Недавно мы отпраздновали 8 марта. В этот прекрасный весенний день каждая женщина хоть немного почувствовала себя сказочной принцессой, а каждый мужчина – добрым принцем для своей любимой.

Одной из самых красивых и заманчивых сказок, знакомых нам с детства, но не забываемых и во взрослом возрасте, является история о Золушке. Эта сказка привлекает нас тем, что даёт возможность поверить в то, что на свете бывают чудеса и что даже несбыточная мечта достижима.

Мы давно привыкли к представлению о Золушке как о бедной работящей девушке, которой очень повезло выйти замуж за принца. Но так ли все просто и очевидно в сказке Шарля Перро? Давайте откроем правду об этой героине и разберемся, в чем же настоящая причина её успеха.

На самом деле Золушка была знатного происхождения: её отец – «почтенный и знатный человек», да и простую семью не пригласили бы на королевский бал во дворец: «сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми».

Золушка была не из бедной, а из обеспеченной семьи. Её сводным сестрам для королевского бала купили дорогие наряды: старшей – «красное бархатное платье и драгоценный убор, который... привезли из-за моря», младшей – скромное платье и «накидку, расшитую золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы». Также чепчики им пошила искуснейшая модистка (и, видно, дорогая), а мушки «купили у самой лучшей мастерицы в городе» (все лучшее – дорого!).

Такое же платье, чепчик и накидку могла бы надеть и Золушка для совместной поездки с отцом, мачехой и сестрами на королевский бал. Если бы не злая воля мачехи, которая в падчерице видела явную конкурентку для своих некрасивых и грубых дочерей.

Золушка не была и невежественной простушкой – очевидно, до смерти матери она успела получить неплохое образование и воспитание, положенное для знатной барышни того времени. Отметим, что девушка великолепно разбиралась в моде, у неё было развито эстетическое чувство (помните, что сестры спрашивали у Золушку, какой выбрать гребень, ленту или пряжку, потому что она лучше их понимала, «что красиво и что некрасиво», да и «никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны» – откуда бы взялся такой вкус у необразованной служанки?!). Когда Золушка находилась во дворце – она, видимо, поразила всех не только своей красотой, богатым выездом и шикарным платьем, но и хорошими манерами (ведь за принцессу не приняли бы простушку, даже одетую в бархат и шелка). Вот пример: Золушка подсела к своим сестрам, сказала каждой несколько приятных слов (это был не только зов доброй Золушкиной души, но и правило этикета того времени, угостила их фруктами, которые поднес ей сам принц). Когда часы пробили без пятнадцати двенадцать, она всем присутствующим поклонилась (опять же, знание норм этикета). И танцевала она великолепно – и это непростые танцы 17 века! – («Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде»), видимо, раньше у неё был учитель танцев.

То есть, по сути, девушка была обеспечена, воспитана и образованна, помимо остальных достоинств, данных ей природой. Почему же она была служанкой в собственном доме? Почему она, казалось, не видела или не хотела признать реальной причины, по которой она не может поехать на бал, а находила для себя и других отговорки? Помните, когда сестры язвительно её спрашивают, хотелось бы ей поехать на королевский бал, она по душевной простоте отвечает: «Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?!».

А дело ведь было не в страшненьком платье и не в дебелых деревянных башмаках. Правда была в том, что Золушка имела право быть во дворце, носить красивые платья, изящные туфельки – ей это право принадлежало даже больше, чем неродным сестрам – это было её наследство – деньги отца. Но она не решалась отстоять свое право – то, что уже принадлежало ей – просто ей трудно было пройти этот путь. Она, видимо, любила отца и не хотела его огорчать «разборками», она была очень «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать». Или, возможно, у неё были навязанные комплексы – она действительно видела себя недостойной того, что имели её сестры. Ей легче было уйти в себя, тяжело работать по дому (хотя денег у её семьи вполне хватило бы, чтобы нанять служанку, да и не одну, или, в крайнем случае, все обязанности четыре женщины в доме могли бы поделить, а не сваливать все на одну беззащитную девушку), сидеть вечерами у камина на ящике с золой (что, ей не нашлось бы какой-нибудь скамейки, чтобы не пачкать единственное латанное и застиранное платьице?), спать на колючей соломенной подстилке на чердаке, не только чистить котлы и кастрюли, мыть лестницы, но и убирать комнаты мачехи и двух её дочерей. И это делала наследница, хорошо воспитанная и образованная! Явное унижение – она могла бы занять любую спальню, иметь кровать под балдахином и резной туалетный столик, а она всего лишь смотрела на эти прекрасные вещи: не как на свои, а как на принадлежащие «обеим барышням», как будто Золушка была не законная дочь, а бедная сирота, принятая на воспитание, но и с сиротой порой поступают намного лучше!

