План
Введение
В повести «Детство» рассказывается о становлении личности маленького человека.
Основная часть
Рассказ ведется от первого лица, что дает возможность показать события более достоверно:
- отношения между бабушкой и внуком;
- отношение деда к внуку;
- автор даёт оценку событиям;
- цель писателя - «рассказ про душный круг жутких впечатлений»;
- события детства передаются писателем очень подробно.
Второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши.
Заключение
Описывая детство, Горький создал своеобразное по жанру произведение - автобиографическую повесть.
В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения - автобиографическая повесть. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжелая трудовая жизнь рабочего класса, а еще через несколько лет в 1922 году
М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».
Повесть «Детство» автобиографическая. Вспоминая свое детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алеши. Рассказ в повести ведется от первого лица, от имени главного участника событий. Это дает возможность писателю, показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердцу моему, самом понятном и дорогом человеке - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького - не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - да и по сей день живет - простой русский человек».
События детства переданы писателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Горьковское произведение «Детство» небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персо- нажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
Итак, описывая детство, раннюю стадию становления маленького человека, М. Горький создает произведение, своеобразное по жанру - автобиографическую повесть.

В основе сюжета повести М. Горького “Детство” факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии “Детство”, где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии “В людях”, в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал

Третью часть трилогии – “Мои университеты”.
Повесть “Детство” автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о “самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни”, то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать “про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек”.
События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, “дни нездоровья” стали для мальчика “большими днями жизни”. Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце “стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой”.
Горьковское произведение “Детство” имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.
Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: “.да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.
М. Горький, выражая авторскую позицию, описывает “свинцовые мерзости дикой русской жизни”, выбирает для своего повествования особый жанр – автобиографическую повесть.

  1. Введение “Старуха Изергиль” Максима Горького заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное, Необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного Спокойствия. Нечто...
  2. Повесть “Дело Артамоновых” – это как бы история жизни трех поколений знакомой М. Горькому купеческой семьи. Ничего не скрывая, с ясностью и глубиной исторического мышления автор рассмотрел Артамоновых как представителей...
  3. Фабрика это не хлеб сеять, не картошку садить. Это задача. М. Горький В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя Дело...
  4. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. “Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас...
  5. Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним – Горький – отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя....
  6. Индивидуальность Горького представляет интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом. Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а между тем ему доступна высшая форма этого чувства, та,...
  7. Роман “Мать” – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и...
  8. Идеей подвига как примера для людей проникнута и “Песня о Соколе”. Центральный персонаж “Песни” предстает, на первый взгляд, как чисто традиционный: сокола давно принято изображать как гордую свободолюбивую птицу. И,...
  9. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом....
  10. 1. Общие характеристики раннего творчества. 2. Главные темы периода. 3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. 4. Два начала в мировосприятии М. Горького....
  11. “Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” М. Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы,...
  12. В начале своего творческого пути А. М. Горький писал преимущественно романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными людьми, порожденными вымыслом писателя. Большинство же своих произведений Горький создал в 1900-е...
  13. Скорым и неправым был его суд над деревней в статье “О русском крестьянстве” (1922), в которой русский мужик уличался в жестокости и “слепоте разума”, в том, что в деревне преобладают...
  14. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в...
  15. В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького “Челкаш” Драма, разыгравшаяся между Чеклашом и Гаврилой, со­стояла в том, что Челкаш спровоцировал, сам того не желая, попытку Гаврилы убить его....
  16. Публицистические произведения, созданные за границей в 1906 году, Горький объединил в два цикла, исходя из их жанровых особенностей. Первый цикл – “В Америке” составляют три очерка: “Город Желтого Дьявола”, “Царство...
  17. В нашем сознании сегодня М. Горький (Алексей Максимович Пешков, 16 28.III.1868, Нижний Новгород – 18.VI.1936, Горки под Москвой, прах похоронен в Кремлевской стене) – непростая проблема. Время, особенно нынешнее, испытующее,...
  18. Сочинение по творчеству М. Горького. Письмо. Здравствуйте, Алексей Максимович, пишет вам земляк с вашей малой родины, из Нижегородской области, ученик одиннадцатого класса сельской школы. Мы в школе только-только закончили изучать...
  19. Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний...

