Мария Каменнова, Александр Громов

Процессный подход к организации управления бизнесом сегодня является одним из реальных способов, позволяющих существенно улучшить основные показатели предприятия, повысить его конкурентоспособность и снизить издержки. Процесс определяется как последовательность операций, заканчивающаяся результатом.

ЧТО ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА?

Процессы объективно существуют в любой системе, в том числе в любой бизнес-системе (на предприятиях, в организациях, в компаниях). Они могут быть строго регламентированы, например, на предприятиях, связанных с производством больших объемов продукции.

Процессы, ориентированные на индивидуальное обслуживание небольших групп клиентов, могут быть более гибкими.

Процессы, связанные с производством и его технологией, разрабатывались целенаправленно и в последующем донастраивались и оптимизировались, но во многих других сферах деятельности процессы развивались эволюционно,через традиции и опыт, так что зачастую организация даже не осознавала, что они у нее есть.

В конце 80-х - начале 90-х годов большинство компаний попали в полосу серьезных, порой драматических изменений, связанных с глобализацией рынка и устранением многих привычных препятствий для дистрибуции товаров и услуг. Это вынудило их пересмотреть привычный ход выполнения операций и, возможно, впервые осознанно задуматься, что же такое бизнес-процессы и как ими эффективно управлять. Как писал М. Хаммер: .

К этому же времени относится зарождение концепции реинжиниринга бизнес-процессов (BPR). Известно множество подходов к реинжинирингу, или (теперь принято использовать более термины) к совершен-стованию и оптимизации процессов. Однако ясно, что при использовании любого подхода необходимо прежде всего понять существующий процесс: как он устроен и как он работает. Так появилось моделирование бизнес-процессов - деятельность, связанная с идентификацией, документированием и анализом бизнес-процессов.

Итак, что такое и что такое вообще и в частности?

Бизнес-процесс - набор определенных операций, который приводит к результату, имеющему ценность для потребителя.

Моделирование процессов - документирование, анализ и разработка структуры бизнес-процессов, их взаимосвязей с ресурсами, необходимыми для выполнения процессов, и среды, где эти процессы будут использованы. Что такое, будет объяснено чуть ниже. Как только модель бизнес-процесса получена, можно с помощью различных аналитических методов проверить, насколько процесс оптимален и рентабелен, насколько каждая выполняемая операция оправдывает затраты и какой приносит доход (или же она является лишь бюрократической процедурой и просто отнимает время и деньги).

Использование информационных технологий коренным образом изменило традиционное производство и сферу услуг. Содержащиеся в ИТ-систе-мах данные стали важной составной частью операций многих предприятий. При моделировании и настройке бизнес-процессов оказалось недостаточным рассматривать информационные системы и данные только как ресурс: статус систем и данных стал соответствовать статусу процесса. Таким образом, моделирование бизнеса должно включать моделирование процессов, моделирование данных и анализ ИТ-систем.

Произошли и другие не менее значимые изменения. Многие предприятия осознали необходимость целостного подхода к качеству и ключевым показателям бизнеса.

Консультантам все чаще стали заказываться проекты по построению систем сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), так как возникла необходимость в более реалистичном взгляде на интегральную производительность бизнеса. Таким образом, модели процессов должны быть связаны еще и с целями (стратегией), и с задачами по достижению заданных результатов, при этом в них должна присутствовать информация, которая собирается в ходе выполнения процессов.

Теперь уже стало не очень корректным рассматривать только простейшие отношения между отдельными компаниями: конкурент-конкурент или поставщик-клиент. Предприятие может быть поставщиком какой-то компании по одному продукту и одновременно быть клиентом для этой же компании, но по другому продукту; а может быть партнером в общем деле и конкурентом для третьего типа продуктов. Взаимоотношения между субъектами бизнеса становятся все более разнообразными и сложными, в том числе в связи с развитием электронного бизнеса.

Чтобы понять, как работает современное предприятие, необходимо понять не только бизнес-процессы, но также данные, системы, оргструктуру, цели бизнеса, продукты, ключевые показатели, риски, правила, интерфейсы, уровень квалификации персонала и даже внешнюю среду и корпоративную культуру. Более того, недостаточно и изучение всего этого по отдельности.

Все эти понятия имеют значение только тогда, когда они взаимосвязаны (важны именно их взаимоотношения и взаимодействия). Это и есть моделирование бизнеса. Моделирование бизнеса - документирование, анализ и оптимизация работы предприятия или отдельных направлений его деятельности; его целей и задач, механизмов и ресурсов, используемых для их достижения; правовые ограничения и взаимоотношения со средой, в которой предприятие ведет свою деятельность.

В идеале сначала должны быть определены цели и задачи бизнеса, затем разработаны процессы, которые позволят достичь этих целей, а потом уже определяются системы, организации, данные и т.д., которые поддерживают эти процессы. Это может быть сделано достаточно просто для только что образовавшихся компаний, а в работающих не первый год компаниях уже существуют сложные системы и модели данных и зачастую процессы разрабатываются вокруг имеющихся взаимодействующих систем, что, конечно же, не совсем правильно.

ЗАЧЕМ НУЖНО МОДЕЛИРОВАТЬ БИЗНЕС?

Изменения природы бизнеса не предполагают очевидной необходимости использования моделей. Для чего все-таки нужны модели?

Модели бизнеса:

    вводят точность и методологичность;

    обеспечивают единственное, последовательное представление;

    интегрируют процессы, ИТ-системы, оргструктуру, информацию и данные позволяют увидеть и проанализировать существующие взаимосвязи;

    помогают оценить правильность процессов;

    обеспечивают иформативную среду для оценки сценариев типа;

    создают основу для быстрого проектирования процессов.

Даже в небольших компаниях существует несметное число документов, форм и таблиц, которые показывают, как работает компания, описывают проекты и являются основой для прогнозов в отношении бизнеса. Хотя этого и не видно с первого взгляда, но реально все эти тома документов представляют собой модель бизнеса.

Такой подход очень ограничен, так как все документы и таблицы разрозненны и независимы друг от друга, и поэтому трудно найти какую-то связь между ними и показать их взаимодействие. Они не могут создать истинную модель бизнеса, которая была определена выше. Это означает, что вопрос состоит не в том, должны ли вы моделировать свой бизнес, а в том, как и в каком объеме вы должны моделировать свой бизнес.

Ответ на этот вопрос зависит от сложности бизнеса и от той степени автоматизации, которую бы вам хотелось иметь. Невозможно автоматизировать деятельность предприятия, если не понимать, как оно работает. Невозможно иметь сложные интерфейсы взаимодействия с другими предприятиями, если не понимать, что происходит на вашем собственном.

Более того, невозможно выжить на стремительно изменяющемся рынке, если нет видения того, как должен развиваться бизнес. Тем более нет никаких шансов организовать успешный электронный бизнес, если нет контроля над процессами, системами и данными.

В общем, каждый бизнес должен иметь хоть какую-нибудь бизнес-модель, и тем более необходимо задуматься над, если компания отвечает хотя бы одному из критериев:

    это холдинг, международная или глобальная компания;

    стремится иметь высокую степень автоматизации;

    имеет сложные отношения с другими компаниями;

    хочет предоставлять клиентам услуги высокого качества;

    хочет работать в рамках электронного бизнеса.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Что такое модель бизнеса? Это всего лишь отражение реальной ситуации, смоделированной с определенной целью и, следовательно, с определенной точки зрения. Модель процессов компании - это не то, что происходит непосредственно в данный момент времени, а отображение того, что происходит вообще. Часто эта модель не включает в себя модели исключительных ситуаций.

Какие-то части бизнеса могут быть смоделированы в общем виде, другие потребуют более точного описания, для того чтобы их автоматизировать.

