фр. Romain Rolland

французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед

Краткая биография

Известный французский прозаик, романист, публицист - родился в Южной Франции, в небольшом городе Кламси, в 1866 г. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г. по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке. Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.

После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя. Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г. по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.

Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки. По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне. Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.

Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет. Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры». Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.

Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.

В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г. публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны. Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.

Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике. Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой - горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким , бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг. особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.

На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, - «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.

Биография из Википедии

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идеи «цель оправдывает средства». Ему более импонировали идеи непротивления злу насилием М. Ганди.

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн , Швейцер, Фрейд.

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго . При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.

В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху . Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трёх частей этого романа носит завершённый характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестаёт быть бунтарём, но при этом остаётся верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, весёлый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир , Гёте, Л. Н. Толстой , Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires , 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

В 1915 году « , как дань высокому идеализму его литературное произведение и сочувствие и любовь к истине, с которой он описал различные типы человеческих существ».

Он также отметил, для его переписки с и влияния на Зигмунд Фрейд .

биография

Его первая книга была опубликована в 1902 году, когда ему было 36 лет. Благодаря своей пропаганды для «народного театра», он внес значительный вклад в демократизацию театра. Как гуманист, он обнял работу философов Индии («Беседы с Рабиндраната Тагора » и Махатмы Ганди). Роллан был под сильным влиянием Веданты философии Индии, в первую очередь благодаря работам Свами Вивекананды .

Требовательный, но робкий, молодой человек, он не любит учиться. Он не был равнодушен к молодежи: Жан-Кристоф, Оливье и их друзья, герои его романов, молодые люди. Но с реальной жизнью лиц, молодежью, а также взрослыми, Rolland поддерживается только отдаленное отношение. Он был прежде всего писателем. Гарантированный, что литература обеспечит ему скромным доходом, он ушел из университета в 1912 году.

Ромен Роллан был пожизненным пацифист. Он был одним из немногих крупных французских писателей, чтобы сохранить его пацифистские ценности интернационалистов; он переехал в Швейцарию. Он протестовал против первой мировой войны в качестве Au-Dessus - де - ла - MELEE (1915), над схваткой (Чикаго, 1916). В 1924 году его книга о Ганди способствовали индийской ненасильственной репутации лидера и двое мужчин встретились в 1931 году.

В мае 1922 года он принял участие в Международном конгресс прогрессивных художников и подписал «Основополагающее Провозглашение Союза Прогрессивной International Artists».

В 1928 году Роллан и венгерский ученый, философ и естественный живой экспериментатор Эдмунд Бордо Szekely основал Международное общество биогенных поощрять и расширять свои идеи интеграции ума, тела и духа. В 1932 году Роллан был одним из первых членов Всемирного комитета против войны и фашизма , организованной Мюнценберг . Rolland критика контроля Münzenberg предполагаемого над комитетом и был против него базируясь в Берлине .

Эссе является частью более общего движения на рубеже этого века в направлении демократизации театра. Revue был проведен конкурсом и пытался организовать «Всемирный конгресс по народному театру», и был открыт целый ряд народных театров по всей Европе, в том числе Freie Фольксбюня движения («Free народного театр») в Германии и Морис Pottecher в Театре ей Peuple во Франции. Роллан был учеником Pottecher и посвятил Народный театр ему.

Подход Роллана является более агрессивным, хотя, чем поэтическое видение Pottecher о театре в качестве заменителя «социальной религии» принося единством нации. Rolland обвиняет в буржуазию за ее присвоение театра, заставляя его скользить в упадок , и пагубные последствия его идеологического господства. Предлагая подходящий репертуар для театра своего народа, Rolland отвергает классическую драму в убеждении, что это либо слишком сложно, либо слишком статическое, чтобы представлять интерес для масс. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо , он предлагает вместо «эпический исторический театр„радости, силы и интеллекта“ , которая будет напоминать людям о ее революционном наследии и активизации сил, работающих на нового общества» (в словах Bradby и McCormick, цитируя Роллан). Роллан считал, что люди будут улучшены, видя героические образы прошлого. Влияние Руссо может быть обнаружено в концепции Роллана театр-как- праздничности , акцент, который показывает фундаментальный анти-театральный предрассудок : «Театр предполагает жизни, которые бедны и взволнованные, люди ищет в мечтах убежище от мысли Если бы мы были. счастливее и свободнее, мы не должны чувствовать себя голодными для театра [...] народ, который является свободным и счастливым нуждается торжества более чем театры,. , он всегда будет видеть в себе лучшие зрелища ».

