Самый известный и уважаемый ангел, чье имя встречается на страницах Ветхого и Нового Завета, а также во многих других писаниях - архангел святой Михаил.

Небесный рыцарь Михаил

Михаил известен многим религиям мира, но наиболее часто его имя упоминается в христианских писаниях. Ему молятся об исцелении и просят о помощи, благодарят за свершение заветных желаний. Писаниями неоднократно зафиксированы его явления на Землю.

В небесном мире существует определенная иерархия, и каждый Божий посланник имеет собственный чин. За Михаилом закреплено два чина - архангел и архистратиг.

Ангел - «вестник», приставка арх - «главный». Архангелы стоят над обычными ангелами-хранителями. Их цель - направить человечество на путь истинный, показать правильную дорогу и направление мыслей.

Архистратиг - главнокомандующи ангельского войска.

В древнеиудейских писаниях пророками указано, что святой Михаил был предводителем херувимов. Он стоял у основания райских ворот для охраны тропы к главному дереву жизни. Дальше он сопровождал израильский народ во время изгнания из египетской земли: вел их по безопасным дорогам, предотвращая беды.

На Синае Михаилу даровал 10 заповедей, и он же стоял на дороге Валаама.

В православных писаниях архангел Михаил встречается в роли главнокомандующего ангельского войска, который несет идею кары над падшими и помощи нуждающимся в вечной битве добра против зла. Религиозные писания приписывают архистратигу победу в долгой и кровавой битве против бывшего шестикрылого серафима - сатаны.

Михаил также выступает в роли главного судьи во время Страшного суда. Он призывает души звуками трубы и ведет справедливые заседания над каждым грешником.

Благодаря Михаилу в православной иконописи эта тематика приобрела традиционные мотивы. Вся иконография Страшного суда грешников изображена во главе с архангелом.

Сам же святой Михаил стал отождествляться с покровителем умерших душ. Поэтому представляя Михаила или обращаясь к нему, говорят:

«Святой архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на Страшном суде».

Подтверждающие строки

На страницах Завета описано множество ангелов, но все они встречаются без личных имен. В некоторых отрывках можно найти упоминание сильного и могущественного ангела:

  • явление Валама;
  • записки Иоанна Богослова;
  • явление Иисусу Навина;
  • спасение отроков с пещеры.

Подтверждение имени архангела можно найти в:

  • книге пророка Даниила;
  • описании про Страшный судный день.

Внешнее описание архангела

На иконах, ангела можно встретить в полный рост или до пояса. Чаще руки его заняты копьем, мечом, деревянной тростью, стеклянным шаром-сферой или весами. На многих изображениях ангел подпирает ногами сатану, в одной руке держит оливковую веточку, в другой - щит.

На копье часто изображен красный крест как символ победы над дьяволом. Также встречаются изображения, где архистратиг держит в руках меч и щит.

Начиная с XII века архангел Михаил на иконах Страшного суда грешников выглядит как воин с чашей весов. На одной стороне расположен дьявол, который пытается перевесить их. Вторая вариация иконописи Страшного суда - это тоже большие весы в руках ангела, но в чашах расположены грехи и праведные дела людей.

В других картинах ангел изображен верхом на коне и в доспехах. В руках его оружие, а внешний вид показывает глубокую сосредоточенность перед боем.

Встречаются также иконы, где Михаил нарисован с левой стороны иконостаса или возле северных дверей - это подчеркивает его высокий ангельский чин.

Православная иконография

Православные верующие почитают Михаила и очень часто изображают его на картинах.

Также существует множество икон, где Михаил изображен в сюжетах о его делах и чудесах.

Чудеса архангела Михаила

Архистратиг Михаил встречается в канонической истории много раз. Точную периодичность событий отследить нельзя, но можно выделить отдельные подвиги ангела.

Первое чудо

В приданиях описано, как в Фригии стоял молитвенный дом, построенный в честь архангела Михаила. Его возвел житель селения в благодарность за чудесное спасение дочери водой из исцеляющего родника. В этом доме 70 лет служил верный пономарь Архип, проповедующий христианскую веру. Язычники не любили служителя и решили убить его, вместе с тем разрушив стены храма.

