Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: Формировать навыки анализа художественного произведения, развивать навык вдумчивого чтения; Углубить и обогатить нравственные понятия. Способствовать становлению эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; Способствовать развитию фантазии, воображения, творчества учащихся. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировтать своё мнение. Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, формирование умения работать в группе. Способствовать формированию различных компетентностей (познавательной, личностной, социальной, коммуникативной и др.)

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.С. Меркин "Литература. 5 класс"

Используемая методическая литература: —

Используемое оборудование: —

 Технические средства оснащения(музыкальный и визуальный ряд);  Мультимедийный продукт;  Карточки с заданиями

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок – путешествие с применением технологии компетентностного подхода

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Викторовна. Я сегодня проведу у вас урок литературы. Вы знаете, ребята, несмотря на то, что мы с вами едва знакомы, у нас наверняка, много общего. Я люблю петь. А вы? рисовать, читать стихи, дружу с компьютером, и просто обожаю сказки. Удивительно, но столько творческих натур я ещё никогда не встречала. И сегодня, я думаю, нам представится возможность проявить свои таланты в творческих группах за нашим творческим столом. А я хочу сообщить вам ещё о том, что я очень люблю путешествовать. А вы? Ну тогда у нас сегодня всё получится и я предлагаю вам вместе со мной отправиться в далёкую прекрасную страну Данию. Вы что - нибудь знаете об этой стране?

Она расположена на полуострове Ютландия. Это морская страна. Из любого места на суше до морского побережья не более 60 км. А восточный берег буквально изрезан заливами и бухтами. А это столица Дании - Копенгаген, один из старейших европейских городов, ему более 800 лет. Это крупнейший торговый порт. Мы приближаемся к центру города. Здесь, в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику Х.К.Андерсену. Вы слышали что - нибудь о нём?

2. Актуализация знаний.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городке Оденсе. Отец его был простым башмачником, мать - прачкой. Семья жила очень бедно, но для маленького Андерсена всё превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Он умел радоваться всему: сухому моху, рассыпающему из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, незамысловатому цветку подорожника, каждой травинке, наполненной пахучим соком, и очень любил цветы, особенно розы. Но самым интересным и важным в жизни Андерсена были истории и сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят. Даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Так случилось и с Андерсеном и пройдя через все тернии жизни, он стал великим сказочником, известном во всём мире. Знаете ли вы, что Андерсен за свою жизнь написал более 170 сказок? Наверняка многие из его сказок знакомы и вам. Попробуйте их назвать. « Что такое сказка? Настоящая сказка?» — задал однажды вопрос отцу маленький Андерсен. Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Иными словами, это связь реального мира с фантастическим. Как вы понимаете слово фантастический? Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок. А что значит мир реальный? Это мир, в котором мы живём.

3. Объявление темы и цели урока.

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое, мы и узнаем сегодня, открыв страницу одной из самых известных его сказок «Снежная королева». Итак, переведём стрелки наших часов на зимнее время. Вот так. Видите? Пошел снег. Снежный вихрь подхватил снежинки и закружил их в своём танце. Возможно, среди этих снежинок носятся по воздуху и осколки зеркала злого Тролля… Как? Вы не слышали эту историю? Тогда послушаем её. Но прежде чем я познакомлю вас с этой историей, за творческий стол отправится 1 группа — мастера слова. Они сегодня будут учиться создавать синквейн. Инструкция у вас на столе. Внимательно изучите её и приступайте к работе.

4. Работа с текстом

4.1.Чтение текста учителем.

4.2.Анализ текста.

Вопросы: — Кто же главное действующее лицо этой истории? Тролль - великан(в германо - скандинавской мифологии). Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.

А что же мы можем сказать о тролле в сказке Андерсена? Тролль - дявол, злой дух, сатана, абсолютное воплощение зла? А каким вы себе его представляете? Опишите его. Какими красками вы написали бы его портрет? А каким нарисовала тролля наша творческая группа? Расскажите, что вы создавали? — Чему учит тролль своих учеников? - видеть в окружающем мире и в людях только самое плохое и безобразное.

— Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? (зачитайте)…Он смастерил такое зеркало…. Зеркало - средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде.» Какими становились люди, попадающие под власть тролля?(начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми, злыми, бессердечными, чёрствыми, эгоистичными, равнодушными, завистливыми, жадным. Посмотрите, сколько эпитетов мы с вами подобрали. Но ведь мы не найдём их у автора. Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? Да, ребята, к сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и в реальном мире.

