Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.

  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд : Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1 . По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2 . Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3 . С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом,
И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники . На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу . Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

Ответы учащихся.

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой . Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки . Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты , которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

Задание : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренний мир русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской области

Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.

Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир. Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному.

Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном, в котором протекала жизнь человека.

Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.

Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.«Жить в соседях – быть в беседах». Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу.»

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки.

А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.

Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.

Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Красный угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.

От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины. Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.

Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии. Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний мир русской избы

Разработка урока для 5 класса по теме:«Внутренний мир русской избы». Материал представлен в доступной форме для детей, возможность вести диалог. Через урок учащиеся знакомятся с основными понятиями в...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

План -конспект урока ИЗО составлен на основе Программы "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека", автора Б.М.Неменского. Урок составлен в соответствии с новыми положениями и требования...

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...

Тема урока: "Внутренний мир русской избы».

(5 класс.Программа Б.М.Неменского)

Тип урока : комбинированный (урок нового знания и практической работы)

Цель урока:

    Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы и декоре.

    Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Задачи:

Образовательные:

    Продолжить знакомство учащихся с условиями быта крестьян, подчеркнув, что они оставались почти неизменными на протяжении веков.

    Обратить внимание на богатство традиции и обычаев, связанных с миром крестьянской избы.

    Привлечь учащихся к поиску старинных вещей, оформлению экспозиции, сбору пословиц и поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развитию творческих способностей учащихся.

    Подчеркнуть самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую духовность.

Развивающие:

    Активизировать познавательный интерес к истории.

    Развивать кругозор детей, память, внимание учащихся, мышление, умение анализировать.

    Обобщать, графические умения, связанные с составлением схемы жилья, воображение и фантазию.

Воспитательные:

    Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины.

    Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала.

Зрительный ряд: презентация по теме урока, иллюстрации к русским сказкам, былинам,

рисунки пустой комнаты.

Музыкальный ряд : народные песни.

Оборудование и материалы: кисти, краски, баночка для воды, карандаши, листы формата А4, ПК, проектор, экран.

Ход урока

1.Организационный момент. (2 мин)

Учитель:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

Сегодня у нас на внеурочном занятии гости, из школ Выгоничского района. В Выгонииичском районе много сел и деревень со своей историей и фасадами старинных домов, которые сохраняются, и по сей день в своем первозданном виде.

Все это история и культурное наследие нашей Родины, которое мы должны беречь и сохранять, в противном случае у нас не будет прошлого, а народ, не знающий свою историю и традиции, не имеет будущего.

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

СЛАЙД №1

Учитель:

Русская изба… С ней мы уже не первый раз встречались на наших уроках и внеурочных занятиях, и вновь обращаемся к ее образу.

Что для вас обозначает понятие деревенский или деревянный дом?

(Деревенский, деревянный дом – это колыбель крестьянской России. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Свой микрокосмос, маленькую вселенную.)

Учитель:

    Ребята, давайте вспомним, что представляет собой конструкция деревенского дома?? (Фронтон избы - чело, передняя часть фасад – лицо,средний брус по потолку-матица- Млечный Путь, пол - землю,окна – глаза.)

    Какую модель мира она собой являет? Что олицетворяла собой изба? (Соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.)

    Как строилась русская изба? С помощью какого инструмента?

(Жаль, что до наших дней мало дошло старинных деревянных сооружений. Одни из них уничтожены пожарами в лихие годы, другие не пожалело время. Но мы всё равно знаем, что строили наши предки свои дома при помощи одного топора. А потому-то избы и назывались рублеными. Нет в такой постройке ни одного гвоздя. Ведь гвозди ржавеют, а вместе с ними портится и дерево.)

Учитель:

Молодцы, ребята,

    Что-то мы всё вокруг да около избы!?

    Как вы думаете, если мы зайдем в избу - о чём мы с вами сможем поговорить и что нового узнаем?

«Внутренний мир крестьянской избы»

    Сегодня на уроке мыпродолжим знакомство с внутренним миром русской избы, ее интерьером и убранством, закрепим знания об организации и мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

И для этого нужны волшебные слова – все о чём вы сейчас про избу сказали я под итожу стихами:

На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой,
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи,
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд,
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень,
По прозванью охлупень.
Словно конь аль птица,
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
Хорошо украшен он,

И от зла обережен.

Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот,
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!
Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита,

Дверь слегка отворотилась,

Вот изба нам и открылась.
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.

Учитель:

В избе существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все - гармонично и совершенно.

Давайте узнаем, что же находилось в русской избе.

Зайдя в избу мы увидим под потолком ПОЛАВОШНИКИ (полки), на них располагалась крестьянская утварь: посуда, корзинки, лукошки. Посуда обычно была деревянной или глиняной.

СЛАЙД №6

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную ЛЮЛЬКУ . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

СЛАЙД №7

Пол – землю- застилали ДОМОТКАННЫМИ ПОЛОВИКАМИ – дорожками.

СЛАЙД №

Для освещения избы в вечернее время использовали ЛУЧИНУ, которую ставили в СВЕТЕЦ .

СЛАЙД №

В крестьянском доме ПЕЧЬ была – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

    Какие сказки вы знаете, где говориться о печи?

Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. Печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки ” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия.

Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость, вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом, отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

Рядом с устьем печи стоят на - вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: « Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

СЛАЙД

Перед нами слева КРАСНЫЙ УГОЛ избы.Духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Бывает он и справа,все зависит от того,в каком углу у входа стояла печь-красный угол располагался по диагонали от печи.

    Почему этот угол называют красным? Не знаете ?

    А что означает слово красный? Красный значит красивый, главный. Освещала заря по утру.

Изначально строили дома так, чтобы этот угол дома был направлен на юго-восток . С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды.

ИГРА БОЯРЕ

СЛАЙД №

Одним из материальных объектов был СТОЛ . К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Вдоль стен были расположены широкие ЛАВКИ . Скамьи отличались от лавок тем, что лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

СЛАЙД №12

ЖЕНСКИЙ УГОЛ

    Кто больше всего времени проводил у печи?

Угол напротив печи так и называли –бабий кут, женский угол. Здесь хозяйка,ближе к печи,готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Там хозяйкеи пряли, занимались рукоделием.

СЛАЙД №13

МУЖСКОЙ УГОЛ

От двери до боковой стены была устроена лавка-КОНИК ,на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной.

Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. На мужской стороне находилась и еще одна вещь… Она одновременно служила и лавкой, и постелью, и хранилищем вещей.

    Догадались, о чём идет речь?

СЛАЙД №14

Конечно же, это СУНДУК . Со временем он заменил коник. Для хранения одежды в углу стоял большой сундук. Для хранения украшений изготовлялись шкатулки и ларцы.Сундуки бывали разных размеров. Маленькие сундучки, не предназначенные для сидения, назывались ларями . Большие же сундуки для прочности обивали железными полосами, часто делали скобу для замка. Их украшали резьбой, кованными металлическими узорами, рисунками. И хранили в сундуках вещи, украшения.

5.Подведение итогов.

Учитель:

Сегодня вы познакомитесь с интерьером крестьянской избы.

    Чтобы продолжить мы должны выяснить, что же такое ИНТЕРЬЕР? (Обсуждение слова детьми ИНТЕРЬЕР – это внутренний вид комнаты, его убранства. )

6.Практическая работа.(15 мин)

(Правила техники безопасности работы с ножницами)

Смотрите, мы раскрыли пасть –

В неё бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Работа по группам. Ребята договариваются, что будут рисовать, какой предмет из интерьера. Нарисовав, вырезают и крепят на заранее приготовленный рисунок пустой комнаты.(звучит фоном музыка)

7. Рефлексия итогов урока. (5мин)

Демонстрация выполненных работ детей.
- Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас.

(Команды получают оценки, оценивая при этом друг-друга)

Вопросы для закрепления новой темы:

    Что главным считалось в избе?

    Лавка, которая устанавливалась для мужчин?

    Что использовали для хранения одежды?

    Как украшен каждый предмет?

Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

8. Домашнее задание:

В продолжение темы найти информацию о предметах народного быта

Учитель:

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.

Пакля словно борода,
Из под брёвен лезет в низ.
Пол дубовый весь в следах,
Потолок слегка провис.

На стене портретов ряд,
Лик Святой в углу стоит.
Красный угол говорят,
Должен быть в избе не скрыт.

Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.

Горел огонь, в печи гудело,
На улице метель, пурга.
Окошко все заиндевело,
У печки сторож – кочерга.

Тёмный стол скамья под ним,
У которой трётся кот.
С керосинки копоть - дым,
К потолку струёй ползёт.

Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.

Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.

Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня все до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.

Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.

Жилья с локоток, а житья с ноготок

Интерьер крестьянского жилища, который можно встретить и в наше время, складывался на протяжении столетий. Ввиду ограниченности пространства планировка дома была очень рациональной. Итак, открываем дверь, пригибаясь, входим…

Дверь, ведущая в избу, делалась невысокой с приподнятым порогом, что способствовало большему сохранению тепла в доме. Кроме того, гость, входя в избу, волей-неволей должен был поклониться хозяевам и иконам в красном углу - обязательному атрибуту крестьянской избы.

Основополагающим при планировании избы было расположение печи. Печь играла в доме самую главную роль, да и само название «изба» происходит от древнерусского «истьба, истобка», то есть топить, истопить.

Русская печь кормила, обогревала, лечила, на ней спали, а в некоторых даже мылись. Уважительное отношение к печи выразилось в пословицах и поговорках: «Печь нам мать родная», «На печи все красное лето», «Словно на печи погрелся», «И по летам, и по годам - одно место - печь». В русских загадках спрашивается: «Что из избы не вытащишь?», «Чего в избе не видно?» - тепла.

В центральных районах России печь стояла обычно в правом углу от входа. Такую избу называли «пряхой». Если печь располагалась слева от входа, то изба называлась «непряхой». Дело в том, что напротив печи у длинной стороны дома всегда находилась так называемая «долгая» лавка, на которой женщины пряли. И в зависимости от расположения этой лавки по отношению к окном и ее освещенности, удобству для прядения, избы и нарекались «пряхами» и «непряхами»: «Не с руки прясть: правая рука к стене и не по свету».

Часто для сохранения формы глинобитной избы в ее углы помещали вертикальные «печные столбы». Один из них, который выходил к центру избы, ставили всегда. От него к боковой передней стене перекидывали широкие брусы, вытесанные из дуба или сосны. За постоянно черный от сажи цвет их называли воронцами. Располагались они на высоте человеческого роста. «Стоит Яга, во лбу рога» - загадывали загадку про воронцы. Тот из воронцов, который шелк длинной боковой стене, назывался «палатным брусом». Второй воронец, шедший от печного столба к передней фасадной стене, называли «чуланным, пирожным брусом». Он использовался хозяйкой в качестве полки для посуды. Таким образом, оба воронца обозначали границы функциональных зон избы, или углов: по одну сторону от входа печной и стряпной (бабий) куты (углы), по другую - хозяйский (палатный) кут, и красный, или большой, верхний угол с иконами и столом. Старинная поговорка, «Не красна изба углами, красна пирогами» подтверждает деление избы на разные по своему значению «углы».

Задний угол (у входной двери) исстари был мужским. Здесь находился коник — короткая широкая лавка, врубленная вдоль задней стены избы. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали конскую упряжь, занимались резьбой и т.д. Под коником в ящике хранили инструменты. Женщине на коник садиться было неприлично.

Этот угол называли еще полатным кутом, т.к. здесь, прямо над дверью, под потолком, возле печи устраивались специальные настилы - полати. Одним краем полати врублены в стену, а другим опираются на полатный брус. На полатях спали, залезая туда с печи. Здесь сушили лен, пеньку, лучину, на день убирали туда постельные принадлежности. Полати были самым любимым местом детворы, т.к. с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в избе, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний.

В подпорожье мог войти любой добрый человек без спроса. Без стука в дверь, но за полатный брус гостю по его воле ходу нет. Ожидание приглашения хозяев войти в следующий кут - красный при низких полатях было крайне неудобным.

Бабий или печной угол — царство женщины-хозяйки «большухи». Здесь у самого окна (у света) против устья печи всегда ставили ручные жернова (два больших плоских камня), поэтому угол называли еще “жерновым”. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка, иногда ставился небольшой стол, на который выкладывался горячий хлеб. На стене висели наблюдники — полки для посуды. На полках стояла разнообразная утварь: деревянные блюда, чашки и ложки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды. На лавках и полу - молочная посуда (крынки, кувшины), чугуны, ведра, кадки. Иногда бывала медная и оловянная посуда.