Узнав о грядущей беде, Архип стал молиться архангелу. Ангел его услышал, спустился с небес и ударил копьем по скале, из которой вытекли потоки воды, тем самым защитив стены храма от разрушения.

Второе чудо

В 500-х гг. н. э. в Риме ходила чума. Служитель церкви Григорий ходил по улицам города и читал молебен больным и умершим. Вскоре на крыше храма Адриана он увидел архангела, который убирал свой меч в ножи. После этого был замечен спад эпидемии, и вскоре чума ушла из города.

Третье чудо

В 640 году итальянский город Синопту осаждали лангобарды. Архистратиг явился местному епископу во сне и обещал помощь запуганным гражданам.

В предании описывается, что ланборгарды услышали сильный грохот и увидели большое черное облако. Оно сходило на ближайшую гору, оно пылало огнем и сверкало молниями. Захватчики испугались такого природного проявления и оставили покинули город.

Четвертое чудо

Недалеко от Афона один отрок нашел много сокровищ. Злоумышленники проведали это и решили утопить искателя, чтобы забрать богатства себе.

Архангел предотвратил беды и спас отрока. В его честь болгарский царедворец построил молебный храм, а найденные сокровища пошли на оформление фасада.

Пятое чудо

Один мужчина узнал, что соседский сын вскоре должен получить в наследство много золота. Он задумал убить его и забрать богатство себе. Он привязывал юношу к дереву в чаще леса, топил, бросал со скалы, но все время наследнику удавалось чудесным образом спасаться. Потому что ему всегда помогал архангел Михаил.

Тогда мужчина придумал отправить его к своей жене с письмом, где просил убить наследника. Архангел узнал об этом и подменил листок. В нем было указано: «срочно выдать замуж за старшую дочку за молодого парня». После свадьбы наследника с девушкой мужчина умер от несчастного случая, поранившись собственным ножом.

Шестое чудо

В Волоколамских писаниях говорится, что на Новгород нашло войско хана Батыя. Михаил защитил город от нашествия, запретив Батыю идти в атаку.

Войско остановилось и больше не нападало на город, и Батый больше никогда не ходил на русских земли.

Седьмое чудо

Архистратиг Божий Михаил помогал Жанне д’Арк в виде знаменитого голоса. Ангел поручил ей выполнять свою миссию - короновать короля Карла VII.

Во время освобождения Орлеана от английский колонизаторов архангел появился в облаке белого света, окруженный верными помощниками-ангелами, и сражался на стороне французов.

Восьмое чудо

На Балканах ангел Михаил научил священнослужителей Флора и Лавра умело управляться с лошадьми: скакать, ухаживать, охотиться. До этого ангельского чуда балканские острова не знали о таком животном и испытывали некоторые трудности.

После этого предания во всех православных иконописаниях мученики изображены верхом на лошадях. Их поводья держит архангел и управляет наездниками.

Молитвы архангелу Михаилу

Михаила считают защитника дома и спящих людей, а также защитником душ умерших, и этому есть апокрифические подтверждения:

  • архангел сопровождает Деву Марию по дорогам ада;
  • Иисус Христос доверил ангелу умершие души;
  • он присутствует во время смерти человека;
  • он омывает души умерших.

Из этих писаний сложились знания, что Михаил - главный ангел, который встречает, следит и провожает умерших души. Поэтому ему молятся в моменты страшного горя или смуты.

Также ангелу можно молиться в церкви за упокой души, просить покоя умершему человеку.

Михаил-целитель

Целительские способности архангелу приписаны еще с древних времен, когда считалось, что болезни - это проделки сатаны, и архистратиг Михаил победит нечистую силу. Поэтому раньше были распространены именные молебны в стенах больниц.

Существует ряд молитв, где присутствует просьба о чудесном выздоровлении. Некоторые служители церкви уверяют, что это одна из самых сильных молитв.

Покровитель нового дома

Михаила считают верным помощником строителей при закладке нового дома или покупке жилья. Ему молятся не для финансового благополучия, а для безопасной и быстрой стройки.

