(предположительно )

Родио́н Рома́нович Раско́льников - главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ #БизнесЗагадка 04. ОТВЕТ. Победители Денис Кудинов и Родион Раскольников.

    ✪ Федор Михайлович Достоевский 1\2, Преступление и Наказание, краткое содержание аудио книга слушать

Субтитры

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

1. Герасим Чистов.

Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

2. А. Т. Неофитов.

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-го внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., №2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Жан Сбогар - герой одноимённого романа Ш. Нодье , благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Гамлет - главный персонаж трагедии Шекспира .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал


В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» заложен огромный философский смысл, который автор стремится донести читателю через образ главного героя – Родиона Раскольникова. Сущность этого персонажа раскрывается в произведении постепенно. Раскольников является личностью сложной и неоднозначной, поэтому разобраться в причинах его поступков достаточно трудно, но интересно.

В самом начале романа, еще в первой главе, писатель вкратце описывает внешность главного героя. Раскольников предстает перед читателем довольно привлекательным молодым человеком: высокий, стройный, волосы темно-русые, глаза тоже темные и выразительные.

Достоевский неслучайно сделал главным героем своего произведения именно такого человека, как Раскольников. Он хотел показать читателю суть основной проблемы всех времен. А смысл ее заключается в том, что любое преступление будет рано или поздно наказано, но человек все равно пытается обойти этот закон. Однако жизнь всегда оказывается мудрее и изобретательнее любого из нас, она всех рассудит и все расставит по своим местам.

Обновлено: 2012-07-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Которого практически сразу стал нарицательным в русской литературе. Этот персонаж в начале романа стоит перед дилеммой - сверхчеловек он или обычный гражданин.

В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский проводит читателя по всем этапам принятия решения и раскаяния после содеянного.

Преступление и наказание

Теория преступления Родиона Раскольникова, которой он пытается решить более глобальные вопросы, впоследствии проваливается. Достоевский в своем романе показывает не только вопросы зла и добра и преступления с ответственностью. Он на фоне моральных разногласий и борьбы в душе у юноши показывает повседневную жизнь петербургского общества девятнадцатого века.

Раскольников, образ которого буквально после первого выхода романа стал именем нарицательным, страдает от несовпадения своих мыслей и планов с реальностью. Он написал статью об избранных, которым позволено все, и пытается проверить, принадлежит ли он к последним.

Как мы убедимся позже, даже каторга не изменила то, что мыслил о себе Раскольников. Старуха-процентщица стала для него всего лишь принципом, через который он переступил.

Таким образом, в романе Федора Михайловича Достоевского сквозь призму страданий бывшего студента раскрываются многие философские и морально-этические вопросы.

Прелесть произведения заключается в том, что автор показывает их не с точки зрения монологов главного героя, а в столкновении с другими персонажами, выступающими как двойниками, так и антиподами Родиона Раскольникова.

Кто такой Раскольников?

Родион Раскольников, образ которого потрясающе описан Федором Михайловичем Достоевским, был бедным студентом. Жизнь в Санкт-Петербурге никогда не была дешевой. Поэтому без постоянного заработка этот молодой человек скатывается в беспросветную нищету.

Родион был вынужден даже бросить учебу в университете, так как не хватало средств ни на что. Впоследствии, когда разберемся с разными гранями его личности, мы убедимся, что этот студент долгое время жил в мире иллюзий.

Итак, почему же Раскольников убийство считал единственным правильным шагом к будущему? Неужели невозможно было пойти другим путем? Далее мы разберемся с мотивами поступка и ситуациями в жизни, которые привели к подобной задумке.

Для начала дадим описание Раскольникова. Он был стройным молодым человеком в возрасте двадцати трех лет. Достоевский пишет, что рост у Родиона был выше среднего, глаза темные, а цвет волос - темно-русый. Далее автор рассказывает, что из-за бедственного одежда студента больше напоминала лохмотья, в которых обычному человеку совестно будет на улицу выйти.

В статье мы рассмотрим какие события и встречи повлекли преступление Раскольникова. Сочинение в школе обычно требует раскрытия его образа. Данная информация способна помочь выполнить это задание.

