Далматовский Успенский мужской монастырь — православный монастырь, расположенный на левом берегу реки Исети. При монастыре действует гостиница. Один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи.

Далматовская обитель - один из крупнейших монастырей восточной части Российской империи, центр духовного просвещения и образования в Сибири.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:38


Основал преподобный Далмат, в миру — Дмитрий Иванович Мокринский, он был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу.

Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Березове.

В 1628 году семья Мокринских (мать святого была крещеной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири) перебралась в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством, у него были дети.

Его сын, архимандрит Исаак, писал о тогдашней жизни своего батюшки: «Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви» . Последняя фраза этого свидетельства важна — она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.

Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены — во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому о ту пору пятьдесят лет.

В этой обители преподобный не слишком задержался — в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители (настоятельская должность), он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушел на юг. Ушел налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий — около 250-ти километров, — прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в нее речки Течи, где и предался неусыпной молитве.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:44


Место уединения, которое выбрал преподобный Далмат, тогда считалось границей русского мира. Сама земля, на которой поселился святой, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой — предметами нелишними в этих местах. Случилось это в 1646 году.

Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Так был основан Далматовский монастырь.

Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель Далматовского монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, нескольких иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.


С еще большим усердием принялся преподобный восстанавливать Далматовский Успенский монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник — его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечаются именины и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, «царские» же празднования отмечаются после Светлой недели.

В 1666 году в обители учредили игуменство — первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребен в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:48


На фото: В возрожденном Скорбященском храме Далматовского монастыря ныне совершаются основные богослужения. Там же находится рака с обретенными в 1994 году мощами преподобного Далмата.

В начале XVIII века в Далматовском монастыре развернулось каменное строительство. В 1707 — 1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор — невиданный до того не только в Далматове, но и далеко за его пределами.

Начиная строительство, ориентировались на возведенный двадцатью годами раньше , однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм — с четырехстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами (сочетание, вообще говоря, уникальное), с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами стремя башнями.

Славен был Далматовский монастырь в XVIII столетии — в нем работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария.

Россия Город Далматово , ул. Советская, 194 Конфессия православная церковь Епархия Шадринская Тип общежитный Основатель преподобный Далмат Первое упоминание 1644 год Дата основания Известные обитатели Исаак (Мокринский) Настоятель Варнава (Аверьянов) Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 451520075170006 (ЕГРОКН). Объект № 4510395000 (БД Викигида) Состояние действующий, восстанавливается Сайт dalmate.ru Медиафайлы на Викискладе

Юго-восточная башня, в советское время наклонилась

Красный бастион

Красный бастион и западная башня)

Западные ворота

Восточные ворота

Успенский собор
(Сергей Прокудин-Горский, 1912 год)

Успенский собор

Далма́товский Успе́нский монасты́рь - православный мужской монастырь , расположенный на левом берегу реки Исети , при впадении в неё Течи , находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии) и принадлежит Шадринской епархии . Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения - Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи - являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения .

История

Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода , ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь , стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин , основатель города Кургана , который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования . По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы , принесённая Далматом из Невьянского монастыря.

15 марта 1675 года митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».

В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.

В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке) , притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.

В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.

В 1696 году у монастыря было людей: службников - 31, детёнышей - 9, крестьян, их детей, братьев, племянников - 145, бобылей - 45, деловых людей и их детей - 34, плавильщик на Железенском поселье - 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.

В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.

В 1707-1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.

23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.

в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.

В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.

В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.

В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.

В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.

В 1761 году открыта семинария.

К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.

В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту - ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским - Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком - Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни .

26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические , стали именоваться государственными крестьянами.

В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров - 5, мельников - 3, бондарей - 2, кожевников - 2, оловяннщик - 1, рыбаков - 3, кузнецов - 3, колясошник - 1, портной - 1, чеботарь, сапожник - 2, поваров - 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесён ущерб 6000 рублей серебром.

В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).

В 1871-1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость ». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов.

В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращён из штатного 3-классного в общежительный.

В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.

В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие её пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы - двухклассная и одноклассная. Из книги С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1917 году освящена надвратная церковь Иоанна Богослова .

Монастырь в XX-XXI веках

6 мая 1992 года решением Священного Синода монастырь был открыт, наместником утверждён игумен Василий (Ожерельев).

В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 млн рублей.

В настоящее время монастырь является действующим. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы .

Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Архитектура во многих деталях утрачена. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищённых конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником.

Площадь комплекса монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.

Святой источник

В середине XVII века чудотворный источник пробился на месте землянки Далмата . Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы советской власти святой родник засыпали, местные о нем забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии не более 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.