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала? А может, это именно они топчут цветы, ломают деревья, мучают животных, причиняют людям зло и обиды, обзывают и оскорбляют их? А может и кому - то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? Я этому очень рада. — Ребята, а как вы думаете, почему зеркало разбилось? Оно выскочило из рук слуг тролля в тот момент, когда он хотел посмеяться над самим творцом. Автор не позволил им сделать это.Почему? Да потому что для Андерсена, как для христианина, в творце, в Боге - воплощено абсолютное добро, которое зеркало не могло вместить и исказить. Значит, настоящее добро не по силам даже могущественному троллю! Если бы мы захотели нарисовать добро, каким бы мы его изобразили? - таково задание нашим художникам и ещё одна творческая группа отправляется за творческий стол.

Однако, ОСКОЛКИ НАДЕЛАЛИ БОЛЬШЕ БЕД, ЧЕМ САМО ЗЕРКАЛО. Какую из этих бед вы считаете самой ужасной? Почему?(«некоторым людям осколки попадали прямо в сердце. И это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.») Почему сердце, в которое попадает осколок, становится ледяным (а не железным, не каменным)? Как вы понимаете эпитет ледяное сердце?(холодное, лишённое тепла, жизни).Тогда как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? - Горячим. У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным? А у кого горячим?

А теперь, ребята, давайте подумаем, случайно ли такое вступление к сказке. Ведь основное действие ещё не началось. Можем ли мы сказать, о чём будет идти речь в основном действии? О ледяном и горячем сердце, о добре и зле и о том, насколько они живучи в реальном мире. И прежде чем перейти к знакомству с главными героями, дадим задание группе «аналитиков», т. е. людям, желающим поразмышлять. Есть среди нас такие? Тогда прошу за творческий стол. У вас на карточке изложено задание. Вы должны его выполнить. Желаю успеха!

История 2. — Кто такие Кай и Герда? Что является их богатством?(любовь друг к другу, куст роз.) — Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? (они любили друг друга как брат и сестра.) они чувствовали себя счастливыми. Примеры из текста. — Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей? Выбирите верное утверждение.

a. Они просто любили розы

b. Потому что это любимые цветы родителей

c. В доме просто очень тесно

d. Роза - символ любви и преданности.

Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Она как - нибудь характеризует Снежную королеву? Опишите Снежную королеву глазами Кая., который смотрит на неё из окна. —

Чего испугался Кай, впервые увидев Снежную королеву? Он пугается её холодных глаз. — Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла не к Герде, а к Каю? - ведь осколок ещё не попал в его сердце. Напомним, что Кай ещё ничего не знает о Снежной королеве, добра она или зла., но уже говорит: « Я посажу её на тёплую печку, она и растает» С какой интонацией произнёс он эти слова? Как эти слова характеризуют Кая? Почему бабушка прерывает его?(что - то в словах внука ей не нравится, может быть, слишком гневная интонация? Может быть слишком поспешное желание причинить зло другому?)

— Можно ли предположить, что Снежная королева чувствовала в Кае что - то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу? Мстит ли ему Снежная королева или относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам. А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться) После поцелуя Снежной королевы Кай стал другим. Докажите это. Доказывать это будут наши аналитики. Найдите примеры в тексте. Мы можем что - нибудь добавить? — почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?(Перед нами другой мальчишка: грубый. Злой, жестокий. И близкие и чужие люди становятся для Кая предметом насмешек.. его уже не радует тепло, краски окружающего мира. Ему нравятся холодные снежинки, но не потому, что они были очень красивы или походили на роскошные цветы. Каю они теперь кажутся гораздо интереснее настоящих цветов. Его привлекает то, что они хорошо сделаны. «И какая точность! Ни одной кривой линии!» — восклицает он. А что на ваш взгляд, красивее, — розы или снежинки?(точность линий и форм и естественность) Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем. Таким и становится Кай. Иной видится теперь ему и Снежная королева. Зачитать. — Почему же теперь он не боится её холодных глаз, её ледяного взгляда?(потому что сам стал таким!)

Как вы думаете, что же может спасти Кая от этого холодного плена? Конечно же, любовь Герды. Но об этом вы узнаете уже на следующем уроке. Если бы вам представилась уникальная возможность написать письмо Каю, в котором вы можете сказать ему всё, что вы теперь о нём думаете. О чем бы вы ему написали?

Рефлексия.

Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги и заполнить таблицу. Что нового вы узнали сегодня?, где побывали? что же мы узнали, чему научились? что же сказка Андерсена помогла нам понять и увидеть в нашем, уже реальном мире? (Что зло ещё существует в разных его проявлениях, и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем - то и самим быть нравственнее, чище, добрее»

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и доброта всему венец!

(Стрелки перевожу на весну. Цветы распускаются).

Цветы улыбок ярко расцветают.

Сбывается заветная мечта.

И льды непонимания растают

Растопит их людская теплота.

Наш урок подходит к концу. Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке и за великолепную атмосферу сотрудничества. А ещё я хочу вам кое - в чём признаться. Скажу вам правду, не тая: теперь вы все - мои друзья! Домашнее задание на выбор:

Нарисуйте добро, зло, счастье. Каким вы себе их представляете?

