Фото: Богородице-Алексеевский монастырь

Фото и описание

Богородице-Алексеевский монастырь в Томске – это одна из культовых достопримечательностей города. Монастырь был основан в 1605 г. на реке Большая Киргизка, в девяти верстах от города Томска. Тогда он носил название Усть-Киргизский. Несмотря на то, что обитель имела очень хорошее укрепление и находилась в окружении оборонительных рвов, она постоянно подвергалась набегам татар и кочевых киргизов.

В 1656 г. в результате пожара полностью сгорел деревянный храм монастыря. В 1657 г. обитель перенесли на новое место - Юрточную гору, Томский острог. В 1662 г. на территории монастыря был построен первый деревянный трехпрестольный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, с двумя приделами, посвященными мученикам Флору и Лавру, и преподобному Алексию, человеку Божию.

В 1681 г. монастырь являлся одним из старейших сибирских храмов, поэтому царь Феодор Алексеевич принял его под личное покровительство. В 1698 г. при монастыре открыли первую в Томске школу. С XVII ст. здесь начала действовать первая в городе богадельня и больница. В 1764 г. Богородице-Алексеевский монастырь вошел в число штатных и был причислен к третьему классу.

Первый камень современного храма монастыря заложили в 1776 г. Через три года состоялось освящение боковых приделов, а в 1789 г. - главного придела храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм был построен в архитектурных традициях школы Сибирского барокко, став первым каменным сооружением города. На территории Богородице-Алексеевского монастыря находится один из древнейших погостов Томска.

В 1830-е гг. вокруг монастыря возвели каменные стены и башни-часовни. Автором данного проекта выступил томский архитектор К. Г. Турский. На территории монастыря находились летние кельи, озеро, сад и кладбище, а южнее - монастырская роща, которая сохранялась до начала XX ст.

В 1922 г. монастырь закрыли. В 1941-1945 гг. его использовали в качестве военного госпиталя. Через некоторое время монастырские здания, в том числе и частично разобранную Казанскую церковь, передали Томскому педагогическому техникуму. В 1992 г. здание Казанской церкви и часть келейного корпуса передали в ведение Томскому благочинию РПЦ. Монастырь восстанавливали практически из руин.

На сегодняшний день Богородице-Алексеевский монастырь - один из самых старых действующих православных монастырей на юге Сибири.

Богородице-Алексеевский монастырь - православный мужской монастырь в Томске, находится в юрисдикции Томской епархии Русской православной церкви.

Монастырь был основан в 1605 году при устье реки Киргизки на Юртачной горе. Страдал от набегов сибирских народов (калмыков, телеутов, киргизов). В 1656 году была сожжена единственная монастырская церковь Казанской иконы Богородицы. После этого было принято решение перенести монастырь в более безопасное место на берег речки Ушайки. Строительство нового монастыря было завершено в 1663 году.

Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа - Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нем содержались и светские лица. Так, в конце 1720-х годах в монастыре под арестом находился Абрам Ганнибал (прадед Александра Пушкина), сосланный в Сибирь по указания князя Меншикова.

Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.

В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верущих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.

В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

Паломнические поездки к Богородице-Алексеевскому монастырю в г. Томск

Томский Богородице-Алексеевский мужской монастырь Томской епархии

Зарождение обители

Один из старейших монастырей в Сибири . Основан в году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога , и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким .

В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место.

На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар.

Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила:

"Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге" .

В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.

Хозяйственная деятельность

Миссионерская деятельность

С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром.

Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в году. В году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.

После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.

В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой "...обрубок старинного здания с остатками купола". Ко времени начала воссоздания монастыря в конце века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.

В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня св. Феодора Томского

Храм при вратах

Построен в конце XX - начале XXI века.

