Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды.

Сочинение

Нам известно множество прекрасных строк о природе, нам известно множество великолепных картин и пейзажей – все они приносят нам эстетическое удовольствие, однако не каждый из нас по-настоящему способен видеть и чувствовать окружающий мир во всем его разнообразии и во всей его красоте. В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему восприятия окружающего мира.

Автор с трепетом описывает близкие его сердцу «глухие и укромные места», однако через мгновенье обращает наше внимание на то, что как бы ни любил он созерцать прекрасные пейзажи, по сути, все мы «равнодушны ко всему, что окружает нас на земле». В.А. Солоухин делает акцент на том, что именно поэтому у большинства людей природа не вызывает никаких эмоций: для них мир состоит их двух частей – «из зелени и воды», в редких случаях картина способна наполняться чем-то еще. А ведь в окружающем нас мире каждая деталь имеет огромное значение! И даже сам писатель, как бы ни любил и не ценил он природу, к собственному стыду, ловит себя на мысли, что не знает названий огромного количества цветов, грибов, птиц – можно ли такое отношение к природе назвать любовью? Автор приводит в пример реку своего детства: на ней росли «пышные груды цветов», которые, к сожалению, вызывали в поэте лишь чувство нелепости, потому как даже спустя много лет он так и не узнал их названия – ни из учебников, ни от других, более опытных жителей, «ценителей» природы.

В.А. Солоухин считает, что, к сожалению, зачастую человек не воспринимает окружающий его мир природы как источник созидания, красоты и жизненной силы.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что окружающий нас мир нужно воспринимать как неотъемлемую часть нашей жизни, как неиссякаемый источник вдохновения и жизненных сил, но, к сожалению, не все способны на такую любовь к природе, ведь она требует самоотдачи.

Проблему восприятия окружающего мира поднимает в своем рассказе «Зимний дуб» Ю. Нагибин. Главный герой, Савушкин, в силу своего возраста, имел необычный взгляд на природу: зимний лес был для него отдельным миром, волшебной страной, источником вдохновения и эмоций, а дуб – живым существом, таким же, как и все люди. Совсем другое видение имеет учительница мальчика, Анна Васильевна, она не просто не считает дуб живым существом, она пытается доказать Савушкину, что он не прав и неверно воспринимает окружающий мир – однако попав в зимний лес, учительница забрала свои слова обратно. Оказавшись в этой сказке, в невероятной красоты зимнем лесу, Анна Васильевна обрела другое видение, осознала свою ошибку и стала на шаг ближе к верному, по-детски чистому и искреннему восприятию природы.

Своим восприятием окружающего мира, своей близостью к миру природы известна героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстова «Война и мир». Девушка умела замечать прекрасное во всех деталях пейзажа, вдохновляться ими и впитывать уверенность, стремление и чистоту. Природа помогала Наташе поддерживать веру в свою мечту, а сама героиня, благодаря своему душевному богатству, умела благодарить окружающий мир своей невероятной эмоциональной отдачей, единением и искренностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас по-своему любит и ценит природу. Правильно воспринимать окружающий мир – значит видеть его во всех красках, во всех деталях и с трепетом и уважением к ним относиться.

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

Сочинение ЕГЭ по тексту Д.М.Утенкова 4.25 /5 (85.00%) 8 votes

Детское восприятие мира совсем не такое, как восприятие мира взрослыми. Дети намного чувствительней взрослых, именно поэтому они видят окружающий мир немного иначе. В своем тексте Дмитрий Максимович Утенков размышляет именно об этом и затрагивает проблему детского восприятия окружающего мира. Автор рассказывает о своем сыне, и о том, как важно в детском возрасте уделять внимание ребенку, следить за его развитием, правильно направлять его в жизни.
Позиция автора мне ясна, Д.М.Утенков считает, что детское восприятие намного чувствительнее взрослого, ведь дети больше приближены к природе. Именно поэтому так важно правильно познакомить ребенка с окружающим миром, ведь для нас небо – это просто небо, трава, деревья, облака, все это для нас обыденное, и мы не видим в нем ничего необычного, а для ребенка все это новое, интересное. Очень важно отвечать на вопросы ребенка, рассказывать об окружающем мире. Так как только в детском возрасте человек так близок к природе, о проникает в сущность вещей и видит гениальное. Позиция автора содержится в следующем предложении: «Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь…»


Я полностью согласна с позицией автора и разделяю его мнение о том, что дети ближе к природе, именно поэтому они так близко ее воспринимают. Секрет гениальности взрослого человека содержится в детском восприятии, важно сохранить детскую непосредственность и чувствительность, и тогда путь к творчеству взрослому человеку будет открыт.
Проблема детского восприятия окружающего мира хорошо освещена в литературе. Например, в рассказе А.П.Гайдая «Чук и Гек», автор показывает не только поэтическое обаяние героев, но и «безыскусственность» натуральность в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия».
А также, в рассказе А.П.Чехова «Гриша» автор передает восприятие ребенком «нового мира».Дома он рассказывает маме, стенам, кровати, где он был и что видел, не только языком, сколько руками и лицом. Все действующие лица изображены через восприятие автора. В его рассказе он выбирает детскую точку зрения для описания мира. Так как она более точна и объективна.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что детское восприятие мира – это гениальное восприятие. Ведь дети умеют радоваться яркому солнцу, дождю, просто хорошей погоде. Им, в отличие от взрослых, не нужно много причин для счастья. Все гениальные люди, в какой-то мере, имеют детское восприятие, и это замечательно. Потому что так легче проникать в сущность вещей и видеть гениальное в простых обыденных предметах.

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. Могут быть ошибки.

Текст Владимира Алексеевича Солоухина: Неполный..

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2) На самый грубый, поверхностный взгляд, этот мир состоит только из двух частей: из зелени и воды…
(3) Небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. (4) Оно то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо - розовое, то ярко - красное - перед торжественным выходом солнца, то золотисто - синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня….
(5) В следующую долю нашего внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. (7) И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зеленую парусину, то - то была дивная красота, то - то восклицали бы мы: «Земная благодать!» - глядя на ровную зеленую парусину...

*По В.Солоухину

Сочинение по тексту:

Владимир Алексеевич Солоухин - русский поэт и писатель. В своем произведении он обращает внимание на проблему восприятия окружающего мира.
А втор от первого лица повествует о природе своего края. Он пишет, что в одну минуту мы видим просто зелень, но в следующую, уже нечто подробное и сложное. В.А. Солоухин пишет о нелепости положения, он много раз видел одни белые цветы, даже не просто видел, выделял их из всех, но не знал их названия. Знал ромашки, одуванчики, ландыши и множество других цветов, но не эти.
А втор считает, что человек должен узреть весь окружающий его мир, осознавать себя частью природы, а для этого необходимо знать, как называют те или иные травы и растения.
Я согласен с автором в том, что каждый человек должен понимать природу в гораздо большем значении, считать себя частью её.
О братимся к произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети». Люди перестают понимать, что их родной и единственный дом - это природа, и она требует к себе бережного отношения. Главный герой произведения считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
М ногие люди в современном мире перестают ценить природу. Мы не чувствуем себя её частью, мы убиваем её, строя новый мир. Мы бросаем мусор, рубим деревья и ездим на машинах, отравляя окружающий нас мир.
В заключение хочу сказать, что стоит внимательнее относиться к природе, нужно беречь её, ведь она всегда нам помогала и будет помогать, если мы её полностью не уничтожим.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png