Многие делают ошибку, думая, что если они один раз построили бизнес-модель, то она в точности изображает то, что происходит. Если это и так, то все равно необходимо постоянно обновлять модель с тем, чтобы она была актуальна и деятельность предприятия была синхронизирована с самой последней версией модели. Эффективное моделирование бизнеса, его анализ и проектирование являются основами для любых проектов по организационным изменениям или совершенствованию бизнес-процессов. Поэтому, создавая модель бизнеса, необходимо ответить на вопросы:

    какова главная цель создания модели?

    с чьей точки зрения рассматривается бизнес?

    какая нужна степень детализации?

    каким образом будет использоваться данная модель (публикации на Web-сайте, анализ, имитационное моделирование)?

Методы моделирования

Моделирование бизнеса не представляет особых трудностей. Здесь важен методический подход, последовательность и понимание некоторых базовых аналитических методов. Что действительно трудно, так это найти эффективные способы представления на бумаге абстрактных концепций, таких как потоки данных, метрики, последовательность операций в процессах и прочее и, что наиболее важно, взаимоотношения между ними.

Основной задачей в моделировании бизнеса является наличие целостного подхода к документированию и анализу бизнеса как единого целого. Очень важно то, чтобы каждый, кто занимается моделированием конкретных направлений бизнеса, использовал бы один и тот же подход. Далее модели могут быть соединены друг с другом или хотя бы согласованы между собой, и они должны быть понятны (при недолгом обучении) каждому, кому это необходимо.

Существуют хорошо известные методы моделирования (ARIS, Catalyst, IDEF и др.). Все они основаны на нескольких различных подходах и имеют разные акценты; многие из них реализованы в программных продуктах. Использование любого из этих методов гарантирует стандартизированный подход к описанию бизнеса, позволяет накапливать опыт и практические навыки и на протяжении длительного времени обеспечивать понимание созданных моделей другими сотрудниками.

Для чего нужен специальный инструментарий при моделировании бизнеса?

Использование специализированного инструмента для моделирования бизнеса не столь необходимо, но дает определенные преимущества:

    поддерживается стандартный подход;

    повышается качество и точность при проектировании процесса;

    создается единая целостная система записей и документов, которая хранится в одном месте;

    поддерживается использование общепринятой терминологии процессов;

    используются различные инструменты анализа;

    поддерживается многократное использование моделей;

    есть возможности проводить проверку адекватности, тестирование процессов;

    является стартовой точкой для разработки программных систем или систем класса Workflow;

    позволяет публиковать модели в Интернете;

    поддерживается работа виртуальных рабочих групп;

    упрощается обратная связь с конечными пользователями.

Одним из самых сложных этапов создания общего подхода к моделированию бизнеса является обеспечение определенного уровня стандартизации. Использование методов моделирования создает основу для стандартизации, а использование инструмента дает возможность реально следовать стандарту.

Моделировать можно и без использования инструмента, но инструмент сильно упрощает этот процесс. Инструменты моделирования, как правило, работают с заранее определенными графическими символами, диаграммами и связями, что позволяет пользователю следовать методологии. Поэтому важно создать свои собственные корпоративные стандарты, которые бы точно определяли, каким образом выбранный метод и выбранный инструментарий будут использоваться в вашей организации.

Грамотное моделирование бизнеса способно изменить бизнес-культуру и управление процессами в компании. Мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда модели процессов со здаются несколькими избранными сотрудниками, просматриваются ими, а потом соответствующие документы собираются в огромные тома, которые никто не читает.

Теперь подобных ситуаций можно избежать, так как процес сы и другие модели могут быть доступ ны всем благодаря Интернету. Заинтересованные сотрудники могут их просматривать, оценивать и высказывать свои замечания/добавления, работая при этом как на своем персональном компьютере, так и в виртуальных рабочих группах. В итоге модель процесса становится живой, релевантной, реальной частью бизнеса и ежедневной деятельности организации.

Обзор подготовлен по материалам ЛОГИКА БИЗНЕСА

Бизнес-процесс – часть процессного управления. Его модель – главный элемент управления бизнес-процессами. Бизнес-процесс необходимо делить на ряд признаков, характеризующих каждое из его свойств или способностей. При таком делении процесс легче распознавать, сравнивать и анализировать. Существует важное понятие – моделирование бизнес-процессов.

Это обозначение бизнес-процессов в специально определенных для этого терминах, по правилам, которые называют нотациями моделирования бизнес-процессов. Сами же модели бизнес-процесса бывают разными – информационными, текстовыми, графическими.

Что представляет собой моделирование бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов – важная задача для любой компании. При помощи грамотного моделирования можно оптимизировать работу предприятия, прогнозировать и минимизировать риски, возникающие на каждой из стадий его деятельности. Организация моделирования бизнес-процессов позволяет провести стоимостную оценку каждого процесса в отдельности и всех в общем.

Моделирование бизнес-процессов предприятия касается ряда аспектов его работы. При моделировании:

  • меняется организационная структура;
  • оптимизируются функции специалистов и отделов;
  • перераспределяются права и обязанности руководства;
  • меняется внутренняя нормативная документация и технологии проведения операций;
  • появляются новые требования по автоматизации бизнес-процессов и проч.

Моделирование бизнес-процессов ставит перед собой главную цель, которая заключается в систематизации информации о предприятии и действиях, протекающих в нем, в наглядном графическом отображении. Благодаря такому подходу компании гораздо удобнее обрабатывать данные. При моделировании бизнес-процессов необходимо отражать структуру действий в организации, особенности и подробности их выполнения, а также хронологию документооборота.

Способ моделирования бизнес-процессов определяется его целями

  1. Нужно регламентировать деятельность. Содержание графической модели бизнес-процесса полностью совпадает с текстовой. Если компания располагает графиком, то в кратчайшие сроки и без труда переведет его в формат текста, чтобы подготовить нормо-регулирующую документацию. Благодаря некоторым ВРМ-системам на основе модели возможна автоматическая генерация регламентов исполнения и должностных инструкций.
  2. Необходимо управлять рисками.С операционными рисками компания сталкивается в ходе выполнения бизнес-процессов. Модели бизнес-процессов могут стать основой для составления карты рисков всей организации при управлении ими.
  3. Компания нуждается в организационных изменениях. Чтобы рассчитать оптимальную численность специалистов в штате, следует точно определить, сколько сотрудников должно участвовать во всех бизнес-процессах компании. Получить необходимую информацию помогает визуальное моделирование бизнес-процессов. Данное действие позволяет грамотно распределить человеческие ресурсы, которые требуются для выполнения того или иного процесса и связанных с ним задач, а также выявить, сколько специалистов должно состоять в каждом отделе, с рациональной точки зрения.
  4. Проведение функционально-стоимостного анализа. Моделирование бизнес-процессов предприятия позволяет понять, сколько человеческих и материальных ресурсов нужно, чтобы выполнить одно действие в рамках бизнес-процесса. Данная информация может стать основой для автоматического распределения всех доходов и расходов на центры затрат и получения прибыли, в зависимости от подразделения.
  5. Потребность в автоматизации. При моделировании бизнес-процесса однозначно описывается порядок действий и место специалистов, отвечающих за них. Это позволяет правильно разработать бизнес-требования. Благодаря автоматизированным информационным системам класса workflow-managemet можно моментально вносить корректировки в информационную систему.

Одна и та же модель может быть пригодна для решения разных задач. Благодаря детализации модели вполне реально использовать ее на различных этапах управления, как на стратегической ступени целеуказания, так и при тактическом выполнении инструкций.

Как применяется на практике технология моделирования бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов применяют для решения ряда задач. Чаще всего его используют для оптимизации непосредственно моделируемых бизнес-процессов. Сначала описывают состояние, в котором находятся процессы в данный момент, далее их протекание на практике, после чего с помощью выбранных методов выделяют в них узкие места и на основе анализа создают «идеальные» модели, к которым нужно стремиться.