Какая странная ситуация – та, которой могло принадлежать все в доме, была бесправнее служанки. Имея богатства и возможности, Золушка или все видела в другом свете – не решалась признаться себе, что с ней поступают несправедливо, что у неё тоже есть права, или не верила в себя, считая себя недостойной, или её сдерживал страх перед мачехой или боязнь огорчить отца.

Не так ли часто бывает и в нашей жизни, когда у нас есть богатство – потенциал возможностей, когда у нас есть талант, способности, а мы видим лишь преграды и незавидные обстоятельства, застилающие нам глаза – вместо того, чтобы оглянуться вокруг, осмелиться сделать первый шаг, все преодолеть и жить той жизнью, которую мы достойны, которая нам предназначена!

Но у Золушки были чудесный дар, который все-таки помог ей осуществить свою мечту – поехать на бал и выйти замуж за принца. Это – её характер.

Что выгодно отличало Золушку от её сестриц – это её благодарность. Если те как должное воспринимали то, что их сводная сестра ухаживает за ними как служанка, то Золушка была совсем не такая. После первого бала она забежала к крестной-волшебнице поблагодарить её за вечер, полный радости. Так нужно и нам благодарить судьбу, окружающих людей за то, что мы имеем, особенно за успехи, за приятные моменты, даже когда в жизни много и неприятностей – нужно не зацикливаться на негативе, а думать только о хорошем. Без благодарности никто не достигнет многого. Я думаю, крестная очень порадовалась благодарности своей воспитанницы и щедро её наградила – Золушка на следующий день на балу «была еще прекраснее и наряднее, чем накануне».

Еще Золушка была не мстительна, не злопамятна – она никогда не жаловалась крестной на свою горькую судьбу, хотя я хорошо себе представляю, что могла бы сделать женщина, обладающая магическими способностями, с обидчицами бедной девушки – с мачехой и её дочерями. Золушка не держала зла в себе – в двояком смысле – не думала плохо о мачехе и одновременно не отравляла свою душу злобой и гневом – вполне справедливыми в этой ситуации чувствами.

Итак, девушка после первого визита во дворец побежала к крестной – видимо, она делала это и раньше – и весьма нередко – когда, конечно, по дому все было сделано, чтобы мачеха не ругалась. Почему же крестная не помогла ей раньше? Я думаю, что девушка не была еще готова, возможно, у неё не было сильного желания что-то изменить – она мирилась с поведением мачехи, её пока все устраивало – в том смысле, что ещё можно было терпеть, а вот когда дело коснулось важного, когда у Золушки наконец проявилось сильное чувство, желание, мечта – поехать на бал (как она горько заплакала, когда мачеха и «сестры» уехали во дворец!), тут-то и появилась её крестная – волшебница…

Это история учит, что если вам трудно начать изменения в своей жизни самому, найдите человека, способного вас научить, помочь достичь вашей цели.

Золушка давно имела те качества, которые в результате привели её к успеху, нужен был только случай, чтобы они открылись явно и другим. Какого случая ждете вы? Может, пора уже начать действовать? Может, ваш случай уже был, а вы его не заметили?

У нас часто бывает много знаний, и умений, но не хватает решительности, возможно уверенности в себе, но помните: для того, чтобы положить начало исполнению вашей мечты, все нужное, как у Золушки, у вас уже есть!

Идем дальше. Когда её сестры напрасно старались натянуть на свои большие ноги туфельку, которую потеряла загадочная принцесса, девушка улыбалась. Я не думаю, что это было злорадство, просто, наконец, к ней пришло осознание, что и она достойна жить той жизнью, о которой она так мечтала и которая ей предназначена. Она даже сказала с достоинством: «А ведь она, кажется, будет впору мне». Золушка уже не боялась гнева мачехи, недовольства и упреков отца: она узнала свою судьбу – и уже ничто не могло помешать её счастью.

Триумфом Золушки стал момент, когда ей пришлась впору туфелька, – тогда всем, наконец, открылось, кто на самом деле эта девушка в стареньком перепачканном золе платье! Девушка, достойная, по меньшей мере, принца! Но еще большее торжество, когда Золушка достала из передника вторую туфельку и её надела – тут уж никто не стал бы сомневаться, говорить про совпадения: девушке принадлежало настоящее сокровище, которое никто уже не способен был у неё отнять! И что еще примечательное – в этот момент появилась её крестная и снова превратила старенькое платье в ещё более великолепный наряд.

Итак, я призываю вас, дорогие женщины, стать, наконец, доброй феей для самой себя, найти свою мечту и идти за ней, несмотря ни на что – на якобы непреодолимые препятствия, на неверие в вас окружающих, главное – поверьте вы в себя сами, сделайте, наконец, то, о чем мечтаете, идите смело навстречу своей судьбе – и тогда ничто не способно будет вам помешать! http://www.lifeplayer.ru/free_mission/

А вас, мужчины, - чтобы ваша любимая рядом с вами всегда чувствовала себя настоящей принцессой!