"Детство" Л. Толстого - начальная часть романа "Четыре эпохи развития", задуманного летом 1850 года. Повесть была опубликована в журнале"Современник" в 1852 году. "Второй эпохе" была посвящена повесть "Отрочество" (1854), третьей - "Юность" (1857); "Молодость", "эпоха четвертая", написана не была. В 1859 году главы "Учитель Карл Иванович" и"Разлука" под заглавием "История моего детства" были помещены в"Сборнике избранных мест детских писателей".

Несмотря на то, что повесть не предназначалась Л. Толстым для детского чтения, она в некоторой переделке появилась в "Русской хрестоматии"А. Филонова, а в хрестоматию А. Галахова была включена глава "Поездкана долгих".

В идейно-художественной системе Л. Толстого категория детства сопрягается с основными нравственно-философскими исканиями писателя.

Детство понималось Толстым как естественное человеческое начало, противостоящее тщеславию, войне, смерти; как возможность сопереживания,сочувствия, движения человека к другим людям. Это особое душевное состояние человека, мера зрелости его души. И в любимых персонажах писателя воплощается детское начало, которое, как выражение естественногов человеке, всегда противостоит искусственному, фальшивому, ложному.

В трилогии впервые в русской литературе была поставлена проблемаформирования характера. В сознании героя – Николеньки Иртеньева – отразился весь богатейший мир впечатлений: детских, отроческих, юношеских, семейных, сословных, внесословных. Постепенно происходит их переработка, вследствие чего меняется герой: он подлинно "движется", какдвижется вокруг него мир.

"Детство" - это взгляд человека из взрослого мира назад, в детский. Однако читателю открывается вся чистота и наивность восприятия мира ребенком и от имени ребенка.

Между первым и вторым днями проходит месяц. В ткани повествованияих разделяет взволнованное лирическое отступление, где совмещаются двавременных пласта – прошлое, в котором осталось очарование детства, и настоящее, откуда повествователь смотрит на себя – ребенка.

События второго дня относятся к пребыванию Николеньки с отцом вМоскве, в доме бабушки. Это подготовка к бабушкиным именинам (сочинение стихов), гости, мазурка, впечатления от новых знакомств, таинственность и неизвестность первой влюбленности.


Через полгода после описанного - события нескольких дней, в течениекоторых из письма узнают о болезни матери, совершается отъезд в деревню, происходят похороны. Заканчивается повесть рассказом повествователя о том, что произошло в деревне, когда, похоронив мать, Николенька уехал в Москву. Это проникновенные слова о Наталье Савишне, о том, какпрошли ее последние дни. Данный фрагмент произведения размыкает хронологические (с 18 августа приблизительно по 18 апреля) границы повествования, относящегося к детству.

Самих событий в повести совершается немного. Безусловно, они обозначают жизненные вехи. Однако куда важнее вехи внутренние, впечатления, которые являются этапами переживания и взросления. История впечатлений и составляет содержание "Детства". Эти впечатления текучи: онизаставляют маленького человека недоумевать, потому что одно и то жеможно, оказывается, понимать и трактовать по-разному, и оба пониманияокажутся правильными, при этом абсолютно незаметной оказываетсягрань, которая отделяет одно от другого.

"Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова (1791-1859). Это произведение, вышедшее в 1858 году, явилось продолжением "Семейной хроники" (1856) - рассказа о семействе Багровых, повествование о которыхбыло основано на автобиографическом материале. "Детские годы…" былизадуманы как книга о детстве и вместе с тем - как книга для детей , которую писатель посвятил своей шестилетней внучке - это был подарок кодню ее рождения.

Но именно вторая половина задачи (написать книгу для детей ) создавала для Аксакова наибольшие затруднения, и он обращался ко многим знакомым литераторам за советами и помощью. Одним из первых в их числебыл И.С. Тургенев, который горячо поддержал замысел Аксакова. В обращении "К читателям" автор пишет о том, что содержание повести составляют рассказы о своих детских годах Сергея – внука Степана МихайловичаБагрова. Во "Вступлении" Сергей Багров обращает внимание на то, что длянего важна не собственно последовательность событий, а яркость красок,живость происходящего, в действительности которого он не сомневается.