Также молитвы повторяют при новоселье, чтобы злые силы не поразили домашний очаг и не забрали хозяина дома. Лик архангела в одной из комнат будет отличным помощником в семейном благополучии.

Заключение

Архангел Михаил - высший небесный ангел, помощник человечества во многих земных делах, верный Божий помощник и первый враг сатаны. Михаил описан во многих древних преданиях и имеет множество ликов. Ему можно молиться, прося о помощи.

Господь поставил архистратига Михаила главным над девятью ангельскими чинами. Его имя с еврейского языка обозначает «Кто как Бог». Михаил Святой (архангел) почитается Православной Церковью с самых древних времен человечества, так как обладает необыкновенной беспримерной духовной силою. Кто он - архангел Михаил? Какие подвиги совершал?

Святой первый подвиг

Архангел Михаил свой первый подвиг совершил на небе, когда некогда светлейший небесный ангел решил восстать против Бога и унизить славу Его. Зло сотворило первое богоотступничество, увлекшее за собою множество других ангелов.

Тогда служитель Божий, Святой Михаил (архангел), собрал все и небесное воинство, не поддавшихся пагубному примеру, и воззвал их на борьбу со злыми ангелами, чтобы низвергнуть их с неба, запев торжественную песнь Господу.

Откровение

В «Откровении Иоанна Богослова» тоже описываются эти события. На небе произошла война. Михаил Святой и ангелы его вступили в битву с драконом и его прислужниками. Но не устояли последние, и уже не нашлось для них места на небесах. Великий дракон, называемый сатаной, змием и дьяволом, обольщающий всю вселенную, был изгнан на землю вместе с ангелами зла.

В «Откровении» дается утешение для верующих, чтобы они увидели, что вечная борьба добра и зла закончится совершенною победою Агнца. Человечество в борьбе со змием имеет высших небесных покровителей и защитников, во главе которых стоит Святой Михаил.

Еврейский народ

Когда еврейский народ стал излюбленным и избранным у Господа, то и здесь Святая Церковь указывает на то, что архангел Михаил стал хранителем народа Божия. В «Ветхом Завете» у пророка Даниила Михаил Святой тоже представляется покровителем иудейского народа.

Молитвы и иконы

Церковь в своих молитвах и песнопениях именует архангела Михаила воеводой небесных сил бесплотных, Ангелом первым, вождем полков ангельских, старейшим наставником небесных чинов.

На иконах Михаил Святой изображается как воин с мечом и щитом в руке, а иногда с копьем или с пальмовой ветвью. Ногами он попирает змия. Белая хоругвь (знамя) по верху копья означает непоколебимую чистоту и верность ангелов своему Царю Небесному. А крест, которым заканчивается копие, обозначает, что любая брань с царством тьмы и зла и победа над ними совершатся во имя Креста Христова посредством самоотвержения, смирения и терпения.

Библиейские сюжеты

В Святом Писании рассказывается о том, как Святой Михаил (архангел) спорил с диаволом о Моисеевом теле. Архангел скрыл могилу великого пророка, чтобы евреи, впадавшие час от часу в идолопоклонство, не стали поклоняться ему как Богу.

В Библии также описывается, как архангел Михаил явился Иисусу Навину, когда тот брал Иерихон. Иисус увидел человека с мечом в руке и спросил его о том, свой он или чужой, тот ответил, что он вождь воинства Господня, и повелел ему снять обувь, ибо место, на котором он стоял, было свято. Иисус сделал это, его вдохновило явление святого воеводы. А затем и сам Господь стал говорить с Иисусом Навином, который научил его, каким способом взять первый мощный город на ханаанской земле, что в итоге было сделано.

Храм

В подлинности этого явления еще с древности глубоко были уверены люди, поэтому на этом месте воздвигнут монастырь в честь Святого архангела Михаила. Он, служитель славы Божественной и воевода всехвальный, как описано в Священном Писании, помогал израильтянам в боях и сопровождал Моисея по всему пути в обетованную землю.

6 (19) сентября весь православный люд отмечает праздник «Память чуда архистратига Михаила, совершенного в Хонех».