Святыни

в синодальный период

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского , в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери , приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи , Лазаря Четвертодневного , сщмч. Игнатия Богоносца , вмч. Евфимии Всехвальной , свтт. Феодосия Черниговского , Никиты Новгородского , Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского , Филарета Московского , Иннокентия Московского , прпп. Иова Почаевского , Нила Столобенского , блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы , явившая чудо мироточения Великим Постом года

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 - 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 - 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 - 1698)
  • Иона (1698 - ?) архим.
  • Павел (1703 - 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 - 1706) архим.
  • Савватий (1706 - 1711) архим.
    • Иосиф (1711) иером.
  • Василид (1711 - 1722) архим.
  • Сильвестр (1722) архим.
    • Дионисий (1723) иером.
  • Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 - 1733)
  • Рафаил (1733 - 1738) иером.
  • Лаврентий (1738 - 1744) архим.
  • Авксентий (1744 - 1746) иером.
  • Герасим (1746 - 1750) иером.
  • Феодосий (1760 - 1769) архим.
  • Нафанаил (1769 - 1774) игум.
  • Прокопий Петров (1774) прот.
  • Филофей (1775 - 1777) игум.
  • Виктор (Калиновский) (1777 - 1780)
  • Алексий Михайловский (1780) прот.
  • Иннокентий (1781 - 1786) игум.
    • Григорий Стефановский (1805 - 1807) прот.
  • Феофилакт (1807 - 1818) архим.

Богородице́-Алексе́евский монасты́рь - православный мужской монастырь в Томске, находится в юрисдикции Томской епархии Русской православной церкви.

История

Сведения о времени основании монастыря расходятся - по одним источникам он был основан в 1605, по другим - в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»

В 1630-1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).

В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.

Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа - Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.

Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».

В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Г. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря - монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.

Новая история

В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верущих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.

В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.

Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану.

Современность

В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.

Настоятели

  • 1605-1663 Ефрем (Березовский) первостроитель
  • 1660-1668 схиигумен Исаия
  • 1698 Иона-грек
  • 1901-1908 архимандрит Иона (Изосимов)
  • 1999-2013 игумен Силуан (Вьюров)
  • с 2013 года игумен Кирилл (Умрилов)

Известные личности

В 1729 году в монастыре в заточении провёл несколько месяцев Абрам Петрович Ганнибал.

В 1991 году территорию монастыря посетил Патриарх Алексий II.

Монастырский некрополь

Могила Фёдора Кузьмича (фотография начала XX века)

Весьма вероятно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, то есть с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значительный участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные жители Томска, здесь были могилы и «тех благочестивых лиц», которые внесли при жизни вклады на благо монастыря - золотопромышленник И. Д. Асташев, борец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (среди городских обывателей ходила легенда, по которой из могилы ещё долго раздавался истошный крик: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров, историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В советское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение здесь было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

Сейчас некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некоторые захоронения.

Старейший в Сибири Богородице-Алексеевский мужской монастырь был основан в 1605 году в устье речки Большая Киргизка. В 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору, где и срубили деревянную церковь во имя Алексия Божьего Человека. В 1754 году церковь сгорела от удара молнии. На ее месте в 1789 году построен каменный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. С 1746 года при монастыре существовала первая на томской земле школа - Томское русское духовное училище.

В 1923 году территория монастыря целиком была отдана под охрану государства, но тем не менее, в 1928-1930 годах была снесена колокольня, частично разобрана церковь, а территория застроена новыми домами. С 1979 года Казанский собор реставрируется.



Каменный замок монастыря с четырьмя наугольными башнями и тремя святыми воротами был построен в 1836-1839 гг. по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора К.Г. Турского. Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 г. по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1979-1995 гг. производились работы по реставрации Казанского храма монастыря в его первоначальном виде. В 1992 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось открытие монастыря.

По материалам сайта tomsk.gov.ru



В. Богородице-Алексеевский монастырь, 3 класса, в Томске. Основан не ранее начала XVII века, в 7 верстах от Томска, при устье реки Киргизки, и назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов кигизов и калмыков перенесен в 1656-1662 годах на настоящее место. В монастыре хранится деревянный крест 1662 года и рукописный синодик. На кладбище в ограде монастыря погребен старец Федор Кузьмич.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска "...по их согласному выбору места". И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности. В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель - схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад "со стороны калмацкого [калмыцкого] прихода", самая значительная из которых была в 1668 году.

Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила: "Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге".

В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия. В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.

К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 "мужских ревизских душ".

На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии. В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.

С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром. Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.

В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска. В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище. В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-"Гимназиарха" (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище. В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как "довольно обширная" и имеющая хорошее устройство.

После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.

С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом. По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный. С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.

В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.

