8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о ‘жестоких нравах’ города Калинова?
Рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова, Савел Прокофьич является одним из ярких представителей этих нравов.
Так, в его диалоги с Кабанихой нам раскрываются его черты.
Одной из них является его жадность, любовь к деньгам: «заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает». Также, Дикой предстает алчным, жадным человеком. Он богатый человек и не отказывает себе ни в чем, тем не менее не хочет помогать нуждающимся. Дикой очень грубый человек и любит ругать людей: «…приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю».
Таким образом, рассуждения Дикого выявляют такие качества, как жадность, грубость, алчность. Это подтверждает слова Кулигина.
9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
Во многих русских произведениях показаны взаимоотношения властных и подначальных. Пьесу А.Н.Островского «Гроза» можно сопоставить с такими произведениями, как «Недоросль» Д.И.Фонвизина
Так, в произведении «Недоросль» госпожа Простакова очень схожа с Кабанихой. Они обе держат в подчинении весь дом. Госпожа Простокова держит весь дом в подчинении. Она бьет не только своих крестьян, но и мужа («Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…»). Она плохо обращается со всеми, кроме своего любимого сыночка Митрофанушки. Героиня «Грозы» тоже Кабаниха тоже проявляет такие качества, как самодурство, деспотизм. Ее сын пребывает в страхе от нее, как и его жена.
Также, в произведении А.П.Чехова «Смерть чиновника» показаны взаимоотношения властных и подначальных, но только в другом ключе. В этом рассказе поведение главного героя, который является подначальным, очень глупое, неправдоподобное. Случайно чихнув на человека, выше его почину, Червяков старается извиниться. И своими извинениями надоедает генералу. Совсем, по-другому рисует подначальных Островский.
Таким образом, многие писатели поднимали тему отношений властных и подначальный, но каждый делал это по-разному.
Обновлено: 2018-10-10
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?
Материалы адресованы учителям литературы и выпускникам для подготовки задания С2. ЕГЭ, составлены в соответствии с критериями оценивания частиС.
Тема «отцов и детей»
С2. У каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «отцами и детьми»?
Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в драме А.Н. Островского «Гроза» и в комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума».
В драме А. Н. Островского « Гроза» происходит конфликт между представительницей « тёмного царства» Марфой Игнатьевной Кабановой, защитницей старых устоев, и представительницей молодого поколения Катериной. Кабаниха привыкла к беспрекословному подчинению ей близких, но в своей же семье она видит пробуждение чего-то нового, чуждого ей. Катерина не может смириться с властностью, деспотизмом, тиранией своей свекрови.
В комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» происходит столкновение на идейной почве Фамусова, представителя « века минувшего», и Чацкого, представителя «века нынешнего». Основу конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на смысл жизни, на отношение к богатству, к чинам, карьере, службе, крепостному праву, образованию, отношению ко всему иностранному.
Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь у молодого и старшего поколений в разные времена не совпадает.
Тема «герой- предприниматели»
С2. В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного героя» и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
«Деятельные герои» изображались А. П. Чеховым, И. А. Гончаровым, Н. В. Гоголем.
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Ермолай Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Герой правильно оценивает положение владельцев вишневого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу: от предлагает хозяевам разбить сад и землю на реке на дачные участки.
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» П.И.Чичиков показан как предприимчивый человек. Он выполняет наказ отцу- копить копейку. Оставленные отцом деньги не истратил, а преумножил(слепил из воска снегиря, раскрасил и продал; продавал одноклассникам еду), в губернском городе N сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвых душ».
Таким образом, и Андрей Штольц, и Чичиков, и Лопахин- это « деятельные герои», каждый из них зарабатывает деньги, каждый стремится стать успешным человеком.
Тема дуэли
С2. Герои каких произведений русской классики проходят испытания дуэлью?
В дуэли участвовал Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, а также Пьер Безухов и Долохов из романа- эпопей «Война и мир».
В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина главный герой был вынужден принять вызов Ленского, он испугался « мненья света», которое сам так презирал.
В романе - эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов стреляется с Долоховым, в результате которой второй был ранен.
Таким образом, герои решаются на дуэль, надеясь, что она снимет с обиженного позор и восстановит их честь.
Мотив сна
С2. В каких произведениях русской классики описаны сны героев?
Сон часто является продолжением событий, произошедших недавно, или, наоборот, предсказывающих будущее. В русской литературе мотив сна- один из приёмов психологического анализа. Во сне передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.