Знакомый с детства заманчивый сюжет про падчерицу, которую вся женская половина семьи заставляет работать с утра до ночи, а некогда любящий отец тихо отмалчивается, боясь гнева супруги, продолжает кочевать по просторам литературы, театра и кино. За терпение и усердие Золушку и ее современных клонов непременно ждет награда: однажды появится Прекрасный принц, и ее жизнь изменится навсегда, в чем поможет добрая Фея. И далее, как и положено, они будут жить долго и счастливо.

Но это не так, считает Люция Сулейманова, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Сказка столетиями вводила всех девушек мира в заблуждение, что роль Золушки - самая выгодная. И миллионы из них пытались повторить ее судьбу. Все это время Мачеха и ее дочери были незаслуженно отнесены в черный список злых героинь. А Фее была отведена роль исполнительницы чужих желаний и не более того. Да и Принц вовсе не тот избранник, за которым стоит бежать, роняя хрустальные туфли.

Сюжет сказки и роли каждой из ее героинь не так прямолинейны и однозначны. И принц не так прекрасен, как кажется на первый взгляд. «Я, как и многие советские девочки, тоже когда-то верила, что быть Золушкой хорошо. Это убеждение поддерживалось культурой. Только так, набравшись терпения, можно получить приз: любовь, руку и сердце Принца», - говорит психолог. Но почему тогда многие из нас ведут себя как Золушки, но приза и королевского дворца все нет и нет. Обманчив и финал, согласно которому с последней страницы начинается счастливая, долгая и безоблачная жизнь молодоженов.

Почему психолог выбрала эту сказку, ведь есть множество других историй, которые любимы во всем мире и на героинь которых равняются миллионы девочек, девушек и женщин?

«Я много работаю на Западе, эту книгу мне вообще заказали итальянцы, пишу ее на русском, а переводим на французский и английский, - рассказывает автор. - Мы остановились на «Золушке», потому что в ней, как ни в какой другой популярной сказке, собраны все архетипы, которые мы встречаем в жизни и в которых узнаем себя и других. В ней разыграна та стадия, когда люди начинают отношения, и нам интересно, как они могут развиваться дальше».

Сказку пора перечитывать взрослыми глазами опытных людей, отменив стереотипы и привычные трактовки, считает она.

Заблуждение 1: эта сказка об удаче и вечной любви

На самом деле сказка об отношениях на определенном этапе и о браке со всеми его реалиями.

«Со временем я осознала, что мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, - объясняет Люция Сулейманова. - Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать, и в конце непременно будет приз в виде свадьбы с Принцем».

В какой-то степени сказка рассказывает об успехе, ведь каждый герой реализует свою стратегию получения желаемого результата. Но в большей степени в ней показаны женско-мужские отношения на определенной стадии. У семьи Мачехи и Лесничего есть желание выдать кого-то из дочек замуж. И романтические отношения - а именно они показаны в сказке - лишь часть брака, причем малая.

Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими

«Жизнь поменялась, и отношение к Золушке как хорошему безропотному исполнителю, который в конце получает большую конфету, перестает быть актуальным. Нам только кажется, что сюжет этой сказки вечен именно в своей неизменности. Нет, времена изменились. Архаичному, в старинном духе описанному типажу Золушки, играющему на базовых потребностях мужчины, в современном мире не выжить. Спасать свою женщину и принимать на себя полную ответственность за ее судьбу современные мужчины уже не хотят. И они не готовы, как в прежние времена, поймав свою «добычу» - красавицу в хрустальной туфельке, - остаться с ней навсегда. Теперь мужчина предпочтет, чтобы женщина, ведущая себя как Золушка, все же могла за себя постоять».

Заблуждение 2: принц - это будущий амбициозный Король, только еще не выросший

На самом деле Принц имеет амбиции, но боится проявлять их во дворце и во власти.

Наш Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими: не получивший материнского тепла и ресурса и не сепарировавшийся от нее. Его интересуют прогулки по полям и лесам - это безопасная сфера, где его амбиции могут проявляться, не боясь конкуренции с сильным отцом. От него ждут амбиций, но при всем его наращенном эго он не амбициозен в привычном понимании (корона, жажда власти, многочисленные подданные) - ему не нужно расширять и укреплять государство, подыскивая выгодную партию среди именитых принцесс. Он заложник своего статуса. К тому же он так устал от постоянной охоты на него разных потенциальных невест, что, завидев красивую девушку, не преследующую его, обратил на нее внимание.

Он хотел быть свободным при минимуме ответственности. От него все, начиная с отца и заканчивая подданными, чего-то ждут и требуют. Золушка же ничего не требовала, принимала его таким, каков он есть. И он нисколько не обманывал ее, рассказывая о радужных перспективах их будущего. Просто он как истинный романтик верил в собственную сказку.

