Религия джайнизм возникла в Индии в VI веке до н.э… Страна Индия очень богата всевозможными древними учениями, одним из которых является также философия джайнизм. Религия джайнизм - это наиболее влиятельная и организованная так называемая дхармическая религия, которая существует наряду с такими культами, как: буддизм, сикхизм и индуизм. Основоположником религии джайнизм считается кшатрия Вардхаману или Джину Махавиру. Если давать краткое описание религии джайнизм, то можно отметить некоторые особенности. Кратко религия и учение джайнизм таково, вот его суть: не наносить вред живым существам, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать и не стяжательствовать; боги отсутствуют.

В переводе с санскрита слова джина означает победитель. Каждое существо, в представлении джанистов или джайнов, представляет из себя индивидуальную и вечную бессмертную душу. В религии джайнизм такая душа изначально обладает бесконечным знанием и силой, а также счастьем. Однако, философия Индии джайнизм также учит, что лишь освободившись от сансары и кармы, бессмертная душа может вернуться к этому состоянию божественного сознания, то есть достигнуть состояния чистого незамутненного всеведенья. Путь для достижения этого состояния для каждого, кто решил его достигнуть, пролегает через аскетизм или тапас, что означает в ортодоксальном джайнизме через весьма суровый аскетизм, а также развитие мудрости и самоконтроля.

Религия джайнизм разделяет джайнистов или джайнов на монахов и мирян, но и те и другие соблюдают так называемые пять великих обетов: ненанесение вреда любым живым существам или обет Ахимса, воздержание ото лжи или обет Сатья, воздержание от воровства или обет Астейя, воздержание от прелюбодеяния или обет Брахмачарья и воздержание от стяжательства или обет Апариграха.
Философия джайнизм утверждает, что самым важным обетом среди других вляется Ахимса, то есть даже в помыслах непричинение любого вреда и оскорблений живому существу в любом аспекте, ни прямо, ни косвенно. Необходимо следить также за всеми своими мыслями, за своей речью и за всеми своими поступками. Однако, достигая высокого уровня аскетизма, религия джайнизм требует уважать и принимать взгляды других людей, а также их картину мира.
Религия джайнизм обозначает обет Астейя, как направленность сознания человека исключительно на духовные ценности и сокращение человеческих потребностей. Руководствуясь этим простым и универсальным принципом, необходимо всегда адекватно вознаграждать человеческий труд в рамках государственного уклада, а также ни в коем случае не присваивать чужих вещей, в том числе и оставленных кем-то или, например, потерянных.
Философия джайнизм предписывает всем монахам принимать обет безбрачия или Брахмачарья. Однако, религия джайнизм не осуждает секс, лишь предостерегая от неоправданной и неосознанной потери драгоценной сексуальной энергии в стремлении получить проходящие и мимолетные удовольствия, то есть не тратить силы впустую, а направить их на духовное развитие и просветление.
Религия джайнизм обозначает обет Апариграха как в полном объеме именно монашеским, который принимают перед вступлением в монашество. Аскетичный отказ монахов от всех материальных ценностей позволяет человеку, который выбрал такой путь развития, отделить себя от вещей, собственности, то есть различных материальных привязанностей, которые удерживают душу человека на пути к божественному сознанию или нирване.
Обычные люди или миряне, которые соблюдают обет Апариграха, стремятся осознанно не поддерживать индустрию материального накопительства, довольствуясь только необходимым и направляя все свои усилия только на духовное развитие и рост. Религия джайнизм указывает, что цель жизни человека не накопление материальных благ и не погоня за богатством, так как это лишь растрачивает жизненную энергию людей.
Религия и философия джайнизм, а также ее святые обеты очень похожи на христианские заповеди: не убий, не укради и т.д. Однако, в отличие от христианства и многих других известных религий, философия джайнизм отрицает фигуру создателя, а также божественного пантеона. Здесь сама вселенная является так сказать саморегулируемой независимой субстанцией, в которой каждая душа несет личную ответственность, как за свое существование в настоящем, так и в будущем.
Каждая душа постепенно достигает состояния божественного сознания лишь собственными усилиями. Каждый человек должен вести чистую и светлую жизнь. Религия джайнизм говорит о том, что, принося добро и пользу как себе, так и миру в целом, человек стремится к свету и освобождению.