Промыслы Далматовского монастыря

ООО «ПРОМЫСЛЫ ДАЛМАТОВСКОГО МОНАСТЫРЯ» (ИНН 4506006950) зарегистрировано 26 января 2016 года. Осуществляет производство продуктов питания. Предприятие содержит дойное стадо, на оборудовании итальянской фирмы «Sfoggia» выпускает твердый вареный прессованный сыр «Монтазо», вытяжной сыр «Скаморца», бутербродный сыр «Качотта», творог, кефиры и йогурты. У предприятия есть пасека, кузнечный цех, столярная мастерская, свечной цех и производство угля для богослужебных нужд . Молочная продукция завоевала две золотые медали на XXV Ежегодной агропромышленной выставке «АГРО-2018» в г. Челябинске (награждены: варенец м.д.ж. 3,8 и молоко топлёное м.д.ж. 3,8).

Настоятели монастыря

Сосланные в монастырь

В художественной литературе

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь - СПб. :

ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 21 – 22).

Далматовский монастырь представляет собой ис торически сложившийся архитектурный ансамбль соору жений постройки XVIII - XIX веков. В него входят крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб. Самой древней каменной постройкой на территории монастыря является Успенский собор, самы ми поздними монастырскими сооружениями стали го родской теплопункт, очистные сооружения, трансформа торная подстанция, здания цехов.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

После 1917 г. многие монастыри и церкви использовались под школы, музеи, госпитали, дома культуры. Дал матовский монастырь тоже не избежал этой участи. В 1922 году в бывшем монастыре был открыт краеведческий музей. В 1929 году здание церкви Всех Скорбящих Радосте было закрыто по решению окружного ис полкома и передано под Народный дом. С 1932 по 1939 год в нем работал колхозно-совхозный драматический театр. В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещался госпиталь и Курсы усовершен ствования командного состава. Наибольший урон мона стырю был нанесен в связи с размещением на его терри тории через 3 месяца после окончания войны завода «Молмашстрой». Лишь в 1989 году освобождаемые заводом помещения начали передаваться в пользование Далматовской православной общине. Полностью терри тория монастыря была передана Курганскому епархи альному управлению в 1994 году.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь,
Западная стена, современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.

Чтобы оценить уровень разрушительного процесса для сооружений монастыря, подвергавшихся агрессивному воздействию не только сил природы, но и человека в течение довольно длительного периода, необходимо коротко остановиться на том, что было выполнено та лантливыми народными мастерами для создания памят ника культового зодчества.

Портрет основателя монастыря, преподобного Далмата Исетского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Замысел построить монастырь-крепость в долине реки Исети принадлежал Далмату. Архитектурный ан самбль Далматовского монастыря расположился на вы соком берегу старицы реки, естественно вписавшись в природный колорит этих мест. Его конфигурация, основ ные границы, план, местоположение главных построек были обусловлены ландшафтным окружением. С запада естественная граница монастыря обозначилась кру тым обрывом, с юга – пологим склоном. Вдоль восточной стены монастыря простирается жилая застройка. Вдоль северной стены проходит дорога –центральная улица города Далматово. На площади перед главным (северным) входом в монастырь располагается часовня и сквер. Территория монастыря представляет в плане многоуголь ник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями. Самая короткая стена – северная, самые длинные – западная и восточная. В основе композиции ансамбля лежит пересечение двух взаимно перпендикулярных осей. Ядром композиции является Успен ский собор, расположенный на пересечении этих осей. Ось запад-восток сформирована объемами Успенского собора и Скорбященской церкви с усыпальницей препо добного Далмата. Ось север-юг менее выражена и обра зована южными и северными воротами. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот – возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус. По периметру юго-западной и западной стен расположены гостиный и хозяйственный корпуса.

Макет монастыря. Далматовский краеведческий музей. Фото Николая Павлова, 2008г.

Площадь комплекса Далматовского монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.

Композиционная доминанта монастырского ансам бля – Успенский собор (1707-1719 гг.). Собор представляет собой храм «кораблем» с последовательно расположенными апсидой, собственно храмовой частью, трапезной, колокольней и притвором. Собор разделялся на два этажа. В нем располагалось пять престолов. На сте нах храма имелись росписи.

Главное здание монастыря – 2-х этажный Успенский собор (1707-1719 гг.). Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Успенский собор. Современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.