Сочинить синквейны «Герда», «Снежная королева»

Подобрать пословицы о добре и зле, записать их в тетрадь.

Файлы:
Размер файла: 52224 байт.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом,

И в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Главная идея сказки Андерсена «Снежная королева» — это любовь.

Основная мысль в том, что настоящее чувство способно помочь преодолеть невозможное, даже чудо способно сотворить. Преданность, дружба и самоотверженность преодолевают все преграды и способны растопить даже самое холодное сердце.

Почему сказка «Снежная королева так называется?

Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.

Девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.

«Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке

Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Х.К. АНДЕРСЕН. СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА.

Андерсен был посредствен­ным драматургом, средним по­ этом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства. (запись в тетрадь.)

Бо Грёнбек

Цель: познакомить учащихся с биографией, сказкой «Снежная королева» Андерсена. Вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, любви к ближнемуна примере поступков главной героини в сказке.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы начнем читать сказку знаменитого автора, который у нас, в России, с середины прошлого века и до сегодняшнего дня оста­ ется одним из известнейших и любимейших. Не случайно его называли королем сказок, а ежегодно проводящийся Междуна­ родный день детской книги всегда открывается в день его рож­ дения - 2 апреля". Не имея своих детей, Андерсен рассказал сказки детям всего мира. Какие сказки Андерсена вы знаете, по­ мните, любите? Назовите их героев.

2. Чтение учителем вслух первой истории сказки «Снежная королева». Словарная работа. (Тролль - «в скандинавских поверь­ ях - сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­ гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.)

3. Беседа по произведению:

Первая история - это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения - тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­ стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­ нием добра - самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают «видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­ дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­ мо в сердце. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»? Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»? В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

4. Выводы по уроку.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания - ответить на вопросы:

а) Как жили семьи, где росли Кай и Герда?

б) Какую легенду о Снежной королеве рассказала детям
бабушка?

в) Какую роль играли розы в жизни детей?

г) Каким стал Кай?

д) Сравните два портрета Снежной королевы во второй истории.

Урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

Норвидене С.Н.

учитель начальных классов

МАОУСОШ№1 г.Немана

Тема: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Тип: урок усвоения новых знаний, умений

Задачи:

Выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;

Показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, его нравственными представлениями;

Планируемые результаты

Предметные:

    находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;

    различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;

    отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;

    рассказывать о своём восприятии произведения;

    осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

    примерять высказывание к характеру героев.

Метапредметные:

регулятивные:

Ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

Внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

Определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

Понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

Вести диалог с учащимися класса, с учителем;

Высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Личностные :

Определять своё отношение к прочитанному;

Совершенствовать культуру речи;

Развивать способность сопереживать литературному герою;

Стремиться к развитию эстетического вкуса;

Осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Межпредметные связи: география (Дания); русский язык (значение слов фантастика, фантастический, символ, символический).

Ресурсы урока: Хрестоматия; слайды, подготовленные учителем, с портретом Андерсена.

Цели и задачи урока:

    формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;

    обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; обобщить знания убучающихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

    формировать умение отыскивать нужную информацию в книге; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);

    формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

    учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

    учить детей примерять высказывание к характеру героев;

    способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Рефлексия.

Слайд.

а). Учитель держит глобус.

У меня в руках глобус. Это путеводитель. На нём обозначено место, которое напрямую связано с темой нашего урока.

Поможет разгадать это место - книжная выставка.

(На выставке сказки Андерсена и одна книга другого автор).

Что объединяет книги на выставке? Какие это сказки? (Авторские сказки).

Какая книга здесь лишняя? Почему?

Слайд.

Кто догадался, какой географический объект на глобусе? (На севере Европы маленькая скандинавская страна ДАНИЯ. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник - Ганс Христиан Андерсен.).

3.Сообщение темы урока.

Слайд.

«Что такое сказка? Настоящая сказка?- задал вопрос отцу маленький Андерсен.

Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Иными словами, это связь реального мира с фантастическим.

Как вы понимаете слово фантастический? (Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок).

А что значит мир реальный? (Это мир, в котором мы живём).

Прочитайте тему урока.

(На доске: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»).

Сформулируйте задачи урока?

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое - реальность и фантазию в сказке «Снежная королева», это мы и узнаем сегодня.

Итак, вперёд!

4. Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

Сейчас вы прослушаете пьесу норвежского композитора Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии . Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном . Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

Будьте внимательны. Постарайтесь представить героя из сказки Андерсена «Снежная королева».

(Слушание)

Пьеса называется «В пещере горного короля» (танец троллей).

Я рада, что вам удалось представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ.