История эта началась с того, что недалеко от города Иераполя, что во Фригии, в местности под названием Херотопа находился храм Святого Михаила, а при нем бил священный источник. Храм построил один местный житель - отец исцелившейся от немоты девочки. Сам архангел явился к этому человеку во сне и сказал ему, что дочь получит исцеление, если выпьет воды из источника. В связи с этим чудесным событием вся семья разом крестилась.

Однажды недовольные язычники решили уничтожить это святое место. И тогда они попытались соединить две горных речки в одно русло, и течение их направили прямо на церковь Святого Михаила. Живший при этом храме Святой Архип взмолился, и к нему было явление архистратига Михаила. Он ударил жезлом своим и открыл трещину в земле, которая и поглотила всю воду, потом это место стало называться Хоны (расселина, отверстие).

Почитание в Киевской Руси

В 1108-1113 гг. князь (внук Ярослава Мудрого), при крещении нареченный Михаилом, соорудил в Киеве в честь своего небесного покровителя Михайловский Златоверхий собор. С тех самых пор архангел Михаил стал считаться небесным покровителем Киева.

Защитник России

В России тоже было явление архистратига Михаила. В 1608 году Свято-Троицкую осаждали поляки. К архимандриту Иосифу - настоятелю лавры - явился сияющий святой воевода Михаил со скипетром и предупредил, что немного осталось им потерпеть, так как господь скоро воздаст им отмщение. И враг вскоре отступил.

Пресвятая Богородица стала защитницей городов русских вместе с ее воинством небесным во главе с архистратигом Михаилом. Вера православных людей в его помощь очень велика, так как он - победитель супостатов, избавитель от бед и скорбей, защитник от злых духов, врагов видимых и невидимых.

Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом, просят покровительствовать на троне в управлении и спасении государства Российского.

Собор Святого архистратига Михаила

Отмечают праздник Собора Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных 8 (21) ноября. Эта дата была установлена за несколько лет в начале IV века до Первого на Поместном Лаодикийском Соборе. 35-м правилом было осуждено еретическое поклонение ангелам как создателям мира, утвердив только православное их почитание.

Праздник отмечается в девятом месяце от марта (в древности именно с этого месяца начинался год) - в ноябре, в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца говорит о том, что будущий Собор всех Сил Небесных будет в день Страшного Суда, когда придет опять на землю Сын Человеческий и все святые ангелы с ним.

Святая Церковь запечатлела в себе величественную историческую панораму богосветлых подвигов и деяний архистратига всех небесных сил бесплотных Святого Михаила. Он самый первый в чину всего ангельского воинства, действующий всегда во Славу Божию и во спасение человечества.

Читая Библию, время от времени хотелось бы задаться вопросом: а почему о Христе, нашем Господе и Спасителе, нет ни каких явных указаний в Ветхом Завете [кроме пророчеств]? Почему до пришествия Христа Бог считался Единым и у верующих евреев никогда не возникало вопросов о том, что, кроме Всевышнего Яхве, они должны поклоняться кому-то ещё (Марк. 12:29,32)?

И всё же в Еврейских Писаниях есть немало мест на которые следовало бы обратить внимание в связи с темой: Тайна о Христе Иисусе.

Например, возьмём для рассмотрения место из книги Исход:

‘’ вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего , ибо имя Мое в Нем’’ (Исх.23:20,21).

Так что это за Ангел, который имеет власть прощать или не прощать грехи? Итак, давайте исследуем с вами данную тему по порядку.

Часть 1 Архангел Михаил, кто Он?

В книге Бытие написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… (Быт.1:26). Далее в Быт.2:18 слово ‘’сотворим’ ’ так же указывается во множественном числе. Так кто был этим вторым? Например, ангелы не могли участвовать в сотворении вместе с Всевышним по той причине, чтобы потом никто из них не заявлял, что он является сотворцом вселенной (Быт.14:22,23, Иов.38:4,7). В то же время, нельзя утверждать и то, что Всевышний являлся единоличным Творцом. Почему? Например, в книге Исход, в 19 и 20 главах, пишется о том, что Бог непосредственно разговаривал с Моисеем; однако в Деян.7:37,38 указывается на Посредника – Свидетеля, Архангела Михаила (Иуды9).