Религия джайнизм обозначает своей целью: освобождение души от негативных эффектов, которые проявляются через несовершенные действия, а также мысли и слова. Такую цель можно достичь, лишь намеренно очищая свою карму, то есть используя так называемые три драгоценности джайнизма.
Философия джайнизм определяет эти три драгоценности как: вера в реальное существование - это правильная или совершенная вера; далее следует познание реальной природы без сомнений и ошибок, то есть правильное совершенное познание, а также нейтральное, то есть без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира или правильное совершенное поведение.
Любая вера человека – это и есть основа основ. Без веры нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения ни в какой области жизни человека. Вера - это единственная дверь, ведущая человека к Истине. Получается, что совершенная вера может быть только результатом лишь совершенного знания, которое служит отправным пунктом к освобождению или иначе мокше.
Совершенное знание сообщается джайну учителем и его получают из текстов различных священных книг. Знание, помимо всего прочего, заключает в себе понимание и самоотречение, тогда как невежество - это причина страстей, а те, в свою очередь, причины различных страданий и зависимости. Религия и философия джайнизм показывает, что люди, не понимающие причин своих страстей и не отвергающие их, остаются обречены на новые рождения и новые страдания бесконечно.
Страсти, как рассказывает религия джайнизм, это стремление к удовольствиям и наслаждениям, привязанности к этому страдающему и жалкому материальному миру. Бессмертные души тех, кто подвержен различным страстям материального мира, действительно ослеплены, так как они не видят свет истинного и бесконечного знания. Только знающий победитель или джина иначе мудрец, свободен от этого.
Религия джайнизм показывает, что мудреца не трогают мирские страсти, ведь он победил себя. Все люди подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности своей души. Такая связность вызвана отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями и колебаниями, совершаемыми в душе умом, телом и речью каждого человека. Лишь тот, кто победил себя, джайна или мудрец, тот познал истину учения Джины.
Именно поэтому аскетизм в религии джайнизм является самым мощным действенным инструментом в достижении внутренней свободы для человека. Про этику джайнизма в религии говорят просто, так как это и есть этика аскетизма. Тапас или суровая аскеза означает выжигание. Такое выжигание своей привязанности к этому миру идет через тапас тела, а именно различные посты, контроль тела или тапас сознания, то есть осознанность, контроль ума. Счастье и независимость человека находится в руках самого человека. Только сам человек может помочь себе, а не искать различных спасителей своей души вне ее во внешнем мире.
Философия джайнизм, если говорить кратко, это суровый и самоотреченный путь человека, чистый путь глубоко осознанного и ответственного решения обретения истинной свободы и достижения просветления, отказавшись от страстей материального мира.

Джайнизм является самой организованной и влиятельной. В нашей статье мы расскажем, в чем ее суть и основные принципы, а также проследим за развитием джайнизма от зарождения до нашего времени.

Что это за религия

Джайнизм возник в Индии предположительно в VI веке до н. э. Краткое описание религии состоит в отказе от насилия относительно всего живого на земле. Каждое существо для приверженцев этой философии , которая ранее могла находиться в человеческом теле. Душа является обладателем бесконечных знаний и силы.

Философия и практика джайнизма - это, в первую очередь, самосовершенствование души для получения всесилия, всеведения и вечного блаженства. Джайны полагают, что соблюдая принцип ненасилия, самообладания и аскетизма, они могут получить освобождение и будут находиться в состоянии божественного сознания и просветления.

Для приверженцев этой религии Вселенная является бесконечной и состоит из живого (дживы) и неживого (адживы). Все происходящее в мире циклично и повторяется через определенные промежутки времени. Душа мирянина может принимать различные формы: человек, недочеловек (растения, животные и прочее), сверхчеловек и существо из ада.

Джайнизм не признает систему кастового деления. Такое отрицание означает, что каждый, вне зависимости от сословия и принадлежности к какой-либо касте, способен освободиться от .

Знаете ли вы? Приверженцам джайнизма запрещено занятие скотоводством, поскольку это наносит вред животным.

Как появилось учение

Основателем этой религии считается кшатрий Джина Махавира (Вардхамана). Он признается основоположником обозначения «джина», который является самым почитаемым званием в джайнизме. Обладатель этого титула - сумевший стать свободным от сансары (реинкарнации в пределах ) и достигший дхармы (соблюдение норм и правил для поддержания космического порядка).

О направлениях

В процессе развития этой религиозной философии между ее сторонниками возникали разногласия, что спровоцировало раскол. В результате этого были образованы две основных ветви джайнизма, приверженцами которых стали:

  1. Дигамбары («облаченные в небо») - им свойственен аскетизм и отсутствие одежды.
  2. Шветамбары («облаченные в белое») - они надевают одежду исключительно белого цвета.

Знаете ли вы? При принятии в монахи, дигамбары обязательно проводят обряд выщипывания волос будущему кандидату.

Внутри этих направлений тоже произошло разделение на школы. У дигамбаров выделяют главные и второстепенные школы. К главным относятся:

  • терапантха;
  • бисапантха;
  • таранапантха.
Второстепенные школы дигамбаров:
  • гуманапантха;
  • канджипантха.
У шветамбаров выделяют такие школы:
  • стханакаваси;
  • муртипуджака;
  • терапантха.