"Детские годы Багрова-внука" - это рассказ о детстве Сережи от младенчества до девятилетнего возраста. Ткань произведения складывается издвух неравнозначных по объему пластов: "Отрывочных воспоминаний",относящихся к самым первым впечатлениям детства и лишенных какой быто ни было причинно-следственной обусловленности, и "Последовательных воспоминаний" - их содержание, как правило, приурочено к определенных обстоятельствам, событиям, которые связаны с семьей мальчика.

Багровы живут в Уфе, откуда они выезжают в деревню. Названия семиглав из восемнадцати говорят о путешествиях и переездах: "Дорога на Парашино", "Дорога из Парашина до Багрова", "Возвращение в Уфу к городской жизни" и т. п. Главный герой повести – Сережа Багров – восприимчивый, чуткий мальчик, способный к сильным чувственным и глубоким переживаниям. Писатель рассказывает о том, под влиянием чего формируется внутренний мир ребенка.

В первую очередь, это красота природы, умение видеть которую в Сереже воспитывает отец, Алексей Степанович Багров. Помещик, ведущийхозяйство, он многое рассказывает сыну. Так, в Парашине по пути намельницу они видят удивительные парашинские родники, которые приводят мальчика в восторг: они были наполнены такой прозрачной водою, чтоказались пустыми; вода по всей колоде переливалась через край, падая побокам стеклянною бахромой".

Могучая сила природы поражает Сережу. Переправляясь с родителямичерез Белую, мальчик боится, но его приводит в восторг величие реки,красоту которой он чувствовал.

В повести природа дана не как фон, не как красивая декорация; она,описанная без излишнего умиления, является частью жизни, формируетдушу ребенка, который учится видеть ее сложную жизнь в многообразныхсвязях с человеком. И здесь ему помогает Евсеич – его дядька, крепостной,нежно любивший мальчика, оберегавший его от всех бед и любовно называвший его "соколиком". Он объясняет мальчику многие законы жизниприроды; эти объяснения просты и доходчивы, потому что Евсеич "переводит" на язык обычных бытовых представлений сложные природные закономерности. Дядька учит мальчика ловить рыбу, и рыбалка становитсяСережиной страстью. Однако ему не нравится ловля рыбы сетями: в этомпропадает дух соревнования с природой. Мальчик испытывает удовольствие от ловли удочкой.

Кроме впечатлений от природы, внутренний мир мальчика формируетсяпод влиянием чтения, которое он рано полюбил. Самое сильное впечатление произвел на него журнал Н.И. Новикова"Детское чтение для сердца иразума", неполный комплект номеров которого подарил мальчику уфимский сосед. В основном, книги оказываются наиболее востребованы Сережей во время болезней или зимой, когда невозможно долго находиться наулице.

С замиранием сердца слушает Сережа сказки ключницыПелагеи - "Аленький цветочек", "Жар-птицу", "Царь-девицу", "Иванушку-дурака", "Змея Горыныча. Не все прочитанное самостоятельно мальчикпонимает. Так, планы и чертежи он лишь разглядывает, по-своему растолковывая сестрице, "что каждая фигура представляет и значит". Однакомногое запоминает надолго: детские песни из книги Кампе он выучилнаизусть, а книга Ксенофонта сделалась любимым чтением, и, став взрослым, Багров помнит ее.

Книги важны не только потому, что они несут информацию, а потому,что они развивают фантазию мальчика, пытливость его ума, эмоциональную память, вызывают "великое наслаждение, восхищение", учат фантазировать: не понимая, что значат фигуры чертежей, Сережа придумывает ихзначение для сестры.