Заблуждение 3: Золушка - удачливая яркая девушка

На самом деле Золушка - безынициативная скучная исполнительница, которой через два года Принц изменит. «Истинная Золушка часто формируется в семье, где она - старшая сестра, нянька для младших детей или девочка, рано потерявшая мать и принявшая на себя функции хозяйки, или нелюбимая падчерица, или ребенок эмоционально холодных родителей, изо всех сил старающийся заслужить их одобрение».

Взрослой Золушке по уровню энергетики 6-7 лет. Она хорошая девочка, которая выполняет чужие желания, чтобы угождать и нравиться, в первую очередь отцу. «Иногда они становятся хорошими секретаршами, нередко пожизненно. Часто это молодые жены из категории «принеси-подай», которые красиво сопровождают статусного мужа. Некоторые пребывают в этой роли всю жизнь, удивляясь, почему им каждый раз попадаются не те принцы».

По сути, Золушка так и осталась не выросшим инфантильным ребенком, привычно исполняющим чужие указания и совершенно лишенным собственного опыта. Но какое-то внутреннее чутье подсказало ей единственную верную стратегию: спасаясь бегством, чтобы успеть сохранить временную, не свою маску до последнего удара часов, она пробуждает в Принце инстинкт охотника.

Принц стал бы все чаще посматривать на фрейлин

«Это самая разумная стратегия для нее, и она срабатывает, - считает автор книги. - После свадьбы поначалу они наслаждались друг другом. Она смотрела на него с восхищением. Но время шло, и Принц с некоторой неловкостью стал ощущать скуку все сильнее и сильнее. Милые привычки, словечки и оплошности простушки Золушки уже не забавляли, а раздражали. Ее робость и жалкая улыбка смущали. Она ведет себя как щенок, готовый руки лизать и вилять хвостом! Она такая пассивная, совсем ничего не может без указаний и руководства. А секс… Какой же скучный был с ней секс - поначалу привлекающий своей робостью, но позднее предсказуемый и правильно-безынициативный. И Принц стал все чаще посматривать на фрейлин, которые образованнее и ярче его жены».

Заблуждение 4: роль Золушки принимается раз и навсегда

На самом деле мы в течение жизни примеряем все женские роли из сказки. Реальные отношения в жизни бывают ориентированы на связь (ее называют по-разному: любовь, нежность, близость) и статус. «Если женщине важен статус, то она закроет глаза на отсутствие нежности и теплоты от партнера. И мы видим, что часть героев ориентированы на связь, а часть - на статус. Там, где статус, - всегда амбиции, например, у Мачехи и ее дочек.

Но если рассмотреть сюжет и поведение героев в разрезе отношений, то выясняется: каждый образ - это не отдельный автономный персонаж. Это мы сами, но в конкретных ситуациях и на конкретных этапах жизни и отношений. В разные моменты нужны разные амплуа. Иногда они используются неуместно, и тогда можно услышать: «Ты ведешь себя как ребенок». Это значит, в этот момент в вас не вовремя проснулась Золушка.

Заблуждение 5: хочу быть только Золушкой

Нужно понять, кто вы на сегодняшний момент и насколько ваша текущая роль эффективна - может, пора ее поменять?

«Если застрять в определенной роли, то отношения, а мы помним, что эта сказка именно о них, не будут развиваться и с высокой вероятностью завершатся, оставив после себя разочарование и горечь. Стоит проверить, какую роль на данном этапе вы играете. Что она вам дает, какие ограничения накладывает? Не задержались ли вы в ней? Это не значит, что от роли Золушки нужно однажды и навсегда избавиться, как от ненужного, отслужившего свое балласта. Нет, очень важно сохранить в себе Золушку как магическую составляющую внутреннего ребенка, историю магического мышления, действенную веру в чудо, силу желания и системность».

Золушка - это девочка 6-7 лет, всеми силами оправдывающая ожидания семьи, поэтому она исполнительна. Мачехина дочка - пубертат, когда море по колено и сам Господь Бог не конкурент. Там много самоуверенности и гормонов, иногда отключающих мозг. Порой, желая достичь какой-то цели: карьеры, штампа в паспорте с желанным принцем, мы разучиваем именно эту роль.

Меган Маркл если и была Золушкой, то только до того момента, как вошла во дворец

Мачеха - это «антикризисный менеджер», который для стратегической задачи семейной системы принимает непопулярные решения. Часто, когда в семье нет денег, муж залежался на диване или дети перестали понимать, чего хотят, в женщине «включается» Мачеха.