Итак, в романе мы видим, что Родион, начитавшись западных философов, склонен делить общество на людей двух типов - «твари дрожащие» и «право имеющие». Здесь находит отражение ницшеанская идея сверхчеловека.

Вначале он даже относит себя ко второй категории, что собственно и приводит к убийству им старухи-процентщицы. Но после данного злодеяния Раскольников оказывается неспособным выдержать груза преступления. Оказывается, что юноша изначально относился к обычным людям и не был сверхчеловеком, которому все дозволено.

Преступные прообразы

Литературоведы долгие годы спорили, откуда появился такой персонаж, как Родион Раскольников. Образ этого человека можно проследить как в сообщениях прессы того времени, в литературных произведениях, так и в биографиях знаменитых людей.

Получается, что своим появлением главный герой обязан различным людям и сообщениям, которые были известны Федору Достоевскому. Сейчас мы осветим преступные прообразы Родиона Раскольникова.

В прессе девятнадцатого века известны три случая, которые могли повлиять на формирования сюжетной линии главного героя «Преступления и наказания».

Первым было описанное в сентябре 1865 года в газете «Голос» преступление молодого двадцатисемилетнего приказчика. Его звали Чистов Герасим, и среди знакомых юноша считался раскольником (если свериться по словарю, этот термин в иносказательном понимании означает человека, который поступает вразрез с общепринятыми традициями).

Убил топором двух старых прислужниц в доме одной мещанки, Дубровиной. Кухарка и прачка помешали ему ограбить помещение. Преступник вынес золотые и серебряные предметы и деньги, которые украл из обитого железом сундука. Старух обнаружили в лужах крови.

Злодеяние практически совпадает с событиями романа, однако наказание Раскольникова было немного другим.

Второй случай известен из второго номера журнала «Время» за 1861 год. Там был изложен знаменитый «процесс Ласенера», происходивший в 1830-х годах. Этот человек считался серийным французским убийцей, для которого жизни других людей не значили ровным счетом ничего. Для Пьера-Франсуа Ласенера, как говорили современники, было одинаковым «что убить человека, что выпить стакан вина».

После ареста он пишет мемуары, стихи и прочие произведения, в которых старается оправдать свои преступления. По его версии, он был под влиянием революционной идеи «борьбы с несправедливостью в обществе», которую ему внушили социалисты-утописты.

Наконец, последний случай связан с одним знакомым Федора Михайловича Достоевского. Профессор истории, москвич, родственник купчихи Куманиной (тетки писателя) и второй претендент на ее наследство (наравне с автором «Преступления и наказания»).

Его фамилия была Неофитов, а задержан он был в ходе процесса о выпуске фальшивых билетов внутреннего займа. Считается, что именно его случай натолкнул писателя вложить в мысли Родиона Раскольникова идею мгновенного обогащения.

Исторические прототипы

Если говорить о знаменитых людях, которые повлияли на формирование образа молодого студента, то здесь речь пойдет больше об идеях, чем о реальных событиях или личностях.

Давайте познакомимся с рассуждениями великих людей, которые могли сформировать описание Раскольникова. Кроме того, все их трактаты просматриваются на страницах романа в репликах второстепенных персонажей.

Итак, без сомнения, на первом месте находится произведение Наполеона Бонапарта. Его книга «Жизнь Юлия Цезаря» быстро стала бестселлером девятнадцатого века. В ней император показал обществу принципы своего мировоззрения. Корсиканец считал, что среди общей массы человечества изредка рождаются «сверхлюди». Главное отличие этих индивидуумов от других в том, что им позволено нарушать все нормы и законы.

В романе мы видим отражение этой мысли постоянно. Это и статья Родиона в газете, и размышления некоторых персонажей. Однако Федор Михайлович показывает разнообразное понимание смысла фразы.

Наиболее циничный вариант воплощения идеи в жизнь у бывшего студента. Кого убил Раскольников? Старуху-процентщицу. Однако сам Родион видит событие по-разному в отдельных частях романа. Вначале юноша считает, что «это ничтожнейшее создание» и «убив одно существо, он поможет сотням жизней». Позже мысль перерождается в то, что жертва была не человеком, а «раздавленной вшой». И на последнем этапе молодой человек приходит к выводу, что убил свою собственную жизнь.

Свидригайлов и Лужин также внесли наполеонские мотивы в свои поступки, однако о них речь будет идти позже.