«Сон Обломова» в одноимённом романе Гончарова позволяет найти истоки характера героя, представить быт, среду, нравы, которые сформировали Илью Обломова. В детстве Илюше не разрешали даже одеваться самому. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Действие происходит в детстве Родиона. Снится ему, что они с отцом проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают лошадёнку. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.
Таким образом, введение в произведение сна даёт писателю возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.
Образы накопительницы
С2. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с Настасьей Петровной Коробочкой , чём именно заключается это сходство?
Образ накопительницы можно наблюдать в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Коробочка копит денежки «в пестрядевых мешочках», заботится о сохранности своего состояния, поэтому держит огромное количество псов.
Старуха- процентщица также хочет увеличить свой доход за счёт того, что даёт в долг под проценты.
Простакова обобрала своих крепостных до нитки. Главное для неё в жизни - личная выгода.
Таким образом, все героини хотят обогатиться за счёт других людей.
«Русский бунт»
С2. В каких произведениях отечественной классики показана трагедия «русского бунта»?
В отечественной классике тема «русского бунта» затрагивалась неоднократно. Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какой она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за своё счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах повести А.С. Пушкина «Дубровский» и романа «Капитанская дочка».
Троекуров, один из главных героев, с помощью взяток и подкупа завладел Кистенёвкой, и теперь по закону крестьяне становились собственностью этого жестокого и деспотичного помещика. Владимир Дубровский не может смириться с мыслью, что в доме, где прошло его детство, где умерли его мать и отец, поселится человек виновный во всех обрушившихся на его голову несчастьях. Дубровский решает сжечь дом и скрыться. Многие крестьяне, проявившие своё недовольство нынешним положением, следуют за ним. Стремясь восстановить справедливость, отряд разбойников грабит на дорогах богатых.
Историческую основу романа « Капитанская дочка» составляют реальные события крестьянской войны 1773-1775года под предводительством Емельяна Пугачёва. А.С.Пушкин подробно описал весь ход событий: взятие крепостей, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва, подавление восстания.
Таким образом, борьбу с несправедливостью народ вел во все времена.
Сватовство
С2. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве?
О сватовстве речь идёт в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», в романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон», в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».
В комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль» к Софье сватается Скотинин и Митрофанушка, но Стародум им отказывает, так как она уже сговорена с Милоном.
В пьесе Н.В.Гоголя « Ревизор» Хлестаков признаётся сначала дочери городничего в любви, затем его жене. Герой делает предложение дочке, берёт деньги у городничего якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с дядей.
В романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»отец Григория Мелехова сватает Наталью Коршунову, чтобы пресечь незаконную связь сына с Аксиньей.
Таким образом, счастливой из выше сказанных героинь была только Софья.
Перемены в жизни
С2. В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен?
Перемены в жизни происходят у Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму», у Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», а также у Григория Мелехова в романе - эпопее Тихий Дон».
Герасима, главного героя рассказа, капризная барыня привезла в Москву из деревни, устроила его дворником. Честно и добросовестно выполнял он свои обязанности. Идя вдоль реки, герой спасает щенка, приносит его к себе домой и начинает ухаживать за питомцем. После приказа барыни - истребить собаку - дворник ослушивается свою хозяйку и уходит обратно в деревню.
В рассказе М.А.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всё: дом, семью, и, казалось бы, нет уже никакого смысла в жизни. Герой берёт к себе на воспитание мальчика- сироту. Теперь ему есть для кого жить!
В романе – эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохов изображает трудный нравственный путь Григория Мелехова. Во время Гражданской войны герой переходит то на сторону белых, то на сторону красных. В финале романа он возвращается домой, он не хочет больше воевать, смысл жизни- дети. Жизнь продолжается.
Таким образом, если человек стремится к переменам в жизни, он прилагает усилия, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Драматические отношения влюблённых
С2. В каких произведениях русских писателей изображены драматические отношения влюблённых?
Драматические отношения влюблённых изображены в драме А.Н. Островского «Гроза», романе – эпопее М.А.Шолохова « Тихий Дон», а также в комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума».
Катерина, главная героиня пьесы, влюбляется в Бориса. Она всячески борется со своим чувством, так как является замужней женщиной. Дикой отправляет Бориса в Сибирь, герой не готов взять ответственность за жизнь любимой женщины.
В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий влюблён в Софью, но та предпочитает Молчалина. В любви Чацкий не столько обманут, сколько обманывает себя сам, он, как все влюблённые видит то, что хочет, не замечая очевидного.
В романе- эпопее « Тихий Дон» Шолохов повествует историю любви Григория Мелехова с замужней Аксиньей. Герои преодолевают множество испытаний, чтобы быть вместе, однако героиня погибает.