Сережа переживает многие - и трагические, и радостные – семейные события. Вместе с родителями он оплакивает смерть деда и бабушки, радуется рождению младшего брата. А об исторических событиях Сережа узнаетиз разговоров взрослых и по-своему воспринимает их. Так, по-детски переживается кончина Екатерины II и восшествие на престол Павла I: Сережа обижается, что детей не приводят к присяге, пытается понять слухи отом, что "теперь-то гатчинские пойдут в гору"; замечает новый покройсюртуков и платьев жен служащих чиновников, поскольку видит, какуюкурточку с шитьем, как на мундире отца, поверх платья носит его мать, иво что одет отец.

Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живетвпечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответствующие толкования и понятия и закрепляя в своей памяти. Когда же герою повествования это не удается, на помощь приходит Багров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два голоса.

Повествование в "Детских годах" прекращается накануне начала новоговозрастного этапа, когда детство кончается и начинаются дальнейшие"важнейшие события в жизни…" Изображение взрослеющего, мужающегочеловека со своим событийным и духовно-эмоциональным миром, беспрестанно и качественно меняющимся, - вот главный пафос книги "Детскиегоды Багрова-внука".

Повесть о детстве как самобытное явление литературы продолжает своё развитие и в конце XIX века, и в начале XX века в творчестве писателей самых разных направлений, обратившихся к традиции Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова. Это Н.Г. Гарин-Михайловский («Детство Темы», 1892), М. Горький («Детство», 1913–1914), А. Белый («Котик Летаев», 1914–1915), А.Н. Толстой («Детство Никиты», 1922), П.С. Романов («Детство», 1926), И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», 1930), И.С. Шмелев («Лето Господне», 1927–1948).

Тема детства в произведениях М. Горького . Рас​сказы писателя для детей публиковались еще до революции. В 1913-1916 годах Горький работал над повестями «Детство» и «В людях», продолжившими традицию автобиографической про​зы о детстве. В рассказах писателя дети часто оказываются несчастными, обиженными, порой даже гибнут, как, например, Ленька из рас​сказа «Дед Архип и Ленька» (1894). Пара нищих - мальчик и его дедушка - в своих странствиях по югу России встречаются то с людским сочувствием, то с равнодушием и злобой.

«Скучную и нелегкую жизнь изживал он», - говорит писатель о Мишке, герое рассказа «Встряска» (1898). Подмастерье в ико​нописной мастерской, он делает множество самых разных дел и за малейшую промашку его бьют. Но вопреки тяжести быта маль​чик тянется к красоте и совершенству. Увидев клоуна в цирке, он пытается передать свое восхищение всем окружающим - масте​рам, кухарке. Оканчивается это плачевно: увлекшись подражанию клоуну, Мишка случайно смазывает краску на сырой еще иконе; его жестоко избивают. Когда он, со стоном схватившись за голо​ву, упал к ногам мастера и услышал смех окружающих, то этот смех «резал Мишке душу» сильнее физической «встряски». Ду​шевный взлет мальчика разбивается о людское непонимание, оз​лобленность и равнодушие, вызванные монотонностью, серой буд​ничностью жизни. Избитый, он во сне видит себя в костюме кло​уна: «Полный восхищения пред своей ловкостью, веселый и гор​дый, он прыгнул высоко в воздух и, сопровождаемый гулом одоб​рения, плавно полетел куда-то, полетел со сладким замиранием сердца...» Но жизнь жестока, и назавтра ему предстоит «снова проснуться на земле от пинка».

Свет, идущий от детства, уроки, которые дают дети взрос​лым, детская непосредственность, душевная щедрость, бессребреничество (хотя часто им самим приходится зарабатывать на жизнь) - вот чем наполнены рассказы М.Горького о детях.

Сказки. Горьковские «Сказки об Италии» (1906-1913) носят такое назва​ние условно: это рассказы о стране, в которой он провел долгие годы. Но есть у него и подлинные сказки. Первые из них предназначались для сборника «Голубая книжка» (1912), адресованного маленьким детям. Вошла в сбор​ник сказка «Воробьишко», а другая - «Случай с Евсейкой» - ока​залась для этого сборника слишком взрослой. Появилась она в том же году в приложении к газете «День». В этих сказках действуют чудесные, умеюшие разговаривать животные, без которых ска​зочный мир не мог бы существовать.