Драмы Роллана были поставлены некоторые из самых влиятельных режиссеров ХХ века, в том числе Макс Рейнхардт и Пискатор . Piscator направил мировую премьеру пацифистской драмы Роллана Придет время (Le Temps viendra , написанный в 1903 году) в Берлине Центрально-театра», который был открыт 17 ноября 1922 с музыкой K Прингсгеймом и сценографии от O Шмальгаузен и M Meier , Игра обращается к связи между империализмом и капитализмом, лечением вражеских гражданских лиц, а также использованием концентрационных лагерей , все из которых театрализованных через эпизод в англо - бурской войне . Piscator описал его трактовку пьесы, как «тщательно натуралистической », в результате чего он искал « чтобы добиться максимально возможного реализма в актерском и декора». Несмотря на overly- пьесы риторического стиля, производство было рассмотрено положительно.

романы

Самый известный роман Rolland является 10-томным романом последовательность Жан-Кристоф (1904-1912), который приносит «вместе свои интересы и идеалы в истории немецкого музыкального гения, который делает Францию свой второй дом и становится средством взглядов Роллана на музыка, социальные вопросы и взаимопонимание между народами». Его другие романы Колас Брюньон (1919), Клерамбо (1920), Пьер и Люс (1920) и его второй многотомный роман-хроника, 7-томный L"âme Enchantee (1922-1933).

Академическая карьера

Печать из СССР, который в память о 100-й годовщины со дня рождения Ромена Роллана в 1966 году.

Он стал преподавателем истории в лицее Генриха IV , а затем в лицее Луи - ле - Гран , и член École française де Риме , затем профессором истории музыки в Сорбонне , и профессор истории в Эколь Нормаль Supérieure.

Переписка с Фрейдом

1923 увидел начало переписки между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и Роллан, который обнаружил, что восхищение, что он показал, для Фрейда было взаимностью в равной степени (Freud провозгласив в письме к нему: «Что мне было позволено обменяться приветствием с вами будет оставаться счастливой памяти до конца моих дней. "). Эта переписка ввела Фрейд к понятию « океанического чувства » , что Роллан развился в его изучении восточного мистицизма . Фрейд открыл следующую книгу Цивилизации и ее недовольства (1929) с дискуссией о природе этого чувства, которое он упомянул был отмечено, к нему анонимному «друг». Этот друг был Роллан. Rolland останется большое влияние на работу Фрейда, продолжая переписку вплоть до смерти Фрейда в 1939 году.