Школа терапантха у дигамбаров отличается от школы с таким же названием у шветамбаров. Дигамбара-терапантхи ходят обнаженными и поклоняются изображениям, шветамбара-теренпантхи возражают против таких правил.

Суть и основные принципы

Главная цель этой философской системы древней Индии - очищение души от негатива, что достигается с помощью принципов под названием «Три драгоценности джайнизма». Они помогают монахам и мирянам достичь идеала и представляют собой:

  • совершенная вера - вера в реальное существование;
  • совершенное знание - понимание того, что душа и тело различны и мокши (освобождения) достигает именно душа;
  • совершенное поведение - действия должны быть свободны от симпатий и антипатий.
Последователи этой религии не признают понятие высшего божества, каждая душа самостоятельно несет ответственность за настоящую и будущую жизнь.

Практикуя аскетизм (строгий образ жизни с самоограничением и отказом от земных удовольствий) и придерживаясь этических норм джайнизма, всякая душа может обрести божественность.

Во что верят джайны: основные этические принципы

Джайнизм приписывает как монахам, так и мирянам, придерживаться основных этических принципов, несоблюдение которых сделает невозможным достижение конечной цели. Они названы «Пятью великими обетами». Строгость их выполнения зависит от принадлежности джайна к монахам или мирянам.

Ахимса

Не причинять вред всякому живому, ни в мыслях, ни в действиях. Также этот обет предписывает тщательно следить за своей речью, чтобы не допускать оскорблений других.

Все джайны вегетарианцы, они процеживают воду, которую пьют, чтобы не причинить вред незаметным живым существам.

У монахов есть особая метелка для подметания дороги перед собой, дабы обезопасить живых душ у себя на пути.

Любое живое существо, согласно этому принципу, имеет право на свой индивидуальный взгляд на мир, и джайны обязаны его уважать. Игнорирование этого может нанести косвенный вред другим, что является недопустимым.

Сатья

Воздержание от неправды. Этот принцип предписывает джайнам быть открытыми, благочестивыми и искренними.

Важно! В случае, если правдивость может повлечь за собой чье-либо страдание, джайны предпочтут промолчать, нежели говорить ложь.

Астейя

Джайнизм исключает всякие проявления воровства. Этот обет предписывает приверженцам этого учения направлять свое сознание в сторону духовности и уменьшения земных нужд.

Джайны должны быть удовлетворены исключительно тем, что достигнуто в результате личного честного труда.

Нарушением этого великого обета является:

  • присвоение чужих вещей;
  • присвоение в личное пользование вещей, которые кто-то забыл или уронил;
  • покупка вещей, стоимость которых уменьшена нечестным образом (ворованные, нелегально продаваемые).
Этот обет включает в себя вознаграждение любого человека за исполненную работу.


Брахмачарья

Запрет на прелюбодействие. Этот обет означает запрет для монахов на любые контакты сексуального характера и самоудовлетворение.

Важно! Секс в джайнизме не запрещен, но энергия, потраченная на него, считается неоправданной, в то время когда она может быть потрачена на духовное развитие.

Апариграха

Этот обет предписывает воздержание от стяжательства, его принимают перед тем, как вступить в монашество. Опираясь на этот принцип, следует всецело отречься от собственности и материальных ценностей. Кроме того, следует отказаться от дома и семьи.

Считается, что собственность и привязанности отдаляют джайна от нирваны (состояния блаженства).

Миряне, соблюдающие Апариграху, отрекаются от накопительства, довольствуются малым и устремляют все силы на духовный рост и развитие.

О современных джайнах

В отличие от остальных индийских учений, джайнизм мало распространен на Западе, а в современной Индии он представляет собой небольшую религиозную общину, численностью около 3 миллионов человек.

Но, несмотря на небольшую численность, джайнизм влияет на экономику страны, торговая и ростовщическая деятельность джайнов занимает передовые позиции в этих отраслях.

Джайнизм проповедует суровые принципы самоотречения для ответственного и осознанного достижения истинной свободы. Соблюдая все обеты и предписания, джайны становятся на путь, ведущий к обретению божественного просветления.

В джайнизме, возникшем в VI в. до н.э., речь идет о существовании бесконечного множества индивидуальных душ, которые могут достигнуть совершенства и гармонии, не теряя свое индивидуальное сознание и не растворяясь в Абсолюте. Здесь внутренняя гармония связывалась с преодолением зависимости от всех внешних вещей. Тот, кто обрел гармонию, с безразличием относится и к удовольствиям, и к страданиям. Уточним, к своим страданиям, но никак не к страданиям других живых существ. Ведь джайнизм - это религия уважения ко всем формам жизни, доведенное до логического конца (если не сказать, абсурда).