Определять узкие места в бизнес-процессах можно, используя определенные методы, к примеру, имитационное моделирование. За основу в данном случае берут информацию о вероятности наступления ситуаций, способных повлиять на протекание процесса, о продолжительности реализации функций в процессе и законах распределения времени исполнения, а также иные данные, к примеру, ресурсы, задействованные в работе.

Выявить узкие места можно, проанализировав действующие процессы и, соответственно, фактическое время реализации функций или ожидания доступности ресурсов. Эта информация и станет основой для выводов. Получить реальные значения можно при помощи как информационных систем (при высокой автоматизации бизнес-процесса), так и стандартного хронометража и других методов.

Применять описание бизнес-процессов можно еще одним способом – использованием совокупностей моделей бизнес-процессов для генерации корпоративных нормативно-правовых документов. Это могут быть должностные инструкции, регламенты, положения о подразделении.

Моделирование бизнес-процессов нередко используют и при подготовке фирмы к прохождению сертификации на соответствие определенному стандарту качества. В данный момент почти любое моделирование дает возможность получать информацию об объектах на моделях, о том, как они взаимосвязаны, и представлять их в виде документации, несмотря на различие видов технологий, составляющих основу решений.

Часто модели бизнес-процессов используют, оптимизируя схему управления и создавая систему мотивации персонала предприятия.

Здесь обычно прибегают к моделированию целей компании, разбивая каждую на несколько более подробных, вплоть до детального разделения, при котором цели связаны с работой отдельных специалистов.

В данный момент, проектируя различные IT-решения, в том числе информационные системы, специалисты нередко прибегают к моделированию бизнес-процессов.

Современное техзадание вполне может состоять не только из списка требований, но и из моделирования.

Специалисты по процессному и управленческому консалтингу озвучивают разные мнения. Но всегда следует помнить, что в ряде ситуаций в вопросе принятия решений о создании модели бизнес-процессов основной является именно задача, связанная с корректной автоматизацией и информационной поддержкой направления работы предприятия.

При моделировании бизнес-процессов используют не только описанные выше задачи. Это лишь малая часть примеров.

Моделирование бизнес-процессов с помощью стикеров и листка бумаги

Большой лист бумаги и блок стикеров – вот и всё, что понадобится вам для применения метода создания бизнес-моделей по известной книге Александра Остервальдера и Ива Пинье. Добавьте еще креативность, острый ум и упорство членов команды, и вы получите отличный результат.

Один из разделов книги рассказывает о пяти бизнес-моделях, которые доказали свою работоспособность. Их описание вы найдете в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Основные подходы к моделированию бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов компании может быть выполнено во множестве вариантов. Особое внимание стоит уделить объектно-ориентированному и функциональному подходам. В рамках функционального подхода основной структурообразующий элемент – функция (действие), объектно-ориентированного – объект.

В рамках функционального подхода организация моделирования бизнес-процессов подразумевает построение схемы технологического процесса в виде последовательности операций.

На входе и выходе каждой отображаются объекты разного происхождения: материального и информационного типа, а также применяемые ресурсы, организационные единицы.

В рамках методологии функционального моделирования, где ведется построение структурных диаграмм бизнес-процессов и потоков информации, отображается последовательность функций, в которых выбор конкретных альтернатив процессов является достаточно сложным, а схем взаимодействия объектов нет.

Функциональное моделирование бизнес-процессов имеет весомое достоинство – наглядность и понятность отображения на разных уровнях абстракции. Это особенно важно на этапе введения в отделы компании созданных бизнес-процессов.

При функциональном подходе детализация операций представляется в несколько субъективном виде, что приводит к сложности построения бизнес-процессов.

Моделирование бизнес-процессов при объектно-ориентированном подходе строится по следующей схеме: сначала выделяют классы объектов, после чего определяют действия, в которых объекты должны принять участие. Объекты могут быть активными, то есть осуществляющими действия (организационные единицы, определенные исполнители, информационные подсистемы), и пассивными, над которыми выполняют действия (речь идет об оборудовании, документации, материалах). Моделирование бизнес-процессов объектно-ориентированным методом отражает объекты, функции и события, при которых из-за объектов выполняются определенные процессы.

Объектно-ориентированный подход также обладает рядом преимуществ, главное из которых заключается в более точном определении операций над объектами, что приводит к обоснованному решению задачи о целесообразности их существования.

Отметим и минус метода. Конкретные процессы для лиц, ответственных за принятие решений, становятся менее наглядными. Но благодаря современным программным продуктам представить функциональные схемы объектов можно довольно просто.

У комплексных методологий моделирования бизнес-процессов больше всего перспектив. К примеру, благодаря АRIS-технологии можно подбирать наиболее оптимальные модели с учетом того, какие цели преследует анализ.

Применяемые методы моделирования бизнес-процессов

Сейчас можно отметить тенденцию интеграции разных способов моделирования и анализа систем. Проявляется она в том, что создаются интегрированные средства моделирования бизнес-процессов. Одно из них – продукт немецкой компании IDS Scheer под названием ARIS – Architecture of Integrated Information System.

В систему ARIS входит комплекс средств, позволяющих анализировать и моделировать работу компании. В основе системы лежат различные методы моделирования, в совокупности отражающие разные взгляды на изучаемую среду. Одну и ту же модель можно создавать с применением нескольких методов. Благодаря этому специалисты с разным уровнем теоретических знаний могут использовать ее в своих целях и настраивать на взаимодействие с системами с собственной спецификой.

Система АRIS оказывает поддержку 4 видам моделей, отражающим различные объекты изучаемой системы:

Чтобы создать модели описанных выше типов, пользуются как собственными способами моделирования ARIS, так и разными известными методами и языками – ERM, UML, OMT и т.д.

При моделировании бизнес-процессов сначала ведется рассмотрение каждого аспекта деятельности компании в отдельности. После того как проработаны все аспекты, создается интегрированная модель, отображающая все связи разных аспектов друг с другом.

В АRIS модели являются диаграммами, состоящими из различных объектов – «функции», «события», «структурные подразделения», «документы» и т.д. Между объектами устанавливают всевозможные связи. При этом каждый объект обладает своим набором атрибутов, который ему присваивают, что позволяет вводить дополнительные сведения о нем. Значения атрибутов могут быть использованы в ходе имитационного моделирования или при стоимостном анализе.

Ключевой бизнес-моделью АRIS является eEPC (extended Event Driven Process Chain – расширенная модель цепи бизнес-процессов, которыми управляют события). По сути, она расширяет возможности IDEF0, IDEF3 и DFD, обладает своими плюсами и минусами. Использование достаточного количества объектов, соединенных друг с другом различными видами связей, позволяет существенно увеличить размер модели и превратить ее в плохо читаемую.

В еЕРС бизнес-процесс является потоком последовательно проводимых работ (функций, процедур, мероприятий), расположенных в хронологическом порядке. Точная продолжительность процедур в еЕРС не отображается наглядно, вследствие чего не исключено появление в ходе разработки моделей ситуаций, в которых одному исполнителю придется решать две задачи в одно время. Символы логики, применяемые при моделировании, помогают отобразить ветвление и соединение процесса. Чтобы узнать, сколько на самом деле длятся процессы, следует пользоваться иными инструментами описания, к примеру, графиками Ганта в системе MS Project.

Ericsson-Penker

Способ Ericsson-Penker интересен, главным образом, тем, что в его рамках была предпринята попытка использовать UML, когда проводилось процессное моделирование бизнес-процессов. Разработчики метода создали собственный профиль UML, чтобы выполнять моделирование бизнес-процессов. Для этого вводили набор стереотипов, описывавших ресурсы, процессы, цели и правила работы компании.