В дальнейшем одно из ярких упоминаний о Свидетеле – Архангеле Всевышнего является место из кн. ИисНав.5:13-15. По взаимоотношению между этим Князем Воинства (Дан.10:21; 12:1.) и Иисусом Навином можно судить о том, что это была та же Личность, что и во время явления Моисею на горе Хорив из горящего куста (Исход.3:2-5.)

В следующей главе [ИисНав.6:1-19.] описывается пророческое знамение, которое указывает на семь труб и семь печатей из книги Откровение и конце нечестивого мира (Откр.11:17-19.).

И это так же происходило и ещё произойдёт под предводительством Архангела Михаила (Исх.23:20-23. Дан.12:1. Откр.12:7-9; 19:11-14).

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В книге Откр.19:13,14 Апостол Иоанн пишет о Царе царей, Который называется так же Словом Божиим и Князем воинств. Например, пророку Даниилу было сказано:

‘’И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге’’(Дан.12:1).

А наш Учитель Христос сказал так:

‘’и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше’’ (Лук.21:27,28).

Так не являются ли эти описания тем, что указывает на одну и ту же Личность? Или всё же это Личности совсем разные?

Чтобы ещё ближе приблизиться к ответу, обсудим вопрос о том, почему наш Господь Христос назван Иисусом?

Многие из нас понимают, что дословно это имя означает: ""спасение от Яхве’’. Однако в смысле прообраза, мы можем обратится к месту Писания из Евр.3:15-19; 4:3-9, где указывается на то, что предводителем Израиля, ведущим в ‘’покой’’ т.е. обетованную землю, был Иисус Навин.

*** Иисус Навин, преемник пророка Моисея в деле управления еврейским народом. Он происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя евр. הוֹשֵׁעַ (Оси́я), однокоренное со второй частью имени Йехошу́а, и также означающее «спасение», но не упоминающее имя Бога в явном виде. Был переименован Моисеем в Иисуса в знак того, что через него Бог спасет народ Израиля от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю обетованную. [скопировано из Википедии] ***

Однако на самом деле куда более важную роль в этом отводилось Архангелу Михаилу, Который шёл перед ними в облаке (Исх.13:21,22; 23:20-23.) и назывался Князем Израиля – Дан.10:13,21. Позднее наш Господин сказал: ‘’Сын Человеческий есть господин субботы’’ т.е. ‘’покоя’’; именно Он, Христос Иисус, является главным преемником Моисея, бОльшим Иисусом Навином [Тот, Кто ведёт в истинный покой]; и вот как об этом говорится:

‘’Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам’’ (Деян.7:37,38)

Так же Апостол Иоанн писал:

‘’Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца’’ (Иоан.1:3,4,14).

Эти сильные выражения указывают на весомость такой Личности как наш Господь Христос; однако все важные события ветхозаветного времени указывают на Архангела Михаила, как представителя Всевышнего Бога. При таком рассмотрении фактов, можно прийти к выводу о том, что это указывается на одну и ту же Личность.

В Евангелии от Иоанна написано: ‘’Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца’’ (Иоан.5:30). Именно ‘’при двух и трёх свидетелях будет твёрдо всякое слово’’ (2Кор.13:1.), поэтому Отец не творил вселенную один – но вместе с Первородным Сыном, Архангелом Свидетелем. Так же о этом довольно ярко писал Апостол Павел: ‘’ Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота’’ (Кол.1:15,19.). И всё же, несмотря на поистине великую роль нашего Господа, стоит обратить внимание на такой вопрос: ‘’является ли Он Всевышним Владыкой’’?

Часть 2. Триединство?..

Господь сказал: ‘’Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его’’ (Иоан.5:22,23).

Однако обратите внимание на пророчество: ‘’Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле’’ (Иер.23:5). Так же у пророка Даниила, о Христе указывается в БУДУЩЕМ времени: ‘’ Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины…’’ (Дан.9:25).