Список используемой литературы

Ромен Роллан в 1914 году, на балконе своего дома

Год Работа Заметки
1888 Amour d"Enfants
1891 Les Baglioni
1891 Эмпедокле
(Эмпедокл )
Неопубликованные в течение своей жизни.
1891 Орсино (игра) Неопубликованные в течение своей жизни.
1892 Le Dernier Procès де Луи Berquin
(The Last Trial Луи Berquin )
1895 Les Origines ей théâtre Lyrique Moderne
(Истоки современного лирического театра )
Академический трактат, который выиграл приз от Французской академии
1895 Histoire де l"Opéra авант Люлли и др Скарлатти
(История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти )
Диссертация на соискание докторской степени в Письмах
1895 Cur АРС picturae Apud Italos XVI saeculi deciderit Latin -языка тезис о снижении итальянской живописи маслом в течение шестнадцатого века
1897 Сент-Луис
1897 Арта
1898 Les Loups
(волки )
Исторический / философская драма
1899 Le Triomphe де ла Raison
(Триумф разума )
Исторический / философская драма
1899 Дантон Исторический / философская драма
1900 Le Отравление idéaliste
1901 Les Fêtes де Beethoven à Майнца
(празднования Бетховена в Майнце )
1902 Le Quatorze Juillet
(14 июля- День взятия Бастилии )
Исторический / философская драма
1902 Франсуа Милле
1903 Vie де Бетховена
(Жизнь Бетховена )
Novella
1903 Le Temps viendra
(The Time Will Come )
драма
1903 Le Театр дю Peuple
(Народный театр )
Семенное эссе в демократизации театра.
1904 La Монтеспан Исторический / философская драма
1904-1912 Жан-Кристоф Цикл из десяти томов разделен на три Series- Жан-Кристоф , Жан-Кристоф Парижского и л Fin его плавание , опубликованный Каой де л Quinzaine
1904 L"Aube Первый том серии Жан-Кристоф
1904 Le Matin
(утро )
Второй том серии Жан-Кристоф
1904 L"Подростки
(Подростке )
Третий том серии Жан-Кристоф
1905 Ла REVOLTe
(Восстание )
Четвертый том серии Жан-Кристоф
1907 Ви де Мишель-Анж
(Жизнь Микеланджело )
биография
1908 Musiciens d"aujourd"hui
(Современные музыканты )
1908 Musiciens d"Autrefois
(Музыканты прошлого )
Сборник статей и эссе о музыке
1908 La Foire-сюр-ла место Первый том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Антуанетта Второй том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Dans La Maison
(дома )
Третий том серии Жан-Кристоф à Paris
1910 Гендель
(Handel )
1910 Les Amies
(Друзья )
Первый том серии ла Fin дю плавания
1911 La Vie де Толстым
(Жизнь Толстого )
биография
1911 Le Buisson пламенный Второй том серии ла Fin дю плавания
1912 La Nouvelle Journée Третий том серии ла Fin дю плавания
1911 Жан-Кристоф: Dawn. Утро. Молодежь. восстание В английском языке, первые четыре тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1911 Жан-Кристоф в Париже: на рынке. Антуанетта. Дом На английском языке, вторые три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1915 Жан-Кристоф: Конец Поездки: Любовь и дружба. Неопалимая купина. New Dawn В английском языке, последние три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1912 L"Humble Vie héroïque
(The Humble Жизнь героя )
1915 Au-Dessus - де - ла Рукопашник
(над схваткой )
Пацифист манифест
1915 - Получил Нобелевскую премию по литературе
1917 Salut а ля рюс Révolution
(салют русской революции )
1918 Налейте l"Internationale де l"Esprit
(для международного Духа )
1918 L"AGE - де - ла - Хейн
(The Age Ненависти )
1919 Колас Брюньон Бургундская история и основа для Коласа Брюньона , оперы Дмитрия Кабалевского
1919 Liluli Играть
1919 Ле Précurseurs
(Предшественники )
1920 Клерамбо
1920 Пьер и Люс
1921 Страницы choisies
(Selected Pages )
1921 Л REVOLTe де машины
(бунт машин )
1922 Аннет и др Сильви Первый объем l"Âme Enchantee
1922 Les Vaincus
1922-1933 L"Âme Enchantee
(Очарованная душа )
Семь томов
1923 - Основана обзор Европы
1924 L"été
(лето )
Второй том l"Âme Enchantee
1924 Махатма Ганди
1925 Le Jeu де l"Amour и де ла Морт
(Игра любви и смерти )
Основание для HRA о Laske смрити , опер Яна Киккера
1926 Pâques Fleuries
1927 Mère и др филсов
(матери и ребенка )
Третий объем l"Âme Enchantee
1928 Леониды
1928 De l"Héroïque à l"Аппассионаты
(От Героическая к Страстный )
1929 Essai сюр ла загадочность де l"действие
(Изучение Mystique действий )
1929 L"Inde Vivante
(Living Индия )
Эссе
1929 Vie де Рамакришна
(Жизнь Рамакришны )
Эссе
1930 Ви де Вивекананда
(Жизнь Вивекананды )
Эссе
1930 L"Évangile Universel Эссе
1930 Гете и др Бетховен
(Гете и Бетховен )
Сочинение
1933 L"Annonciatrice Четвертый объем l"Âme Enchantee
1935 Quinze анс в военных действиях
1936 Compagnons-де-маршрут
1937 Le Chant де ла ВОСКРЕСЕНИЕ
(Песнь Воскресения )
1938 Les Страница сухоцветы де Руссо
(Бессмертные страницы Rousseau )
1939 Робеспьер Исторический / философская драма
1942 Le Voyage intérieur
(Интерьер Voyage )
1943 La Cathédrale interrompue
(прерванной собор )
Тома I и II
1945

За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды - Нобелевской премии.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу - ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и .


Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.


Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d"Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: , Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.


В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».


Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».


На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.


В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере отозвался так:

«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

Личная жизнь

Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.


Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.

Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.

Смерть

В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.


Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.

После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.

Библиография

  • 1897-1903 – цикл «Трагедии веры»
  • 1898-1939 – цикл «Театр революции»
  • 1903 – «Народный театр»
  • 1903-1911 – цикл «Героические жизни»
  • 1904-1912 – «Жан-Кристоф»
  • 1914-1918 – «Кола Брюньон»
  • 1920 – «Клерамбо»
  • 1924 – «Махатма Ганди»
  • 1925-1933 – «Очарованная душа»
  • 1927 – «Бетховен»
  • 1944 – «Пеги»

(1866-1944) французский писатель

Ромен Роллан прославился как прозаик: он автор романов «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа». Роллан известен также как драматург, литературный критик, специалист в области истории. Он был одним из крупнейших музыковедов, а кроме того - активным борцом антифашистского движения.

Ромен Роллан родился в небольшом городке Кламси в семье нотариуса. От своей матери он унаследовал необыкновенную любовь к музыке. Одно время юноша даже мечтал стать пианистом. Музыка занимала огромное место в жизни писателя и прошла через все его творчество.

В 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын смог продолжить образование. После окончания лицея он поступил на историко-географическое отделение Высшей нормальной школы - одного из лучших гуманитарных высших учебных заведений. Получив диплом историка в 23 года, Ромен уехал на стажировку в Рим. Два года, проведенные в Италии, были самыми светлыми в его жизни. В памяти Роллана Италия осталась страной, дарящей миру шедевры искусства.

Вернувшись во Францию, он блестяще защитил две диссертации: «История европейской оперы до Люлли и Скарлатти» и «Причины упадка живописи в Италии XVI века». Роллан читал курс лекций по истории искусств и истории музыки сначала в Высшей нормальной школе, а с 1904 по 1912 год - в Сорбонне, парижском университете. В это же время он начал сотрудничать с различными журналами, где публиковал статьи по истории музыки, искусства, теории народного театра. Писатель активно выступал против декадентского искусства. Задача искусства, по его мнению, воспевать жизнь и помогать человеку жить и бороться со злом, воспитывать в людях любовь к истине, отказ от иллюзий. Большое влияние на формирование взглядов Роллана-писателя оказала переписка со Львом Толстым, которого он считал своим другом и учителем. Позднее Роллан писал: «Он научил меня видеть и любить человечество».

Герои произведений Роллана - это сильные личности, могучие творческие натуры, борцы за правду и за счастье человечества. Для него герой лишь тот, «кто велик сердцем».

Его герои много страдают, они люди одинокие. Писатель разделяет мысль Толстого о том, что «истинные художники не могут быть довольными, сытыми, наслаждающимися людьми».

Ромен Роллан начал свою литературную карьеру как драматург. Первые его пьесы, объединенные в цикл «Трагедии веры» (1897-1898), не имели успеха. Писатель создает второй цикл пьес - «Драмы Революции», куда вошли 8 пьес, написанных с 1898 до 1939 год. Самые известные из них: «Волки» (1898), «14 июля» (1902), «Робеспьер» (1939).

Роллан написал также серию «Жизнь великих людей» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Толстого», «Махатма Ганди» и другие).

Всемирную известность ему принес роман «Жан-Кри-стоф», состоящий из десяти книг и публиковавшийся с 1904 по 1912 год. Эта книга об искусстве, о его силе и месте в жизни человека, о роли творца в обществе. Главный герой романа - немец Жан-Кристоф Крафт, гениальный музыкант. Он - «Бетховен наших дней». В романе описана его жизнь с момента рождения и до самой смерти, жизнь, полная страданий, потерь и борьбы. В первых четырех книгах действие разворачивается в Германии. Начиная с пятой книги и до конца романа описывается жизнь Жан-Кристофа во Франции, куда он переезжает жить и где умирает уже знаменитым композитором. В своем произведении Роллан нарисовал картину жизни Европы на рубеже двух веков. Многие исследователи называли «Жан-Кристофа» энциклопедией французской жизни на фоне жизни главного героя. Роллан отразил социальные, политические, философские, нравственные проблемы современной жизни.