Кроме книги французского императора, похожие идеи были в работах «Единственный и его собственность» и «Убийство как одно из изящных искусств». Мы видим, что в течение романа, студент носится с «идеей-страстью». Но данное событие больше похоже на неудачный эксперимент.

В конце романа мы видим, что на каторге Раскольников понимает ошибочность поведения. Но окончательно юноша не расстается с идеей. Это видно из его мыслей. С одной стороны он сокрушается о загубленной молодости, с другой - сожалеет о том, что признался. Если бы выдержал, может и стал бы для себя «сверхчеловеком».

Литературные прототипы

Описание Раскольникова, которое можно дать образу персонажа, аккумулирует в себе различные мысли и поступки героев других произведений. Федор Михайлович Достоевский через призму сомнений молодого юноши рассматривает многие социальные и философские проблемы.

Например, одинокий герой, бросающий вызов обществу, существует у большинства писателей-романтиков. Так, лорд Байрон создает образы Манфреда, Лары и Корсара. У Бальзака мы узнаем сходные черты в Растиньяке, а у Стендаля - в Жюльене Сореле.

Если учесть, кого убил Раскольников, можно провести аналогию с пушкинской «Пиковой дамой». Там Германн старается обрести богатство за счет старой графини. Примечательно, что старуху у Александра Сергеевича звали Лизаветой Ивановной и юноша ее убивает морально. Достоевский же пошел дальше. Родион реально забирает жизнь женщины с таким именем.

Кроме этого, достаточно большое сходство есть с персонажами Шиллера и Лермонтова. У первого в произведении «Разбойники» есть Карл Моор, который сталкивается с такими же этическими проблемами. А в «Герое нашего времени» Григорий Александрович Печорин находится в схожем состоянии морального экспериментирования.

Да и в других произведениях Достоевского существуют похожие образы. Прежде это «Записки подполья», позже - Иван Карамазов, Версилов и Ставрогин.

Таким образом, мы видим, что Родион Раскольников совмещает в себе противостоящего обществу, и реалистического персонажа со своим окружением, происхождением и планами на будущее.

Пульхерия Александровна

Мать Раскольникова своей провинциальной наивностью и простодушием оттеняет образы столичных жителей. Она воспринимает события более упрощенно, на многое закрывает глаза, кажется, не в состоянии понять. Однако в конце романа, когда вырываются в предсмертном бреду ее последние слова, мы видим, насколько ошибались в предположениях. Эта женщина воспринимала все, однако не показывала водоворот страстей, который бушевал у нее в душе.

В первых главах романа, когда нам представляется Родион Раскольников, письмо матери оказывает значительное влияние на его решение. Сведения о том, что сестра готовится «пожертвовать собой ради блага брата», повергают студента в мрачное настроение. Он окончательно утверждается в мысли убить старуху-процентщицу.

Здесь к его замыслам добавляется стремление уберечь Дуню от проходимцев. Награбленного, по рассуждению Раскольникова, должно хватить, чтобы не нуждаться в финансовых подачках будущего «мужа» сестры. Впоследствии Родион знакомится с Лужиным и Свидригайловым.

Сразу после того, как первый пришел к нему представиться, юноша принимает его в штыки. Почему так поступает Раскольников? Письмо матери прямо говорит, что подлец и плут. Он развивал при Пульхерии Александровне мысль, что лучшая жена - из бедной семьи, так как она полностью во власти мужа.

Из того же письма бывший студент узнает о грязных домогательствах помещика Свидригайлова к сестре, которая работала у них гувернанткой.

Поскольку у Пульхерии Александровны не было мужа, то Родя становится единственной опорой семьи. Мы видим, как мать опекает и заботится о нем. Невзирая на его грубое поведение и необоснованные упреки, женщина стремится помочь всеми силами. Однако она не может пробиться сквозь стену, которую сын выстроил вокруг себя в попытке оградить семью от будущих потрясений.

Дуня

В романе Федор Михайлович Достоевский иллюстрирует различные жизненные позиции и личные философии через противопоставление персонажей. Например, Дуня и Раскольников. Характеристика брата и сестры схожа во многих моментах. Они внешне привлекательны, образованы, мыслят самостоятельно и склонны к решительным поступкам.