В рамках метода применяют 4 главных категории бизнес-модели:

1. Ресурсы – разные объекты, которые используются или участвуют в бизнес-процессах (речь может идти о материалах, продуктах, людях, информации).

2. Процессы – виды деятельности, вследствие которых ресурсы переходят из одного состояния в другое по определенным бизнес-правилам.

3. Цели – назначение бизнес-процессов. Их можно делить на составляющие и соотносить эти подцели с конкретными процессами.

4. Бизнес-правила – условия или ограничения реализации бизнес-процессов (функциональные, структурные, поведенческие). Правила можно определять, используя язык ОCL.

5. Основная диаграмма UML-метода – диаграмма деятельности. Ericsson-Penker демонстрирует процесс в виде деятельности со стереотипом «process» (основу представления составляет расширение метода IDEF0). В полную бизнес-модель входит много представлений, схожих с представлениями архитектуры ПО. Все представления в отдельном порядке выражены в одной диаграмме UML и более. Диаграммы могут включать в себя разные виды и изображать цели, правила, процессы и ресурсы при взаимодействии. Метод пользуется 4 разными представлениями бизнес-модели:

Rational Unified Process

Существует также моделирование бизнес-процессов по методике Rational Unified Process (RUP), в рамках которого строят две модели:

Модель бизнес-процессов является расширением модели вариантов применения UML за счет введения набора стереотипов – Business Actor (стереотипа действующего лица) и Business Use Case (стереотипа варианта использования). Business Actor – это некая роль, внешняя по отношению к бизнес-процессам компании. Business Use Case выступает как описание порядка мероприятий в отдельно взятом процессе, приносящее видимые результаты определенному лицу. Данное определение схоже с общим определением бизнес-процесса, но суть его точнее. В терминах объектной модели Business Use Case это класс. Его объекты – определенные потоки событий в описываемом бизнес-процессе.

При описании Business Use Case также можно обозначать цель. Ее, как и в случае с методом Eriksson-Penker, моделируют с помощью класса со стереотипом «goal», а дерево целей изображают как диаграмму классов.

Применительно к каждому Business Use Case необходимо строить объектную модель для описания бизнес-процесса в терминах объектов, находящихся во взаимодействии друг с другом (бизнес-объектов – Business Object), которые относятся к двум классам – Business Worker и Business Entity.

Business Worker – это класс, который представляет абстрактного исполнителя, выполняющего в бизнес-процессе определенную работу. Исполнители находятся во взаимодействии и реализуют сценарии Business Use Case. Что касается Business Entity (сущности), это объект различных действий, выполняемых исполнителями.

В модели бизнес-анализа могут присутствовать, помимо диаграмм вышеупомянутых классов:

  • организационным, которые представляют системную структуру – подразделения компании, должности, конкретные лица в иерархии, взаимосвязь между ними, территориальную принадлежность структурных отделов;
  • функциональным, в которых отражена иерархия цепей, стоящих перед управленческим аппаратом, с совокупностью деревьев функций, необходимых для реализации имеющихся задач;
  • информационным, где отражена структура информации, которая требуется для выполнения всех функций в системе в целом;
  • моделям управления, которые представляют собой комплексный взгляд на выполнение бизнес-процессов.
  • концептуальным, показывающим структуру проблем и целей;
  • представлением процессов, что является взаимодействием между ресурсами и процессом (как набор диаграмм деятельности);
  • структурным представлением, показывающим структуру компании и ресурсов (отображаются диаграммы классов);
  • представлением поведения (тем, как ведут себя отдельные ресурсы, а также детализацией ресурсов в виде диаграмм работ, состояний и взаимодействия).
  • бизнес-процессов (Business Use Case Model);
  • бизнес-анализа (Business Analysis Model).
  1. Диаграммы последовательности (и кооперативные диаграммы), описывающие сценарии Business Use Case как последовательность обмена сообщениями между объектами – действующими лицами и объектами, являющимися исполнителями. Благодаря таким диаграммам можно определять, какими обязанностями должен быть наделен тот или иной исполнитель, и отображать в модели набор его операций.
  2. Диаграммы деятельности, описывающие взаимосвязь между сценариями одного или нескольких Business Use Case.
  3. Диаграммы состояний, описывающие, как себя ведут отдельные бизнес-процессы.

В методике моделирования Rational Unified Process есть определенные достоинства:

  • построение модели бизнес-процессов ведется вокруг заинтересованных людей, участвующих в процессе, и их задач; благодаря модели можно понять, что нужно клиентам компании. Подход используется, по большей части, для фирм, работающих в отрасли оказания услуг (торговые и страховые предприятия, банковские организации);
  • при помощи моделирования, основой для которого становятся варианты использования, заказчики лучше понимают бизнес-модели.

Но стоит подчеркнуть, что при моделировании работы крупного предприятия, которое как производит продукцию, так и оказывает услуги, пользоваться нужно разными способами создания моделей. Это обусловлено тем, что, к примеру, при моделировании производственных процессов лучше применять процессное моделирование бизнес-процессов, в частности, метод Eriksson-Penker.

IBM WebSphere Business Modeler

IBM WebSphere Business Modeler позволяет моделировать и имитировать бизнес-процессы, анализировать и создавать отчеты для их усовершенствования. У системы есть ряд преимуществ, среди которых:

  1. Обширные и лучшие в своем классе возможности для анализа, имитации и моделирования.
  2. Непрерывное улучшение процессов.
  3. Усовершенствованные возможности интеграции.
  4. Улучшенные сроки возврата инвестиций.
  5. Усовершенствованные функции разработки.

Главной особенностью являются более обширные возможности для имитации бизнес-процессов. В модели можно добавлять бизнес-величины, вычленять дополнительные данные. Также можно экспортировать модели в форматах, используемых в других приложениях.

При импорте или определении моделей из иных источников возможно проведение более точного анализа действия бизнес-процессов. Можно связывать процессы с информационными моделями, организациями, ресурсами. Благодаря настраиваемым и стандартным отчетам возможен обмен данными анализа.

Допускается реализация одновременно нескольких версий моделей и публикация моделей процессов.

  • Простая формула, чтобы понять, что предприятию нужна автоматизация бизнес-процессов

Какой использовать стандарт моделирования бизнес-процессов

При комплексном подходе к управлению в основном пользуются стандартом моделирования бизнес-процессов IDEF0, так как это классический метод. Ключевой принцип подхода заключается в том, что деятельность компании структурируется на основе ее бизнес-процессов, а не организационно-штатной схемы. Бизнес-процессы, формирующие значимый результат для потребителя, являются наиболее ценными, а в будущем необходимо их улучшать.

Стандарт моделирования бизнес-процессов IDEF0 – это совокупность процедур и правил, предназначенных для разработки функциональной модели объекта определенной предметной области.

Модель IDEF0 – это серия диаграмм с сопроводительными документами. Диаграммы разбивают многоступенчатый объект на несколько составляющих (блоков), что существенно упрощает процесс. Детали всех блоков показаны как блоки на других диаграммах. Все детальные диаграммы – это декомпозиции блока из предшествующего уровня. На каждом этапе декомпозиции диаграмму предшествующего уровня именуют родительской для более детализированной диаграммы. Общее количество уровней в модели – не более 5-6. Опыт показывает, что этого вполне хватает, чтобы построить полную функциональную модель современной компании, работающей в любой сфере.

Изначально стандарт IDEF1 вырабатывался, чтобы стать инструментом для анализа и изучения связи между потоками информации в рамках финансовой деятельности предприятия. Моделирование бизнес-процессов по методике IDEF1 призвано показать, как должна выглядеть информационная структура компании.

Информационное моделирование бизнес-процессов включает несколько составляющих. Главные элементы – это:

  • диаграммы – рисунки информационной модели с определенной структурой, представляющие взаимосвязь и состав используемых данных на основе набора правил;
  • словарь – каждый элемент модели сопровождает текстовое описание.

