
Предложный | О дороге
Об Ане |
О папе
О Косте |
Об арбузе
О корне |
О жите
О море |
О соли
О грани |
Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.
Падежи и вопросы
Падеж и вспомогательное слово |
Предлоги |
Окончания по числам | |||||
Ед. ч. | |||||||
III скл. | |||||||
Именительный | Кто? (отец). Что? (телефон) | Отец всегда много читал.
Телефон звонил по несколько раз на день. |
Без предлогов | -а, -я | -, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) | Родителей на кухне не было.
Пришлось рисовать без вдохновения. |
Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после | -ы, -и | -а, -я | -и | -ов, -, ев, -ей |
Дательный | Кому? (котенку). Чему? (потолку) | Маша налила котенку молочка.
К потолку крепились гирлянды. |
По, к | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Кого? (друга). Что? (дом) | Мы позвали друга с собой.
Переезд в новый дом не радовал. |
Через, за, в, на, про | -у, -ю | -о, -е | — | -, -и, -ы, -а, -я |
Творительный
(любуюсь) |
Кем? (художником). Чем? (творением) | Она всегда мечтала стать художником.
Уже пятый час Катя любовалась своим творением. |
Под, за, перед, с, над | -ой/ою, -ей/ею | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) | О Маше мы даже не вспомнили.
Мама давно думала об этом путешествии. |
Об, в, о, при, на | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -я |
Как легко выучить падежи
Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного
Заключение
Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы. Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами . Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет — но «родим, и будет «. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный » — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо » — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .
«Мама ест кашу » — «что?» кашу — винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.
«Мама положила ложку каши » — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку » — слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »
Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.
Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.
Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.
И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем? »
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
Например:
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
Определили падеж?
А вот так, когда мы задаем вопрос:
кто? — мышь — именительный падеж
кого? мыши — родительный падеж
кому? мыши — дательный падеж
кого? мышь — винительный падеж
кем? мышью — творительный падеж
о ком? о мыши — предложный падеж
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Р- Рождения
В — Винили
Т — Творили
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Именительный — кто? что?
Родительный — нет кого? нет чего?
Дательный — «дать кому?» «дать чему?»
Винительный — «винить кого?» «винить что?»
Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»
Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Изучение падежей и их различий.
Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.
Изменение существительных по падежам: как называется?
Изменение существительных по падежам — называется склонением.
Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.
Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?
Охватывает весьма обширные понятия:
- название предметов (стул, нож, книга)
- обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
- именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
- название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
- термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
- обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)
Существуют шесть разных падежей:
- именительный
- родительный
- дательный
- винительный
- творительный
- предложный
Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе
Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.
- Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
- Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
- Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак
Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.
Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?
Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.
Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:
- с неправильным определением склонения существительного
- с неуместным применением предлогов
Особое внимание требуют предлоги:
- благодаря
- согласно
- вопреки
- подобно
- наперекор
- наперерез
ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.
Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.
Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:
- Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
- Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
- Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
- А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.
Как отличить именительный падеж от винительного?
С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.
Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.
- Безусловно, ставиться вопрос.
Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения). - И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
- Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
- Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
- Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
- Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.
Как отличить винительный падеж от родительного падежа?
- Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.
Ниже читайте инструкцию.
- Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
- К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
- Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
- Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
- Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
- А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.
Несклоняемые существительные: список
Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.
Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.
- Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
- шоссе
- интервью
- фламинго
- Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
- мадам
- Кармен
- Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
- Иванченко
- Короленко
- Седых и т.п.
- Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:
Склонение существительных по падежам: пример
Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.
Как быстро выучить падежи и их вопросы?
В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.
- Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
- Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
- А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
- Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
- Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.
Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку
Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.
- Иван (И — именительный)
Родил (Р — родительный)
Девчонку, (Д — дательный)
Велел (В — винительный)
Тащить (Т — творительный)
Пеленку (П — предложный)
Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания
На данном уроке вы вспомните изученное о падежах имени существительного, усовершенствуете свои умения в определении падежа имени существительного, в том числе и в случаях употребления имени существительного с предлогом.
1. Вспоминаем изученное
Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.
Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей :
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .
2. Как определить падеж имени существительного?
Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.
Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.
Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.
Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) - В. п.
Шарик улетел от Максима - шарик - И. п.
Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Я видел [кого? что?] друга - В. п.;
Здесь нет [кого? чего?] друга - Р. п.;
Я видел [кого? что?] фильм - В.п.
В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм - И.п.
Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .
Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- Russisch-fuer-kinder.de ().
- Опорная таблица ().
Домашнее задание
Упражнение 1
Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ - и суп расплескивает.
Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ .
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ .
Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.
Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.
Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.
Упражнение 2
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать (_) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.
2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__) по лесу (__) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.