Несмотря на то, что наш Господин имел у Небесного Отца особое благорасположение всегда (Иоан.17:5.), помазание как Сына Господа Он получил здесь, на земле, в 1-м веке н.э. Пророк Давид писал по этому поводу: ""Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я НЫНЕ родил Тебя; ПРОСИ у Меня, и ДАМ народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе"" (Пс.2:7,8). Это можно утверждать на том основании, что нигде в Еврейских Писаниях мы не найдём того, что хоть как либо указывает, что Иисус Христос до своего прихода на землю был Сыном Богом (Исаия.9:6.).

Возьмём к примеру место из пророчества Исаии: ‘’Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников’’ (Ис.42:1,6). Обратите внимание на то, что в оригинальном тексте слово ‘’Отрок’’ переводится как ‘’слуга’’, ‘’раб’’ [так же смотреть: Исаия.52:13,15; 53:11.].

Когда Всевышний указывал на Ангела Михаила, Вождя Евреев (Исх.23:20-23.), то этот ‘’Слуга’’ - Вождь не был ещё Первосвященником, т.к. в Евр.10:4-7 указывается, что это произошло в 1-м веке н.э. Кроме того, что Первенец Сын был рождён Небесным Отцом ‘’прежде всякой твари’’ (Кол.1:15.); Первородным Он является и в том смысле, что до нашего Господина ещё никто не рождался от Духа Святого (Матф.11:11,12.). Так же, Царём и Господом Он стал лишь тогда, когда принёс Себя в жертву - Исаия.53:12. Евр.10:12,13. И только с 1-го века н.э. мы принимаем Отца Сына и Святого Духа [три Свидетеля].

И наконец, стоит обратить внимание на такой вопрос: а что из Писания мы можем узнать о будущем нашего Господа Христа? Например, в книге Откровение, 21 и 22 главах, указывается на то, что Христос Агнец будет всегда на престоле с Небесным Отцом. А вот Апостол Павел пишет так: ‘’А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем’’ (1Кор.15:24-28). Как понимать эти места Библии, которые на первый взгляд могут показаться противоречивыми?

Апостол Павел, кроме того что имел высшее фарисейское образование, он был рождён от Духа Святого; а значит, мог правильно понимать Писание (Иоан.14:26.). Если мы рассмотрим такие места из его посланий как: Галат.4:22-31. Евр.7:1-22. и т.д., то мы увидим, что в Еврейских Писаниях существует множество пророческих знамений [Матф.12:40-42]. Одно из них, которое поможет нам более ясно понять роль Христа, мы сможем увидеть в 41-й главе книги Бытие.

Обратите внимание на это: ‘’ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской’’ (Быт.41:40,42-44). После предательства братьев и пребывания в тюрьме – преисподней, Иосиф получил власть быть вторым правителем на земле, вождём всего царства Египет, так же обеспечителем – кормильцем Израиля. Именно такова же роль была у Архангела Михаила и позднее Учителя Христа – Иоан.6:27,30-33. Матф.4:4. Иоан.1:14. Несмотря на такое величие власти Иосифа в Египте он был вторым у фараона; такое же положение Сын Бога занимает по отношению к Небесному Отцу.

Итак, во время путешествия в обетованную землю, вождём еврейского народа был Архангел Михаил; но пострадав от собратьев Иудеев, став Мессией Искупителем, Он получил власть над всем что существует (Матф.28:18.). Именно поэтому в книге Откровение 21 и 22 главах, указывается на то, что Агнец Господь будет царствовать с Отцом во веки – но… В 1Кор.15:24-28 Апостол Павел более чётко объясняет роль Архангела Христа после того, когда пройдёт тысячелетний период суда неправедных (Откр.20:1-3,7-10.). После того, когда всё нечестие и сам дьявол будут уничтожены, тогда полностью исполнятся слова из молитвы: ‘’Отче наш… да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе’’. Всё оставшееся человечество получит святость [это будет приблизительно начало 8-го тысячелетия – обрезание евреев в 8-й день, являлось прообразом этого]. Тогда человечество уже не будет нуждаться в священстве; небесный храм сосвященников Христа (Откр.20:4-6.) упразднится и станет частью Небесного Иерусалима, Царства Всевышнего – Галат.4:26. Откр.21:1,10,12,14,17.