В печном (кутном) углу женщины готовили пищу, отдыхали. Здесь во время больших праздников, когда собиралось много гостей, накрывался отдельный стол для женщин. Мужчины даже своей семьи зайти в печной угол без особой надобности не могли. Появление же там постороннего мужчины расценивалось как грубое нарушение заведенных правил (традиций).

Жерновой угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканой или деревянной переборкой.

Будущая невеста во время всего сватовства должна была слушать разговор из бабьего угла. Оттуда она выходила и во время смотрин. Там ожидала приезда жениха в день свадьбы. И выход оттуда в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

Дочку в колыбельку - приданое в коробейку.

В бабьем углу висит на длинном шесте (очепе) и колыбель. Шест, в свою очередь, продевается в кольцо, вделанное в потолочную матицу. В разных областях колыбель изготавливают по-разному. Она бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетеным. И называют ее тоже по-разному: люлька, зыбка, колыска, колубалка. К колыбели привязывалась веревочная петля или деревянная педаль, которая позволяла матери качать ребенка, не отрываясь от работы. Висячее положение колыбели характерно именно для восточных славян - русских, украинцев, белорусов. И это связано не только с удобством, но прежде всего с народными поверьями (стоящая на полу люлька появляется много позже). По представлениям крестьян отрыв ребенка от пола, «низа», способствовал сохранению в нем жизненной силы, потому что пол воспринимался как граница между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила» - домовой, умершие родственники, привидения. С целью защиты ребенка от нечисти под колыбель клали колющие предметы: нож, ножницы, веник и др.

Парадной, центральной частью избы был красный угол. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. Обращен он был всегда «на солнце», т.е. на юг или восток. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол еще назывался “святым”. На божнице хранилась святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо. Непременно лежало перышко для обметания икон. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради и т.д.

Сверху на божницу вешалась занавеска или “божник”. Так называли специально вытканное и вышитое узкое, длинной полотенце (20-25 см * 3-4м). Его украшали вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевами. Вешали божник так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, оставив открытыми лики.

Трапезная, освященная святынями - вот что такое красный угол. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и Красный угол рассматривается как аналог алтаря, самое важное и почетное место в доме.

Вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли лавки. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. Они не принадлежали к мебели, но являлись неотъемлемой частью сруба и были прикреплены к стенам неподвижно. Одной стороной они врубались в стену, а с другой поддерживались подлавниками, выпиленными из досок. К краю лавки пришивали тесину, украшенную резьбой. Такая лавка называлась опушенной, или «с навесом», «с подзором». На них сидели, спали, хранили вещи. Каждая лавка имела свое назначение и название. Слева от двери находилась лавка задняя, или пороговая. Ее-то и называли коником. За ней, вдоль левой длинной стороны избы, от коника к красному углу шла лавка долгая, отличавшаяся от других своей длиной. Подобно печному куту, эта лавка традиционно считалась женским местом. Здесь шили, вязали, пряли, вышивали, занимались рукоделием. Поэтому эту лавку называли еще бабьей.
Вдоль передней (фасадной) стены, от красного угла к печному, была лавка короткая (она же красная, передняя). На ней во время семейной трапезы сидели мужчины. От передней стены к печи шла лавка судная. Зимой под этой лавкой, забранной решетками, держали кур. И, наконец, за печью, до двери, шла лавка кутная. На нее ставили ведра с водой.

В красном углу у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол. Стол всегда был прямоугольным по форме с мощным подстольем. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Поэтому стучать по столу считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так стол - престол, а хлеба ни куска - так и стол - доска».

Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клетчатым узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставленный на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Во время строительства избы, если под углы первого венца клали монеты на счастье, то под красный угол клали самую крупную. Этот угол избы всегда старались особо украсит и держать в чистоте. Само название «красный» означает «красивый», «светлый». Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крестным знамением. Русская пословица гласит: «Первый поклон - Богу, второй - хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям».