Таким образом, влюблённые борются за своё счастье, страдают, преодолевают множество жизненных испытаний.
Драма крепостного
С2.В каких произведениях русской классики показана драма крепостного?
Жизнь крепостных крестьян изображали А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», М.Е. Салтыков – Щедрин в сказках « Дикий помещик» и « повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В сказках М.Е.Салтыков- Щедрин с горечью говорит о покорности мужика. Писатель наводит читателей на мысль, что пора сильному, крепкому мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться правящему классу.
Больного лакея Фирса хозяева забывают о нём, запирают на ключ, хотя старик верой и правдой всю жизнь служил Гаеву и Раневской.
Таким образом, писатели показывают, что правящий класс проявляет равнодушие к судьбе своих крепостных.
Приятельские отношения
С2. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями?
В русской классике приятельскими отношениями были связаны Онегин и Ленский в романе в стихах А.С.Пушкина « Евгений Онегин», Гринёв и Пугачёв в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
Онегин и Ленский стали друзьями от «делать нечего». Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных. После ссоры друзей состоялась дуэль, на которой Ленский был убит.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина между Пугачёвым и Гринёвым складываются дружеские отношения. Автор изображает Пугачёва сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, с другой - он же справедливый и благородный человек, помнящий добро. Пугачёв помогает Петру выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождает Машу Миронову от тирании Швабрина.
Таким образом, приятельские отношения героев складываются на том, что они понимают друг друга, но в то же время эти отношения кратковременные, в какой-то момент по разным причинам заканчиваются.
В каких произведениях русской литературы изображены приятели и в чем эти персонажи могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
Приятельские отношения связывают Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а также Аркадия и Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Онегин и Ленский - приятели, но натуры их во многом противоположны («лед и пламень»). Подчеркивая эту полярность персонажей, автор использует антитетичное метафорическое сопоставление:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
И в финале дружба оборачивается враждой: Онегин убивает Ленского на дуэли. У Лермонтова также дружеская симпатия оборачивается определенным непониманием героев: после дуэли с Грушницким гармоничность их отношений нарушается.
Сходство также присутствует в самой системе персонажей: и у Лермонтова, и у Пушкина представлены «главный герой» и «его приятель». Ленский - единственный человек, который симпатичен Онегину в провинциальной среде. Точно так же Вернер - единственный человек, сумевший внушить определенное доверие Печорину.
Внутренний облик второстепенных героев и у Лермонтова, и у Пушкина призван «оттенить» внутренний мир главных героев. Так, на фоне «романтизма» Ленского ярче обозначается скептицизм Онегина, его «резкий, холодный ум». Точно так же на фоне великодушия, теплоты, простоты Вернера становится особенно заметной «злая, эгоцентрическая сила» Печорина, попрание героем моральных норм. Таким образом, и Вернер у Лермонтова, и Ленский у Пушкина призваны оттенить характеры главных героев, способствуют раскрытию внутреннего мира главных персонажей.
Приятельские отношения связывают Базарова и Аркадия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». И здесь также обозначен «плачевный финал» этих отношений: герои окончательно расходятся, т.к. между ними в действительности не было ничего общего. Повторяется и роль героев в системе персонажей: мы видим «главного героя» и «его единственного приятеля». Использован здесь и прием контраста: на фоне простоты и заурядности Аркадия ярче обозначается недюжинная личность Базарова, раскрывается сложная психология этого героя.
Таким образом, во всех трех произведениях присутствует сходство в развитии сюжетной ситуации, в организации системы персонажей.
Здесь искали:
- дружба и вражда произведения
- дружба и вражда в литературе
- вражда в литературных произведениях
Задание 9. ЕГЭ Литература.
В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н. В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?
Пояснение.
Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Да и вообще все творчество Гоголя представляется как галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», - писал сам Гоголь.
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Пояснение.
Катерина – натура сильная, она не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.
Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.
Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.
Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.
В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?
Пояснение.
Тема гордого человека звучит в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере Ларры. В Ларре чувство гордости доведено до тщеславия и эгоизма. Он сильный, красивый, но не считается с другими людьми, поэтому наказан за свою гордыню.
В драме Горького «На дне» монолог Сатина о человеке - гимн свободной, сильной, гордой личности, способной справиться с любыми невзгодами: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»
Гордости не лишена и Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Она уважает себя, потому презирает ложь, лицемерие, ханжество. Её гордость не позволяет ей приспособиться к нравам «тёмного царства», как это делают Варвара, Тихон, Борис. За это ей и пришлось заплатить собственной жизнью.