Когда будет окончательно истреблено нечестие, а следовательно и последний враг смерть, тогда миссия Христа, Ходатая и Священника будет исполнена; и наш Господь имея величественное положение Сына Царя, Сам покорится Отцу. Да будет Бог всё во всём (1Кор.15:28)!.. Аминь.

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает – кто как Бог. Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.

Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет.Мин. 8-го ноября).

Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.
В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12, 7-9).

Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом.

Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия.

У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12, 1).

Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8(21) ноября).

Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисеове» (Иуд. 9), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5, 13-15). Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила.

Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.

6 сентября ст. ст. Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина). Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны.

Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах.
Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним. В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом. Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан. п. 1). Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес. 3), именует его проповедником божественным, непостдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес. 3), молитвенником за людей спасительным (пес. 3). Словом,- она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст. на хвалит.).

Итак, Архангел Михаил – победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.

Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России.
6(19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV).

8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом. Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.
Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т. е. именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Архангел Михаил — небесный покровитель
Свято-МИХАЙЛО-Афонского монастыря

Ангельский мир

Мир ангелов — мир невидимый, сотворенный Богом раньше видимого мира. Мы почти ничего не знаем об этом мире, поскольку в Библии он не описан.

Ангелы — существа духовные, обладающие личностью, умом, волей и могуществом. Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», в этом слове определено их назначение. Ангелы - посланники Божии, то есть посредники в осуществлении воли Бога относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Кроме этого ангелы ходатаи за людей пред Богом и воины в борьбе с Его врагами. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение Богу по сравнению с другими ангелами.

Архангел Михаил в Священном Писании

Михаил — главный архангел. Его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Заветах. При этом, как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако его имя упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила (Дан.10:13, 21; 12:1).

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем войска Господня», он главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда его церковное «имя» - архистратиг, то есть старший воин, вождь, военачальник. Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами, имя его в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов — Люцифер (в переводе с латыни — «светоносный» или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.., буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Архангел Михаил первым призвал всех не увлекшихся пагубным примером ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.

Ангельская иерархия

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно Дионисию ангельская иерархия состоит из 3 триад:

Первый лик ангелов

  • Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3));
  • Херувимы (распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11));
  • Престолы (на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой (Иез 1:15-21; 10:1-17)).

Второй лик ангелов

  • Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16));
  • Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21));
  • Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).

Третий лик ангелов

  • Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Рим. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16));
  • Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр 12:7));
  • Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).

Священное Писание нас учит, что великий духовный мир, населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы — это общее имя для всех чинов Небесной Иерархии, так как слово «Ангел» это название не существа, а служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).

Непостижимость ангельского мира

В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).

Митрополит Кирилл объясняет: «Ангелы - реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, - говорит Слово Божие, - не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10).

Святитель Григорий Богослов указывает, что ангельский мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове». В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,- в точности знает только один Бог».

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Из Священного Писания и Священного Предания Церкви мы знаем, что над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

О роли архангела Михаила

Архангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.

Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно, Откровению Иоанна Богослова во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

Как защитник и покровитель иудейского народа, Архангел Михаил предводительствует израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), он встает на пути Валаама, чтобы уберечь народ израильский от проклятий и поражения от Моавитян (Числ. 22). Михаил помогает Иисусу Навину (одному из главных помощников Моисея и его преемнику) при завоевании израильтянами Обетованной земли (Нав.5:13-15). Он уничтожает армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства (Дан. 10:13, 21). И хотя не во всех местах Библии помогающий ангел назван по имени, христианская традиция отождествляет этого ангела с архангелом Михаилом. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает Ангелом Хранителем только израильского народа, в Новом Завете Православная Церковь признает его покровителем и защитником каждого праведного христианина.

Апокрифические источники описывают архангела Михаила как хранителя душ умерших:

  • Иисус Христос после своего сошествия во ад, вверил Михаилу души праведников, чтобы он сопроводил их в рай («Евангелие от Никодима»).
  • Архангел Михаил совершает ритуал омовения души умершего перед ее входом в Небесный Иерусалим («Откровение Павла»).
  • Он сопровождает Деву Марию по аду, объясняя ей причины мучений грешников («Хождение Богородицы по мукам»).