Однако Родиона подкосила нищета. Он разуверился в доброте и искренности. Мы видим постепенную деградацию его социальной жизни. В начале романа сообщается, что Раскольников - бывший студент, однако сейчас он вынашивает планы «получения богатства в одночасье».

Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Она, в отличие от брата, не мечтает о моментальном богатстве и не питает романтических иллюзий.

Кульминация их противопоставления выражается в готовности к убийству. Если Раскольникову удается и он идет на это, чтобы доказать себе собственное превосходство, то у Дуни дела обстоят совершенно иначе. Она готова забрать жизнь Свидригайлова, но только из-за самозащиты.

Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа. Оно начинается не на каторге, а сразу после смерти старухи. Терзающие сомнения и переживания по поводу хода следствия мучают студента больше, чем последующие годы в Сибири.
Дуня же, отстояв свое право на свободу, получает в награду счастливую жизнь в Петербурге.

Таким образом, сестра Раскольникова оказывается более активной, чем мать. И ее влияние на брата сильнее тем, что они обоюдно заботятся друг о друге. Он видит определенную отдушину в том, что помогает ей найти вторую половинку.

Раскольников и Мармеладов

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Семен Захарович является вдовцом, титулярным советником. Он достаточно пожилой для этого чина, однако его поступки объясняют подобный поворот событий.

Мы узнаем, что он безбожно пьет. Взяв в жены Екатерину Ивановну с детьми, Мармеладов переезжает в столицу. Здесь семья постепенно опускается на дно. Доходит до того, что родная дочь идет на панель, чтобы прокормить семью, пока Семен Захарович «валяется пьяненький».

Но в формировании образа Раскольникова имеет значение один эпизод с участием этого второстепенного персонажа. Когда юноша возвращался с «рекогносцировки» будущего места преступления, он оказался в трактире, где познакомился с Мармеладовым.

Ключевой является одна фраза из исповеди последнего. Он, обрисовывая вопиющую нищету, говорит «нет совершенно никаких преград». Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Бездействие и мрачные фантазии привели его в крайне бедственное положение, из которого он видел только один выход.

Получается, что разговор с титулярным советником накладывается на отчаяние, которое испытывал бывший студент после прочтения письма от матери. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников.

Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму. В начале юноша пытается повлиять на них, помочь, изменить жизнь. Однако в конце он гибнет под прессом вины и отчасти принимает взгляды и жизненную философию Сони.

Раскольников и Лужин

Лужин и Раскольников похожи в неуемном тщеславии и эгоизме. Однако Петр Петрович намного мельче душонкой и глупее. Себя он считает успешным, современным и респектабельным, говорит, что создал сам себя. Однако по факту оказывается всего лишь пустым и лживым карьеристом.

Первое знакомство с Лужиным происходит в письме, которое Родион получает от матери. Именно от брака с этим «подлецом» юноша пытается спасти сестру, что и подталкивает его на преступление.

Если сравнить эти два образа, оба мнят себя практически «сверхлюдьми». Но Родион Раскольников более молодой и подвержен романтическим иллюзиям и максимализму. Петр Петрович же, наоборот, все старается загнать в рамки своей глупости и узколобости (хотя сам себя считает очень умным).

Кульминация противостояния этих героев происходит в «нумерах», где незадачливый жених по собственной жадности поселил невесту с будущей тещей. Здесь в крайне мерзкой обстановке он показывает свое истинное лицо. И результатом становится окончательный разрыв с Дуней.

Позже он попытается скомпрометировать Соню, обвинив ее в воровстве. Этим Петр Петрович хотел доказать несостоятельность Родиона в выборе знакомых, которых он вводит в семью (ранее Раскольников познакомил дочку Мармеладова с матерью и сестрой). Однако его гнусный план проваливается, и он вынужден сбежать.

Раскольников и Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками.

Однако прямого сходства нет ни с одним персонажем. Все герои выступают как противоположность Родиона или имеют более развитую определенную характеристику. Так Аркадий Иванович, как мы знаем из письма, склонен к постоянной погоне за наслаждениями. Он не гнушается и убийством (в этом его единственное сходство с главным героем).

Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Он вроде и рассудительный человек, но разуверившийся в будущем. Аркадий Иванович пытается принуждением и шантажом заставить Дуню стать его женой, но девушка дважды стреляет в него из револьвера. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство.

Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее. Он уже несколько раз ходил смотреть на реку с моста, подумывая прыгнуть вниз. Однако Федор Михайлович помогает юноше. Он дает ему надежду в виде любви Сонечки. Эта девушка заставляет бывшего студента признаться в преступлении, а после следует за ним на каторгу.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с ярким и неоднозначным образом Родиона Раскольникова. В романе «Преступление и наказание» Достоевский с хирургической точностью препарирует душу преступника, чтобы показать эволюцию от решимости, навеянной иллюзиями, к подавленности, после столкновения с реальностью.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Родион Раскольников

Родион Раскольников

Родион Романович Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», родился из-под пера писателя в 1865–1866 годах. Это были не лучшие годы в жизни великого писателя, в то время постоянно испытывавшего материальную нужду. Умер родной брат классика и его первая жена, закрылся журнал «Эпоха», в издании которого братья Достоевские принимали активное участие. К тому же на писателе висело несколько тысяч долга, и он вынужден был снимать жилье в бедных кварталах Петербурга.

Нищета неблагоприятно действовала на сознание писателя, результатом чего стало возникновение романа «Преступление и наказание» и его главного героя, бедного, практически нищего студента юридического факультета Родиона Раскольникова, в шизофреническом пылу дерзнувшего убить старуху-процентщицу и служанку Лизавету. В чем, собственно, конфликт произведения?

Выходец из разночинной семьи, пребывающей в затруднительном материальном положении, Родион Раскольников не в силах вынести дискомфорт своего положения в нищенской каморке в Петербурге. Постоянная нищета и невозможность выбраться из нее рождают в его воспаленном сознании наполеоновские идеи изменения положения путем насилия над теми, кто худо-бедно может выживать в тяжелой экономической ситуации России середины XIX века. Для больного Раскольникова таким объектом становится несчастная старуха-процентщица, дающая деньги под проценты. Именно к ней приходит Раскольников, чтобы отдать под залог кольцо, подаренное ему сестрой Дуняшей. С матерью и сестрой у Родиона связаны самые нежные чувства.

Другими словами, Раскольников - человек-неудачник, каким ощущает себя в этот период жизни сам писатель, которому, как и его герою, нужно реабилитировать свою духовную суть через внутреннее разрешение морально-этического конфликта. Все-таки ко всему он, герой Достоевского, еще и образованный человек, который не может просто так сойти с ума или пойти на бессмысленное, каким является по сути романное преступление. Ему, этому герою, нужна философско-этическая база, чтобы все в своей душе объяснить. Этим и занят герой Достоевского Раскольников практически на протяжении всего романа.

Раскольников знакомится с семьей обнищавшего и деградирующего, выманивающего по кабакам копейку, бывшего служащего Мармеладова. Дочь Мармеладова Сонечка, доброе создание, чтобы спасти семью от голода вынуждена пойти на панель. И эта падшая физически, но не падшая духовно девушка становится ближайшей подружкой убившего ни за что ни про что человека Родиона Раскольникова. Сонечка, так же как и Раскольников, лишена адекватных ее воспитанию условий жизни, но она от этого страдает меньше, находя точку опоры в идее вселенской любви к человечеству, которую и пытается привить Родиону.

Муки совести Родиона должны прекратиться, если он, как советует ему Сонечка, встанет на колени перед человечеством и попросит прощения у него за свою сумасбродную идею испытать себя «тварь ли он дрожащая или право имеет». Возникает вопрос: на что право? Да на достойную морально и физически, а значит, экономически жизнь, которой лишена большая часть жителей России того времени. В принципе, бунт Раскольникова - это бунт человека, не желающего мириться с той грязью и нищетой, в которой вынужден пребывать он и окружающие его люди. Всего лишь бунт, вылившийся в извращенной форме в убийство случайно ставшей в больном сознании героя олицетворением зла старушки-процентщицы. В самом деле, легче поднять руку на того, кто не ответит ударом на удар, чем попытаться возродить экономически Россию.