Фея - женщина, исполняющая чужие желания, потому что не может иначе. Она прирожденный спасатель или Бэтмен в юбке. «Часто женщины совершают ошибку, становясь феями сразу после свадьбы. Ко мне нередко приходят дамы зрелого возраста после развода, которые долгие годы давали ресурс мужу, отцу их детей, поднимали его, полагая, что детям нужен стабильный и успешный отец». Сейчас, когда дети выросли, разлетелись, их мужчина решает начать все с чистого листа с другой женщиной - Золушкой или Мачехиной дочкой. Многие думают, что известные женщины - Наталья Водянова, леди Диана, молодая жена принца Гарри Меган Маркл - и есть современные Золушки. Но они если и были таковыми, то ровно до того момента, как вошли во Дворец. А дальше они сбросили хрустальные башмачки и сменили роль на ту, которая помогла им закрепиться на новой высоте. Чего, увы, сказочная героиня не сделала».

Об эксперте

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Ее сайт .

Вы никогда не задумывались, как сложилась судьба Золушки и Принца после того, как повествование сказки оборвалось на слове «конец»? Великолепная история любви, торжество справедливости, роскошная свадьба и намек на долгую и счастливую жизнь вместе – знаменитая сказка раскрыла перед десятками поколений девочек одну важную истину: «будешь много трудиться и заботиться о других – и воздастся тебе по заслугам». Чему же история о Золушке нас так и не научила – так это тому, что эту самую важную истину полезно иногда разделить надвое.

«Все мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, – пишет в своей книге «Как попасть во дворец, если ты не Золушка» клинический психолог Люция Сулейманова. – Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть вот такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать – и непременно из воздуха соткет и наколдует всяческих приятностей какая-нибудь залетная фея, и жизнь окончательно удастся. При этом остальных героинь – Мачеху и ее Дочек – мы привыкли считать лишь жестокими и не стоящими внимания и интереса злодейками, а Фею – просто инструментом для раздачи наград хорошим девочкам».

Дрю Бэрримор и Дюгрей Скотт в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

В своей книге Люция описывает, что случается с женщинами, которые так и не выросли из роли Золушки в отношениях с мужчинами (и не только). Вот из самого очевидного: скандалы в семье, скука в браке, измены со стороны «принца», несчастная, скрывающая свое надовольство «Золушка» и, как следствие, развод. По крайней мере, именно так сложится судьба искренней, чистой и наивной девушки, если она вовремя не поймет, что живет по одному-единственному и неэффективному шаблону. Как же это понять – рассказываем подробнее на основании наблюдений и исследований психолога.

Посмотрите на себя: быть может, вам стоит что-то поменять в своей жизни, если вы…

Всегда пытаетесь его «спасти» (и неважно, от чего)

Именно это однажды и сделала наша сказочная Золушка, придя на бал и выцепив Принца из лап хищных и жестоких красоток, падких лишь на его деньги и положение. В качестве стратегии для знакомства это сработало. Но будет ли работать дальше? Большой вопрос.

Кадр из советского м/ф "Золушка" («Союзмультфильм», 1979 г.)

Проблема всех Золушек в том, уверена Люция Сулейманова, что они всегда готовы поставить чьи-то интересы выше своих. Взять хотя бы отца нашей героини, который с легкостью позволил злой Мачехе сделать свою дочурку семейной прислугой. «На самом деле, для своего отца Золушка всегда была на последнем месте, но она упрямо вуалировала его истинный, слабый характер и верила, что он все сделает из любви к ней», – отмечает психолог.

Эдакая жертвенность трогает мужчину и продолжает трогать какое-то время после свадьбы. Искренность и непосредственность Золушки подкупает, равно как и ее желание окружить любимого чрезмерной заботой, предупредить все его желания, поставить его в центр собственной Вселенной, быть всегда рядом, покорной, некапризной. Удобной.

Путаете заботу и хлопотливость

Золушка расценивает как чудо тот факт, что на нее обратил внимание сам Принц. Большой парадокс: несмотря на то, что подсознательно она постоянно жаждет пожертвовать собой во спасение любимого, она так же считает, что это ее только что спасли. И надо быть благодарной. Вот только в этом чувстве бесконечной благодарности Золушка теряет саму себя, собственную индивидуальность, полностью сливаясь с личностью своего спасителя, своего Единственного. А может, и не было никакой индивидуальности?

Янина Жеймо и Эраст Гарин в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

Благодарность – хорошее чувство, но не тогда, когда оно проявляется в пассивной услужливости. Но беда в том, что Золушка умеет проявлять заботу только так – прислуживая любимому, как она когда-то прислуживала Мачехе и ее Дочерям. Словно послушный щенок, она смотрит на хозяина влюбленными глазами в ожидании очередной команды. То же и в сексе – полное подчинение, покорность и никаких собственных желаний. Словно это то, что она просто обязана дать своему Принцу, который вытащил ее из лап Мачехи и перевез во дворец. И не дай бог ей самой получить удовольствие.