Место за столом в красном углу под образами было самое почетное: здесь сидел хозяин, или почетный гость. «Красному гостю - красное место». Каждый член семьи знал свое место за столом. Старший сын хозяина сидел по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом и т.д. «Каждый сверчок знай свой шесток». Место хозяйки за столом в торце стола со стороны бабьего кута и печи - именно она жрица домашнего храма. Она общается с печью и огнем печи, она заводит квашню, сажает в печь тесто, вынимает его претворенным в хлеб.

Кроме лавок в избе были передвижные приставные скамьи. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев смотря по тому. Куда его усаживали - на лавку или на скамью.
Лавки обычно покрывали специальной тканью - полавочником. И вообще, вся изба убрана предметами домашнего ткачества: полати и лежанку на печи закрывают цветные занавеси, на окнах - занавески из домотканой кисеи, на полу - разноцветные половики. Подоконники же украшает милая крестьянскому сердцу герань.

Между стеной и тыльной или боковой стороной печи находилось запечье. При расположении за печью там хранили конскую упряжь, если сбоку, то обычно кухонную утварь.

С другого боку печи, рядом с входной дверью, пристраивался голбец, - особая деревянная пристройка к печи, по лестнице которой спускались в подклеть (подпол), где хранились припасы. Голбец служил также местом отдыха, особенно старых и малых. Кое-где высокий голбец был заменен коробом - «западней», высотой 30 сантиметров от пола, с задвижной крышкой, на которой также можно было спать. Со временем спуск в подклет переместился перед устьем печи, и попасть в него можно было через дыру в полу. Печной угол считался местом обитания домового - хранителя домашнего очага.

С середины XIX в. В крестьянском жилище, особенно у зажиточных крестьян, появляется парадное жилое помещение - горница. Горница могла быть летним помещением, в случае всесезонного использования она отапливалась печью голландкой. Горницы, как правило, имели более красочный интерьер, чем изба. В интерьере горниц использовались стулья, кровати, горки сундуков.

Интерьер крестьянского дома, складывающийся веками, представляет наилучший образец сочетания удобства и красоты. Здесь нет ничего лишнего и всякая вещь на своем месте, все под рукой. Главным критерием крестьянского дома было удобство, чтобы человек мог в нем жить, работать и отдыхать. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть и свойственную русскому народу потребность в красоте.
В интерьере русской избы главенствует горизонтальный ритм мебели (лавки, полати, полки) Объединяет интерьере единый материал, приемы столярной обработки. Сохранялся естественны цвет древесины. Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая (стены избы, мебель, посуда, утварь) с введением белого и красного цветов (белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписи домашней утвари).

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2

Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.

Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема : «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Предметная цель:

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метопредметная цель:

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Уметь организовать место занятий.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.

Музыкальный ряд: народные песни.

Видео ряд: презентация

Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

    Организационный момент;

    Сообщение нового материала;

    Практическая работа;

    Выставка работ;

    Закрепление новых знаний

    Подведение итогов. Презентация

Ход урока:

    Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.

    (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

(Размышления учащихся)

На самом деле эти три буквы очень символичны:

Д – похоже на строение, сооружение;

О – практически у всех народов, является символом оберега;

М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

(демонстрация второго слайда)

В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.

Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир) - тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь - Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын - кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

(размышления учащихся)

- Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените , левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

(демонстрация 3 слайда)

Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

Но по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

И. Денисов.

(Чья половина у печи?)

Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.

(демонстрация 4 слайда)

Словно птицы зазвенели-

Сколько света и тепла…

Бабка радугу постелит

От порога до стола.

Все сомнения отбросте:

Хоть избушка на земле,

Но идут по небу гости

Прямо к солнцу на столе.

Каждый ноги вытирает

И проходит не дыша

Там, где радуга играет,

Словно бабкина душа.

Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,

идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины

в традиционных культурах.

(демонстрация 5 слайда)

В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

(размышления учеников)

На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

(демонстрация 6 слайда)

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

    –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

С чего начнём?

(размышления учащихся)

Выбор композиционного решения.

Детальная прорисовка предметов.

Подмалёвок.

Передача в цвете деталей.

-Требования к самостоятельной работе учащихся:

Эстетичность работы.

Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

Законченность композиции в цвете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5 . Выставка работ (самооценивание).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

Д/З - Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png