5.Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы.

1). - В какой по счёту истории вы познакомились с главным действующим лицом – троллем? (История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках).

Сколько всего историй в сказке «Снежная королева»? (7).

Откройте хрестоматию (с.67). Работаем с текстом.

    Как описан тролль в 1 истории? (прочитай фрагмент из текста).

«Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.67) Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

    Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

«Он смастерил такое зеркало…» Зеркало- средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде».

    Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или сердце?

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот… (с.69). Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце…»

2). - Используя эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту) назовите, какими становились люди?

На доске плакат :

насмешливыми

терпеливыми

бессердечными

честными

чёрствыми

эгоистичными

завистливыми

(Учитель выделяет стикером правильные ответы)

Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? (К сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и реальном мире).

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала?

А может, это именно они мучают животных, ломают деревья, причиняют зло и обиду, обзывают и оскорбляют?

А может и кому-то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? (Я этому очень рада).

Чем важна первая история для понимания сказки Андерсена?

6.Физминутка.

7.Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним главных героев сказки. Подумаем, есть ли некая связь между сказочными героями и реальным миром?

Для этого проведём небольшую исследовательскую работу .

- Посмотрите в листы исследования.

Сказочный (фантастический) мир

Реальный мир

Герой сказки

Характеристика героя

1 группа.

Задание: (Лист ватмана)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Подберите эпитеты к слову «ледяное сердце», запишите.

_________________________________________________________________

3.На одной половине листа нарисуйте «ледяное сердце», на другой – «горячее сердце».

Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было.
- Должно быть, выскочило, - сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале.
Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались.
- О чем ты плачешь? - спросил он Герду. - Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! - вдруг крикнул он. - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат.
И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы.
- Кай, что ты делаешь! - закричала Герда, а он, видя ее испуг, сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

(Выступление 1 группы).

Слайд.

Вопросы:

Переживает ли сказочник за Кая в момент попадания ему в глаз осколка зеркала, или ему всё равно?

Почему сердце, в которое попадает осколок становится ледяным (а не железным, не каменным)?

Как понимаете эпитет «ледяное сердце»? (холодное, лишённое тепла, жизни).

Тогда, как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).

У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным?

А у кого горячим?

Данная скульптура из самого необычного материала - стеклянная композиция "Сердце Снежной Королевы" в городе Дельфт (Нидерланды).

Слайд.

Заполним первую строку таблицы 1 и 2 столбика. (Кай - злой, дерзкий, эгоистичный).

Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, - человек с холодными чувствами, холодным сердцем.

2 группа.

Задание: (Конверт с цитатами)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.

Олень опять принялся просить за Герду, а сама Герда смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лед, шепнула:
- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева, сохранит над ним свою власть.
- А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!

(Выступление 2 группы).

Слайд.

Вопросы:

Как относится сказочник к Герде? Какие чувства к ней испытывает?

Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды?

Почему вы так думаете? (Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам).

А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться)

Заполним 2 строку 1 и 2 столбика таблицы. (Герда - добрая, смелая).

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

3 группа.

Задание: (Конверт с разрезанной картинкой)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Соберите картинку. Назовите героев сказки «Снежная королева».

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.
- Славно проехались! - сказала она. - Но ты совсем замерз - полезай ко мне в шубу!
Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился.
- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
- Мои санки! Не забудь мои санки! - спохватился он.
Санки привязали на спину одной из белых кур, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
- Больше не буду целовать тебя, - сказала она. - Не то зацелую до смерти.
Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему.

(Выступление 3 группы).

Слайд.

Заполним 3 строку 1 и 2 столбика таблицы. («Снежная королева» - безжалостная, бессердечная, бездушная).

(Коллективное заполнение таблицы. Анализ работы обучающихся в группах).

Можно ли встретить в реальном мире людей, подобных героям сказки (прототип - первообраз, оригинал, первоначальный образец, действительное лицо)? Докажите.

8. Игра «Зеркальце».

Слайд.

В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу.

И вот сегодня я предлагаю, глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться. Это нелегко, но у вас есть такое желание. Попробуем…

9. Итог урока. Рефлексия.

1).- Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги.

Для чего же, создавая  сказку «Снежная королева», Г.Х. Андерсен соединяет реальное и фантастическое? (Сказка помогает понять и увидеть в нашем, реальном мире, что зло ещё существует и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем – то и самим быть нравственнее, чище, добрее).

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели).

Слайд.

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и Доброта всему венец!

2).- «Закончи предложение, выбирая нужное слово»

10.Д/З: написать отзыв о прочитанной сказке.

Памятка №1.

3.Назовите положительного героя?

4.Чем понравилось это произведение?

Памятка №2

1.Какое произведение понравилось?

3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?

4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?

5.Чем понравилось это произведение?

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png