В 1882-1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария. В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.

Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. "Архимандритскую". Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание. В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти. Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.

Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение. Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов. В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.

В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.

В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря. До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим. В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора. В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

Казанский храм. Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь в 1789 году был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря. После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана. В начале 1980-х годов храм представлял собой "... обрубок старинного здания с остатками купола". Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма. В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня св. Феодора Томского. В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский - небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат - покровитель старца Феодора Кузьмича. В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий. В 1997-1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

Трехсвятительский храм.

Храм при вратах. Построен в конце XX - начале XXI века.

https://drevo-info.ru/articles/23888.html



Летопись монастыря

1605 г. - Основание Усть-Киргизского (Богородского) мужского монастыря в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка.
1606 г. - половодьем сносятся церковь и монастырские постройки. Монастырь переносится на более высокое и безопасное место вверх по течению реки.
1620 г. - с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии (до этого находился в составе Вологодской епархии).
1656 г. - случился пожар, уничтоживший новый деревянный храм обители. Монастырь переносится в Томск на Юрточную гору.
1656 г. - Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю первый надел земельных владений за пределами Томска.
1662 г. - в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия Человека Божия и мучеников Флора и Лавра.
1663 г. - завершение строительства монастыря на новом месте.
1681 г. - монастырь в числе трех старейших сибирских обителей принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.
1695 г. - игумены Богородице-Алексиевского монастыря получают сан архимандритов.
1698 г. - в монастыре была открыта первая в Томске школа.
С 17 века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня.
1746г. - в монастыре открывается русское духовное училище.
1750-е г.г. -архим. Исайя установил «начальствующий монастырский благовест»: городские церкви должны были начинать и заканчивать колокольные звоны по звону монастырской церкви.
1764 г. - монастырь становится штатным и причисляется к 3-му классу. Его настоятели вновь становятся игуменами.
1769 г. - к томской обители был присоединен Кузнецкий Христорождественский монастырь.
1776 г. - закладывается первый каменный храм обители.
1779 г. - освящаются боковые приделы нового храма в честь преподобного Алексия Человека Божия и мучеников Флора и Лавра.
1789 г. - освящается главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
1807 г. - восстановление архимандритии в монастыре.
1818 г. - при монастыре устроена русско-латинская гимназия.
1820 г. - гимназия преобразована в Томское духовное училище.
1834 г. - открытие Томской епархии.
1835 г. - Богородице-Алексиевский монастырь становится резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом.
1836 г. - начата постройка каменной монастырской ограды.
1860 г. - строится колокольня каменного собора.
1863 г. - в обители установлен «Торжественный» 303-пудовый колокол.
1864 г. - кончина старца Феодора Кузьмича (св. прав. Феодора Томского).
1884 г. - в монастыре был построен каменный настоятельский корпус.
1891 г. - обитель посещает Цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай II.
1904 г. - над склепом св. Феодора Томского возводится каменная часовня.
1908 г. - настоятелями Богородице-Алексиевского монастыря становятся викарные епископы с титулом «Барнаульский».
1923 г. - закрытие монастыря; последним настоятелем обители был архимандрит Ираклий (Попов), который, впоследствии став епископом на Урале, расстрелян в 30-х годах.
1923 г. - многочисленные явления св. прав. Старца Феодора Томского у часовни и над стенами обители.
1936 г. - сгорело, было перестроено и отчуждено от монастыря здание архиерейского дома и домовой церкви.
1936 г. - была разобрана часовня св. прав. Феодора Томского.
1937 г. - была подожжена загородная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
1941-45 г.г. - в монастыре располагается военный госпиталь.
1960-е г.г. - разбирается каменная ограда и ворота обители.
1991 г. - территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II.
1992 г. - епископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил торжественное открытие Томского Богородице-Алексиевского монастыря.
1995 г. - обители был передан отреставрированный Казанский собор.
1995 г. - состоялось обретение мощей св. прав. Феодора.
1996 г. - возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.
1996-1998 г.г. - восстановлена часовня св. прав. Феодора Томского.
1999г. - наместником монастыря был назначен ныне действующий игумен Силуан (Вьюров).

http://tbam.ru/O_monastire/Istoriya_i_sovremennost/

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png