В 1914 году он пишет свой второй знаменитый роман - «Кола Брюньон». Действие этой книги происходит в его родном городке Кламси в 1616 году, в эпоху Возрождения. Роман написан от лица Кола Брюньона, резчика по дереву, истинного творца и волшебника своего дела. Книга построена как дневник Кола, жизнерадостного бургундца и неунывающего оптимиста, несмотря на все несчастья и потери в жизни. Роман написан живым, народным языком, полным прибауток, пословиц.

Написанный перед Первой мировой войной, он был опубликован только после ее окончания, в 1919 году, так как многие и даже близкие друзья Роллана назвали его слишком вольнодумным и антипатриотическим.

С началом Первой мировой войны Ромен Роллан, гонимый националистически настроенной прессой, уехал в Швейцарию, где написал статьи, клеймящие как саму войну, так и ее вдохновителей. В 1915 году в Швейцарии он получил Нобелевскую премию по литературе.

Его давно интересовали идеи социализма. Но он не принимал активного участия в общественно-политической жизни страны. В период Первой мировой войны Роллан выступил в печати с серией антивоенных и антинационалистических статей, открыто приветствовал Октябрьскую революцию в России и стал большим другом Советского Союза. Роллан переписывался с Луначарским, был другом М. Горького, посвятил ряд работ В. И. Ленину. Он отходит от своей прежней идеи - стоять «над схваткой» (так назывался один из сборников его статей) - и приходит к выводу о необходимости был сослан в Иркутск. Семья вернулась в Москву, когда Михаилу было уже девять лет. После окончания гимназии в 1917 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, собираясь стать скульптором.

В те годы отец Ромма работал дежурным врачом во МХАТе, и Михаил стал заядлым театралом. Он пересмотрел все спектакли, которые шли там в то время, хорошо узнал театральный мир, а потом и сам стал заниматься в театральном кружке.

Однако вскоре учебу пришлось оставить, так как надо было зарабатывать на жизнь. Ромм устроился работать продагентом, но через некоторое время его призвали в армию. Там юноша прослужил два с лишним года и, демобилизовавшись в 1921 году, вернулся в родное училище, ставшее к тому времени ВХУТЕИНом.

Он учился в мастерской, которой руководила А. С. Голубкина. После окончания училища в 1925 году Ромм стал заниматься скульптурой: он, в частности, сделал для Первой сельскохозяйственной выставки две статуи, изображавшие рабочего и крестьянина.

Одновременно он работал в театре, писал повести и рассказы, переводил. Возможно, переводами он стал заниматься по примеру своего старшего брата Александра, который был поэтом-переводчиком.

В кино Ромм пришел в начале тридцатых годов. Он стал работать ассистентом по звуку у кинорежиссера А. Мачерета снимавшего картину «Дела и люди», а вскоре начал писать сценарии для фильмов. Первые его опыты были достаточно скромными, но третью работу заметили, главным образом потому, что по сценарию Ромма фильм «Конвейер смерти» поставил известный режиссер И. Пырьев.

После этого Ромму предложили весьма трудную и, казалось, даже неразрешимую задачу - сделать картину, которую можно было бы показать и в немом, и в звуковом варианте. Практически это означало использование минимума декораций и совсем небольшого числа актеров. После долгих поисков Ромм остановился на рассказе Мопассана «Пышка». Чтобы сделать игру актеров более выразительной, он снял всю картину на крупных планах.

Вначале картину приняли без энтузиазма, но все-таки показали ее приехавшему в СССР известному французскому писателю Ромену Роллану. Тот пришел в восторг и сказал, что Ромм очень живо воссоздал французский быт.