«Так, как живут в Петербурге XIX века люди, человек жить не может!» - словно кричит через описание внешней жизни своего героя Достоевский. Но христианское воспитание и принадлежность к образованному классу, который в принципе призван служить существующей власти, не позволяют писателю открыто выступить против политики правительства России, и Федор Достоевский вместе со своим героем Раскольниковым устраивает внутреннюю драму противоборства героя с самим собой и вечной идеей добра и зла. Последнего в стране хоть отбавляй, и в душах, прежде всего, образованных людей России уже зреет революционная ситуация, Писатель Достоевский, некогда взошедший на эшафот вместе с петрашевцами, и сам это понимает. И этот его маленький бунт выливается в творческое воплощение драмы Родиона Раскольникова, которая целиком замешана на внутренних метаниях, поисках ответа на вопрос, как жить и для чего жить. Зная об идеальном состоянии общества и не видя этого вокруг, Раскольников в некотором роде впадает в маразм, убивая ни в чем не повинную перед ним старушку и случайно попавшуюся ему под руку кухарку Лизавету.

Достоевский, который видит, что существующая власть добровольно ничего менять не собирается, предчувствует, что перемены придут через кровопролитие. И поведут на это кровопролитие такие же, как Раскольников, дерзнувшие переступить через христианский принцип «не убий» внутри себя. Но Раскольников-то как раз и не переступил. Его втянула в христианскую стихию мировосприятия по сути блудница Сонечка Мармеладова.

Но писатель, несмотря на идиллическую концовку, когда Раскольников, который под влиянием Софьи пошел и признался в своем преступлении, на каторге снова чувствует жизнь, все-таки понимал фальшь положения героя. В более позднем романе Достоевского «Бесы» такие, как Раскольников, уже будут убивать ради мнимой идеи «спасения человечества».

Известно, что прототипы для свои романов Федор Достоевский брал из газетных криминальных хроник и криминальных дел. Дополнительный доступ к этим делам ему открывала дружба и общение с адвокатом Кони. Реальным прототипом Раскольникова послужил приказчик Герасим Чистов, убивший топором в январе 1865 года в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Чистову на тот момент было 27 лет. Об этом сообщала газета «Голос» за 7-13 сентября 1865 года. Другим прототипом был родственник тетки Достоевского А. Ф. Куманиной московский профессор всеобщей истории А. Т. Неофитов. Этот человек проходил по делу подделывателей билетов 5 %-ного внутреннего займа. От него Достоевский взял для своего героя стремление обогатиться быстро и сразу. Идеологическая подоснова убийства Раскольникова была разработана под влиянием идей француза Пьера Франсуа Ласенера, изложение процесса над которым в 1830-х годах было опубликовано на страницах второго номера журнала Достоевского «Время» (1861). Ласенер утверждал, что для него убить человека, как «выпить стакан молока». Этот человек в своих мемуарах доказывал также, что «он жертва общества», мститель и борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи.

В имени и фамилии Родиона Романовича Раскольникова усматриваются символические указания на родину, религиозный и внутренний раскол на ней и династию Романовых. Политика одного из царской династии Петра Первого привела Россию к религиозному расколу и искусственному насаждению европейского стиля жизни, как считали многие славянофилы, исказившего естественный ход развития России, у которой, возможно, мог быть более духовный и не так сильно завязанный на деньгах стиль жизни. Символом духовного вырождения России и был для писателя, также не чуждого славянофильских идей, созданный Петром Первым искусственный имперский город Петербург, куда он поместил своего несчастного преступника Родиона Романовича Раскольникова. В мифологии Петербурга, построенного практически на костях погибших во время его строительства крестьян, тела которых даже не были достойно захоронены, существует поверье, что голодные души погибших на болотах Невы до сих пор летают по бывшему имперскому городу, вселяя дурные состояния в души живых. Одной из жертв этих голодных душ можно было бы назвать Раскольникова, если бы в действительности это было так.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

МАЛИНОВСКИЙ РОДИОН ЯКОВЛЕВИЧ 1898-1967 Полководец Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза.Родился в городе Одессе. В русской армии служил с 1914 года, участник Первой мировой войны. Воевал с февраля 1916 года в составе русского экспедиционного корпуса (стрелковые

Из книги Лариса Рейснер автора Пржиборовская Галина

Комфлот Федор Раскольников Это человек идеи… Сильно развитая личность, ничего не может иделать другого из самой личности, то естьникакого более употребления, как отдать ее всю всем. Ф. Достоевский о Родионе Раскольникове «Я в РКП вошла на фронте и вполне