Основоположник -- Махавира.

Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала, и будет вечно существовать. Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством.

Согласно Джайнизму, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара, 12 главных императоров и 64 великих человека.

Тиртханкамра -- человек, достигший просветления и ставший примером и учителем для всех тех, кто стремится к духовному наставничеству.

В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей.

В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо.

Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.

Реальность характеризуется как «множественность», или «многосторонность», она находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения носят относительный характер, все наши знания преходящи (временны) и условны. Не существует уверенности в любом знании, и поэтому метод возможного -- самый лучший метод. На каждое утверждение правильный ответ: может быть или может не быть, да или нет.

Джайнизм считает, что утверждение А есть утверждение Б не исключает возможности того, что А не есть Б, потому что вещь может рассматриваться со многих сторон (существует 350 различных точек зрения).

Джайнизм принимает дуалистический принцип -- джива (духовное, вечное живое существо, душа) и аджива (неживая природа).

Джива действует, сама познает. Адживой называется всё, что не имеет жизни, или сознания. «Аджива» буквально означает «без души» и, следовательно, не способна к накоплению какой бы то ни было кармы. Аджива ни имеет рождения, смерти, удовольствия и страдания; она инертна. Примеры адживы следующие: ящик, машина, вентилятор, телевизор, фотоаппарат, утюг, часы и т.д.

Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные -- три или более.

Джайнизм разрешает, есть только то, что имеет две адживы -- молоко, воду, фрукты, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы -- непричинения вреда.

Ахимса - воздержание от нанесения вреда всему живому, питает смертельный страх как-нибудь случайно не повредить чьей-либо жизни (даже малейшей мошки, червячка, бактерии).

«Мир наполнен творениями, которых нельзя видеть глазом...Когда мы двигаем нашими веками, части телец этих творений ломаются и отпадают» - говорится в «Махабхарате».

Поэтому некоторые джайнисты при ходьбе подметали перед собой землю и пили фильтрованную воду.

Поскольку основной принцип поведения -- ахимса, то следуя ему джайны создают ашрамы для сирот и вдов, дхармшала -- гостиницы для паломников, лечебницы для животных.

Важно отметить, что джайнисты считали, что всякое, даже самое малейшее и незначительное живое существо потенциально, пройдя почти бесконечную цепь перерождений и воплощений в различных формах, - от стихий, растений и животных, до человека, - может стать богом. Ведь бог - это только высшее, благороднейшее и полнейшее проявление сил, заложенных в скрытом состоянии в человеческой душе. Таковы джайнистские святые (архаты), которые преодолели все недостатки и достигли совершенства. Их души вступили в состояние нирваны. В джайнизме она понимается как блаженство и покой. Такой святой свободен от действий и желаний, бесстрастен и умиротворен. Его состояние полной гармонии связано с прекращением цепи перерождений и сбрасыванием оков материального тела.

Конечно, чтобы стать архатом, нужно было быть сначала монахом-аскетом, порвавшим со всеми привязанностями мира. Что же оставалось простому мирянину? В практической жизни обычного человека, который хочет обрести гармонию и совершенство, нужно было соблюдать двенадцать «ограниченных обетов» и избегать определенных профессий. Нельзя было заниматься земледелием, поскольку, вспахивая почву, можно причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле; ремеслом, потому что металл на наковальне кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают нестерпимую боль. Но можно было торговать, заниматься ростовщичеством, стать банкиром, так как эти профессии «безопасны» для окружающей природы.

В конце I в. окончательно закрепилось разделение между двумя основными направлениями Джайнизма -- шветамбары (наиболее многочисленная, выступает против полной обнаженности, жестко выполняет кастовые правила, более ортодоксальна и стоит ближе к исходному Джайнизму) и дигамбары (ее представители ходят почти обнаженными, в настоящее время это делают только святые; низко оценивают женщин, считая их величайшим соблазном в мире и причиной греха, не допускают их в храмы).

Цель существования человека, по Джайнизму, связана с тремя драгоценностями (триратна):

правильным воззрением;

правильным знанием;

правильным поведением или абсолютно безупречной жизнью, связанной с освобождением от сансары (переселения души).

В джайнизме сансара рассматривается как мирская жизнь, характеризующаяся чередой перевоплощений, полная страданий и мучений и заслуживающая того, чтобы от нее отречься. Только высшие и наиболее совершенные достигают освобождения, поэтому они называются джина -- победившие, превозмогшие, преодолевшие. Они служат примером для всех других. джайнизм древнеиндийский философия мировоззрение

Система обетов Джайнизма требует от мирян воздерживаться от лжи и воровства; хранить тесные узы верности в супружестве. Чувственные удовольствия рассматриваются как грех, культивируется безразличие к удовольствию и боли. Миряне обязаны соблюдать периоды медитации, посвящения и аскетизма.