В каких произведениях русской литературы изображены любовные драмы и в чём эти произведения можно сопоставить с «Тёмными аллеями»?
Пояснение.
Любовные драмы изображены в романе Пушкина «Евгений Онегин», романе Лермонтова «Герой нашего времени». Эти произведения можно сопоставить с «Темными аллеями».
Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына, продолжала его любить и Надежда. Драматизм приведённого эпизода в том, что ничего нельзя исправить, ничего нельзя возвратить и «переписать набело».
В романе М. Ю. Лермонтова трагичны отношения Печорина с Верой. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания.
А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но счастье недоступно для него, он несчастен сам и делает несчастной свою возлюбленную.
В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно с опоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Пояснение.
Конфликт разных поколений, развивающийся на страницах романа «Отцы и дети», не нов для русской классической литературы. Это не просто конфликт поколений, это конфликт разных социальных формаций: у Тургенева - дворян и разночинцев.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» между Чацким и Фамусовым также разгораются бурные споры по животрепещущим проблемам совремеености: приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот - социальный; с одной его стороны - Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой - московское дворянское общество во главе с Фамусовым.
Как и у Тургенева, это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов - лишь наиболее яркие их представители.
В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?
Пояснение.
Тема женитьбы раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова
В рассказе Чехова главный герой Беликов спрятался в футляр, никто и ничто не может сподвигнуть его выбраться из этого футляра, даже любовь. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает. Разговоры о необходимой женитьбе заставляют Беликова взглянуть на Вареньку. Но тут Беликов «прячет голову в песок»: все надо обдумать, проверить. Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.
Герой гоголевской «Женитьбы» Подколёсин очень похож на Беликова: он тоже хочет подтверждать статус, осознавая своё холостое положение как не соответствующее статусу и, таким образом, как непосредственную для него угрозу. Устранение этой угрозы совершенно необходимо для него. Женитьба есть обременительная, крайне неприятная, но неизбежная мера, ибо - «положено».
В отличие от Беликова и Подколёсина, любит свою избранницу Карандышев в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Однако, есть и у него свои виды на женитьбу. Став женихом Ларисы, Карандышев сияет от счастья, красуется и выглядит очень гордым. Он самолюбивый и завистливый человек. Эта женитьба должна сыграть свою роль, когда он будет баллотироваться в мировые судьи.
Поразительно, что такие разные авторы, разные исторические периоды, разные по жанру произведения, а в звучании темы женитьбы немало общих нот. Это происходит потому, что женитьба рассматривается Гоголем, Островским, Чеховым во взаимосвязи с социальными пороками, порождаемыми самим устройством русского общества.
В каких произведениях русских писателей отображены взаимоотношения различных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «Отцами и детьми»?
Пояснение.
Так же, как романе Тургенева «Отцы и дети», в «Недоросле» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова конфликтуют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Кирсановых, Простаковых и Фамусовых может быть поколеблем, если их научатся правильно оценивать, различать естественное и напускное, истинное и ложное. В просвещенный век этот мир пошатнется, а сдавать свои позиции Простаковы и Фамусовы не хотят. Вот почему им так невыгодно ученье, для них жить во тьме сподручнее. Вот почему и Павел Петрович открыто, а Николай Петрович тайно ненавидят Базарова.
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Капитанской дочкой»?
Пояснение.
Проблема взаимоотношений власть имущих с народом нашла отражение в таких произведениях, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, романах и сказках Салтыкова-Щедрина.
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц романа А. Толстого «Петр Первый». На пути к преобразованиям свою опору Петр видит в народе. Во время сражений царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Основная трагедия в том, что власть после войны снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю.
В романе «Капитанская дочка» Екатерина предстает перед нами как мудрая и справедливая правительница. Недовольство ее правлением вызвало народную войну под предводительством Пугачева. Однако, самое главное, что она законная правительница, и потому, какую бы политику она не проводила, это должно восприниматься как должное - таково мнение Пушкина.
В каких произведениях русской классики звучат песни и в чём соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведённым фрагментом «Тихого Дона»?
Пояснение.
Народная песня в приведенном отрывке имеет глубокий смысл. Ее основная мысль - нелегка доля казака, а без верного коня казак вообще не может быть казаком. Конь уходит от казака - плохой знак. Поющие предчувствуют свою судьбу. Песня звучит как предсказание. Сопоставить данный отрывок можно с главой «Незваный гость» из «Капитанской дочки». В главе особое место занимает «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице». Цель этой песни заключается в том, чтобы показать силу русского народа, который готов открыто бороться за свои права, не пугаясь предстать перед судом.