Большая роль отводится архангелу Михаилу и в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога и призовут людей на Страшный суд. Помимо низвержения дракона в небесной битве «добра и зла», Архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований при Антихристе.

В ведении архангела Михаила также Книга жизни, в которой запечатлены все человеческие судьбы и грехи. Об этом пророчествовал Даниил: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены, будут записанными в книге» (Дан.12:1). Такое представление о Михаиле нашло своё отражение в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

В одной из гомилий египетских христиан об архангеле Михаиле (гомилия - проповедь, содержащая истолкование прочитанных мест св. писания) рассказывается о том, как архангел Михаил в день Страшного Суда вымаливает у Бога спасения для грешников, просит не отдавать их дьяволу, соблазнившему их в земной жизни. И после разрешения: «Перестань плакать, о мой избранник Михаил, о мой управитель добрый. Разве хорошо им... те, которые покаялись … войти в эти все муки. Но ради тебя, о мой избранник Михаил, и твоих слез, которые ты пролил из-за них, повелеваю тебе, чтобы ты выполнил все свое желание в отношении тех, которые слева, и причислил их к тем, которые справа от меня», Михаил забирает на правую сторону все души из тех, которые грешили на земле и (вместе с тем все же) сделали немного добра.

С давних времен архангел Михаил очень любим и почитаем верующими людьми. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели Архангела своим представителем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с изображением Архангела. Многие знатные люди были похоронены в храмах Архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного Суда. Согласно греческим преданиям архангел Михаил присутствует при смерти человека.

Истории о чудесах и явлениях архангела Михаила

До нашего времени в виде легенд и преданий дошли несколько историй о чудесах и явлениях архангела Михаила, наиболее известные из них:

«Чудо в Хонех»

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. Появление источника и храма при нем было предсказано еще святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который проповедовал в тех местах. Источник исцелял не только христиан, но и иноверных. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу и архангелу Михаилу, чтобы уберечь святое место, не дать врагам погубить святыню. Тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

«Чума в Риме»

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена его скульптура, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта язычниками архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что язычники были остановлены и, пораженные его явлением, приняли святую веру. Сипонтийские граждане хотели выстроить церковь во имя архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе рядом с городом. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, и другие чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Это место, известное как город Монте-Сент-Анджело и сейчас привлекает многочисленных паломников.

«Грешница, ставшая святой»

Евдокия, жившая во времена царствования императора Траяна, была удивительной красоты женщиной. Но, как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию, Евдокия увлеклась широким путем удовольствий. Через некоторое время она стала очень богата. В одну из ночей Евдокия услышала под своим окном громкое чтение о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах научил ее поститься и молиться о своем спасении. Неделю Евдокия провела в своей комнате в плаче и молитве, и в последний день увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Юноша назвался архангелом Михаилом и рассказал Евдокии о великой радости на небе о покаянии каждого из грешников. Евдокия приняла крещение и посвятила свою жизнь Господу.

«Спасение отрока близ Афонской горы»

Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного юношу, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

«Спасение наследника»

Согласно истории, некий богатый человек, узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумал его убить. Он оставил его одного в лесу, бросил в море, но юноша благодаря заступничеству архангела Михаила остался невредим. Тогда богач отправил его к своей жене с письмом, в котором просил её погубить отрока, но Михаил заменил письмо требованием немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погиб от собственного меча, который пронзил его, когда тот садился на коня.

«Спасение Новгорода»

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).

«Архангел Михаил и Жанна д"Арк»

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской, был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию - короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем Орлеанском небе и сражался на стороне французов.

«Чудо о Флоре и Лавре»

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Помощь Архангела Михаила насельникам Мандамадосского монастыря

Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.

Особенно полюбился пиратам остров Лесбос - богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу, во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.

А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась - лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновение. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.

Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1936 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!». Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».

Дни памяти Архангела Михаила

8 ноября/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (празднование установлено в начале IV века).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png