Медитация (лат. meditatio -- букв, «размышление») -- мыслительные действия, с помощью которых достигается состояние углубленности, возможно полного отвлечения от внешних воздействий путем сосредоточения на определенном объекте.

Аскетизм (греч. aschesis -- упражнение, подвиг) -- в религиозной практике: подавление или ограничение чувственных желаний, потребностей, устремлений, отказ от жизненных благ и наслаждений, добровольное и стойкое перенесение одиночества, физической боли, голода и т.п.

Символ джайнизма представляет собой набор различных эмблем, каждая из которых имеет глубокое значение. Контуры символа обозначают вселенную (лока).

Нижняя часть фигуры представляет семь адов (нараки).Выделяется 4 класса божеств, обитающих в нижнем и верхнем мирах. Боги каждого класса отличаются продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, способностью трансформации и т. п. Обитатели адов - нарака населяют земли нижнего мира. Всего насчитывается 8 400 000 горячих и холодных адов. Ады описываются как ямы, где живут, непрестанно мучая друг друга, бесполые дурно пахнущие существа, похожие на черных ощипанных птиц.

Средняя часть фигуры означает Землю и другие планеты, а верхняя - небесные миры богов и обитель сиддхов. Сиддхи- сверхъестественные силы, способность творить чудеса.

Поднятая рука означает «стоп». Слово в центре круга - «ахимса» («ненасилие»). Эти два символа напоминают нам, что прежде, чем сделать что-либо, следует остановиться на минуту и дважды подумать. Это даёт нам возможность тщательно проанализировать нашу деятельность, чтобы быть уверенными в том, что она не причинит никому вреда: мыслью, речью и делом. Кроме того, подразумевается, что мы не должны просить других совершить какие-либо дурные поступки или одобрять совершение таковых. Колесо на ладони показывает, что если мы проигнорируем все эти предупреждения, останемся невнимательными и продолжим совершать насилие, то, подобно тому, как колесо вращается вновь и вновь, так и мы продолжим вращаться в непрерывном цикле рождения и смерти.

Четыре «руки» свастики напоминают нам, что мы можем родиться в любом из четырёх уделов: богов, людей, животных (включая птиц, насекомых и растения) и адских существ. Нашей целью должно быть не перерождение, а освобождение. Свастика напоминает нам, что сделать это можно, лишь став одной из «опор» четырёхчастной джайнской общины.

Четыре «опоры» - это монахи, монахини, миряне и мирянки. Это означает, что сначала нам следует стать истинными мирянами, ну а когда мы сможем преодолеть наши общественные привязанности, то мы должны отречься от мирской жизни и принять монашество, которое и приведёт нас к освобождению.

Три точки над свастикой символизируют Три Драгоценности джайнизма: правильную веру, правильное знание и правильное поведение.

На самой вершине символа изображена маленькая дуга. Она представляет обитель сиддх, известную как сиддхашила. Это окончательное место покоя освобождённых душ. Точка наверху представляет сиддху. Чтобы достичь этого состояния, душа должна разрушить всю связанную с ней карму. Каждое живое существо должно прилагать усилия к достижению этого состояния освобождения.

Называется джиной . В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме . В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии , а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке , Западной Европе , на Дальнем Востоке , в Австралии и других частях мира .

Джайнистские библиотеки - старейшие в Индии .

Предписания и вероучение

Скульптура, изображающая двух основателей джайнизма: слева - Рушабха, первый из 24 титханкаров, герой легенд, чье существование не было подтверждено историками; справа - Махавира , последний из 24 титханкаров, который систематизировал и реформировал религию и философию джайнизма. Положение фигур характерно для джайниского искусства. Их тела идеализированы, почти лишены рельефности, что обусловлено упражнениями йоги, покоем и освобождением от плоти (они находятся в позе кайотсарга )

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива , санскр. जीव ) является индивидуальной и вечной душой . Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом , а не мирянином , поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму .

Последователей джайнизма называют джайнами . Высшее звание в джайнизме - джина - «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям , достигшим дхармы и освободившимся от сансары . Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых джин, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата , санскр. जीव ). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (ананта дарсан , санскр. अनन्त दर्शन् ), совершенное знание (ананта джна , санскр. अनन्त ज ) и совершенное поведение (ананта каринта , санскр. अनन्त चरित्र ), известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы . Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, - сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

  • Не причинять вреда живому (Ахимса).
  • Быть искренним и благочестивым (Сатья).
  • Не красть (Астейя).
  • Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
  • Не привязанность (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

  • Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.
  • Никогда не брать чужих вещей.
  • Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.
  • Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие .

Основные положения

Тиртханкары

Джайны верят, что истинное знание (дхарма) угасало и вновь появлялось циклически на протяжении всей истории. Тех, кто вновь открывает дхарму, называют тиртханкарами. Буквально тиртханкара означает «создатель переправы». Джайны, как и буддисты, сравнивают процесс очищения человека с пересечением бурной реки - с испытанием, требующим терпения и осторожности. «Создатели переправы» уже пересекли реку, и поэтому могут направлять других. Их также называют «победителями» (джина), потому что они достигли свободы своими собственными усилиями.

Более ортодоксальные дигамбары (санскр. दिगम्बर , digambara IAST , букв. «одетые в воздух » ) признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения первого систематизатора джайнизма Умашвати ( -V века), в частности его «Татгвартхадхигама-сутра» , Сиддхасены Дивакара (VI век), Гамачандры ( -XII века) и особенно знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра» .

Жизнь в миру

См. также

Примечания

  1. Jain Symbol . Jainworld. Архивировано из первоисточника 14 октября 2012. Проверено 29 марта 2012.
  2. Helmuth von Glasenapp,Shridhar B. Shrotri. 1999. Jainism: an Indian religion of salvation. P.24. «Thus not only nothing, from the philosophical and the historical point of view, comes in the way of the supposition that Jainism was established by Parsva around 800 BCE, but it is rather confirmed in everything that we know of the spiritual life of that period.»
  3. Dundas, Paul. 2002. The Jains. P.17. «Jainism, then, was in origin merely one component of a north Indian ascetic culture that flourished in the Ganges basin from around the eighth or seventh centuries BCE.»
  4. Helmuth von Glasenapp,Shridhar B. Shrotri. 1999. Jainism: an Indian religion of salvation. P.15 «Jainas consider that religion is eternal and imperishable. It is without beginning and it will never cease to exist. The darkness of error enveloping the truth in certain, periodically occurring aeons clears up again and again so that the brightness of the Jaina-faith can sparkle again anew.»
  5. Dundas, Paul. 2002. The Jains. P.12 «Jainism is believed by its followers to be everlasting, without beginning or end…»
  6. Varni, Jinendra; Ed. Prof. Sagarmal Jain, Translated Justice T.K. Tukol and Dr. Narendra Bhandari. Samaṇ Suttaṁ IAST . New Delhi: Bhagwan Mahavir memorial Samiti. «The Historians have so far fully recognized the truth that Tirthankara Mahavira was not the founder of the religion. He was preceded by many tirthankaras. He merely reiterated and rejuvenated that religion. It is correct that history has not been able to trace the origin of the Jaina religion; but historical evidence now available and the result of dispassionate researches in literature have established that Jainism is undoubtedly an ancient religion.» Pp. xii - xiii of introduction by Justice T.K.Tutkol and Dr. K.K. Dixit.
  7. Joel Diederik Beversluis (2000) In: Sourcebook of the World’s Religions: An Interfaith Guide to Religion and Spirituality , New World Library: Novato, CA ISBN 1-57731-121-3 Originating on the Indian sub-continent, Jainism is one of the oldest religion of its homeland and indeed the world, having pre-historic origins before 3000 BCE and the propagation of Indo-Aryan culture…. p. 81
  8. Jainism by Mrs. N.R. Guseva p.44
  9. Wolfram Alpha: Jainism: country, population, types, central figure, ... . Wolfram Alpha .(недоступная ссылка - история ) Проверено 23 июня 2012.
  10. Indian Census . Censusindia.gov.in. Проверено 1 сентября 2010.
  11. Estimates for the population of Jains differ from just over four million to twelve million due to difficulties of Jain identity, with Jains in some areas counted as a Hindu sect. Many Jains do not return Jainism as their religion on census forms for various reasons such as certain Jain castes considering themselves both Hindu and Jain. The 1981 Census of India returned 3.19 million Jains. This was estimated at the time to be at least half the true number. There are an estimated 25,000-30,000 Jains in Europe (mostly in Britain), 20,000 in Africa, 45,000 plus in North America (from Dundas Paul The Jains . - Routledge, 2002. - P. 271. - ISBN 0-415-26606-8 , 9780415266062 ) and 5,000 in the rest of Asia.
  12. The Jain Knowledge Warehouses: Traditional Libraries in India, John E. Cort, Journal of the American Oriental Society, Vol. 115, No. 1 (January - March, 1995), pp. 77-87
  13. Яблоков И. Н. История религии. В 2 томах. Том 1. 3-е издание.
  14. Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
  15. Шалаграм - Кунта Йога - Двенадцать фрактальных мандал
  16. ANEKANTVAD
  17. А. Седловская Религии мира. Том 1. Джайнизм 2006 г.