Основное понятие в IDEF1 – сущность, которую определяют как абстрактный или реальный объект, наделенный совокупностью известных отличительных свойств. У каждой сущности есть атрибуты и имя.

Поскольку анализировать динамические системы достаточно сложно, в данный момент стандарт почти не используют, и он, едва появившись, перестал развиваться. Сегодня есть алгоритмы и их компьютерные реализации, при помощи которых становится возможным превращение набора статистических программ IDEF0 в динамические модели, базой для построения которых выступают «раскрашенные сети Петри» (CPN – Color Petri Nets).

IDEF3 – IDEF14

Основной элемент IDEF3 – диаграмма, как и в IDEF0. Не менее важный компонент – действие, которое также называют «единицей работы». Действия в рамках данной системы отражены в виде прямоугольника из диаграмм. Действия называют, используя для этого отглагольные существительные или глаголы. При этом каждое обладает уникальным идентификационным номером, который не применяют повторно, даже если в ходе разработки модели действие удаляют. В диаграммах IDEF3 перед номером действия обычно ставят номер его родителя. Окончание одного часто способствует началу другого действия или даже нескольких. Бывает и так, что одно действие может потребовать завершить другие до начала своей реализации.

IDEF4 является методологией создания объектно-ориентированных систем. Благодаря IDEF4 можно наглядно отобразить структуру объектов и заложенные принципы, по которым они взаимодействуют. Это дает возможность проводить анализ и улучшение сложных объектно-ориентированных систем.

IDEF5 является методологией изучения сложных систем.

IDEF6 – Design Rationale Capture – обоснование проектных действий. IDEF6 позволяет значительно упрощать процесс получения информации о моделировании, ее представление и применение при создании фирмами управленческих систем. «Знания о способе» – это определенные обстоятельства, причины, скрытые мотивы, обосновывающие выбранные методы создания моделей. То есть «знания о способе» можно интерпретировать как ответ на вопрос: «Почему получилась именно эта модель, с этими, а не иными характеристиками?». Большая часть способов моделирования концентрируется на создаваемых моделях, не углубляясь в их разработку. Вариант IDEF6 нацелен именно на разработку.

IDEF 7 – Information System Auditing – аудит информационных систем. Метод востребован, но его так и не доработали до конца.

IDEF8 – User Interface Modeling. Метод создания интерфейсов взаимодействия системы с оператором (пользовательских интерфейсов). В данный момент при разработке интерфейсов основное внимание уделяют их внешнему виду. IDFE8 сосредоточен на программировании оптимальной взаимной коммуникации пользователя и интерфейса на 3 уровнях: операции (какая она); вариантах взаимодействия, которые зависят от специфической роли пользователя (как именно тот или иной пользователь должен выполнять ее); и, наконец, на составляющих интерфейса (элементах управления, предлагаемых им для операции).

IDEF9 – Scenario-Driven IS Design (Business Constraint Discovery method) – метод исследования бизнес-ограничений. Призван облегчить обнаружение и анализ ограничений в условиях работы компании. Как правило, при создании моделей не в полном объеме описывают ограничения, способные изменить ход процессов в организации. Информация об основных ограничениях, характере их влияния в лучшем варианте остается не до конца согласованной, нераспределенной рационально, однако нередко она в принципе отсутствует. Это не всегда означает нежизнеспособность построенных моделей. Просто их воплощение будет сопровождаться определенными сложностями, что приведет к нереализованному потенциалу. Вместе с тем, когда имеет место именно совершенствование структур или адаптация к вероятным изменениям, информация об ограничениях становится очень важной.

IDEF10 – Implementation Architecture Modeling – моделирование архитектуры выполнения. Система моделирования бизнес-процессов достаточно востребована, несмотря на то, что не разработана до конца.

IDEF11 – Information Artifact Modeling. Также востребованный, но не доработанный полностью метод.

IDEF12 – Organization Modeling – организационное моделирование бизнес-процессов. Метод востребован, но не выработан полностью.

IDEF13 – Three Schema Mapping Design – трехсхемное проектирование преобразования информации. Востребованный, но не окончательно созданный метод.

IDEF14 – Network Design – метод проектирования компьютерных сетей, основу которых составляют специфические сетевые компоненты, конфигурации сетей, анализ требований. Способ также поддерживает решение по разумному распределению финансовых средств, что позволяет существенно экономить.

Диаграммы информационных потоков DFD – это иерархия функциональных процессов, связывающих потоки информации. Целью представления является демонстрация преобразования каждым процессом входных данных в выходные, а также выявление отношений между процессами.

По этому методу модель системы определяют в виде иерархии диаграмм информационных потоков, описывающих асинхронный процесс преобразования данных от их ввода в систему до выдачи пользователю. Информационные источники (сущности извне) порождают потоки информации, переносящие данные к процессам или подсистемам. Те же преобразуют данные в новые потоки, которые передают сведения к другим подсистемам или процессам, накопителям информации или внешним сущностям – потребителям данных.

В диаграммах потоков информации есть ряд составляющих, ключевые из которых:

  • внешние сущности;
  • системы и подсистемы;
  • процессы;
  • накопители информации;
  • информационные потоки.

Внешнюю сущность обозначают в виде квадрата, который находится над диаграммой и бросает на нее тень. Так удобнее выделять символ среди остальных.

Подсистему идентифицируют по номеру – для этого он и предназначен. В поле имени вводят ее название в виде предложения, где есть подлежащее, соответствующие дополнения и определения.

Процесс является преобразованием по определенному алгоритму входных информационных потоков в выходные. Физически он реализуется рядом способов: созданием в компании отдела, осуществляющего обработку входной документации, отчетов; подготовкой программ; использованием логического устройства в виде аппарата и т.д.

Процесс, как и подсистему, идентифицируют по номеру. В поле имени вносят название процесса – предложение, где есть активный недвусмысленный глагол в неопределенной форме (рассчитать, просчитать, получить, проверить), за ним в винительном падеже ставят существительные, к примеру: «Ввести информацию о текущих затратах», «Проверить поступление средств» и т.д.

Об отделе компании, программе или аппаратном устройстве, выполняющем данный процесс, узнают благодаря сведениям из поля физической реализации.

Накопитель данных является абстрактным устройством, где хранят информацию. Эти данные в любой момент можно перенести в накопитель и, спустя определенное время, вычленить. При этом варианты размещения и вычленения могут быть разными. В качестве накопителя информации можно использовать ящик в картотеке, микрофишу, таблицу, файл и т.д.

Накопителю данных присваивают произвольное число и букву D. Название накопителя подбирают так, чтобы, смотря на него, проектировщик получал максимум информации.

Как правило, накопитель информации – прообраз будущей базы данных. Хранящиеся в нем сведения должны соответствовать модели.

Поток данных определяет сведения, которые передаются через некоторое соединение от источника к приемнику. Поток сведений на диаграмме отражают в виде линии, которая заканчивается на стрелку, показывающую, куда движется поток. У каждого потока данных есть имя, которое отражает содержащуюся в нем информацию.

Строительство иерархии DFD требуется, прежде всего, для ясного и понятного описания системы на всех уровнях детализации, а также разделения этих уровней на несколько частей с определенной взаимосвязью.

  • Как навести порядок в бизнес-процессах, если вам досталась «нехорошая» компания

Главные этапы моделирования бизнес-процессов

Этап 1. Идентификация.

На этом этапе идентифицируют бизнес-процессы, описывают границы их моделирования и взаимодействий, нередко ставят различные цели. Процессы могут уже существовать в компании (тогда их описывают, как есть (As Is)) или разрабатываться, корректироваться (To Be).

Этап 2. Сбор информации.

Основываясь на знаниях о процессе, специалисты занимаются определением его контрольных точек, выявлением в них ключевых показателей, составляют план сбора информации о процессе. Все полученные данные в дальнейшем применяют для анализа.