Потому что только так счастлива Золушка – когда она слаба, послушна, когда ей трудно и тяжело. Ведь тогда и ценность награды, которая ей полагается за старания, выше. Вот только никакой награды не будет: добрая Фея не прилетит снова, а если и прилетит – то ничем не поможет. «Золушка никогда не была ведущей, всегда ведомой, – пишет Люция. – Изначально она пассивна в целях и не умеет мечтать, у нее нет навыков планирования и трансформирования идей в реальность. Бесконечно отдавая, она находится вне взаимного обмена, который лежит в основе успешных отношений. И не получая отдачи, ответной энергии, она теряет баланс и начинает злиться».

Либуше Шафранкова в к/ф "Три орешка для Золушки" (реж. Вацлав Ворличек, 1973 год)

Не можете без него жить

Предположим, уехал Принц на охоту. Или заперся в кабинете, чтобы поработать. Что будет делать Золушка? Перемоет всю посуду, прогнав предварительно прислугу, погладит его носки, уложит спать детей. Все это она переделает за час-два. А дальше? Может, перемоет посуду по второму кругу. А может, начнет наивно стучаться в дверь к своему принцу, чтобы узнать, не нужно ли чего. И будет удивляться, что тот ей не открывает.

Янина Жеймо в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

«Наполненное содержанием личное время – одна из поначалу кажущихся непосильных задач, ведь Золушка привычно живет чужими заботами, – рассказывает Люция Сулейманова в книге. – Своих желаний не имеет, искренне полагая ими бесконечные хлопоты вокруг других. То есть технически создать в ежедневнике пункт «личное время» легко, а вот докопаться до самой себя, своих «хочу» – ох как непросто». Золушка, застрявшая в собственном шаблоне поведения, никогда не поймет, чего хочет на самом деле. А Принц в определенный момент устанет искать для нее занятие. И разведется с ней. Ибо от той таинственной красавицы, заворожившей его на балу, уже не осталось и следа.

Когда полезно быть Золушкой

Лили Джеймс и Ричард Мэдден в к/ф "Золушка" (реж. Кеннет Брана,2015 год)

Да, совсем скоро прекрасный Принц разочаруется в своей Золушке, но если в этот момент ему посчастливится встретить мудрого человека, то он, скорее всего, услышит следующие слова: «А не нужно было очаровываться».

Впрочем, проще сказать, чем сделать. Ведь если вспомнить первый день их встречи, то не останется никаких сомнений: тогда Золушка действительно была великолепна. Такая необычная, непохожая на других, трепетная, влюбленная… И такая недоступная. Ведь чуть пробила полночь, она со всех ног умчалась от него, оставив на память о себе лишь туфельку. Настоящая девушка-загадка.

«В этот момент (в полночь – прим.ред. ) Золушка совершает единственное свое верное действие: выбирает, пусть и невольно, правильную тактику побега, – убеждена Люция Сулейманова. – Не в том дело, что она движима ужасом перед тем, как волшебство рассеется и закончится сладкая иллюзия, наведенный шик-блеск-красота. Принц-то не знает, что она убегает из страха перед последним ударом часов. Он знает только, что она в принципе убегает».

Кадр из американского м/ф "Золушка" (Walt Disney Productions, 1950 г.)

И это, убеждает нас психолог, единственно правильная стратегия всех Золушек – ускользать, пробуждая в заинтересовавшем мужчине инстинкт охотника. Предлагая ему увлекательнейшую ролевую игру.

Впрочем, беда в том, что каноническая Золушка даже не поймет, что она использует какую-то там стратегию. Как и не поймет, что эта стратегия нужна ей снова, когда Принц, поймав добычу, потеряет к ней интерес.

Что делать

Дрю Бэрримор в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

Для начала осознать, что Золушка – это отнюдь не тот идеал, на который нужно всегда равняться. Далее – постараться избавиться от токсичного шаблона поведения, «выйти из деструктивной программы, изменить заданный стереотип». Перестать быть Золушкой трудно – прежде всего, из-за вечного комплекса жертвы. Но вполне возможно. Особенно если посмотреть на то, как сложились судьбы других героинь сказки: Мачехи, Мачехиной Дочки, Феи и Королевы.

Стоп. Какой еще Королевы, спросите вы? Ведь в сказке не было никакой Королевы. В один день ею должна была бы стать Золушка, но она, как нам стало известно теперь, съехала из дворца и вернулась к грязным кастрюлям и друзьям-мышам. Между тем, в своей книге Люция рассказывает и о ней – как об идеале, умеющим в нужный момент включать в себе и Золушку, и Фею, и Мачеху с ее Дочкой (иначе говоря, социальные роли).