В основу объемно-планировочного решения церкви Всех Скорбящих Радосте (1871-1881, 1886 гг.) положена схема четырехстолпного храма с полуциркульной трех частной апсидой. Храмовый объем со всех сторон обнесен галереями. Здание имеет довольно сложную систе му перекрытия. На 4 столба опирается парусный свод, над которым возвышается восьмигранный барабан цен тральной главы, по углам выведены 4 малых парусных свода для малых глав. Фасадные композиции отражают внутреннюю объемно-планировочную структуру. К зданию церкви со стороны юго-западного фасада пристроили каменную часовню с саркофагом старца Далмата. Рос писи покрывают стены, столбы, своды.

Слева Скорбящинская церковь, в центре северо-западный (Красный) бастион. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г.

Северо-восточная башня (1720-е гг.) являлась в свое время оборонительным бастионом, с которого хорошо просматривались и обстреливались артиллерией под ступы к монастырю с севера и с востока, и имела боль шое стратегическое значение. Башня представляет собой сооружение без перекрытия (без крыши), по высоте равна стене монастыря, верх ее огражден точно такими же зубцами, как и крепостные стены.

Северная стена, оканчивается северо-восточной башней. Фото Николая Павлова, 2008г.

Юго-восточная башня (1720-е гг.) замыкает угол между юго-восточной и южной стенами. Она также име ла важное стратегическое значение. Башня значитель но вынесена за линию крепостных стен в целях фланго вой обороны. Башня восьмигранная, двухъярусная, с шатром, который завершался небольшой маковкой с яблоком и флюгером. Нижний ярус перекрыт кирпичным сомкнутым сводом.

Юго-восточная башня (1720-е гг.). Вид с колокольни Успенского собора. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Юго-восточная башня. Падает, требуется немедленная реставрация. Фото Николая Павлова 2008г.

Юго-западная башня (1731-1764 гг.) была выстроена по типу «восьмерик на четверике» и завершалась вы соким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. Башня, расположенная на краю крутого обрыва, являлась крепостным оборонительным наблюдательно-сторожевым сооружением. Первона чально башня соединяла западную и южную стены. В XX веке к башне были пристроены гостиный и хозяйственный. корпуса. Отсутствие бойниц и наличие просторных оконных проемов свидетельствует о ее гражданском назначении.

Юго-западная башня, разваливается от действия кислоты (в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой»). Фото Николая Павлова, 2008г.

Часовня (1870-1880 гг.) стоит на площади перед северными воротами монастыря. Часовня, расположенная на оси западного фасада Успенского собора, связывает внутреннее пространство монастыря с городским, а этом ее основная градостроительная роль.

Восстановленная часовня, выстроенная жителями Далматова в честь счастливого спасения Императора Александра 3 с семьей в ж/д катастрофе. Фото Николая Павлова, 2008г.

Кирпичные крепостные стены возводились с 1713 по 1763 гг. Высота стен около 6 метров, ширина стен в основании 2,3 метра. В основе конструкций крепостных стен арочные ниши, в которых устроены боевые проемы в два яруса. Поверху стен имеется проход шириной бо лее 1 метра, который с внешней стороны защищен зубцами в форме «ласточкиного хвоста». В первой полови не XVIII века входящего в монастырь встречала икона Успения Богородицы над Северными воротами. Но глав ными святыми воротами монастыря издревле были Вос точные ворота. Поначалу по верху кирпичных ворот была выстроена церковь Иоанна Богослова.

Монастырская стена с боевыми нишами и амбразурами. Зубцы на стенах частично реставрированы. Фото Николая Павлова, 2008г.

Боевая арочная ниша. Видны амбразуры для верхнего боя и подошвенного. Фото Николая Павлова, 2008г.

Разобранная в середине XX века и перенесенная на кирпичные, трехпролетные Северные ворота, Надвратная церковь и те перь определяет парадность ворот при въезде а монас тырь. Церковь представляет собой четверик, перекры тый сомкнутым сводом, который завершен четырехгран ным куполом с луковичной главкой на восьмигранном барабане.

Восстановленная надвратная церковь Иоанна Богослова. Фото Николая Павлова, 2008г.

Однопролетные Восточные ворота оформлены трехчетвертными колоннами, имеют богатое декора тивное убранство, составленное из фигурного кирпича. Южные ворота кирпичные, двухпролетные, построены со сводчатым проемом, который обрамлен со стороны ули цы двумя парами прямоугольных пилястр и треугольным навершием.

Восточные ворота, требуется реставрации. Фото Николая Павлова, 2008г.

Ансамбль Далматовского монастыря является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности. В связи с тем, что с 2008 г. Российская Федерация передала на субфедеральный уровень полномочия по государственной ох ране объектов федерального значения, Отделом учета и охраны объектов культурного наследия Управления куль туры Курганской области в течение июня 2008 г. было проведено комплексное исследование технического состояния памятника.