Этап 3. Анализ информации.

Сведения, собранные на предыдущем этапе, анализируют, смотрят, не расходятся ли они с фактическими данными (так как следует разработать бизнес-требования к процессу) и прибегают к имитационному моделированию.

Этап 4. Внесение улучшений.

Когда разработка бизнес-требований подходит к завершению, их начинают внедрять, внося изменения в методологическую документацию, информационные системы, проводя ряд организационных мероприятий, внося коррективы в систему отчетности и т.д. После того как бизнес-процесс внедрен, его рассматривают как действующий элемент в системе управления процессами.

Этап 5. Контроль над внедрением.

В определенное время контроля, установленное при внедрении или на основе информации, собранной при плановом мониторинге, анализируют, насколько эффективно введение бизнес-процесса. В рамках анализа сопоставляют фактические и плановые показатели и делают вывод, нужно ли вносить в бизнес-процесс дополнительные изменения. Если да, то снова начинают непрерывно улучшать бизнес-процессы.

Распространенные роли в управлении бизнес-процессами:

  • процессный аналитик;
  • процессный инженер;
  • процессный архитектор;
  • менеджер процесса;
  • владелец процесса;
  • консультант по процессам;
  • бизнес аналитик;
  • системный аналитик;
  • менеджер или директор программ повышения эффективности;
  • менеджер или директор по процессным инновациям.

Управление бизнес процессами (Business Process Management, BPM) – это концепция управления, увязывающая стратегию и цели организации с ожиданиями и потребностями клиентов путем соответствующей организации сквозных процессов. BPM сводит воедино стратегию, цели, культуру и организационную структуру, роли, политики, нормативы, методологии и программные средства для: а) анализа, проектирования, внедрения, управления и непрерывного улучшения сквозных процессов и б) регулирования отношений в области процессного управления.

Видео по бизнес-процессам:

Рисунок «Три взгляда на BPM»

Усовершенствование бизнес процессов (BPI) – это разовая инициатива или проект, направленный на более полное соответствие стратегии организации и ожиданий клиентов. BPI включает в себя выбор, анализ, проектирование и внедрение усовершенствованного процесса.

Управление процессами предприятия (EPM) – это применение принципов, методов и процессов BPM в конкретной организации. EPM: а) обеспечивает соответствие портфеля и архитектуры сквозных процессов стратегии и ресурсам организации и б) предоставляет модель регулирования для оценки и управления BPM инициативами.

Непрерывная оптимизация – это долгосрочный подход к повышению результативности и производительности конкретных процессов на основе непрерывно функционирующей системы управления с обратной связью.

Управление бизнес процессами

Что такое управление бизнес процессами (BPM)?

BPM – это управленческая дисциплина, в которой предполагается, что наилучший путь к достижению целей организации – это целенаправленное управление ее бизнес процессами. BPM рассматривает процессы как активы. В ней принимается, что цели организации могут быть достигнуты через описание, проектирование, контроль бизнес процессов и стремление к их непрерывному совершенствованию.

Чтобы быть способной эффективно управлять бизнес процессами (то есть чтобы развить BPM как способность), организация должна располагать процессами, людьми и технологиями:

  1. Бизнес процессы, поддерживающие управление бизнес процессами. Например, у организации должны быть процессы, которые обеспечивают:
    • описание и проектирование бизнес процессов;
    • разработку и внедрение бизнес процессов;
    • мониторинг и контроль исполнения бизнес процессов;
    • непрерывное и постоянное улучшение бизнес процессов, несмотря на и в ответ на внутренние и внешние изменения.
  2. Определенные роли (люди), вовлеченные в управление бизнес процессами. Таковые включают (не ограничиваясь ими) следующие:
    • архитектор процессов, который отвечает за описание и проектирование бизнес процессов;
    • процессный аналитик, который отвечает за построение, внедрение, мониторинг и оптимизацию бизнес процессов;
    • владелец процесса, который отвечает за исполнение бизнес процесса от начала до конца, в соответствии с определенными целевыми показателями эффективности и в конечном итоге за создание ценности для потребителя.
  3. Внедрение специализированных информационных технологий управления бизнес процессами, обеспечивающих следующую функциональность:
    • описание бизнес процессов в контексте корпоративной архитектуры;
    • проектирование бизнес процессов с целью внедрения;
    • исполнение бизнес процессов в контексте операционной деятельности;
    • мониторинг целевых показателей эффективности бизнес процессов;
    • анализ бизнес процессов с целью выявления и оценки возможностей для улучшения;
    • управление изменениями бизнес процесса.

Бизнес-процесс — это набор действий, преобразующих один или несколько входов в конкретный результат (продукт или услугу), обладающий ценностью для потребителя.

Рисунок «Бизнес-процесс»

Концепция потребителя во взаимодействии функций внутри организации

Ценность в виде проектных спецификаций

Пример: IТ подразделение фармацевтической компании оказывает услуги бизнес подразделениям. Каждая такая услуга предоставляется посредством бизнес процесса внутри IТ подразделения. Связь поставщик – потребитель сервиса показана ниже. Бизнес-процесс создает ценность для потребителя в форме продукции или услуг. Суть BPM заключается в оптимизации того, как эта ценность создается.

Визуализации и пониманию бизнес процесса способствует графическое представление действий в виде прямоугольников, связанных друг с другом в диаграмме с дорожками

Среди артефактов, которые организации часто создают и поддерживают в процессной работе, можно назвать следующие.

  • Бизнес контекст: какие собственные способности обеспечивает процесс, и каков вклад бизнес процесса в создание продукции или услуги для внешнего потребителя.
  • Процессный контекст: поставщики и входы, результаты и потребители, стартовые и завершающие события, регулирующие положения, используемые ресурсы и целевые показатели эффективности.
  • Бизнес транзакции, сопровождающие передачу работы между функциями и ролями внутри организации и между организацией, поставщиками и потребителями.
  • Изменения состояний, описывающие преобразование продукции по мере прохождения ее сквозь процесс.
  • Бизнес события, происходящие вне и внутри процесса, а также действия и развилки в процессе, которые этими событиями активизируются.
  • Декомпозиция, показывающая разбиение процесса на все меньшие и меньшие фрагменты работы от верхнего уровня процесса в целом до нижнего уровня задач.
  • Ожидаемые показатели эффективности, детализирующие обязательства перед клиентом по предоставлению продукции или услуг, и показатели эффективности, установленные для процесса и измеряемые, чтобы убедиться, что обязательства перед клиентом выполняются.
  • Структура организации и картина того, как различные функции и роли внутри организации компонуются для поддержки исполнения процесса.
  • Функциональность информационных систем и то, как эта функциональность задействована в исполнении процесса.

Бизнес-процесс – это совокупность действий, создающих определенную ценность (продукцию или услугу) для потребителя. Это определение содержит как внутренний аспект (набор действий), так и внешний (ценность для потребителя), так что лучше всего контролировать показатели эффективности процесса с обеих точек зрения.
Показатели эффективности, оцениваемые извне или с точки зрения потребителя, принято называть результативностью, они призваны отвечать на вопрос: «Делаем ли мы то, что надо?» Эти показатели должны подтвердить, что мы систематически соответствуем потребностям и ожиданиям заказчика.

Секрет полезности метрик на стадии «Проверка» – правильная архитектура описания процесса на стадии «Планирование». Целевые показатели эффективности процесса определяются ожиданиями потребителя. Эти показатели эффективности самого верхнего уровня, в свою очередь, декомпозируются на нижележащие целевые показатели эффективности, которые могут устанавливаться на функциональном и операционном уровнях. В теории:

  • если достигнуты все операционные целевые показатели, то функциональные показатели выдержаны;
  • если достигнуты все функциональные показатели, то показатели эффективности процесса самого верхнего уровня выдержаны;
  • если достигнуты все показатели эффективности процесса, то потребитель удовлетворен.