Ссылки

  • Проект:Словники/Джайнизм

Литература

  • Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
  • Костюченко В. С. Диалектические идеи в философии джайнизма. // Философские науки. - 1975. - № 6. - С. 90-98.
  • Бонгард-Левин. Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,Главная редакция восточной литературы издательства «Наука », 1980.
  • Терентьев А. А. Джайнские представления о сущности человека. - Новосибирск, 1983.
  • Лысенко В. Г. , Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М., 1994. - 383 с. ISBN 5-02-017770-9
  • Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М., 2005.-343 с. ISBN 5-02-018454-3
  • Сингх А. Корпус знания, разработанный в джайнских науках о жизни, как основание морального комплекса.// Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб., 2001. - С. 227-234. ISBN 5-89329-412-2
  • Сингх Н. Джайнская теория измерения и теория трансфинитных чисел // Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб., 2001. - С.235-252.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Экзотическая Индия привлекает своей уникальной культурой, зародившейся на заре цивилизации. Еще в 3-2 тысячелетии до н.э. на полуострове Индостан появилось одно из первых государств на Земле. Тропический климат и плодородная почва являлись благотворными факторами для развития хозяйственной деятельности, а высокий уровень материальной культуры определяла развитие духовных потребностей

Индия подарила человечеству массу открытий: хлопчатобумажные ткани и сахар, табак и перец, первые математические знания и наука о ведении войны – стратегия и тактика. Именно в Индии зародилась и первая мировая религия – буддизм, которая давала человеку возможность самосовершенствоваться, чтобы достичь Гармонии со Вселенной.

О буддизме и брахманизме знают многие, но о джайнизме, одном из ответвлений этих философских учений, известно только очень немногочисленным последователям индийских национальных религий.

Некоторые исследователи в наши дни считают, что не брахманизм породил джайнизм, а джайнизм как раз и был первым ручейком, породившим первую мировую религию. Это, конечно, спорный вопрос, но общеизвестно, что основоположником этого учения был кшатрий Джина Махаира. Само название этой религии произошло от его имени и прозвища — Джина – Победитель или Великий Герой, достоверно известно что он жил во времена царевича Гаутамы, позже названного Буддой (Просветлённым).

В молодости Джина имел семью и детей, но после смерти родителей, которая произвела на него неизгладимое впечатление, он ушел из семьи и из общества, стал проповедовать аскезу как отказ от всех земных удовольствий и привязанностей.

Основа национальной индийской религии

Известно, что по индийскому вероучению весь мир состоит из каст. То есть люди изначально не равны по своему положению, поскольку произошли из различных частей тела великана – прародителя человечества.

Из уст и ушей Бога появились брахманы – пророки и дервиши, они обладают уникальным даром- могут беседовать с Богом и передавать простым смертным его священную волю. Это самая главная каста, ее представители пользуются огромным уважением и почитанием абсолютно у всех в Индии.

Вторая каста – кшатрии, они произошли из рук и плеч Бога – воины и правители, созданы чтобы защищать и управлять простым людом.

Третья каста – вайшья произошли из беде и ног – ремесленники и скотоводы, обязаны работать, подчиняться и платить налги.

Наконец, шудры – слуги с постоянно грязными лицами, они произошли из ступней Бога – не имеют практически никакой собственности и прислуживают власть имущим. Они должны быть покорными и молчаливыми, таков их удел на земле.

И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами великана- одно прикосновение к ним заставляет все другие касты приносить жертвы Богу и проводить обряды очищения. Эти люди живут отдельными общинами и если появляются в селах, то обязаны оповещать жителей криками, песнями и звоном специального колокольчика. Выполняют эти несчастные только самую грязную работу: омывают покойников, чистят уборные, убирают грязь с улиц и т.д. Чтобы никто не прикоснулся к ним случайно, на лбу у них при рождении вырезают специальный знак, окрашенный в голубой цвет.

Таким образом, по национальному религиозному учению место любого человека определено уже при рождении и его невозможно изменить никаким способом.

Зарождение джайнизма

Джайнизм учит, что человек обязан постоянно самосовершенствоваться, то есть стремиться к единению со Вселенной, единым Космическим разумом. Но достичь этого только при помощи ненасилия. Джайнизм учит не причинять зла никакому живому существу, даже насекомому.

Душа, очистившись от всякой скверны, достигнет Нирваны, умиротворения и единения с Космосом.

Эта религия учит, что каждая душа проходит через несколько перерождений, стремясь к совершенству. Только достигнув этого состояния и вырвавшись из колеса сансары (вечного движения) можно получить состояние мокши – божественного знания и понимания законов Вселенной.