Из книги Полководцы и военачальники Великой Отечественной-1 автора Киселев (Составитель) А Н

Маршал Советского Союза М. Захаров Маршал Советского Союза Родион Малиновский Ранним апрельским утром 1944 года на окраине только что освобожденной советскими войсками Одессы перед покосившимся от времени домом остановился легковой автомобиль. Опаленная огнем недавно

Из книги Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола автора Шляхов Андрей Левонович

Родион Щедрин и Майя Плисецкая Музыкальная любовь Майя умела добиваться поставленной цели стремилась быть «не такой, как все» никогда не боялась нарушать правила исполнила роль китайского политического деятеля Чан Кайши, которой ужасно гордилась стала

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ И РОДИОН ЩЕДРИН Встретившись однажды в гостиной у Лили Брик, блистательная балерина и талантливый композитор вот уже более сорока лет идут по жизни вместе, объединенные неугасающим чувством и музыкой.Со стороны может показаться, что путь Родиона Щедрина

Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

Родион Горбунов: итоги Комиссии следствия о заводах уже не раз напоминали, что порученную ей работу пора сворачивать. Несколько частных расследований, преимущественно по доносам, закончить, однако, не удавалось. Казалось, давно можно было разобраться с тем, что наговорил

Из книги Молодость века автора Равич Николай Александрович

Ф. Ф. РАСКОЛЬНИКОВ И Л. М. РЕЙСНЕР Не было ни одного матроса, красноармейца или партийного работника, который бы не слышал о Раскольникове. Раскольников был председателем Кронштадтского комитета большевиков; он поднял Кронштадт вместе с Дыбенко, Коллонтай и Рошалем.

Из книги Незримая паутина автора Прянишников Борис Витальевич

Братья Солоневичи, Фосс и Раскольников 7 июня 1934 года в СССР был обнародован закон, каравший смертной казнью советских граждан, пытавшихся бежать за границу.12 августа того же года Борис Лукьянович Солоневич, врач по профессии, пересек около Сортавалы советско-финскую

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Майя Плисецкая и Родион Щедрин Эта звездная пара вместе уже больше пятидесяти лет. Но если у некоторых любовь возникает с первого взгляда, то у композитора Родиона Щедрина и балерины Майи Плисецкой все началось с… обиды.Впервые они встретились в доме у Лили Брик, вдовы

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

ФЕДОР РАСКОЛЬНИКОВ Июль семнадцатого года в Петрограде был не по-северному жарким. Стояли солнечные дни. Небо, покрытое прозрачной пеленой белесой дымки, низко опускалось над столицей. На улицах было душно, как перед грозой. Только под вечер по каменным проспектам

Из книги Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры автора Ведерников Анатолий Васильевич

Полемика И. Т. Посошкова с расколом. «Зерцало очевидное на раскольников обличение» Причиною написания «Зерцала…» нужно считать необыкновенно быстрое усиление раскола, потрясшего всю Россию и соблазнившего множество не только простых людей, но и людей книжных. Это

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год Вопросы, поставленные в романе, затрагивают социальные, этические и философские проблемы, которые всегда волновали писателя. Это, прежде всего, вопрос о том, имеет ли человек право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное изменение действительности.

С первых страниц романа мы знакомимся с главным героем - Родионом Раскольниковым. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темнорус, роста выше среднего, тонок, строен», но «до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Мы узнаем, что Родион Раскольников сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье. После смерти отца семья оказалась в чрезвычайно бедственном положении. Нужда заставляет сестру Родиона, Дуню, работать гувернанткой, а сам он существует на скромные деньги, присылаемые матерью, и дает частные уроки. Но средств катастрофически не хватает, и Родиону приходится оставить учебу в университете. Раскольников высокомерен (например, из-за сознания собственного превосходства, он чуждался других студентов и не имел товарищей во время учебы. Фамилия героя отражает начало отрицания или раскола. Родион «раскалывает» общество на богатых и нищих, на рабов и власть имущих. Но, с другой стороны, от природы Родион наделен интеллектом, он чуток к людским страданиям, раним и великодушен. Скитаясь по городу, он видит сцены отчаяния, унижения, муки тех, кто раздавлен безденежьем и окружающей действительностью, и они глубоко ранят его.