Воробьишко . Пудик летать еше не умел, но уже с любопыт​ством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что та​кое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любозна​телен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут - тогда и ветра не будет); почему это люди бескры​лые - им что, кошка крылья оборвала?.. Из-за непомерного лю​бопытства Пудик и попадает в беду - вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сраже​ние между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел... Все кончилось благопо​лучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».

В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка - непо​средственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу.

Характер героя в сказке «Случай с Евсейкой » посложнее, ибо герой и по возрасту старше Пудика. Подводный мир, где оказыва​ется мальчик Евсейка, населен существами, которые находятся друг с другом в непростых отношениях.

В свои отношения подводные жители пытаются втянуть и Евсейку. Он же стойко сопротивляется: они - рыбы, а он - человек. Ему приходится хитрить, чтобы не обидеть кого-нибудь неловким словом и не навлечь на себя неприятностей. Реальная жизнь Евсейки переплетается с фантастикой. «Дуры, - мысленно обраща​ется он к рыбам. - У меня по русскому языку в прошлом году две четвёрки было». К финалу действие сказки движется через цепь забавных ситуаций, остроумных диалогов. В конце концов оказы​вается, что все эти чудесные события Евсейке приснились, когда он, сидя с удочкой на берегу моря, заснул. Так Горький решил традиционную для литературной сказки проблему взаимодействия вымысла и реальности. В «Случае с Евсейкой» много легких, остроумных стихов, охотно запоминаемых детьми.

Еще больше их в сказке «Самовар», кото​рую писатель включил в первую составленную и отредактирован​ную им книгу для детей - «Елка» (1918). Этот сборник - часть большого плана писателя по созданию библиотеки детской лите​ратуры. Сборник был задуман книжкой веселой. «Побольше юмо​ра, даже сатиры», - напутствовал Горький авторов. Чуковский вспоминал: «Сказка самого Горького "Самовар", помешенная в начале всей книги, есть именно сатира для детей, обличающая самохвальство и зазнайство. "Самовар" - проза в перемежку со стихами. Вначале он хотел назвать ее "О самоваре, который за​знался", но потом сказал: "Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь!" - и переделал заглавие».

Сказка много раз переиздавалась. В ней нашли свое отражение взгляды М.Горького на народную сказку как на неиссякаемый источник оптимизма и юмора, к которым необходимо приобщать и детей, а также его подход к литературной обработке фольклора.

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

И. Шмелев – талантливый писатель русского зарубежья, прославившийся такими произведениями, как «Человек из ресторана», «Богомолье», «Лето Господне». Последнее из них было написано автором в годах во Франции, куда по приглашению Бунина писатель вместе с женой в 1922 году после расстрела сына чекистами выехал за границу. Жил вначале в Германии, затем во Франции. Умер в 1950 году от сердечного приступа и похоронен на на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

«Лето Господне» - произведение мемуарно-биографического жанра. Писатель повествует «Из дали лет о детстве, Москве, России». Критик В. Курбатов считает, что Шмелев «догадался спастись от одиночества и изгнания возвращением в плоть детства», поэтому для него воспоминания детства – это и связь с потерянной родиной, и тоска по ушедшему быту дореволюционной России, обычаям, традициям, и память о дорогих и близких людях, и, может быть, надежда вновь увидеть родной край, землю, людей. Повесть делится на три части: «Праздники», «Радости», «Скорби».

Шмелев следует традиции русской литературы, тех ее писателей, кто рассказал о своих детских впечатлениях, считая, что они основа духовного роста. Это такие произведения, как «Детские годы Багрова-внука» , «Детство Темы»-Михайловского, «Детство», «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Детство» М. Горького.

Эта мысль обращает память к роману И.С.Шмелёва «Лето Господне». Сам писатель вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. <…> Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. <…> Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог».

Вопрос о цене социальных преобразований (поднятый ещё писателями XIX века) встает на протяжении всего творчества Шмелева. Потеря Бога в душах людей – вот что страшит автора романа «Лето Господне». И тема детства для него – это выход из положения неверия. Она помогает писателю вновь прийти к вере, к Богу.