Категории бизнес-процессов

Бизнес-процессы можно разделить на три категории:

  • Основные процессы – сквозные и, как правило, кросс функциональные процессы, непосредственно создающие ценность для потребителя. Основные процессы также называют ключевыми, так как они представляют собой действия, необходимые с точки зрения выполнения организацией своей миссии. Эти процессы составляют цепочку создания ценности, в которой каждый шаг добавляет ценность к предыдущему, измеряемую вкладом в создание или поставку продукции или сервиса и в конечном счете в создание ценности для потребителя.
  • Вспомогательные процессы предназначены для поддержки основных, обычно через управление ресурсами и/или инфраструктурой, необходимых основным процессам. Разница между основными и вспомогательными процессами в том, что вспомогательные процессы непосредственно не создают ценность для потребителя. Примеры вспомогательных процессов обычно относятся к ИТ, финансам, управлению персоналом. Хотя вспомогательные процессы зачастую тесно связаны с функциональными областями (например, процесс выдачи и отзыва разрешения на сетевой доступ), они могут пересекать функциональные границы и зачастую действительно их пересекают.
  • Процессы управления предназначены для измерения, мониторинга и контроля бизнес деятельности. Они призваны гарантировать, что основные и вспомогательные процессы спроектированы и исполняются в соответствии с поставленными операционными, финансовыми целями, регуляторными и юридическими ограничениями. Как и вспомогательные, процессы управления непосредственно не добавляют ценности для потребителя, но они необходимы для обеспечения соответствия операций целевым уровням производительности и результативности.

Модель зрелости BPM

Моделирование бизнес-процессов

Цели моделирования процессов

Цель моделирования – разработать такое представление процесса, которое будет описывать его точно и достаточно полно, исходя из поставленной задачи. Глубина детализации и содержание модели определяются тем, чего ожидают от проекта моделирования: для одного проекта может быть достаточно простой диаграммы, в то время как для другого может понадобиться полностью проработанная модель.

Процессные модели – это средства:

  • управления процессами организации;
  • анализа эффективности процесса;
  • описания изменений.

Процессная модель может описывать желаемое состояние бизнеса и определять требования к ресурсам, обеспечивающим эффективное выполнение операций, таким как люди, информация, оборудование, системы, финансы, энергия.

Побудительные причины моделирования процессов:

Распространенные процессные нотации:

BPMN:

Диаграмма с дорожками Брюса Силвера:

Блок-схема:


UML:

IDEF:

Карта потока создания ценности:



Основные принципы моделирования бизнес-процессов

Что означает моделирование бизнес-процессов на практике? Моделирование бизнес-процессов в компании может быть направлено на решение большого числа различных задач:

  • Точно определить результат бизнес-процесса и оценить его значение для бизнеса.
  • Определить набор действий, составляющих бизнес-процесс. Ясное определение набора задач и действий, которые необходимо выполнить, чрезвычайно важно для детального понимания процесса.
  • Определить порядок выполнения действий. Действия в рамках одного бизнес-процесса могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Очевидно, что параллельное исполнение, если оно допустимо, позволяет сократить общее время выполнения процесса и, следовательно, повысить его эффективность.
  • Произвести разделение зон ответственности: определить, а затем отслеживать, какой сотрудник или подразделение компании несет ответственность за выполнение того или иного действия или процесса в целом.
  • Определить ресурсы, потребляемые бизнес-процессом. Точно зная, кто какие ресурсы использует и для каких операций, можно повысить эффективность использования ресурсов посредством планирования и оптимизации.
  • Понять суть взаимодействий между участвующими в процессе сотрудниками и подразделениями компании и оценить, а затем повысить эффективность коммуникации между ними.
  • Увидеть движение документов в ходе процесса. Бизнес-процессы производят и потребляют различные документы (в бумажной или электронной форме). Важно разобраться, откуда и куда идут документы или информационные потоки, и определить, оптимально ли их движение и действительно ли все они необходимы.
  • Определить потенциальные узкие места и возможности для улучшения процесса, которые будут использованы позже для его оптимизации.
  • Более эффективно внедрить стандарты качества, например ИСО 9000, и успешно пройти сертификацию.
  • Использовать модели бизнес-процессов в качестве руководства для новых сотрудников.
  • Эффективно произвести автоматизацию бизнес-процессов в целом или отдельных их шагов, включая автоматизацию взаимодействия с внешней средой - клиентами, поставщиками, партнерами.
  • Разобравшись в совокупности бизнес-процессов компании, понять и описать деятельность предприятия в целом.

В свою очередь, основной задачей при моделировании бизнес-процессов компании является описание существующих в ней процессов с целью построения их моделей «как есть». Для этого необходимо собрать всю доступную информацию о процессе, которой в полной мере, как правило, владеют только сотрудники компании, непосредственно задействованные в выполнении процесса. Таким образом, мы приходим к необходимости подробного опроса (интервьюирования) всех задействованных в бизнес-процессе сотрудников. Следует подчеркнуть, что нельзя ограничиваться сведениями о процессе, предоставляемыми руководителем подразделения и менеджерами. Обычно только беседа с сотрудником, непосредственно осуществляющим действия в рамках описываемого бизнес-процесса, дает адекватное представление о том, как функционирует процесс в реальности.

Первый вопрос при построении модели «как есть» касается результата рассматриваемого бизнес-процесса. Случается, что получить четкую формулировку результата бизнес-процесса нелегко, несмотря на всю важность этого понятия для эффективности работы компании.

После определения результата следует разобраться с последовательностью действий, составляющих процесс. Последовательность действий моделируется на разных уровнях абстракции. На самом верхнем уровне показывают только наиболее важные шаги процесса (обычно не более десяти). Затем производится декомпозиция каждого из высокоуровневых шагов (подпроцессов). Глубина декомпозиции определяется сложностью процесса и требуемой степенью детализации. Для того чтобы получить действительно полное представление о бизнес-процессе, надо произвести декомпозицию до атомарных бизнес-функций - хорошо понятных элементарных действий (отдельных операций в ПО или выполняемых человеком), которые нет смысла раскладывать на составляющие.

На основе собранной информации строится модель обычного, или оптимального, выполнения процесса и определяются возможные сценарии его выполнения со сбоями. Различные сбои (исключительные ситуации - исключения) могут нарушать оптимальный ход процесса, поэтому следует указать, каким образом исключения будут «обработаны», то есть какие действия предпринимаются в случае возникновения исключительной ситуации. На рисунке показаны основные шаги при построении модели бизнес-процесса.

Важной частью построения модели бизнес-процесса является исследование аспектов его эффективности. Сюда входят использование ресурсов, время выполнения работ сотрудниками, возможные задержки и простои. Необходимо разработать систему показателей, или метрик, для оценки эффективности процесса. Частично в качестве метрик могут быть взяты используемые в компании KPI (Key Performance Indicator), однако могут потребоваться и дополнительные характеризующие рассматриваемый процесс показатели.

При моделировании определяются бизнес-цели , в достижение которых вносит свой вклад моделируемый процесс. Следует различать понятия бизнес-цели и результата процесса. Каждый бизнес-процесс должен иметь как минимум один результат и быть направлен на достижение хотя бы одной бизнес-цели. Например, результат процесса «Исполнение заказа на подключение абонента» можно определить как «Получение подтверждения подключения от клиента», тогда как бизнес-цели, которые преследуются при выполнении данного процесса, могут включать «Обеспечение минимального времени исполнения заказа» и «Обеспечение минимального процента рекламаций». Для определения целей следует обратиться к бизнес-стратегии компании.

Необходимо выявить события, которые могут прервать ход процесса. В случае прерывания может потребоваться корректно «откатить» (компенсировать) те шаги процесса, которые уже были выполнены. Для этого следует определить логику компенсирующих действий для каждого прерывающего события.