Впрочем, для того, чтобы стать Королевой, будет полезно узнать о том, как ведут себя в реальной жизни другие персонажи сказки – в том числе и мужчины. Обо всем этом Люция Сулейманова живо и подробно рассказывает на страницах книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка», приобрести которую можно в издательстве Maier , в магазине «Подписные издания» (г.Санкт-Петербург), а также в ряде других магазинов, список которых будет опубликован на сайте Люции Сулеймановой .

Люция Сулейманова ─ практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук, эксперт Первого и других телевизионных и радиоканалов, эксперт Forbes, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, автор и ведущая тренингов «Встань и иди», «Ловушки любви», «Жизнь после предательства», «Секс, гормоны и рок-н-ролл».
Личный сайт автора: luciasuleimanova.ru

Фото: кадры из фильмов, архивы пресс-служб

Это здорово, ребята. Верьте нам в этом.

В эту пятницу (13 марта) по всей стране зрители влюбятся в «Золушку»... снова. Уже в который раз.

Тем не менее, мы сообщаем вам, что режиссер Кеннет Брана, Лили Джеймс – исполнительница главной роли, очень приятно пересказали, хоть и чрезвычайно знакомую, но абсолютно волшебную историю Золушки так, что любой взрослый (даже бездетный!) при просмотре почувствует себя совершенно счастливым.

И вот почему:

1. Химия между двумя исполнителями главных ролей очаровывает.

Единственный наиболее важный элемент в истории любви – химия между двумя исполнителями главных ролей, так что спасибо тебе, фея-крёстная, за изначальную химию Джеймс и Ричарда Мэддена. Многие сказки превращают исполнительниц главных ролей в этаких девиц, а их принцев в мягкотелых типов без индивидуальности, но «Золушка» позволяет охарактеризовать Джеймс как решительную, а принц Кит в исполнении Мэддена на самом деле достоин звания «Прекрасный».

К тому же мы на самом деле полагаем, что, встретившись до большого бала, вместо обычной «любви с первого взгляда» при помощи потрясающей ситуации с бальным платьем, оба эти персонажа влюбились в особенности личностей друг друга.



2. Кейт Бланшетт заставляет зло выглядеть здорово.

Гламурная, физически впечатляющая Бланшетт отработала каждый цент из, вероятно, астрономического гонорара, полученного за «Золушку». Хорошо украшенная актриса полностью доминирует в каждой сцене, где появляется, что прекрасно подходит к этой теме. Вы с легкостью можете увидеть, почему Синди подчиняется каждой ее команде, и к концу фильма, MTV News одновременно страшились ее появления и стремились к ее разоблачению, – красноречивый символ великой злодейки.



3. Костюмы и сценография – натуральное сказочное волшебство.

Гипнотическое синее бальное платье Сэнди Пауэлл уже стало культовым, и это только после предварительных просмотров. К счастью, остальной дизайн фильма так же очарователен: небольшое, но идиллическое, расположенное на скалистых склонах, королевство принца Кита выступает в качестве идеального места для волшебного романа. Проще говоря, в следующем году мы ожидаем увидеть «Золушку» в списке номинантов по костюмам и воплощению дизайна костюмов.



4. Он разноплановый.

Конечно, большинство исполнителей «Золушки» белы как снег, но они наняли несколько вспомогательных актеров с другим цветом кожи, и не только играть представителей класса слуг. И это, определенно, шаг в правильном направлении.



5. Исполнители ролей второго плана ужасно забавны.

Хелена Бонэм Картер, как причудливая, гламурная добрая фея-крёстная, которая распознает в нелепой стекляшке обувь? Есть. Восхитительная выдающаяся Хейли Этвелл, как невероятно совершенная мать Золушки? Дважды есть. Стеллан Скарсгард, как злодей герцог в комплекте с подкрученными зловещими усами? Есть, есть, есть.

Мэдден и Джеймс великолепны, но они, конечно, не знаменитости – так Брана принял мудрое решение, когда подобрал на роли стада гусей звезд большого экрана (и Этвелл, которая достаточно скоро появится там ), что пополнит кассу долларами.



6. Они действительно рискнули со всеми этими животными штучками.

К их чести, искренностью Золушка приближается к некоторым наиболее манерным, наиболее волшебным элементам сказки. (В отличие от версии Дрю Бэрримор в «Истории вечной любви» 1998 года, которую мы так же любили.) Здесь нельзя найти ничего издевательского, что особенно заметно при таких волшебных моментах, в основном, с друзьями-животными Золушки. Они говорят с ней (просто не на английском) и существенно наделены человеческими качествами, но ничто не выделяется так сильно, как превращение феей-крестной ящерицы в ящерицу-человека, и актер в полном смысле слова исчезает. Ради. Этого. Вы поймете, когда увидите это. Он – мой настоящий герой.



7. Это невинная забава.