В ходе работ было установлено общее неудовлетво рительное состояние объекта. Архитектура во многих деталях утрачена: главы и перекрытия Успенского собо ра и трапезных, колокольня и северное крыльцо для всхо да в верхнюю церковь, пятиглавие, венчающее Скорбя щенскую церковь, маковки с флюгерами на башнях, лес тничные марши, крыши, заложены или вновь устроены дверные и оконные проемы. Для нужд заводского произ водства была разобрана значительная часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобрали се веро-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды.

Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вер тикали юго-восточной башни, имеются трещины и проломы в кирпичной кладке шатров и сводов башен, страдает и лепной декор на фасадах храмов, отслаивается штука турный и красочный слой. Поверхности незащищенных конструкций зарастают кустарником и покрываются мхом. Монастырский парк с вековыми деревьями исчез под возведенным механосборочным цехом.

До сих пор промышленное прошлое преобладает над исторической ценностью монастыря – диссонирующие производственные объекты закрывают своими объемами все виды на монастырские постройки и мешают зрительному восприятию ансамбля. Удивительно, но даже в таком состоянии ансамбль Далматовского монастыря не потерял своей былой красоты и духовной мощи. Регулярные реставрационные работы на объектах монастыря проводятся с 2001 года благодаря Федеральной целевой программе «Культура России». Первыми объектами, попавшими под реализацию этой программы, стали монастырские стены, Надвратная церковь с воротами, церковь Всех Скорбящих Радосте. Опыт работ показал, что далеко не всегда они проводятся в соответ ствии с методами научной реставрации. Так, обмеры были проведены лишь по стенам и башням, без тщательного историко-архивного изучения объектов, натурные (археологические) исследования не проводились, отсутствует научно-проектная документация на многие объекты монастырского комплекса, нет поэтапного плана ведения реставрационных работ. А работы предстоит немало. Уже в ближайший период необходимо начать работы по выведению Успенского собора из аварийного состояния. Срочно требуется проведение комплекса мероприятий по укреплению юго-восточной падающей башни, консер вационных работ по зданиям южных и западных келий. В ближайшие годы предстоит завершить комплекс работ по реставрации Скорбященской церкви и начать длитель ный процесс по восстановлению росписей. Также требуется убрать с территории памятника диссонирующие объекты, восстановить парк, провести благоустроительные работы.

Актуальным является сегодня определение прин ципов реставрации, основанных на возвращении разру шенным зданиям и сооружениям вида, максимально близкого к первоначальному облику, в целях сохранения историко-архитектурной среды периода XVIII - XIX веков. Это представляется возможным при тщательном изучении историко-архивных источников и натурных обследованиях объектов.

Около 180 лет создавался архитектурный комплекс Далматовского монастыря, ставший в свое время страте гическим и духовным оплотом русского освоения Заура лья. На каждом здании памятника лежит печать эпохи, таланта многих поколений его создателей. В монумен тальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров – зодчих, художников, ремесленников. Главная задача сегодня заключается в том, чтобы вернуть монастырю первозданный вид и обеспечить ему активное функционирование в сфере культурно го наследия.

Е.А. Богданова, Н.В. Носкова, С.А. Снегирева, Управление культуры Курганской области.

Приложение :

СВЯТЫНИМОНАСТЫРЯ

Шишак (в настоящее время находится в Екатеринбургском краеведческом музее), кольчуга (неизвестно где, подобная есть в Далматовском краеведческом музее) преподобного Далмата. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Главная святыня монастыря во все времена: Икона Успения Богородицы, Х VI век. С ней пришелсюда основатель монастыря прп. Далмат Исетский в 1644г. Утрачена в годы гражданской войны. Кроме того, тогда же утрачена богатейшая монастырская ризница с царскими вкладами и рукописными книгами. Был автограф Свт. Тихона Задонского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Могила преподобного Далмата в Успенском соборе. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Главная обретенная в ХХ веке святыня монастыря: Рака с мощами преподобного Далмата. Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г. ХХI век.

Еще одна святыня монастыря, явленная в ХХ I веке, редчайшая в историко-культурологическомсмысле Порт-Артурская икона«Торжество Пресвятой Богородицы» 1904 года. Фото Николая Павлова, 2008г.

О Далмате

Дмитрий Мокринский - старец Далмат.

Далматовский Успенский монастырь возник в середине семнадцатого столетия и носит свое название от имени его основателя старца Далмата (правильно - Долмат), в миру Дмитрия Ивановича Мокринского. Родился Мокринский в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Отец его, Иван Мокринский служил казачьим атаманом, мать - из новокрещенных татарок. В семье было три сына: Дмитрий, Саввватий и Федор, все были обучены элементарной грамоте сколько возможно по тогдашнему времени для сибирского края, воспитаны в боголюбии и богослужении. Дмитрий рос и мужал в суровое время среди боевых будней сибирских казаков, постигая с детских лет искусство военного дела.