Но чтобы достичь этого состояния следует быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение об аскетизме полагает, что все страдания человека от невозможности исполнить желания и быстро получить желаемое. То есть если мы научимся подчинять свое тело разуму и не желать (есть, пить, спать, совокупляться и т.д.), то и страдать не будем. Простым смертным очень трудно стать аскетами, поскольку их плоть слаба и подчиняется законам природы.

Последователи этой религии постоянно находятся в поиске спасения и стараются раскрыть тайны человеческой души. Этого можно достигнуть, если постоянно соблюдать три неписанных «закона»:

  • Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
  • Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
  • Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.

Достигнуть Мокши или Нирваны можно только освободившись от Кармы – закона всемирной справедливости. По этому закону каждый живущий на земле отвечает за все совершенные им в прежних жизнях поступки, поэтому вырваться из этого закона очень трудно.

Чтобы этого достичь, нужно свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:

  • Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
  • Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
  • Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
  • Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
  • Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.

Данное вероучение считает, что нельзя причинять вред не только физически, но и словами, поскольку обида, нанесенная чужой душе, обязательно скажется на твоем единении с Космосом.

Образ жизни мирян – джайнов

Вероучение джайнизм чрезвычайно требовательно к своим последователям. Не только монахи, живущие в потаенных монастырях, но и простые селяне не имеют права заниматься охотой и рыболовством, а также и земледелием, поскольку при этом можно поранить или даже убить насекомых, живущих в почве.

Поэтому чтобы выжить джайнам нужно искать позволенные занятия, к таким занятиям относятся: ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Именно поэтому хотя последователей этой религии из-за жестоких требований было мало, но они играли заметную роль в экономической и политической жизни древней Индии.

Раскол в вероучении

Сам великий Джина, основатель религии, проповедовал отречение от всего земного, отказ от пищи, от крова и одежды. Этот бывший воин спал под деревом, ел только один раз в сутки и самую простую и неприхотливую пищу и был одет в набедренную повязку.

Его последователи свято соблюдали все правила поведения, но некоторые из них в своем отказе от всего земного пошли дальше. Так, например, дигамбары- одетые в белый свет- ходили полностью обнаженными, считая одежду излишней роскошью и данью земным законам. Правда, женщинам позволено закрывать свое тело легкими тканями, но при этом именно женщин не смогут достичь Нирваны и освободиться от законов Кармы. То есть им придется пройти столько кругов сансары, сколько будет необходимо, чтбы родиться в теле мужчины.

В свою очередь, шветамбары – одетые в белую одежду- одевались в легкие ткани белого цвета. Они считают, что одежда не влияет на духовное состояние человека.

При этом шветамбары не считают, что женщины не смогут достичь просветления, для них половая принадлежность не играет никакой роли в духовном становлении человека. Ведь пол принадлежит телу, а не душе, а именно душа и должна достичь состояния монши. Поэтому любой человек должен соблюдать правила и требования своего религиозного учения и стремиться к самосовершенствованию.

Основные ордена джайнов

На сегодняшний день джайны имеют четыре основных направления:

  • Дигамбары – проповедуют отказ от любой одежды, их численность очень мала, едва достигает 500 человек.
  • Станаваси – живут в небольших поселениях и владеют кое-каким имуществом, которое им жертвуют милосердные люди.
  • Муртипужи – поклоняются изготовленным из камня или дерева идолам.
  • Шветамбары – самый многочисленный и старый орден из всех существующих. Число исповедующих это учение достигает 10 тысяч человек.

По убеждению шветамбаров все их страдания, проблемы и неприятности способствуют скорейшему очищению души. Последователи этого учения постоянно ходят пешком без обуви и даже осторожно расчищают себе путь травяной метелочкой, чтобы ненароком не раздавить какое-либо насекомое.

Кроме этого, монахи носят на лице марлевую белую повязку, чтобы при вдохе случайно не проглотить мелкое насекомое и не повредить своей душе.

Основной философский вопрос джайнов

Всякий исповедующий эту религию постоянно задает себе вопрос: «Кто я таков и для чего я пришел на землю?»

Ответ, который нужно получить, звучит примерно так: «Я – человек, который имеет бессмертную душу, поэтому я не должен совершать самый страшный грех – самоубийство. Что бы ни случилось со мной, я должен с достоинством выдержать и вынести все испытания. Я не должен также совершать убийство, поскольку у всех живущих на земле есть душа и эта душа так же как и моя стремится к совершенству».

Чтобы достичь полного слияния с душой, человек должен отказаться от физической пищи и стремиться питаться только солнечным светом и воздухом. Конечно, это очень трудно и под силу только избранным.

Основа философии джайнистов заключается в вечном пути: от грязи физического тела к единению со своей светлой душой через страдания, боль и аскезу.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png