Всё, о чем рассказывается в автобиографическом цикле Шмелева (романы «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное»), увидено глазами семилетнего мальчика Вани, но за ним стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший тот путь, который его герою ещё только предстоит. Отсюда – соединение силы художественного изображения (яркость, красочность, «материальная ощутимость» действительности – ведь ребенок почти лишен рефлексии, все его внимание устремлено на окружающий мир) с глубиной философского осмысления изображенного.

Добавить в будущем Астафьева и Пастернака


В произведении «Детство» раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький.

У него рано умер отец, причем не своей смертью. Многое ему дала бабушка. Она старалась всегда приободрить внука. Мать свою он боялся. Это была замкнутая, строгая женщина, которая не давала тепла сыну.

С малых лет он узнал жестокость и ненависть. Все это практиковалось у деда. Его взгляды на воспитание противоречили отцовским взглядам. И маленькому мальчику пришлось познать все методы наказания семьи матери.

Приходилось заучивать молитвы, которые он не понимал. Их значение ему не объясняли. У него изменилась полностью жизнь. Многочисленные родственники влияли на характер ребенка.

К школьному возрасту он познал нищету. У него не было учебников, поэтому его отстраняли от занятий. А в самом доме были постоянные побои бабушки братьев. Ощущалась жестокость с их стороны, так как он не мог им ответить. И его отправляют » в люди», чтобы смог себя обеспечить.

Что самое лучшее это детские годы. Они оставляют отпечаток на развивающейся личности на всю жизнь. И очень важно, как проходит взросление детского организма. Что день за днем наполняет его душу. Чему он учиться и что познает.

И так, детям необходимо, чтобы рядом были личности, которые вкладывают чувство нежности, душевной радости, сочувствия и сострадания ближним.

Ребенок — личность и требует к себе уважительного отношения.

В детские чистые души надо закладывать все добрые, чистые частицы. Обучать добрым поступкам, умению прийти на помощь. Не отказывать в помощи ближним людям.

Важнейшим являются традиции, заложенные в семье. Умение прощать друг другу, заботиться друг о друге. Жить со всеми в мире и согласии.

Очень важно, чтобы у ребенка было все необходимое для обучения. И он больше видел добрых поступков, чистых мыслей и слышал прекрасные слова в мире. Развивал свой талант, а не отчаивался и опускался на дно. Старался противостоять злу и боролся с плохими поступками. Уважал свою мать и ценил ее. Ведь она дала ему жизнь, выкормила и вырастила его.

Писатель Максим Горький огромную часть своего творчества посвящал детям. Не просто писал детские рассказы о приятных и милых моментах в жизни, а писал о трудностях, с которыми иногда сталкиваются не только взрослые люди, но и дети. И вот в произведении «Детство» мы видим, как описываются реальные жизненные ситуации автора. Весь внутренний монолог этого произведения позволяет нам понять внутренний мир героя. Эта повесть автобиографическая, дающая понять, что все переживания и жизненные ситуации автор пропустил через себя и возможно когда-то сталкивался с ними в реальной жизни.

В нашем понимании детство это радостная и беззаботная пора, но в это произведении автор наделяет героя взрослыми проблемами, которые очень часто отражаются в будущей жизни. Очень грамотно раскрывается путь становления и развития личности.

Начинается все с воспоминаний о счастливом детстве с родителями, потом смерть родного человека и первые шаги на взрослом этапе пути. Рассказ ведется от первого лица, от маленького мальчика Алеши. Вся сюжетная линия и все второстепенные персонажи открывают чувства маленького героя и его положительные качества. Так же они дополняют образ мальчика. После переезда к бабушке и к дедушке в эту странную жизнь ему приходится учить молитвы и читать библию. Как бы ему в этом доме не нравилось, он находит себе людей близких по духу это мастер Григорий и подмастерье Цыганок. Это дает нам более глубоко понять жизненные переживания и чувства мальчика, так же как ему тяжело после переезда в незнакомые стены.