Уже в 34 года Дмитрий Мокринский работал городничим, что свидетельствует о его достаточной образованности и наличии незаурядных организаторских способностей. До 1642 года Дмитрий служил в Тобольске. По стечению обстоятельств: материальные трудности и житейные - ушла из жизни жена, усугублялись духовными муками - мирская жизнь стала ему тягостной, и Дмитрий пожелал удалиться от мира и посвятить свою жизнь служению Господу Богу. Оставив государеву службу, дом свой и имение, взяв с собой икону Успения Божией Матери, Дмитрий удалился в небольшой монастырь, расположенный в малоосвоенном районе Верхотурского уезда. Здесь, в Невьянском Спасобогоявленском монастыре, Дмитрий был пострижен в монахи и наречен Далматом. Вскоре по пострижении он настолько снискал себе любовь и уважение братии, что его задумали возвести в должность строителя монастыря. Но по любви к пустынножительству Далмат, удаляясь от предлагаемой почести, тайно ушел из монастыря и остановился на левом берегу реки Исети, здесь поселился, выкопав себе "пещеру" (землянку).

Однако местным жителям приход Далмата на это место был неприятен, из-за чего неоднократно покушались они на его пещеру. Господь помог преподобному остановить злобное намерение врага. Но однажды владелец соседних земель Илигей с толпою татар двинулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Однако накануне к сонному Илигею явилась Пресвятая богородица, и видит татарин благолепную жену в ризах багряных, с бичем в деснице, которая при грозном взоре изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему свою вотчину с угодьями.Устрашенных сим видением Илигей отдал всю землю во владение Далмата.

Таким образом Далмат стал хозяином здешних земель.Стали стекаться к нему миряне и монахи, и, чтобы не было тесно, построили здесь часовню - первое монастырское здание, где впоследствии была воздвинута усыпальница Далмата и храм, в котором отшельники денно и ночно возносили молитвы Господу Богу.Так старцем Далматом был основан Успенский монастырь.

О монастыре

Далматовский Успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией русских в чужеземном крае. Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Не всегда легко давалось развитие монастыря. Часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет продолжалась угроза нападений на монастырь и его земли. Не только с Божьей помощью, но и с помощью людей добрых, выстоял монастырь, не один раз приходилось отстраиваться.

В монастыре возвелись три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами - во имя Иоанна Богосолова. Внутри ограды были построены: келья игуменская деревянная, келья старца Далмата, четыре кельи братские деревянные, между кельями - сараец малый, где помещался гроб старца Далмата; келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год - Иосиф. Но позже игуменом стал Афанасий.

С возникновением Далматовского монастыря, выросшего из одинокой пустыни отшельника в общину монахов, начинается христианизация края, которая выразилась в первую очередь в сооружениях храмов и часовень в населенных пунктах. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы. Богатые природные угодья все больше привлекали пришлых людей и они оседали на землях монастырских. Крестьяне-переселенцы, преодолев многоверстный путь, наконец, добирались до привольных и благодатных приисетстких земель. Расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные. Лес был верным другом и защитником, их кормильцем и вечным спутником. Вообщем, умел пользоваться богатствами природы русский человек.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им "льготы", всячески помогал.

Со временем монастырь обзавелся постройками - конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Мало помалу трудами крестьянскими и монастырской братии, а также вкладами доброохотных христолюбивцев монастырь набирался сил, все более продвигаясь к благоденствию и процветанию.

Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги - также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них - старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала (на ней опален был огнем один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага).

Возобновленная обитель, после набега калмыков, до трех раз была осаждаема подобными врагами. В первый раз коснулся Далматова монастыря бунт, произведенный в 1662 году, по заговору Сеита («Сеитский бунт»), князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Во второй раз монастырь подвергся нападению в 1704 году во время бунта Адларь-Бая Исекеева. В третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году по случаю бунта, происшедшего под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Впрочем, одними калмыцкими набегами бедствия монастыря не ограничивались. Он был осаждаем другими окрестными врагами. К их числу принадлежат две банды разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть во внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Как известно, первые строения монастыря были деревянными. Но опустошительные пожары после набега кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Построенная почти 300 лет назад, сегодня монастырская стена - главная особенность нашего замечательного города.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на божье покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство видно спустя годы пренебрежения.

Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.

Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

Статьи по теме

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, т. е. все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.

Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Общая информация:

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png