Стилистика немого кино преобладала и в следующей его работе - картине «Тринадцать», в которой рассказывалось о подвиге тринадцати красноармейцев. На ее съемках режиссер познакомился с актрисой Е. Кузьминой, и они вскоре поженились. В этом фильме Ромм продолжил свои режиссерские поиски, но произошло то, чего он никак не ожидал: после выхода картины его стали упрекать в... натурализме. Благодаря блестящей работе оператора Б. Волчека зритель почти физически ощущал напряжение боя. Но именно это не понравилось любителям романтизации, одним из приверженцев которой выступал писатель Вс. Вишневский. Однако зрители с восторгом приняли картину, по-своему разрешив этот спор.

В середине тридцатых годов Ромм начал готовиться к новой большой работе - постановке картины о герое Гражданской войны. Однако резкое изменение политической ситуации заставило его отказаться от завершения

сценария, написанного вместе с поэтом В. Гусевым. Не повезло и следующей картине - экранизации «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Сценарий был утвержден, композитор С. Прокофьев начал писать музыку, но картину так и не осуществили.

Вместо этого Ромму поручили снимать картину о событиях Октябрьской революции. Фильм надо было завершить к ее двадцатой годовщине. И сценарий, автором которого был А. Каплер, и состав исполнителей утверждались в самых высоких инстанциях. В роли Ленина должен был сниматься Б. Щукин, актер театра имени Вахтангова. И Ромм блестяще справился с труднейшей задачей. Весь период съемок занял два с половиной месяца. Фильм «Ленин в Октябре» был восторженно принят зрителями и критикой, хотя сам режиссер не был удовлетворен этой работой, поскольку она была заведомо конъюнктурной.

Вторая картина дилогии - фильм «Ленин в 1918 году» - должна была стать продолжением первой. Но из сценария были исключены эпизоды, рассказывающие о восстании левых эсеров, убийстве германского посла Мирбаха, Брестском мире. От режиссера потребовали отступления от исторической правды. Картина вышла на экраны в искаженном виде. Лишь после XX съезда партии в 1956 г. Ромм получил возможность сделать ее новую редакцию.

Следующая работа режиссера была диаметрально противоположной. В фильме 1943 года «Мечта» он должен был показать, как жили в тех районах, которые были «освобождены» Красной Армией в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа в 1939 году. Вместо этого на экране возник мастерски сделанный коллективный портрет обитателей «меблирашек» (меблированных комнат) в одном из городков на окраине панской Польши. В этой картине свою лучшую роль сыграла Ф. Раневская.

Во время войны Ромм впервые пробовал сниматься в качестве актера. С. М. Эйзенштейн пригласил его в свою картину «Иван Грозный», в третьей серии которой Ромм должен был играть роль... английской королевы Елизаветы. Этот замысел так и не осуществился.

В 1945 году Михаил Ромм поставил фильм «Человек № 217» и в следующем году получил за него премию международного кинофестиваля в Канне. В 1950 году вышел его приключенческий фильм «Секретная миссия».

Хотя один из этих фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. К этим работам Ромма примыкали и другие его фильмы. В 1948 году он снял картину «Русский вопрос» по пьесе К. М. Симонова. Она имела большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, удостоившись Премии мира международного кинофестиваля в Марианске-Лазне и главной премии международного кинофестиваля в Злине.

В 1956 году вышел новый фильм Ромма - политический детектив «Убийство на улице Данте». Здесь режиссер собрал настоящее созвездие актеров. Новыми красками заблистал в нем талант О. Жакова. Ромм вообще славился своим умением открывать актерские имена. Вспомним, что в этой картине впервые появился на экране М. М. Козаков.

Значительная страница в творчестве Ромма связана с дилогией об адмирале Ушакове. Однако выбор этой темы тоже не зависел от самого режиссера. Просто картина В. Пудовкина «Адмирал Нахимов» вызвала недовольство Сталина, и было решено сделать новый исторический фильм, более соответствующий духу времени. Выбор пал на режиссера Ромма и пьесу А. Штейна 1953 года «Флаг адмирала». В результате самыми удачными работами в картине стали роли исторических персонажей - Г. А. Потемкина в исполнении Б. Ливанова и Екатерины Второй в исполнении О. Жизневой. Образ же Ф. Ушакова, созданный И. Переверзевым, не вышел за пределы внешней изобразительности.