Наконец, следует рассмотреть имеющиеся программные средства, осуществляющие поддержку бизнес-процесса . Это важно, так как программное обеспечение может скрывать некоторые особенности поведения процесса, не в полной мере известные исполняющим отдельные шаги сотрудникам. Собранная на этом этапе информация будет полезна при дальнейшей автоматизации процесса.

Собрав все указанные сведения, можно получить хорошее представление о ходе бизнес-процесса. На этапе моделирования должны быть получены следующие результаты:

  • Процессная карта , показывающая связь между различными бизнес-процессами и их взаимодействия. На процессной карте, как правило, каждый бизнес-процесс компании изображен в виде прямоугольника, стрелками показаны связи между ними (например, зависимость одного процесса от другого, или замена одного процесса другим при выполнении некоторого условия), а также представлены различные документы, которые передаются из процесса в процесс или регламентируют их ход (стандарты, инструкции и т.п.).
  • Диаграмма ролей , показывающая роли при выполнении процесса и связи между ними. Диаграмма ролей не является иерархической. Она представляет такие связи, как участие в группе, руководство, коммуникацию, замещение одной роли другой и т. д.
  • Модель «как есть» каждого рассмотренного бизнес-процесса, детально описывающая процесс и отражающая ход процесса, действия, роли, движение документов, а также точки возможной оптимизации. Такая модель включает в себя:
    • диаграмму окружения процесса , представляющую бизнес-процесс в виде одного действия (то есть не раскрывающую ход процесса), для которого могут быть показаны запускающее процесс событие, необходимые входные данные, результат, роли, показатели эффективности, прерывающие события и компенсирующие процессы, регламентирующие документы, связанные бизнес-цели;
    • высокоуровневую диаграмму процесса , показывающую его крупные шаги (обычно не более десяти) и связанные с ними роли;
    • подробные диаграммы для каждого шага высокоуровневой модели (в зависимости от сложности процесса здесь может использоваться несколько иерархически организованных диаграмм), в деталях показывающие ход процесса, прерывающие события, бизнес-правила, роли и документы;
    • диаграмму обработки исключений , показывающую, какие действия выполняются в случае данной исключительной ситуации и кем, а также куда передается управление после окончания обработки исключения.
  • владелец бизнес-процесса и один-два сотрудника того же подразделения компании, помогающих ему;
  • специалист по управлению качеством;
  • бизнес-аналитик(и);
  • представитель ИТ-подразделения;
  • внешний консультант (не обязательно).

BPM-Система Платформа для создания и управления бизнес-процессами

Bpm’online studio - это система управления бизнес-процессами (BPMS), которая позволяет автоматизировать различные бизнес-задачи. Bpm’online studio - интуитивный инструмент для внедрения процессного подхода в работу различных подразделений компании и эффективно управлять изменениями в масштабах всего предприятия.


Материал подготовлен специалистами компании «Абис Софт»

Как сделать выбор

Перед тем, как начать выбирать программный продукт, необходимо ответить на три основных вопроса:

1. Что требуется описать?

2. В каком объеме требуется описать?

3. Как будет контролироваться исполнение?

При ответе на первый вопрос следует определить, какие области системы управления вы собираетесь описывать, необходимо ли комплексное описание всей системы.

Ответ на второй вопрос должен дать представление о том, будет ли система управления описываться для отдельного бизнеса, подразделения или для всей организации в целом.

Третий вопрос определит ограничения, которые могут накладываться на программный продукт для того, чтобы в дальнейшем могла быть осуществлена его интеграция с исполнительной системой.

Имея ответы на данные вопросы, можно значительно сузить круг возможных программных продуктов.

  • Возможность многопользовательской работы,
  • Способы представления результатов,
  • Интерфейс и эргономичность,
  • Наличие документации и технической поддержки,
  • Требования к аппаратному и программному обеспечению,
  • Стоимость.

Не претендуя на истину в последней инстанции, авторы обзора предлагают некоторые варианты оценки рассмотренных продуктов.

1. Если у компании уже разработана стратегия и ее нужно контролировать, то из зарубежных продуктов, рассмотренных в статье, для этого наилучшим образом подходит решение Hyperion Performance Scorecard , представляемое Oracle.

2. Если основной упор делается на бизнес-процессы, протекающие в компании, то тогда оптимален продукт компании IBM — IBM WebSphere Business Modeler.

(Необходимо уточнить, что выбор программного обеспечения таких производителей, как IBM, Oracle, SAP, определяется выбором ERP -системы соответствующего производителя. Их ПО для бизнес-моделирования — это подсистемы комплексных продуктов.)

3. Из российских продуктов наиболее целесообразно использование ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор , если требуется сделать описание всей компании (холдинга) в целом, а не только отдельно взятой бизнес-единицы (подразделения или филиала).

Информация получена от представителей производителей на территории РФ или с официальных сайтов производителей.

ARIS Business Performance Edition .

Реализуется средствами системы IBM Rational ClearCase

Материал из сайт

Что такое моделирование бизнес-процессов

Бизнес-моделирование – это процесс разработки и внедрения бизнес-моделей организации (стратегии, бизнес-процессов , организационной структуры, качества и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности.
Выделяют четыре основных способа разработки бизнес-моделей.

  1. Нотации специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста.
  2. Графическое описание: дерево, блок-схема, технологическая карта.
  3. Табличное описание.
  4. Текстовое описание.

В основе бизнес-моделирования лежат бизнес-процессы. Система управления бизнес-процессами (СУБП) является фундаментом, на котором строятся другие системы управления и технологии.

Какие задачи помогает решить моделирование бизнес-процессов

1. Распределение ответственности.
Построение бизнес-модели содействует чёткому распределению ответственности между сотрудниками за каждое выполняемое ими действие в компании, исключая выборочный контроль со стороны руководителей.
2. Независимость от незаменимых сотрудников.
Кадровая текучка больше не влияет на наработанный рабочий ритм, роль и ценность ключевых сотрудников уменьшается, ценная рабочая информация не покидает пределы компании . Процессная модель позволяет формировать собственную базу знаний предприятия и минимизировать значение человеческого фактора.
3. Время адаптации новых сотрудников сокращается.
Наличие схем бизнес-процессов, где описаны последовательность действий и взаимоотношения с другими сотрудниками, поможет новому персоналу быстрее вникнуть в особенности работы и успешно завершить испытательный срок.
4. Возможности для расширения бизнеса.
С готовой процессной моделью привычная схема работы предприятия без усилий распространяется на новые филиалы и представительства.
5. Делегирование обязанностей, независимость от руководителя.
С помощью бизнес-моделирования отпадает необходимость постоянного участия собственника в делах компании.
6. Мотивация персонала.
Бизнес-моделирование – это контроль эффективности выполняемых функций, распределение за них ответственности.
7. Проведение реинжиниринга.
Зная дневную загрузку и рабочие функции каждого сотрудника, можно эффективно провести реструктуризацию предприятия, сократив или перераспределив ответственность за определенные функции и бизнес-процессы между персоналом.
8. Прозрачность, управляемость и контролируемость на всех уровнях деятельности организации.
9. Снижение издержек и времени выполнения операций.
10. Повышение лояльности и удовлетворенности клиентов, и, как следствие, репутации организации.
11. Бизнес-моделирование оказывает существенное влияние на рейтинги организации, которые присваиваются рейтинговыми агентствами, в том числе международными (Fitch, Moody’s, S&P и др.).
12. Более широкие возможности для привлечения инвесторов и улучшение финансовых показателей.
13. Более высокие шансы компании на получение долгосрочных займов.
14. Налаженная технология ведения бизнеса значительно упрощает задачу продажи готового бизнеса в случае необходимости.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png