Потрясенный каждодневными оскорблениями, которым подвергаются раздавленные жизнью люди, он испытывает ужас при мысли, что он тоже обречен навсегда остаться среди «униженных и оскорбленных», быть «тварью дрожащей» в общем муравейнике. Он не верит в возможность коренного переустройства жизни и потому решает, что должен любой ценой прорваться к тем, кто имеет право на свободу действий и власть, главное - «власть! Надо всей дрожащей тварью и над всем муравейником!»

Раскольников остро воспринимает и страдания людей. И в его воспаленном мозгу рождается идея. Он хочет проверить, можно ли одному человеку убить другого, жалкого и ничтожного, чтобы обеспечить лучшую жизнь тем, кто достоин счастья? Может ли человек пролить «кровь по совести», встать «над всем муравейником». И решает, что да! Он пытается усыпить собственную совесть, Уговорить себя самого, что ему не в чем раскаиваться, даже после содеянного. Герой убеждает себя, что убийство никчемной, злой вредной старухи-процентщицы не является преступлением, потоку что награбленное поможет избежать его сестре ненавистного

Замужества, на которое она решилась, чтобы помочь Родиону. Но все оказывается не так просто. Под влиянием живых впечатлений и человеческих чувств Родион начинает осознавать порочность своей концепции. Он понимает, что физически он убил старуху, а духовно - себя. Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность подлинной человечности с истинной совестливостью. У человека нельзя отнимать право быть человеком и жить по-человечески. Страшнее всего - вседозволенность, когда человеку все разрешено, это ведет к аморальности и распаду всех человеческих связей. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми - это не свобода.

В романе утверждается, что осуществлять свои притязания за счет ущемления интересов других людей безнравственно, как безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья всеобщему, потому что за преступления одного расплачиваются другие. Бесчеловечно еще и потому, что преступление ведет к разрушению личности самого «переступившего». Само преступление не занимает значительного места в структуре романа. Центральной темой романа становится наказание за содеянное. Получается, что наказание началось гораздо раньше самого преступления. Уже тогда, готовя себя к «пробе», Раскольников встал на преступный путь. Одной из форм наказания стали муки проснувшейся совести и нравственные терзания, когда он убедился, что не обладает качествами наполеоновской натуры. Его преступление и угроза разоблачения становятся для него настоящим наваждением. Родиона преследуют смех старухи, ночные кошмары, цепь случайностей. А преследование закона в лице Порфирия Петровича окружает героя железным «психологическим» кольцом, стремится захлопнуть ловушку, оказывается самым мучительным испытанием.

Порфирий Петрович - опытный следователь, вдумчивый и проницательный. Еще до первого вызова подсудимого он постарался найти и прочитать статью Раскольникова, посвященную «Наполеонам» и «тварям дрожащим». Он нашел в теории Родиона и фантастические нелепости, и искренность, и юную гордость, и энтузиазм, близкий к фанатизму. Этот следователь обладает тонкой интуицией, смелостью, он образован, терпелив, хитер и расчетлив. Он глубоко проникает в характер мышления собеседника, кроме того, Порфирий Петрович даже несколько сочувствует Родиону. Он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться, искупить свою вину. Но при всем этом, следователь не выпускает преступника из рук, заставляет его чувствовать себя затравленным и загнанным в угол. Его метод воздействия на подследственного заключается в том, чтобы психологически чувствовать его и в нужный момент уметь попасть в яблочко, окончательно сокрушив «противника». Допросы превратились для Раскольникова в настоящую пытку. Еще позже формой юридического наказания Раскольникова станет каторга.

Достоевский опровергает идею Раскольникова о его праве на преступление. Раскольников рассчитывал, убив старуху-процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить Дуню от ненавистного замужества. А вместо этого обрек себя на бесконечные страдания, заставил терзаться Дуню, довел до смерти мать. Он хотел доказать себе, что занимает место среди «Наполеонов», но убедился, что он и есть «тварь дрожащая». Достоевский заставляет своего героя осознать, что его поступок аморален. Ведь он перешагнул не только через законы, но и через нормы нравственности, а теория несостоятельна.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png