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года». Он вышел в 1962 году и получил премию международного кинофестиваля в Карлови-Вари, а в 1966 году был удостоен Государственной премии РСФСР. По определению режиссера, это произведение о молодых ученых-физиках явилось «картиной-размышлением».

Научные поиски были неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности ученого, его ответственности за судьбы людей. В картине снялись молодые актеры А. Баталов, Т. Лаврова, И. Смоктуновский.

В 1966 году Ромм поставил свой самый известный фильм - «Обыкновенный фашизм», который также был удостоен высоких наград - специальной премии Всесоюз-ного кинофестиваля и специального приза жюри кинофестиваля в Лейпциге. В документальной картине рассказывалось об истоках фашизма и тоталитаризма. Режиссер глубоко проанализировал эти явления и впервые в истории кинематографа рассмотрел их с точки зрения обычного человека.

В этом фильме советский зритель также впервые познакомился и с фашистской кинохроникой, которая была включена в картину наряду с военными архивными материалами СССР. Не менее, чем изобразительный ряд, был интересен и дикторский текст, который написал и прочитал за кадром сам режиссер.

Последний свой фильм «И все-таки я верю» («Мир сегодня») Ромм делал уже будучи смертельно больным и не закончил его. Уже после смерти мастера фильм завершили в 1976 году его друзья и коллеги М. Хуциев, Э. Климов и Г. Лавров. В нем на документальном материале поднимались вопросы о судьбах молодежи в современном мире.

Кроме работы над фильмами, Ромм много внимания уделял воспитанию молодых режиссеров. С 1949 года он преподавал во ВГИКе и в 1958 году получил звание профессора. Среди его учеников можно назвать таких выдающихся кинематографистов, как Т. Абуладзе, В. Басов, Г. Чухрай, В. Шукшин, Г. Данелия, И. Таланкин, Р. Чхеидзе, А. Митта, А. Михалков-Кончаловский, Н. Михалков.

Роллан Ромен (Rolland Romain) (1866-1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L"Histoire de l"opra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragdie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Art, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899). За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938).

Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Thtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1-10, 1903-1912). Главный герой книги - немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов - Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"vangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mle, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clrambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Роллан в Везеле (Франция) 30 декабря 1944.

Книги (1)

Жизнь Рамакришны

Знаменитый французский писатель Ромен Роллан считается одним из создателей жанра художественной биографии. Ему принадлежат жизнеописания Бетховена, Толстого, Микеланджело. В первые десятилетия XX века, когда средиевропейской интеллигенции еще только зарождался интерес к Востоку, Р.Роллан обращается к Индии, ее философии и культуре. Героем его книги стал сын скромного брахмана из бенгальской деревушки, известный всему миру под именем Шри Рамакришны (1836 - 1886).

Учение этого необычного религиозного мыслителя наложило отпечаток на все области общественной и политической жизни Индии. Более того, имя Рамакришны прочно вошло в культурное наследие всего человечества. Его идеям отдали должное такие гуманисты, как Махатма Ганди и Дж.Неру, Лев Толстой и Николай Рерих, Макс Мюллер и Ромен Роллан.

Комментарии читателей

Светлана / 14.11.2017 Это художественная литература. А все их "чудеса" - чистое фэнтези, навязываемое как правда. То же самое относится ко всем на свете "священным текстам". Это все равно, что "Житие Деда Мороза и Снегурочки". Люди, не верьте в богов, это глупо!

Наталья Ланг / 10.04.2015 Я пересмотрела несколько сайтов. Изучаю сейчас йогу. Историки индуисты на своих лекциях ссылаются на Ромен Ролана. В конце изучения каждый должен прочитать доклад по величайшим мастерам Йоги. Нужно отдать должное хорошему переводу на русский язык! Я веду речь о Рамакришне. На вашем сайте узнала, что есть в серии книга о Вивекананде.Спасибо. Прочитаю обязательно

Злата / 21.10.2014 А откуда такая уверенность в правдивости? Чтобы написать про таких людей, всегда приходится что-то добавлять от себя: никто их жизнь по часам не описывал.

Юрий / 20.07.2010 Его "Жан-Кристоф" и поныне одно из моих любимых произведений. Позже узнал, что он написал также биографии Рамакришны и Вивекананды, очень увлекательные и правдивые.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png