Все вышеупомянутое в основном выражается в этом одном простом моменте: «Золушка» – чистая, невинная забава. Вы можете потеряться в его физической красоте, милых, все еще старомодных представлениях о романтике, его магии, и у большинства его персонажей нет и следа пессимизма или постыдности.

Конечно, вы как сформировавшийся взрослый, вероятно, понимаете, что не должны полагаться на прекрасного принца, который унесет вас прочь, но в отсутствие какого-либо низкопоклонничества, анти-феминистских элементов, которыми приправляли истории о Золушках прошлых лет, нет причин не любить «Золушку».

7 причин, почему «Золушка» является волшебно обязательной для просмотра


«Выпрями спину, ты же будущая принцесса», - говорит женщина за соседним столом в ресторане. Она обращается к дочке лет пяти, которая действительно выравнивает спинку, умильно поджимает губу и осторожно подносит вилку к макаронам. Каких-то династических признаков у ребенка я при этом не вижу, но мама знает лучше. «Фу, как ты растрепалась! Такую принц никогда не полюбит», - раздается на детской площадке питерского двора. Это мама хочет расчесать шестилетнюю Любочку, которая играет со своими подружками в догонялки. Принц в планы девочки в этот момент точно не входит.

Принц и принцесса - персоны для современного человека мифические. Нет, конечно, в Европе сохранились династии, но давайте будем честны: эти ребята давно уже не походят на персонажей, которых хочется ставить в пример детям, они обычные люди с земными проблемами. Поэтому мне кажется, когда мама говорит что-то подобное, она вкладывает в эти слова образ героя, взятого из детской литературы, понятный ее чаду. И я, как человек, пишущий сказки и с удовольствием читающий чужие, предлагаю подумать о том, что мы несем своим дочерям, желая вырастить из них принцесс, ожидающих принцев? Давайте возьмем за основу, например, всем известную «Золушку».

Это не только узнаваемая, но и древняя сказка: встречалась она на египетских папирусах, существует ее итальянский пересказ начала XVII века, французский вариант Шарля Пьеро и, конечно, кровожадная и потому наиболее приближенная к жизни версия Братьев Гримм. Но важно то, что сюжет, согласно которому бедная девушка чудом оказывается на балу, где в нее влюбляется принц, выходит за него замуж, и уже это само по себе является счастливым концом, сегодня вызывает сомнения.

Эта история, как и любая другая, идущая из народа и лишь записанная сказочниками, придумана простыми людьми далеко не в XXI веке. Передавалась она из уст в уста в крестьянских домах в бедных кварталах городов сотни лет назад. В те времена единственным шансом женщины повысить свой социальный статус было выйти замуж за человека выше по положению. Наверное, тогда «выйти замуж за принца» действительно было счастливым «концом» не только для самой девушки, но и для всей ее семьи. Хотя и тут мне хочется усомниться, потому что слишком уж много возникает вопросов. А как себя чувствовала Золушка, когда она оказалась на приеме в честь датского посла и выяснилось, что все говорят на иностранных языках, а она нет? А им было, о чем поговорить с принцем, увлеченного древнегреческой философией? А каково было самой Золушке чувствовать себя бедной родственницей? А ее папа был желанным гостем во дворце?


Сценарий «выйти замуж за принца» уже давно не является идеалом женского счастья, да и «жениться на принцессе» - спорный вариант для современного мужчины. Счастливым в нашем бурное свободолюбивое время можно назвать союз максимально равных и созвучных между собой людей. Конечно, стопроцентных совпадений не бывает, но глупо отрицать тот факт, что чем больше общего у пары, в том числе в социальном статусе, тем меньше коэффициент сопротивления и тем лучше состыкуются шестеренки сложного механизма под названием «семья». Так почему до сих пор звучат все эти «принцессы» и «принцы» в педагогических речах родителей абсолютно не королевского происхождения?

Приходишь потом в ресторан «Ginza», а там все столы золушками забиты, только принцев нет, а если есть, то лысеющие и с барсетками. Девушек хозяева дорогих ресторанов называют не «принцессами», а «чайками», потому что те только заказывают чай и часами ждут. Мне не жалко рестораторов, столов, принцесс с лысеющими принцами, пусть сидят, но я бы не желала такой судьбы своим дочерям.


Справедливости ради, замечу, что историй с подобным сюжетом, идущих из прошлых веков, много: «Рапунцель», «Белоснежка и розочка», немецкий и шведский фольклор, наш русский Иван-дурак тоже в конце каждой сказки не прочь на царевне жениться. А в «Золушке», кроме выделенной мной сюжетной линии, можно найти много полезного для современной девочки: не встречать по одежке, судить о человеке по его поступкам, не держать зла и уметь прощать. Это лишь маленькая часть того, на что можно обратить внимание ребенка в этой красивой древней истории. Ну а выйти замуж за принца - если только очень захочется.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png