Особенно очень ярко выражаются чувства и любовь к бабушке. Все эти переживания заставляют мальчика взглянуть на мир уже детскими глазами, а взрослыми более осмысленными. Иногда слова маленького Алеши наводят на мысль, что он уже познал многие жизненные ситуации. А ведь в таких ситуациях очень важна поддержка взрослых. В этом произведении эту роль играла бабушка. Ее голос, тихие рассказы, глаза все это помогло мальчику проснуться от всех проблем. От прочтения этого образа создается такое чувство, будто глаза бабушки светятся теплотой и любовью. Она становится ему лучшим другом. Мы видим бабушку полной противоположностью деда, которая всегда готова прийти на помощь. Она переживает из-за суровости деда, умеет ценить окружающую красоту и этим пользуются все окружающие ее люди. Именно этот образ создан для мальчика, для того чтобы его уберечь от проблем в жизни, и помогает держаться на плаву даже в самые тяжелые времена.

Очень контрастно описана ситуация, когда дед избивает нашего героя за испорченную скатерть. Это происшествие открыло мальчику глаза на характер людей и окружающие его боль и равнодушие. И здесь бабушка выступает в роли ангела, она хватает на руки избитого Алешу. Автор очень точно наделяет героя переживаниями из своего мира, давая понять что мысли и впечатления автора очень для него важны. Даже когда они беднеют, Алеша, побираясь, приносит бабушке всю мелочь.

Автор на всем протяжении повести учит нас состраданию к чужим человеческим проблемам, быть добрее к окружающему миру и дарить доброту и любовь. Так же учит, не смотря на все трудности, расти отзывчивым и добрым. Особенно говорит о том, что нужно быть добрее к ближнему своему и никогда не отказывать в помощи неизвестным людям.

Детство Максима Горького, одного из лучших русских писателей, прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Звали его тогда Алешей Пешковым, годы, проведенные в дедовском доме, были насыщены событиями, не всегда приятными, что и позволило в дальнейшем советским биографам и литературоведам толковать эти воспоминания как обличительное свидетельство порочности капитализма.

Воспоминания о детстве зрелого человека

В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он - почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.

В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» - повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.

Автобиографический сюжет

После смерти отца мать забирает детей и везет их на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород, к деду. Младенец, брат Алеши, в дороге умирает.

Принимают их вначале доброжелательно, лишь возгласы главы семейства «Эх, вы-и-и!» выдают былой конфликт, возникший на почве нежелательного замужества дочери. Дед Каширин - предприниматель, у него собственное дело, он занимается окраской тканей. Неприятные запахи, шум, непривычные слова «купорос», «фуксин» раздражают ребенка. Детство Максима Горького проходило в этой суматохе, дядья были грубы, жестоки и, по всей видимости, глуповаты, а дед обладал всеми замашками домашнего тирана. Но все самое тяжелое, получившее определение «свинцовых мерзостей», было впереди.

Персонажи

Множество бытовых подробностей и разнообразие отношений между персонажами незаметно чаруют каждого читателя, взявшего в руки первую часть трилогии, которую написал Максим Горький, «Детство». Главные герои повести разговаривают так, что их голоса, кажется, витают где-то рядом, настолько индивидуальна манера речи у каждого из них. Бабушка, чье влияние на формирование личности будущего писателя невозможно переоценить, как бы становится идеалом доброты, в то же время драчливые братья, охваченные алчностью, вызывают чувство брезгливости.

Хорошее Дело, соседский нахлебник, был человеком чудаковатым, но при этом, очевидно, обладал незаурядным интеллектом. Именно он учил маленького Алешу выражать мысль правильно и внятно, что, несомненно, повлияло на развитие литературных способностей. Иван-Цыганок, 17-летний подкидыш, воспитывавшийся в семье, был очень добрым, что проявлялось порой в некоторых странностях. Так, отправляясь на рынок за покупками, он неизменно тратил денег меньше, чем следовало предположить, а разницу отдавал деду, стремясь ему угодить. Как выяснилось, чтобы сэкономить, он приворовывал. Чрезмерное старание и привело к его преждевременной смерти: он надорвался, выполняя хозяйское поручение.

Будет лишь благодарность…

Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.

Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png